Курс лекций по дисциплине «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 21:05, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста».

Файлы: 1 файл

развитие речи.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

А. А. Леонтьев выделяет три способа осознания: произвольность речи, вычленимость, собственно осознание. В дошкольном возрасте сначала формируется произвольность речи, а затем происходит вычленение ее компонентов. Осознанность является показателем степени сформированности речевых умений.

Методические принципы развития речи

  • Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования.

В процессе развития одной из сторон речи одновременно развиваются и  другие. Работа над лексикой, грамматикой, фонетикой не является самоцелью, она  направлена на развитие связной речи. В центре внимания педагога должна быть работа над связным высказыванием, в котором суммируются все достижения ребенка в овладении языком.

  • Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования.

В процессе развития одной из сторон речи одновременно развиваются и другие. Работа над лексикой, грамматикой, фонетикой не является самоцелью, она направлена на развитие связной речи. В центре внимания педагога должна быть работа над связным высказыванием, в котором суммируются все достижения ребенка в овладении языком.

  • Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

 От мотива, как важнейшего  компонента в структуре речевой  деятельности, зависит качество  речи и в конечном итоге  мера успешности обучения.

В повседневном общении мотивы определяются естественными потребностями ребенка во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке.

В процессе НОД нередко исчезает естественность общения, снимается  естественная коммуникативность речи: педагог предлагает ребенку ответить на вопрос, пересказать сказку, что-то повторить. Важными задачами являются создание педагогом положительной мотивации для каждого действия ребенка в процессе обучения, а также организация ситуаций, вызывающих потребность в общении.

  • Принцип обеспечения активной речевой практики.

Язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики. Речевая активность является одним  из основных условий своевременного речевого развития ребенка. Повторность  употребления языковых средств в  меняющихся условиях позволяет выработать прочные и гибкие речевые навыки, усвоить обобщения.

Речевая активность – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Поэтому важно приучать детей  к активному восприятию и пониманию  речи педагога.

Методика развития словаря

  • Понятие словарной работы и ее значение
  • Особенности развития словаря детей дошкольного возраста
  • Задачи и содержание словарной работы в детском саду
  • Методика словарной работы в возрастных группах

Понятие словарной  работы и ее значение

  • Словарная работа - целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.
  • Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
  • Свойства слова:
  • фонетическая выраженность,
  • грамматическое оформление,
  • семантическая валентность, т.е. наличие значения и способность слова сочетаться с другими словами.

 

  • Методический вывод о необходимости овладения словом в единстве его лексического, грамматического значений и языковой формы (звуковой, морфологической) на основе активного использования в речи.

 Следует различать значение и смысл слова.

 Смысл – это содержание слова в речи, в определенном контексте.

Слово в речи может  приобретать различные смысловые  и эмоционально-экспрессивные оттенки  в зависимости от своего сочетания  с другими.

Сравните:

  • тяжелый груз;
  • особенно тяжелые испытания выпали на нашу долю в начале войны.

 

Большая роль в изменении смысла слова в речи принадлежит также интонации, с которой оно произносится.

Значение слова можно определить на основе установления трех сторон:

  • соотнесенности слова с предметом,
  • связи слова с определенным понятием,
  • соотнесенности слова с другими лексическими единицами внутри лексической системы языка.

Усвоить значение слова – значит овладеть всеми его сторонами.

 

В словарной работе с  дошкольниками можно выделить два  аспекта.

  • Первый аспект заключается в освоении ребенком предметной отнесенности слов и их понятийного содержания.

Он связан с развитием  познавательной деятельности детей  и осуществляется в логике предметных связей и отношений.

В дошкольной методике развития речи этот аспект представлен прежде всего в работах

Е. И. Тихеевой, М. М. Кониной, Л. А. Пеньевской,

В. И. Логиновой, В. В. Гербовой, А. П. Иваненко,

В. И. Яшиной.

 

  • Второй аспект заключается в усвоении слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами.

Здесь особое значение приобретают ознакомление детей с многозначными словами, раскрытие их семантики, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов, т.е. развитие смысловой стороны речи.

Это направление в  большей степени представлено в  работах Ф. А. Сохина и его учеников (О.С.Ушаковой, Е.М.Струниной и др.).

Оба эти аспекта взаимосвязаны  между собой, и, безусловно, работа над  смысловой стороной слова становится возможной лишь при усвоении детьми предметного, понятийного содержания слова.

 

Задачи и  содержание словарной работы в детском саду

В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в  трудах

  • Е. И. Тихеевой,
  • О. И. Соловьевой,
  • М. М. Кониной

1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе.

2. Закрепление и уточнение словаря: углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

3. Активизация словаря: новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях.

4. Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).

 

Принципы словарной работы

Усложнение содержания словарной  работы наблюдается в каждой возрастной группе, оно идёт по следующим направлениям:

    • овладение словарём в единстве с восприятием предметов и явлений в целом;
  • рост словаря за счёт понимания слов, обозначающих качества, свойства, детали предметов и явлений, их отношения. Этот процесс требует способности к расчлененному восприятию, владения такими мыслительными операциями, как анализ, сравнение;
  • введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия. Этот процесс предполагает наличие у детей умения обобщать предметы и

явления по существенным признакам.

 

 

Приёмы словарной работы

 

  • Называние – (образец произношения) нового или трудного слова. Педагог должен так произнести намеченное слово, чтобы дети обратили на него внимание, восприняли его без искажений. Называние сопровождается показом объекта.
  • Включение слов в предложение, показ его сочетаний с другими словами.
  • Неоднократное повторение слова самим воспитателем, отдельными детьми с места, а также повторение хором.
  • Объяснение происхождения слова. Этот приём наиболее целесообразно применять в старших группах для углубления понимания слова, развития любознательности, чутья к языку.
  • Вопрос
  • Дидактические игры и упражнения
  • Загадки, сравнение предметов.

 

Звуковая культура речи включает

 

  • собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция),
  • элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты),
  • элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза, двигательные навыки в процессе разговора),
  • речевой слух,
  • речевое дыхание.

Фонетические возрастные особенности речи детей

  • у детей отмечается неправильное произношение отдельных звуков, особенно шипящих, перестановка или пропуск звуков и слогов слова;
  • у некоторых детей наблюдается быстрая, нечеткая речь, при которой ребенок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки (эти особенности не являются патологическими, они объясняются медленным развитием моторики речедвигательного аппарата);
  • речевого дыхания детей: поверхностное,                        с шумными частыми вдохами, без пауз.

 

Направления работы  
по воспитанию звуковой культуры речи

. Формирование  правильного произношения звуков

  • совершенствование движений органов артикуляционного аппарата - артикуляционная гимнастика (проводится во 2-ой младшей, средней и старшей группе);
  • последовательная работа над четким произношением (усвоенных гласных и простых согласных, а затем над сложными согласными);
  • закрепление правильного произношения звуков в контекстной речи (во всех группах).

Звук  речи - минимальная, нечленимая речевая единица.

Звуки выполняют 2 функции:

  • доведения речи до восприятия слухом,
  • различения значимых единиц речи.

У ребенка сначала  формируется речевой слух, а потом  речевое произношение.

2. Выработка  дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом.

Работа над дикцией  начинается со второй младшей группы (в основном в процессе пения, чтения стихотворений), а в старшей группе выработка внятности произношения.

3. Работа над  правильным словопроизношением  и словесным (фонетическим) ударением.

Ударение - выделение  силой голоса из группы слогов одного слога.

Язык характеризуется  нефиксированным, разноместным ударением: ударение может быть на любом слоге, даже уходить за пределы слога, требует  внимание постановка ударения в некоторых существительных в именительном падеже, в глаголах прошедшего времени мужского рода единственного числа.

4. Работа над  орфоэпической правильностью речи.

Орфоэпия - совокупность правил образцового литературного  произношения.

В младшем возрасте ребенок усваивает орфоэпические нормы исключительно практически, в силу подражания (с помощью образца устной речи).

В старших группах  эта задача является составной частью обучения.

 

5. Формирование  темпа речи и качеств голоса. 
Темп и голос могут выступать как постоянные, привычные качества, но в то же время должны быть достаточно подвижны и гибки, чтобы выражать чувства и состояние. Воспитатель должен учить ребенка разговаривать негромко, вполголоса или шепотом, громко, а так же говорить неторопливо, ритмично, останавливаться в конце фразы, заканчивая интонационно мысль.

 

6. Воспитание  выразительности речи. 
Существует две стороны этого понятия: 
- естественная выразительность повседневной детской речи; 
- произвольная, осознанная выразительность при передаче заранее обдуманного текста. 
В младших группах у детей рекомендуется поддерживать простоту и непосредственность исполнения. В средней группе дети по заданию могут научиться передавать интонацию вопроса и ответа, наиболее яркие чувства. В старших группах дети должны выражать уже более разнообразные и тонкие чувства. 
Важная задача - развитие у ребенка самостоятельности, творческой инициативы при чтении наизусть и пересказе

7. Воспитание  культуры речевого общения 
В это понятие входят общий тон детской речи и некоторые навыки поведения, необходимые в процессе речевого общения.

8. Развитие  речевого слуха и речевого  дыхания.  
С развитием ребенка постепенно развиваются слуховое внимание, восприятие шумов и звуков речи, а у ребенка старшего дошкольного возраста нужно развивать фонематическое восприятие. Речевое дыхание - одна из основ голосообразования и речи.

Задача воспитателя - помочь детям преодолеть возрастные недостатки их речевого дыхания, научить  правильному диафрагмальному дыханию.

Формирование  грамматического строя речи

 

  • Понятие «грамматический строй речи» 
  • Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка
  • Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей
  • Методика формирования грамматического строя речи в разных возрастных группах

 

Понятие  «грамматический строй речи»

Формирование грамматического строя устной речи у дошкольника включает работу над:

  • морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменение его по родам, числам, падежам),
  • словообразованием (создание нового слова на базе другого с помощью специальных средств),
  • синтаксисом (сочетаемость и порядок следования слов, построение простых и сложных предложений).

Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста»