Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 21:37, курс лекций
№3 Обучение как способ организации педагогического процесса.
№ 4 Функции обучения. Движущие силы процесса обучения.
№ 11 Виды обучения и их характеристика.
№12 Проблемное обучение, его структура.
№ 6 Содержание обучения.
№ 29 Организация самостоятельной работы учащихся.
№ 31 Понятие средства обучения, и их классификация.
№ 29 Организация самостоятельной работы учащихся.
В дидактике под самостоятельной
работой ученика понимают такую
его деятельность, которую он выполняет
без непосредственного участия
учителя, но по его заданию, под его
руководством и наблюдением. Ученик,
обладающий навыками самостоятельной
работы, активнее и глубже усваивает
учебный материал, оказывается лучше
подготовленным к творческому труду,
к самообразованию и
В условиях научно-технической революции
быстрое «старение» сведений вызывает
необходимость непрерывного пополнения
знаний. Однако самопроизвольное формирование
рациональных приемов учения, работы
с книгой – основным источником
информации, как показывает опыт, протекает
медленно и малоэффективно. Поэтому
школьников нужно учить методам
самостоятельной учебной
Можно выделить такие виды самостоятельной работы учащихся, как работа с книгой, учебной и справочной литературой, составление конспектов, что является традиционным и давно испытанным видом самостоятельной работы; решение задач и выполнение упражнений, где самостоятельность действий учащихся должна постоянно контролироваться и проверяться; лабораторные работы и фронтальный эксперимент, что позволяет самостоятельно найти применение полученным знаниям, работа с раздаточным материалом; рецензирование ответов и выступлений товарищей, дополнение их; подготовка сообщений и рефератов; наблюдение опытов и построение умозаключений на основе их результатов, продумывание и конструирование схем и установок; изготовление некоторых приборов и учебных пособий (плакатов, схем альбомов); выполнение практических заданий во время экскурсий; постановка некоторых опытов и выполнение наблюдений в домашних условиях.
По основной дидактической цели их можно разделить на три группы работ, направленных на:
1) приобретение и расширение знаний;
2) овладение умениями и навыками;
3) применение знаний, умений, навыков.
Как и многие классификации в педагогике, это разделение методов условно, так как любая самостоятельная работа будет включать в себя все три вышеперечисленных вида работ. В зависимости от содержания учебного материала, особенности его изложения в учебнике, имеющегося оборудования и других факторов учитель планирует применение в учебном процессе тех или иных видов самостоятельной работы учащихся или их сочетания, руководствуясь принципами дидактики (постепенность в нарастании трудностей, творческая активность учеников, дифференцированный подход к ним и т. д.).
При выборе конкретного метода планируемой самостоятельной работы учитель обязательно должен учитывать индивидуальные особенности учащихся. Задания, предлагаемые для самостоятельного выполнения, должны иметь ясную цель, однозначно определенную методику их выполнения и вызвать у них интерес. Последнее достигается новизной содержания или формы задания, раскрытием практического значения рассматриваемого вопроса, исследовательским характером заданий.
№ 31 Понятие средства обучения, и их классификация
Средство обучения – это
материальный или идеальный объект, который
использован учителем и учащимися для
усвоения новых знаний.
Объекты, выполняющие функцию средств
обучения, можно классифицировать по различным
основаниям: по их свойствам, субъектам
деятельности, влиянию на качество знаний,
на развитие различных способностей, их
эффективности в учебном процессе.
1. По составу объектов средства обучения
разделяются на материальные и идеальные.
К материальным средствам относятся: учебники
и пособия, таблицы, модели, макеты, средства
наглядности, учебно-технические средства,
учебно-лабораторное оборудование, помещения,
мебель, оборудование учебного кабинета,
микроклимат, расписание занятий, другие
материально-технические условия обучения.
Идеальные средства обучения – это те
усвоенные ранее знания и умения, которые
используют учителя и учащиеся для усвоения
новых знаний.
Эти интеллектуальные средства обучения
играют ведущую роль в умственном развитии
учащихся. Они могут быть даны учителем
в готовом виде в процессе объяснения
темы урока, но могут быть и сконструированы
учащимися самостоятельно или в совместной
деятельности с учителем на уроке.
Материальные и идеальные
Эффективность использования средств
достигается при определенном сочетании
их с содержанием и методами обучения.
Современные средства обучения часто
предполагают использование новых методов
обучения. Обучение на базе персональных
компьютеров – это новый вид учебного
процесса, в котором используются новые
методы и средства преподавания и учения,
используются различного вида знаковые
и графические модели, в том числе средства
мультипликации.
2. По субъекту деятельности средства обучения
можно разделить на средства преподавания исредства
учения. Так, оборудование демонстрационного
эксперимента относится к средствам преподавания,
а оборудование лабораторного практикума
– к средствам учения. Средствами преподавания
пользуются в основном учителя для объяснения
и закрепления учебного материала, а средствами
учения – учащиеся для усвоения новых
знаний. В то же время некоторые средства
используются как в преподавании, так
и в учении.
Средства преподавания имеют существенное
значение для реализации информационной
Информация о работе Лекции по "Управлению дошкольным образовательным учреждением"