Лекции по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 19:25, курс лекций

Описание работы

1 Педагогическое общение. Структура педагогического общения.

Педагогическое общение — профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе.
Педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Файлы: 1 файл

Контрольная. Педагогическое общение.docx

— 41.01 Кб (Скачать файл)

1 Педагогическое общение.  Структура педагогического общения.

 

Педагогическое общение — профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе.

 Педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Общение – это не просто ряд последовательных действий (деятельности) общающихся субъектов. Любой акт  непосредственного общения –  это воздействие человека на человека при их взаимодействии.

Общение между педагогом  и учащимся, в ходе которого педагог  решает учебные, воспитательные и личностно-развивающие  задачи, называется педагогическим общением.

Выделяют два вида общения:

1) социально-ориентированное общение (лекция, доклад, ораторская речь, телевизионное выступление и т.д.), в ходе которого решаются социально значимые задачи, реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие;

2) личностно-ориентированное общение, которое может быть деловым, направленным на какую-то совместную деятельность, или связанным с личными взаимоотношениями, не имеющими отношения к деятельности.

В педагогическом общении  присутствуют оба вида общения. Когда  учитель ведет объяснение нового материала, он включен в социально-ориентированное  общение; если он работает с учеником один на один (беседа в ходе ответа), то общение личностно-ориентированное.

 

Педагогическое общение  – система социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен  информацией, оказание воспитательного  воздействия, организация взаимоотношений  с помощью коммуникативных средств.

Основная цель педагогического  общения состоит как в передаче общественного и профессионального  опыта (знаний, умений, навыков) от педагога учащимся, так и в обмене личностными  смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом. В общении происходит становление (т.е. возникновение новых свойств и качеств) индивидуальности как учащихся, так и педагогов.

Кроме информационной функции, можно выделить и ряд других, например:

- контактную - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче учебной информации и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;

- побудительную - стимуляцию активности учащегося, направляющую его на выполнение тех или иных учебных действий;

- амотивную - побуждение в ученике нужных эмоциональных переживаний ("обмен эмоциями"), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний и др.

Педагогическое общение  создает условия для реализации потенциальных сущностных сил субъектов  педагогического процесса.

Стили педагогического  общения.

Под стилем педагогического общения понимаются индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся. В нем находят выражение коммуникативные возможности педагога; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности учащихся.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения  является их деление на авторитарный, демократический и попустительский.

При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Авторитарный стиль – стиль педагогического общения, основанный на прямом подчинении власти. Исходя из собственных установок, педагог определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Противодействие воспитанников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.

Педагоги, придерживающиеся этого стиля общения, не позволяют  проявить учащимся самостоятельность  и инициативу. Авторитарный педагог  акцентирует внимание на негативных поступках школьника, но при этом не принимает во внимание мотивы этих поступков.

Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов (успеваемость, дисциплина на уроке  и т.п.) чаще всего позитивны, но социально-психологическая  атмосфера в таких классах, как  правило, неблагополучная.

Попустительский (анархический, игнорирующий) стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Следствием тактики подобных педагогов является отсутствие контроля за деятельностью школьников и динамикой развития их личности. Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетворительны.

Общими особенностями  попустительского и авторитарного  стилей общения, несмотря на кажущуюся  их противоположность, являются отсутствие доверия, явная обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.

Альтернативой этим стилям общения является стиль сотрудничества участников педагогического взаимодействия, чаще называемый демократическим. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля - взаимоприятие и взаимоориентация.

Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное  отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и  неудач. Им свойственны глубокое понимание  школьника, целей и мотивов его  поведения, умение прогнозировать развитие его личности. По внешним показателям  своей деятельности педагоги демократического стиля общения уступают своим  авторитарным коллегам, но социально-психологический климат в их классах всегда более благополучен.

Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: "За ним дети буквально по пятам ходят!"

2. Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.

3. Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношение "учитель - ученики". Но это не означает, что ученики должны воспринимать учителя как сверстника.

4. Общение-устрашение - негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя.

5. Общение-заигрывание - характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет.

В реальной педагогической практике чаще всего имеют место  “смешанные” стили общения. Педагог  не может абсолютно исключить  из своего арсенала некоторые частные  приемы авторитарного стиля общения. Они оказываются иногда достаточно эффективными, особенно при работе с классами и отдельными учащимися, имеющими низкий уровень социально-психологического и личностного развития.

Нередко на этапе взаимодействия педагога с классом возникают  «психологические барьеры», которые мешают и отрицательно сказываются на общем ходе урока, самочувствии педагога и детей. Типичные из них:

Эффект ореола — распространение общего оценочного впечатления о человеке на все его ещё неизвестные личностные качества и свойства, действия и поступки. Ранее сложившееся представление мешает по-настоящему понять человека.

Эффект первого впечатления — обусловленность восприятия и оценивания человека первым впечатлением о нём, которое может оказаться ошибочным.

Эффект первичности — придание большого значения при восприятии и оценивании незнакомого воспитанника или группы той информации о нём, которая поступила раньше.

Эффект новизны — придание большого значения более поздней информации при восприятии и оценивании знакомого человека.

Эффект проекции — приписывание своих достоинств приятным воспитанникам или другим людям, и своих недостатков — неприятным.

Эффект стереотипизации — использование в процессе межличностного восприятия устойчивого образа человека. Приводит к упрощению в познании человека, построению неточного образа другого, к возникновению предубеждения.

 

Профессионально-важные качества педагогического общения:

1) интерес к людям и  работе с ними, наличие ПОТРЕБНОСТИ  и умений общения, общительность,  коммуникативные качества;

2) способность эмоциональной ЭМПАТИИ и понимания людей;

3) ГИБКОСТЬ, оперативно-творческое  мышление, обеспечивающее умение  быстро и правильно ориентироваться  в меняющихся условиях общения,  быстро изменять речевое воздействие  э зависимости от ситуации  общения, индивидуальных особенностей  студентов;

4) умение ощущать и  поддерживать ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ  в общении;

5) умение УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ,  управлять своими психическими  состояниями, своим телом, голосом,  мимикой, умение управлять настроением,  мыслями, чувствами, умение снимать  мышечные зажимы;

6) способность к СПОНТАННОСТИ (неподготовленной) коммуникации;

7) умение ПРОГНОЗИРОВАТЬ  возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;

8) хорошие ВЕРБАЛЬНЫЕ  СПОСОБНОСТИ: культура, развитость  речи, богатый лексический запас,  правильный отбор языковых средств;

9) владение искусством  ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ, которые  представляют сплав жизненных,  естественных переживаний педагога  и педагогически целесообразных  переживаний, способных повлиять  на студентов в требуемом направлении;

10)способность к ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  ИМПРОВИЗАЦИИ, умение применять  все разнообразие средств воздействия  (убеждение, внушение, заражение,  применением различных приемов  воздействия, "приспособлений" и  "пристроек").

Средства повышения эффективности  воздействия:

- "ПРИСПОСОБЛЕНИЯ" - система  приемов (мимических, речевых, психологических): одобрение, совет, недовольство, намек, просьба, осуждение, юмор, насмешка, приказ, доверие, пожелание  и пр. (до 160 видов);

- "ПРИСТРОЙКИ или ДОСТРОЙКИ" - приспособление своего тела, интонации  и стиля общения к другому  человеку для того, чтобы затем  приспособить его поведение к  целям педагога

- усиление воздействия  через: повышение голоса в начале  фразы по сравнению с предыдущей; смена способов словесного воздействия:  переход от сложного к простому, от простого к сложному; рельефное выделение фраз; резкая смена способов общения.

Научный анализ педагогической деятельности отдает должное уникальности творческого метода каждого педагога, но сам он построен не на описаниях, а на принципах сравнительного исследования, качественно-количественного анализа. Особенно перспективным принято  считать направление, связанное  с применением принципов системного подхода к анализу и построению моделей педагогической деятельности.

Как подчеркивает Б. Ф. Ломов, идея системного подхода не нова. Системный  подход является общим научным методом  для решения теоретических и  практических проблем. В психолого-педагогических исследованиях данный метод применяется  сравнительно недавно. Разработка теории функциональных систем, предпринятая П. К. Анохиным, позволила использовать системный подход в педагогике, а  затем и в психологии.

Система - это совокупность множества взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность. Она обязательно предполагает взаимодействие элементов.

В педагогике существуют многочисленные варианты применения общей теории систем к анализу педагогической деятельности. Так, Н. В. Кузьмина, вводя понятие  педагогической системы, выделяет не только ее структурные составляющие, но и  функциональные компоненты педагогической деятельности. В рамках этой модели выявляется пять структурных составляющих:

1) субъект педагогического  воздействия;

2) объект педагогического  воздействия;

3) предмет их совместной  деятельности;

4) цели обучения и

Информация о работе Лекции по "Педагогике"