Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 18:05, курс лекций
На каждом этапе исторического развития общества педагогика как наука отражала состояние образования, обучения и воспитания подрастающего поколения.
Развитие педагогики как науки проходило в русле философии (знания о человеке и обществе). Лишь в 16-17 вв. педагогика становится самостоятельной наукой. В рамках философии рассматривались в основном взгляд на мир и место в нем человека, взаимосвязь человека и общества
Гармония личности быстрее восстанавливается при условии реализации важнейшего педагогического принципа, сформулированного А. С. Макаренко, который заключается в том, что, проектируя личность воспитанника, педагог должен всегда опираться на его положительные стороны, на них строить свои педагогические влияния. Только тогда он может ожидать положительный результат своей работы, даже с очень запущенными в воспитательном отношении детьми.
Искусство педагога как раз заключается в том, чтобы открыть перед каждым ребенком перспективы его развития, показать ему те сферы, где он может проявить себя, достичь больших успехов, черпать силы из этого источника, чтобы в целом гармония личности становилась полноценной, богатой, неповторимой. При этом педагог не забывает об активной позиции самого ребенка, поэтому, проектируя процесс ликвидации "западения", он стремится к тому, чтобы школьник осознал свои "минусы", проникся уверенностью, что он должен и сможет от них избавиться, он должен доверять своему учителю, воспитателю, которые хотят ему только добра. Это условие часто забывается, и, казалось бы, четко запрогнозированный успех претерпевает неудачу.
Главный
смысл прогностической деятельности учителя
заключается в том, чтобы предупредить
или искоренить отклонение в образовании,
развитии, формировании личности ребенка,
в самом начале, чтобы ликвидировать возможность
перерастания этих незначительных отклонений
в педагогическую запущенность.
В процессе обучения неоднократное возвращение к диагностическим методам. Контроль успеваемости предполагает наличие элементов диагностики - проверка (получение информации о степени освоения материала) и оценивание (документально фиксируется как отметки). Итоги проверки - основа для оценивания. Отметка - 5,4,3 - не число, но приписываемое к числу суждение (оценка всегда качественная - «хорошо», «отлично»). Отметка может быть в виде балла, %, в буквенном обозначении (А, В). количественное значение отметки может фиксироваться не только через 5 бальную шкалу, но и через 12-бальнуй, 10, 2-х или 100-бальную. До революции в России существовала 6-бальная система (от 0 до 5), в настоящее время положительные оценочные суждения - 3-бальная шкала.
В системе образования России в 1998-2001 гг. проводилась экспериментальная проверка новых оценочных шкал в различных регионах, поиск оптимального варианта. Показано, что наиболее удобна в использовании на сегодняшний день 12-бальная шкала (10 + 2 экстремальные оценки: «1»- «спасайте», ребенок нуждается в интенсивной индивидуальной помощи либо переводе в специализированное учреждение; «12» - «ура», необходимость в переходе на специальную программу, повышенного уровня сложности.
Существует принципиально другие оценочные шкалы. Например, во французских лицеях используется 20-бальная шкала, в которой общий результат аттестата максимум 20 баллов. Каждый предмет имеет свой удельный вес в этих 20-и баллах, причем балловое значение профильных дисциплин выше чем предметов общего характера. Как следствие реален конкурс дипломов при продолжении образования, трудоустройстве.
Количественное значение уровня обученности в % выражается через показатель усвоения (продуктивность обучения) - О, О - оценка успеваемости, колеблется от 100 %(полное усвоение) до 0%(отсутствие усвоения)
О = Ф/П*100%, где
Ф - фактический объем усвоенных ЗУН, П - полный объем ЗУН
Требования к диагностике результатов обучения:
Альтернатива
традиционным методам контроля: контроль
не на выходе, а на входе (функции контроля
качества обучения в грамматических школах
Великобритании передана университетским
комиссиям, к которым на период сдачи экзаменов
прикрепляется школа)
Основные методы педагогической диагностики:
Тест - инструмент, состоящий из выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной обработки и анализа результатов. Предназначен для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в ходе систематического изучения. Тесты как измерительный инструмент существуют уже около 120 лет. Преимущества тестов:
В тесте присутствуют три основных элемента:
Классификации тестов:
Использование
одних тестов вместо других приводит к
негативным результатам!!
Уровни усвоения учебного материала (Б.Блум):
Требования к тестам:
Трудность - % детей в контрольной группе, ответивших правильно (больше 80 или меньше 20, иначе задание не пригодно)
Дискриминативность
- дифференцирующая способность заданий.
Подсчет дискриминативности по 27% наиболее
хорошо и наиболее плохо выполнивших тесты,
считают индекс
Д=Nр верх/N-Nр ниж/N,
где N- 27% от общего количества учащихся, Nр верхN- выполнили задание в лучшей группе,Nр ниж - выполнили задание в худшей группе
Если индекс Д =0 или Д<0, значит задание должно быть пересмотрено. Подсчет Д необходим при отборе учащихся, вступительных экзаменах и итоговой аттестации.
Существуют мировые стандарты анализа качества в образовании: TIMSS, ISO и др.
Дидактика - область педагогики, изучающая теорию и практику обучения и образования, закономерности процесса обучения. Процесс обучения - целенаправленная совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на достижение дидактических целей; целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников. Обучение состоит из преподавания (деятельность учителя) и учения (деятельность ученика).
Закономерности процесса обучения:
Виды обучения:
Функции процесса обучения (назначение тех или иных элементов процесса обучения по отношению к другим частям, элементам обучения или процессу обучения в целом):
Принципы процесса обучения (основные требования, предъявляемые к процессу обучения, следование которым позволяет оптимизировать его):