Лекции по курсу «Педагогика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 18:05, курс лекций

Описание работы

На каждом этапе исторического развития общества педагогика как наука отражала состояние образования, обучения и воспитания подрастающего поколения.

Развитие педагогики как науки проходило в русле философии (знания о человеке и обществе). Лишь в 16-17 вв. педагогика становится самостоятельной наукой. В рамках философии рассматривались в основном взгляд на мир и место в нем человека, взаимосвязь человека и общества

Файлы: 1 файл

педагогика.rtf

— 396.68 Кб (Скачать файл)

Атрибуты классно-урочной системы: учебный год, учебный день. Расписание уроков, каникулы, перемены и т.д.

     Структура урока - совокупность его элементов и этапов, выстроенных  в определенной последовательности согласно дидактическим целям. Классификация уроков м.быть построена по ряду признаков:

    • Дидактическая цель (И.Т.Огородников);
    • Цель организации учебного процесса (М.И. Махмутов),
    • Основные этапы учебного процесса (С.В. Иванов);
    • Методы обучения (И.Н.Борисов);
    • Способы организации учебной деятельности (Ф.И.Кирюшкин)

     Чаще всего структуру урока определяет дидактическая цель. Выделяют 5 типов уроков в зависимости от дидактической цели:

    1. Урок изучения нового материала. Используется при крупноблочном способе работы: объяснение одновременно 4 тем, следующие 3 урока на закрепление.
    2. Урок формирования и совершенствования умений и навыков (повтор и закрепление ЗУН, применение их на практике, формирование новых, контроль за ходом изучения учебного материала). Виды: самостоятельная работа, лабораторная работа, урок-семинар, практическая работа, экскурсия.
    3. Урок обобщения и систематизации знаний (проверка и установление уровня ЗУН, повтор и коррекция материала). Виды: урок-дискуссия, урок-семинар и т.д.
    4. Урок контроля и коррекции ЗУН. Методы: устный опрос, письменный опрос, диктант, изложение, решение задач и примеров, тесты и т.д. Виды: зачет, зачетная практическая или лабораторная работа, практикум, контрольная или самостоятельная работа и т.д.
    5. Комбинированный урок. Такие уроки наиболее распространены, их 75-80 % от общего числа. Комбинированный урок имеет следующую структуру:
  • оргмомент.
  • проверка домашнего задания.
  • опрос.
  • собщение новой темы и задач, мотивация.
  • изложение нового.
  • закрепление нового.
  • подведение итогов.
  • домашнее задание.
  • конец урока.

     В педагогической науке существуют различные мнения о преимуществах и недочетах классно-урочной системы, например выделяют такие преимущества и недочеты:

     
преимущества недочеты
Систематический характер обучения Шаблонное построение занятий, стереотипность
Упорядоченность, логическое построение и подача учебного материала Нерациональное распределение времени урока, обеспечение только первоначальной ориентировки в материале, достижение высокого уровня знаний возможно только при домашних упражнениях
Организационная четкость Учащиеся изолируются от общения друг с другом, отсутствие самостоятельности учащихся
Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя Пассивность или видимость активности учащихся. Слабая речевая деятельность ребенка (по статист.данным около 2 мин.в день)
Оптимальные затраты при массовом обучении Слабая обратная связь, усредненный подход, отсутствие учета индивидуальных характеристик.
Модели образования

Соотношение обучения и развития:

 
 
 

 
 

 

 
 
 
 
 

  1. Феноменологическая модель базируется на теориях картезианства или обучаемого развития (Ж.Пиаже, Д.Дьюи, З.Фрейд и др.). Необходимо создать условия, свободу выбора для реализации природного потенциала.
  2. Традиционная модель образования (Ж.Мажо, Л.Кро, Ж.Капель, Д.Равич, Ч.Финн и др.) - это модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры прошлого, роль которого сводится в основном к воспроизведению культуры прошлого. Основную роль образования традиционалисты видят в том, чтобы сохранять и передавать молодому поколению элементы культурного наследия человеческой цивилизации. Прежде всего под этим подразумеваются многообразие знаний, умений и навыков, идеалов и ценностей, способствующих как индивидуальному развитию человека, так и сохранению социального порядка. В соответствии с концепцией традиционализма образовательная система должна преимущественно решать задачу формирования базовых знаний, умений и навыков(в рамках сложившейся культурно-образовательной традиции), позволяющих индивиду перейти к самостоятельному усвоению знаний, ценностей и умений более высокого ранга по сравнению с освоенными.
  3. Рационалистическая модель образования (П.Блум, Р.Гранье, Б.Скиннер и др.) базируется на теории бихевиоризма. Предполагает такую организацию, которая прежде всего обеспечивает  усвоение знаний, умений и навыков и практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу. В рамках данной модели обеспечивается передача-усвоение только таких культурных ценностей, которые позволяют молодому человеку безболезненно вписываться в существующие общественные структуры. При этом любую образовательную программу можно перевести в «поведенческий» аспект знаний, умений и навыков, которыми следует овладеть учащемуся. В идеологии современной рационалистической модели образования центральное место занимает бихевиористская концепция социальной инженерии. Рационалисты исходят  из сравнительно пассивной роли учащихся.
  4. Модель развивающего образования (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов и др.). эта модель предполагает организацию образования как особой инфраструктуры через широкую кооперацию деятельности образовательных систем разного ранга, типа и уровня. Такое построение позволяет обеспечивать и удовлетворять потребности различных слоев населения страны в образовательных услугах; быстро решать образовательные задачи и обеспечивать расширение спектра образовательных услуг. Образование также получает возможность быть востребованными другими сферами - впрямую, без дополнительного согласования с государственной властью. В этой сфере образования выступает в качестве звена социальной практики.

   В развивающем обучении вводится одно из понятий современной педагогики: зона ближайшего развития. Под зоной ближайшего развития понимаются действия, которые ребенок еще не может осуществить самостоятельно, но уже может с помощью взрослого. Именно в зоне ближайшего развития строится развивающее обучение. Традиционное строится в зоне актуального развития (т.е. традиционное обучение предполагает что, все чему обучают ребенка абсолютно соответствует уровню его развития, все действия он может осуществлять самостоятельно). 

Семья как социокультурная среда

развития личности ребенка.

Словарь русского языка С.И. Ожегова: Семья - это группа живущих вместе близких родственников.

Юридическое понятие семьи: Семья - группа лиц, имеющая между собой предусмотренные законом права и обязанности.

Семейные отношения регулируются - Семейным кодексом РФ от 1 марта 1996 г., Гражданским кодексом и др.

М.А. Галагузова: Семья - это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязательствами по отношению друг к другу.

Разделение семей по структуре:

      Основанием для классификации семей по структуре может служить наличие одной или нескольких брачных пар, их возраст, наличие и число детей у брачной пары, наличие в семье несовершеннолетних детей, число поколений в семье, наличие родственников по боковой линии. В настоящее время средний размер семьи 3,23 человека.

  1. Нуклеарная семья, однопоколенная - наиболее распространенный тип семей - одна пара  супругов с детьми или без детей. Может быть полной  и неполной.
  2. Расширенная, многопоколенная семья - в семье несколько семейных ядер.
 
  1. многодетные семьи - три и более детей. 9,8 %.
  2. малодетные семьи - 1,2 ребенка. 58,4 %

наличие брачных партнеров:

  1. полная
  2. формально полная
  3. неполная

Разделение семей по семейно-жизненному циклу:

  1. молодая семья (5 лет брака, либо ребенок первенец, дети до трех лет, возраст до 30 лет)
  2. семья среднего возраста, зрелая семья (до 45-50 лет)
  3. пожилая семья (после 50 лет), вариант семья престарелых (после 65 лет)

Разделение семей по уровню доходов:

  1. материально обеспеченная, с высоким уровнем доходов - семья м. позволить себе пользоваться платными услугами в социальной сфере.
  2. благополучная семья - уровень доходов на 15-20 % вышесреднего. Не нуждается в посторонней помощи.
  3. кризисная семья, малообеспеченная семья - находится на или за чертой бедности, уровень дохода равен или ниже прожиточного минимума (крайней бедности - среднедушевой доход до 50 % прожиточного минимума, в постоянной бедности - доход ниже прожиточного минимума в течении всего года)

Распределение семей по личностным характеристикам членов семьи (психологические качества, патологические привычки, но возможно и по физиологическим индивидуальным особенностям)

  1. благополучные семьи - личностные характеристики членов семьи соответствуют общественным нормам.
  2. неблагополучные семьи - отклонения в поведении одного или нескольких членов семьи либо нарушены , деформированы семейные взаимоотношения в связи с тем, что личностные характеристики членов семьи отличаются от общественных норм.
    • Конфликтная семья- до 60 % распространения, преобладает конфронтационный стиль взаимоотношений, часты семейные  скандалы и т.д.
    • Педагогически несостоятельная семья - низкий уровень общей и отсутствие психолого-педагогической культуры родителей, нежелание видеть и исправлять ошибки воспитания, сознательное настраивание ребенка на неприятие им социальных норм, социальной морали, нравственности.
    • Аморальная семья - нарушаются права ребенка - жестокое обращение с детьми, насилие, торговля детьми, невыполнение обязанностей по жизнеобеспечению. Моральные и нравственные убеждения, ценности родителей отличаются от общественных норм.
    • Асоциальная семья - с рождения дети воспитываются в обстановке пренебрежения  к общественным нормам, прививаются навыки противоправного и девиантного поведения. Моральные и нравственные ценности родителей противоречат общественным нормам.

   Социализация- процесс усвоения индивидом социального опыта и включение личности в систему общественных отношений  (в т.ч. в микросоциум; в систему ролей, прав и обязанностей гражданина). Т.е. социализация м.рассматриваться как процесс приобщения к жизни, к новым социальным условиям. Каждый человек приобретает социальный опыт в течении всей жизни.

   Выделяют две фазы: социальную интеграцию и адаптацию. Социальная адаптация предполагает приспособление индивида к реально существующим условиям среды его обитания, к ролевым функциям, социальным нормам, к социальным группам и социальным организациям, социальным институтам, выступающим в качестве среды жизнедеятельности. Интеграция предполагает осознанное включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека.

   Институт социализации- исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, направленной на воспитание, развитие и подготовку детей и молодежи к самостоятельной жизнедеятельности, к их адаптации в изменяющемся социуме и их интеграции в общество. Семья является базовым институтом социализации для ребенка.

   Функции (назначение) семьи историчны, с течением времени меняется характер и иерархичность):

  • Демографическая (др.назв. репродуктивная, генеративная функция)
  • Экономическая ,
  • Социальная,
  • Культурная и т.д.

     Функции семьи (классификация М.С.Маковецкого)

Сфера семейной деятельности Общественные функции Индивидуальные функции
Сфера духовного общения Развитие личности членов семьи Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ семейного союза.
Эмоциональная Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия Получение индивидами психологической защиты и эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребности в личном счастье и любви.
Репродуктивная Биологическое воспроизводство общества Удовлетворение потребности в детях.
Воспитательная Социализация подрастающего поколения. Поддержание культурной непрерывности общества. Удовлетворение потребности в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.
Экономическая Экономическая поддержка  несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи Материальная взаимопомощь, получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности)
Социально-статусная Предоставление определенного социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры семьи и общества. Удовлетворение потребности в социальном продвижении
Хозяйственно-бытовая Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми. Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.
Сфера первичного социального контроля Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за нарушение моральных норм взаимоотношений Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми.
Досуговая Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взамообогащение досуговых интересов
Сексуальная Сексуальный контроль Удовлетворение сексуальных потребностей

Информация о работе Лекции по курсу «Педагогика»