Лекции по курсу «Педагогика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 18:05, курс лекций

Описание работы

На каждом этапе исторического развития общества педагогика как наука отражала состояние образования, обучения и воспитания подрастающего поколения.

Развитие педагогики как науки проходило в русле философии (знания о человеке и обществе). Лишь в 16-17 вв. педагогика становится самостоятельной наукой. В рамках философии рассматривались в основном взгляд на мир и место в нем человека, взаимосвязь человека и общества

Файлы: 1 файл

педагогика.rtf

— 396.68 Кб (Скачать файл)

     Лекции по курсу «Педагогика»

     Педагогика - предмет, задачи, функции.

     На каждом этапе исторического развития общества педагогика как наука отражала состояние образования, обучения и воспитания подрастающего поколения.

     Развитие педагогики как науки проходило в русле философии (знания о человеке и обществе). Лишь в 16-17 вв. педагогика становится самостоятельной наукой. В рамках философии рассматривались в основном взгляд на мир и место в нем человека, взаимосвязь человека и общества. Педагогика как частная наука сосредоточилась на проблемах:

    • человек;
    • личность и общество;
    • воспитание, образование, обучение;
    • идеалы воспитания;
    • идеал личности в обществе.

     Педагогика становится наукой об образовании, процессе просвещения и самовоспитания личности.

     Наука- сфера человеческой деятельности, результатом которой являются новые знания.

     Педагогика

  • как наука - это совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем.
  • наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.
  • наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

     По происхождению термин педагогика в дословном переводе - детовождение. В России исторически понятия воспитатель, воспитание были аналогичны понятиям педагог и педагогика.

     Объект педагогики - воспитание в широком смысле.

     Предмет педагогики - система отношений, возникающих в ходе воспитания; воспитание как сознательно организованный процесс, происходящий в семье, обществе, в определенных природных, социальных, экономических, духовных и нравственных условиях. (В.Е. Гмурман)

      Функции педагогики 

 

     теоретические   практические  прикладные

  • объяснение процесса и законов вооружение педагогов- по отношению к

воспитания и обучения, образования  практиков научно-теорет. другим наукам

и просвещения,     обоснованиями методов

  • обоснование процессов  обучения и воспитания

обучения и воспитания 

Система педагогических наук:

  • философия образования
  • общая педагогика (исследование педагогических знаний, теории и практики, методов и функций, места педагогики среди других наук, взаимосвязь с другими науками)
  • дидактика (теория обучения. Изучение процесса обучения как средства воспитания и развития. Разработка целей, содержания, принципов, методов и средств обучения). Определяет направление частных методик. На основе дидактики разрабатываются методы обучения, пособия, учебники и программы различных типов учебных заведений.
  • теория воспитания (связь между отдельными направлениями воспитания: трудовым, нравственным, умственным, правовым, эстетическим, физическим).
  • школоведение (управление народным образованием, организация учебно-воспитательного процесса)
  • история педагогики
  • сравнительная педагогика (тенденции и закономерности обучения и воспитания в различных странах)
  • дошкольная педагогика
  • дефектология (психическое и физическое развитие детей с отклонениями в развитии. Сурдопедагогика - глухие и слабослышащие; тифлопедагогика - слепые и слабовидящие; олигофренопедагогика - умственно отсталые; логопедия - нарушение речи и их преодоление).
  • педагогика высшей школы
  • педагогика семьи
  • профессиональная (рабочая педагогика)
  • военная педагогика
  • исправительно-трудовая педагогика
  • социальная педагогика.

Понятийный аппарат педагогики.

     Три фундаментальных понятия педагогики: воспитание, обучение и образование. Вопрос их соотношения спорен,   но исторически воспитание включает в себя обучение и образование. Формирование личности - процесс развития, становления в конкретных условиях жизни общества.

     Личность- социальная сущность человека, приобретаемая в ходе общения и деятельности и выражающаяся в достижении необходимого уровня активности и самосознания.

     Соотношение ЧЕЛОВЕК - ЛИЧНОСТЬ - ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ: человек - биологическая сущность, личность - социальная сущность, индивидуальность - неповторимость и уникальность, присущая и биологической и социальной сущности.

     Формирование личности - процесс становления личности в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.

     Развитие - объективный процесс внутренних последовательных количественных и качественных изменений физических,  психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала, сущности и назначения.

     Движущие силы развития: внутренние противоречия между возможностями личности и ее потребностями, внешние противоречия между возможностями личности и требованиями общества.

     Факторы развития: внутренние (наследственный генотип, психофизиологические свойства), внешние (воспитание, среда).

     Воспитание - передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению. Воспитательные отношения - разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования, обучения. Самовоспитание - процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.

     Образование - культура личности, процесс приобщения человека к ценностям науки, искусства, религии, нравственности, права, экономики. Образование - это основа развития личности.  Гессен Сергей Иосифович (1887-1950 гг.): «Подлинное образование заключается не в передаче того культурного содержания, которое составляет особенность поколения образовывающего, но лишь в сообщении ему того движения, продолжая которое оно могло бы выработать свое собственное новое содержание культуры».  Становление творческой личности по Гессену как основная цель образования.

Образование

  • формирование образа мыслей, действий человека в обществе.
  • процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Самообразование - система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.

Обучение

  • двусторонний процесс учения и преподавания
  • процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности.

   Учение - ребенок познает мир. Преподавание - руководство педагогическим процессом познавательной и учебной деятельности ребенка.

   Таким образом, педагогическая деятельность включает в себя управление деятельностью ученика и управление процессом взаимодействия с учеником.

Самообучение - процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и им самим выбранных средств.

Содержание образования - система знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования личности человека.

Просвещение - распространение научных знаний о человеке и мире в целом (в 20 в. просвещение выражается в виде распространения знаний в области экономики, закона и права, искусства, педагогики и психологии).

Система образования - существует общее и специальное образование. Общее - начальное и среднее (знания, умения и навыки, необходимые каждому). Специальное - среднее специальное и высшее (знания, умения и навыки, необходимые для определенной профессии).

Педагогическая проблема - объективно возникший в педагогической теории и практике вопрос относительно процессов обучения и воспитания.

Педагогическая задача - результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике (перевод от «незнания» к «знанию», от «непонимания» к «пониманию» и т.д.).

Педагогическую деятельность определяют как решение педагогических задач. Т.к. педагогическая деятельность является совместной (профессия «человек» - «человек»), то строится по законам взаимодействия учителя и ученика.

   Возможны различные стили педагогического общения при осуществлении педагогической деятельности.

   По классификации В.А. Кан-Калика возможны следующие стили педагогического общения:

  • стиль увлеченности совместной деятельностью,
  • стиль дружеского расположения,
  • стиль общения-дистанции,
  • стиль устрашения,
  • стиль заигрывания.

     Педагогический процесс: понятие, структура

      компоненты..

     Педагогический процесс - способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педагогический процесс - процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях конкретной педагогической системы.

     Исследование педагогического процесса - основа педагогики. в соответствии с педагогическим процессом создаются методы, методики, приемы педагогической деятельности.

     Структура педагогического процесса:

     Цель

     (конечный результат)

     

     Принципы

     (основные направления достижения цели)

     

     Содержание

     (фактический учебный материал)

     

     Методы

     (действия педагога и учащегося для передачи, переработки и восприятия содержания)

     

     Средства

     (способы «работы» с содержанием)

     

     Формы

     (логическое завершение процесса)

   Цели педагогического процесса  - идеальное предвидение результата деятельности, состоят из целей преподавания и целей учения буквально на каждом уроке, на уровне предмета, на уровне системы образования.

   В нормативных документах России две системы целей:

  1. Система глобальных целей в типовых положениях об образовательных учреждениях (формирование  общей культуры личности, адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональной образовательной программы, воспитание ответственности и любви к Родине).
  2. Система диагностических целей в конкретных программах (цели распределены по этапам обучения и являются отражением содержания конкретных учебных курсов).

Информация о работе Лекции по курсу «Педагогика»