Лекции по "Педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2015 в 23:33, курс лекций

Описание работы

1. Предмет педагогики. Основные категории в педагогике: воспитание, обучении, образование. Система педагогических наук. Связь педагогической науки и другими науками.

«Педагогика» употребляется в различных значениях. Исторически первое понимание появляется в древности, когда под педагогикой понимали воспитание.

Файлы: 1 файл

Ответы по педагогике.doc

— 2.01 Мб (Скачать файл)

Реализация принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью тесно связана с принципом опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности.

Выявляя в ученике положительное и опираясь на его, делая ставку на доверие, педагог как бы предвосхищает процесс становления и возвышения личности. Если ученик овладевает новыми формами поведения и деятельности, добивается ощутимого успеха в работе над собой, переживает радость, внутреннее удовлетворение, в нем укрепляются уверенность в своих силах, стремление к дальнейшему росту. Эти положительные эмоциональные переживания усиливаются, если успехи в развитии и поведении школьника замечают и отмечают учителя, товарищи, коллектив сверстников.

Большое практическое значение в управлении деятельностью воспитанников имеет принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий. Педагогика, по утверждению А.С. Макаренко, есть педагогика не прямого, а параллельного действия. Сущность и проявления прямого педагогического действия очевидны, в то время как параллельное действие наглядно не представлено. Сущность же его в том, что воздействуя не на отдельную личность, а на группу или коллектив в целом.

При этом воспитателя интересует как будто бы только коллектив, а в действительности он использует его как инструмент для прикосновения к каждой отдельной личности. Каждое воздействие в соответствии с этим принципом должно быть воздействием на коллектив, и наоборот.

На фоне педагогических требований воспитателя в развитом коллективе формируется общественное мнение, которое выполняет регулирующие функции в системе коллективных и межличностных отношений.

Принципы воспитания и обучения тесно взаимосвязаны между собой, функционирует как целостная система. Они проявляются одновременно в любом элементе педагогического процесса, хотя и в различной степени. Только совокупное действие всех принципов обеспечивает успешное определение задач, отбор содержания, выбор форм, методов, средств деятельности педагога и педагогически целесообразную деятельность воспитанников. Необоснованная гиперболизация одних принципов и умаление роли других неизбежно приводят к снижению эффективности педагогического процесса целом.

 

 

Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся:

  • на принципах гуманизма, 
  • на признании личности ребёнка высшей ценностью,

На личность ребенка должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся.

Сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального.

Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд:

  • важность формирования мировоззрения учащихся;
  • важная роль в обучении отводилась слову учителя,
  • художественный стиль изложения,
  • сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.

Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.

Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.

В книге "100 советов учителю": ребенок не только мыслит и познает мир вокруг себя, но и познает самого себя. (Практически идея герменевтического круга: через мир познать себя, через себя познать мир). При чем это знание приходит не только умом, но и сердцем. 

 

Основные принципы его учения о воспитании:

1) Неповторимость  каждого ребенка.

2) Нет  неспособных, бездарных и ленивых  детей 

3) Неравество  умственных способностей детей. (Здесь нет противоречия с пунктом 2, т.к. у детей разные задатки  умственных способностей. Неспособных  нет, воспитанию подвластен каждый, а вот как именно будет построено воспитание - это зависит от того, что мы имеет в начале, т.е. от способностей)

4) Индивидуализация  учебно-воспитательного процесса. Грубо  говоря к каждому ученику свой  особый индивидуальный подход. НО “Опыт убеждает, - пишет В.А.Сухомлинский в статье “Народный учитель”, - если в школе, скажем, шестьсот учеников, то это значит, нужно искать шестьсот индивидуальных тропинок." 

5) Выявление  индивидуальных особенностей учеников (задатков, наклонностей, одаренность  и тд). Дифференцированный подход к учебе.

6) Каждый ученик - личность! Главным заданием относительно реализации этого принципа является сохранение и развитие у ребенка чувства человеческого достоинства. Это задание В.А. Сухомлинский считал одним из самых тяжелых и самых тонких заданий педагога и, судя по тому, как часто встречается понятие человеческое достоинство в его трудах, представляется   значимым. Почтенное отношение к человеческомудостоинству, человеческой личности ученика есть, говоря словами В.А.Сухомлинского, важнейшим педагогическим инструментом, поскольку дает возможность сохранить все красивые человеческие качества, которые были заложены у ребенка от роду, – доброту, человечность, неугомонность, и не дает возможность развиться плохим свойствам – безвольной и молчаливой покорности, бессердечию, жестокости.

Конечная цель такого подхода - "творить очень нежную, тонкую вещь: желание быть хорошим, стать сегодня лучше, чем вчера".

7). Получение  позитивных чувств от учебы. Успешный  ученик, может важничать от того, что он достиг таких ого-го высот. Это плохо.  =>

8) Учеба  через преодоление трудностей. Это  позволяет талантливому ученику  не зазнаваться. Сухомлинский считает, что "следует умело вести подростка  путем преодоления трудностей".

9) Исследовательский  подход к предмету изучения. Учеба - это тяжелый умственный труд, чтобы этот труд был успешным, учеба должна быть интересной. Интересным может быть не только предмет познания, но и путь познания. Путь познания интересен, когда ученик сам исследует объект изучения.

10) Самостоятельный умственный труд у ученика в процессе учебы.

11) Человечность, чуткость, тактичность к ученикам.

12) Оценка  как инструмент воспитания, а  не наказания.

13) Взаимозависимость  личности и коллектива (?)

14) Учитель  должен любить свою работу, быть выскоквалифицированным специалистом, обладать выскоими моральными качетсвами и подходить творчески к процессу воспитания.  

   

По-настоящему любит свой предмет лишь тот педагог, который на уроке излагает сотую долю того, что знает. Чем богаче знания педагога, тем ярче раскрывается его личное отношение к знаниям, науке, книге, умственному труду, интеллектуальной жизни. Это интеллектуальное богатство и есть влюбленностью учителя в свой предмет, в науку, школу, педагогику. Учитель - это не только специалист, который умеет передавать знания следующему поколению, но также он играет большую роль в том, чтобы сделать из ребенка человека, а именно человека будущего, от которого зависит будущее целой страны. Учитель должен не только уметь анализировать причины влияния на ребенка, но и должен придерживаться того, чтобы изучение предмета стало цельным. Труд должен стать главным в жизни ученика. Народная педагогика знает, что ребенку посильно и что непосильно. Потому что в ней органически сочетается жизненная мудрость с материнской и отцовской любовью. Чтобы ребенку хотелось хорошо учиться, и этим он стремился приносить радость матери и отцу, нужно беречь, лелеять, развивать у него чувство гордости труженика. Это значит, что ребенок должен видеть, переживать свои успехи в учении.

Человеческие отношения раскрываются ярче всего в труде — когда один что-то создает для другого. Задание педагога - не только уметь правильно определять причины и последствия в воспитании, но и влиять на жизнь ребенка, при этом разделять свои заботы с родителями. Педагогу нужно работать, чтобы у матери и отца было единое представление о том, кого они вместе со школой воспитывают, а отсюда и о единстве их требований, прежде всего — к самим себе. Добиться того, чтобы отец и мать как воспитатели выступали в единстве — это значит научить мудрости материнской и отцовской любви, гармонии доброты и строгости, ласки и требовательности. Педагог становится светочем знаний — и поэтому воспитателем — лишь тогда, когда у воспитанника появляется желание знать несравненно больше, чем он узнал на уроке, и это желание становится одним из главных стимулов, побуждающих воспитанника к учению, к овладению знаниями.

 

17. Общие методы воспитания. Классификация методов воспитания.

 

В педагогике понятие «метод воспитания» трактуется по-разному. Одни считают, что «метод воспитания – это средство, при помощи которого воспитатель вооружает учащихся твердыми моральными убеждениями, нравственными привычками и навыками и т.д.» (П.Н. Шимбирев, И.Т. Огородников). В этом определении отождествляются понятия «метод» и «средство», поэтому нельзя его считать достаточно верным, отражающим сущность метода воспитания.

Другие определяют методы воспитания как совокупность способов и приемов формирования у воспитанников определенных личностных качеств и свойств. Эта дефиниция слишком общая, не делает ясным данное понятие. В ней упускается из виду то, что у воспитанника нельзя ничего сформировать без его собственной активности в работе над собой.

Во многих учебниках и учебных пособиях по педагогике под методами воспитания понимают способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов и др.). Такое определение метода воспитания отражает его двуединый характер (метод рассматривается как механизм взаимодействия учителя и учащихся), но в нем не вскрывается глубинная сущность взаимодействия.

 

Как мы уже знаем, воспитание осуществляется в процессе разнообразной и активной деятельности учащихся, которую организовывает педагог. С этой точки зрения речь идет о взаимодействии учителя и учащихся (причем, профессиональным оно является только со стороны педагога). Таким образом, под методом воспитания следует понимать способы и приемы организации педагогом активной и разнообразной деятельности учащихся, в которой происходит их личностное развитие: формируется потребностно-мотивационная сфера, сознание, чувства, нравственные взгляды и убеждения.

Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. Приемы не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той, на решение которой направлен метод воспитания. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. Один и тот же метод у разных учителей может включать разные приемы. Приемы определяют своеобразие воспитательной методики, делают стиль педагогической деятельности воспитателя неповторимым.

Нередко методические приемы и сами методы воспитания отождествляются со средствами воспитательной работы, которые тесно связаны с ними и применяются в единстве (средство – прием – метод – методика воспитания). Но понятия «средство воспитания» и «метод воспитания», являясь взаимосвязанными, имеют четкие различия. Средства воспитания способствуют реализации воспитательных методик. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, трудовая, учебная), а с другой – совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, при помощи которых реализуются методы и приемы воспитания (книги, наглядные пособия, картины и кинофильмы, телепередачи и т.д.).

И.П. Подласый считает, что средство воспитания – это совокупность его приемов. Он пишет: «Средство – это уже не прием, но еще не метод. Например, трудовая деятельность – средство воспитания, но показ, оценка труда, указание на ошибку в работе – это приемы. Слово (в широком понимании) – это средство воспитания, но реплика, ироническое замечание, сравнение – приемы. В связи с этим иногда метод воспитания определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения поставленной цели, так как в структуре метода приемы и средства есть обязательно»

В педагогическом процессе существует многообразие методов, приемов и средств воспитания. Есть методики, отражающие специфику воспитания в определенном возрасте или в конкретном учебно-воспитательном заведении (например, методы воспитания будут существенно отличаться в общеобразовательной школе, в школе искусств или в исправительно-трудовой колонии для подростков). Но в системе образования выделяют общие методы воспитания. Общими они называются потому, что они используются в педагогическом процессе в целом, независимо от специфики определенного, конкретного воспитательного процесса.

К общим методам воспитания относятся:

- убеждение (рассказ, разъяснение, внушение, лекция, беседа, диспут, дискуссия и т.д.);

- метод  положительного примера;

- метод  упражнений (приучения);

- методы  одобрения и осуждения;

- метод  требования;

- метод  контроля, самоконтроля и самооценки;

- метод  переключения.

Методов и особенно различных их версий (модификаций) в педагогической теории и практике накоплено очень много. Выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам методы помогает их упорядочение, классификация.

 

Классификация методов – это выстроенная по определенному признаку их система. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов в целом, но и лучше понимает их роль и назначение в воспитательном процессе, характерные признаки и особенности применения.

В современной педагогике известны десятки классификаций, одни из которых больше пригодны для решения практических задач, а другие представляют лишь теоретический интерес.

По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев и др.). В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны методов.

Т.А. Ильина и И.Т. Огородников представляют обобщенную систему методов – методы убеждения, методы организации деятельности, стимулирования поведения школьников.

Информация о работе Лекции по "Педагогика"