Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 21:37, курс лекций
№3 Обучение как способ организации педагогического процесса.
№ 4 Функции обучения. Движущие силы процесса обучения.
№ 11 Виды обучения и их характеристика.
№12 Проблемное обучение, его структура.
№ 6 Содержание обучения.
№ 29 Организация самостоятельной работы учащихся.
№ 31 Понятие средства обучения, и их классификация.
№3 Обучение как способ организации педагогического процесса.
Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на гармоничное развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.
Будучи сложным и многогранным специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.
Познавательная деятельность - это
единство чувственного восприятия, теоретического
мышления и практической деятельности.
Она осуществляется на каждом жизненном
шагу, во всех видах деятельности и
социальных взаимоотношений учащихся
(производительный и общественно
полезный труд, ценностно-ориентационная
и художественно-эстетическая деятельность,
общение), а также путем выполнения
различных предметно-
Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности школьников. Оно тесно связано также с ценностно-ориентационной деятельностью, имеющей своей целью формирование личностных смыслов и осознание социальной значимости предметов, процессов и явлений окружающей действительности.
Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической передаче знаний, умений и навыков. Это двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и воспитанники (учащиеся): преподавание и учение. При этом преподавание должно рассматриваться условно, так как учитель не может ограничиться только изложением знаний - он развивает и воспитывает, т.е. осуществляет целостную педагогическую деятельность.
Деятельность учителя как
№ 4 Функции обучения. Движущие силы процесса обучения.
Необходимость комплексной реализации
всех компонентов содержания образования
и направленность педагогического
процесса на всестороннее творческое
саморазвитие личности школьника обусловливают
функции обучения: образовательную,
воспитывающую и развивающую. При
этом образовательная функция
Образовательная функция. Основной смысл
образовательной функции
Научные знания включают в себя факты,
понятия, законы, закономерности, теории,
обобщенную картину мира. В соответствии
с образовательной функцией они
должны стать достоянием личности,
войти в структуру ее опыта. Наиболее
полная реализация этой функции должна
обеспечить полноту, систематичность
и осознанность знаний, их прочность
и действенность. Это требует
такой организации процесса обучения,
чтобы из содержания учебного предмета,
отражающего соответствующую
Конечным результатом
Умение как умелое действие направляется четко осознаваемой целью, а в основе навыка, т.е. автоматизированного действия, лежит система упрочившихся связей. Умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают ее постепенное усложнение. Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.
Осуществление образовательной функции неразрывно связано с формированием навыков работы с книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом, организацией самостоятельной работы, конспектирования и др.
Воспитывающая функция. Воспитывающий
характер обучения - отчетливо проявляющаяся
закономерность, действующая непреложно
в любые эпохи и в любых
условиях. Воспитывающая функция
органически вытекает из самого содержания,
форм и методов обучения, но вместе
с тем она осуществляется и
посредством специальной
Обучение воспитывает всегда, но не автоматически и не всегда в нужном направлении, поэтому реализация воспитывающей функции требует при организации учебного процесса, отборе содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания на том или ином этапе развития общества. В современных условиях она предполагает формирование научного мировоззрения, материалистического понимания законов природы, общества и мышления; формирование отношений воспитанников к науке (учению), природе, искусству, труду, обществу, коллективу, самому себе и другим, в конечном итоге выражающихся во взглядах, идеалах, убеждениях; воспитание моральных качеств личности, волевых черт характера и соответствующих социально приемлемых форм поведения.
Важнейшим аспектом осуществления воспитывающей функции обучения является формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих ее успешность.
Развивающая функция. Так же как
воспитывающая функция, развивающий
характер обучения объективно вытекает
из самой природы этого
В контексте традиционных подходов к организации обучения осуществление развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления, поскольку именно развитие вербальных процессов нагляднее других выражает общее развитие ученика. Однако это сужающее развивающую функцию понимание направленности обучения упускает из виду, что и речь, и связанное с нею мышление эффективнее развиваются при соответствующем развитии сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно-потребностной сфер личности. Таким образом, развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы.
Начиная с 1960-х гг. в педагогической
науке разрабатываются
№ 11 Виды обучения и их характеристика
Исторически первым известным видом
систематического обучения является широко
применявшийся древнегреческим
философом Сократом и его учениками
метод отыскания истины путем
постановки наводящих вопросов. Он
получил название метода сократической
беседы. Учитель (как правило, философ)
постановкой вопроса возбуждал
любопытство, познавательный интерес
ученика и сам, устно рассуждая,
в поисках ответа на него вел мысль
ученика по пути познания. Для поддержания
интереса обучающегося рассуждения
учителя перемежались постановкой
чаще всего риторических вопросов.
Сократические беседы проводились
с одним или несколькими
Первый вид коллективной организации познавательной деятельности - догматическое обучение, широко распространившееся в средние века. Для него характерно преподавание на латинском языке, поскольку основным содержанием обучения было освоение религиозных писаний. Главными видами деятельности учащихся были слушание и механическое заучивание. Отличительной особенностью этого вида обучения был отрыв формы от содержания.
На смену догматическому пришло объяснительно-иллюстративное обучение - вследствие широкого привлечение в учебный процесс наглядности. Его методологической основой является теория сенсуализма (Ф. Бэкон, Дж. Локк и др.). Основоположником этого вида обучения является Я. А. Коменский. Основная цель этого обучения - усвоение знаний и их последующее применение на практике, т.е. формирование умений и навыков. Объяснительно-иллюстративное обучение требует более глубокой мыслительной деятельности, но мышления воспроизводящего. Это пассивно-созерцательное обучение, занимающее и в настоящее время большое место в традиционной школе. Главная задача учителя сводится к изложению материала, чтобы учащиеся его поняли и усвоили. Объяснительно-иллюстративное обучение экономично с точки зрения времени, необходимого для усвоения знаний, но оно не является развивающим и в конечном итоге готовит исполнителя, но не творца.
В начале 20-х гг. XX столетия в результате
поисков путей
Особым видом самостоятельного добывания знаний является программированное обучение. Его методологическую основу составляет теория пооперантного научения животных, вытекающая из общей бихевиористической концепции (Б.Скинер). Механически перенеся ее на человека, Б.Скинер сформулировал следующие принципы программированного обучения:
1) подача информации небольшими порциями;
2) установка проверочного
3) предъявление ответа для
4) дача указаний в зависимости от правильности ответа.
Четвертый пункт может варьироваться в зависимости от построения программ, которое бывает линейным или разветвленным. В соответствии с линейным построением программ учащиеся работают над всеми порциями информации (кадрами, битами, дозами, шагами), которые подлежат усвоению, по единой схеме, в одном направлении: А1--А2--А3--А4-- и т.д. Разветвленная программа предполагает выбор учеником своего индивидуального способа продвижения по пути познания в зависимости от уровня подготовленности.
Информация о работе Лекции по "Управлению дошкольным образовательным учреждением"