Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 18:05, курс лекций
На каждом этапе исторического развития общества педагогика как наука отражала состояние образования, обучения и воспитания подрастающего поколения.
Развитие педагогики как науки проходило в русле философии (знания о человеке и обществе). Лишь в 16-17 вв. педагогика становится самостоятельной наукой. В рамках философии рассматривались в основном взгляд на мир и место в нем человека, взаимосвязь человека и общества
Атрибуты классно-урочной системы: учебный год, учебный день. Расписание уроков, каникулы, перемены и т.д.
Структура урока - совокупность его элементов и этапов, выстроенных в определенной последовательности согласно дидактическим целям. Классификация уроков м.быть построена по ряду признаков:
Чаще всего структуру урока определяет дидактическая цель. Выделяют 5 типов уроков в зависимости от дидактической цели:
В педагогической науке существуют различные мнения о преимуществах и недочетах классно-урочной системы, например выделяют такие преимущества и недочеты:
преимущества | недочеты |
Систематический характер обучения | Шаблонное построение занятий, стереотипность |
Упорядоченность, логическое построение и подача учебного материала | Нерациональное распределение времени урока, обеспечение только первоначальной ориентировки в материале, достижение высокого уровня знаний возможно только при домашних упражнениях |
Организационная четкость | Учащиеся изолируются от общения друг с другом, отсутствие самостоятельности учащихся |
Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя | Пассивность или видимость активности учащихся. Слабая речевая деятельность ребенка (по статист.данным около 2 мин.в день) |
Оптимальные затраты при массовом обучении | Слабая обратная связь, усредненный подход, отсутствие учета индивидуальных характеристик. |
Соотношение обучения и развития:
В
развивающем обучении вводится одно из
понятий современной педагогики: зона
ближайшего развития. Под
зоной ближайшего развития понимаются
действия, которые ребенок еще не может
осуществить самостоятельно, но уже может
с помощью взрослого. Именно в зоне ближайшего
развития строится развивающее обучение.
Традиционное строится в зоне актуального
развития (т.е. традиционное обучение
предполагает что, все чему обучают ребенка
абсолютно соответствует уровню его развития,
все действия он может осуществлять самостоятельно).
Семья как социокультурная среда
развития личности ребенка.
Словарь русского языка С.И. Ожегова: Семья - это группа живущих вместе близких родственников.
Юридическое понятие семьи: Семья - группа лиц, имеющая между собой предусмотренные законом права и обязанности.
Семейные отношения регулируются - Семейным кодексом РФ от 1 марта 1996 г., Гражданским кодексом и др.
М.А. Галагузова: Семья - это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязательствами по отношению друг к другу.
Разделение семей по структуре:
Основанием для классификации семей по структуре может служить наличие одной или нескольких брачных пар, их возраст, наличие и число детей у брачной пары, наличие в семье несовершеннолетних детей, число поколений в семье, наличие родственников по боковой линии. В настоящее время средний размер семьи 3,23 человека.
наличие брачных партнеров:
Разделение семей по семейно-жизненному циклу:
Разделение семей по уровню доходов:
Распределение семей по личностным характеристикам членов семьи (психологические качества, патологические привычки, но возможно и по физиологическим индивидуальным особенностям)
Социализация- процесс усвоения индивидом социального опыта и включение личности в систему общественных отношений (в т.ч. в микросоциум; в систему ролей, прав и обязанностей гражданина). Т.е. социализация м.рассматриваться как процесс приобщения к жизни, к новым социальным условиям. Каждый человек приобретает социальный опыт в течении всей жизни.
Выделяют две фазы: социальную интеграцию и адаптацию. Социальная адаптация предполагает приспособление индивида к реально существующим условиям среды его обитания, к ролевым функциям, социальным нормам, к социальным группам и социальным организациям, социальным институтам, выступающим в качестве среды жизнедеятельности. Интеграция предполагает осознанное включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека.
Институт социализации- исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, направленной на воспитание, развитие и подготовку детей и молодежи к самостоятельной жизнедеятельности, к их адаптации в изменяющемся социуме и их интеграции в общество. Семья является базовым институтом социализации для ребенка.
Функции (назначение) семьи историчны, с течением времени меняется характер и иерархичность):
Сфера семейной деятельности | Общественные функции | Индивидуальные функции |
Сфера духовного общения | Развитие личности членов семьи | Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ семейного союза. |
Эмоциональная | Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия | Получение индивидами психологической защиты и эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребности в личном счастье и любви. |
Репродуктивная | Биологическое воспроизводство общества | Удовлетворение потребности в детях. |
Воспитательная | Социализация подрастающего поколения. Поддержание культурной непрерывности общества. | Удовлетворение потребности в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. |
Экономическая | Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи | Материальная взаимопомощь, получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности) |
Социально-статусная | Предоставление определенного социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры семьи и общества. | Удовлетворение потребности в социальном продвижении |
Хозяйственно-бытовая | Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми. | Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других. |
Сфера первичного социального контроля | Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за нарушение моральных норм взаимоотношений | Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми. |
Досуговая | Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга | Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взамообогащение досуговых интересов |
Сексуальная | Сексуальный контроль | Удовлетворение сексуальных потребностей |