Лекции по "Управлению дошкольным образовательным учреждением"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 21:37, курс лекций

Описание работы

№3 Обучение как способ организации педагогического процесса.
№ 4 Функции обучения. Движущие силы процесса обучения.
№ 11 Виды обучения и их характеристика.
№12 Проблемное обучение, его структура.
№ 6 Содержание обучения.
№ 29 Организация самостоятельной работы учащихся.
№ 31 Понятие средства обучения, и их классификация.

Файлы: 1 файл

Teoria_obuchenia (1).docx

— 35.91 Кб (Скачать файл)

№ 29 Организация самостоятельной  работы учащихся.

В дидактике под самостоятельной  работой ученика понимают такую  его деятельность, которую он выполняет  без непосредственного участия  учителя, но по его заданию, под его  руководством и наблюдением. Ученик, обладающий навыками самостоятельной  работы, активнее и глубже усваивает  учебный материал, оказывается лучше  подготовленным к творческому труду, к самообразованию и продолжению  учебы.

В условиях научно-технической революции  быстрое «старение» сведений вызывает необходимость непрерывного пополнения знаний. Однако самопроизвольное формирование рациональных приемов учения, работы с книгой – основным источником информации, как показывает опыт, протекает  медленно и малоэффективно. Поэтому  школьников нужно учить методам  самостоятельной учебной работы.

Можно выделить такие виды самостоятельной работы учащихся, как работа с книгой, учебной и справочной литературой, составление конспектов, что является традиционным и давно испытанным видом самостоятельной работы; решение задач и выполнение упражнений, где самостоятельность действий учащихся должна постоянно контролироваться и проверяться; лабораторные работы и фронтальный эксперимент, что позволяет самостоятельно найти применение полученным знаниям, работа с раздаточным материалом; рецензирование ответов и выступлений товарищей, дополнение их; подготовка сообщений и рефератов; наблюдение опытов и построение умозаключений на основе их результатов, продумывание и конструирование схем и установок; изготовление некоторых приборов и учебных пособий (плакатов, схем альбомов); выполнение практических заданий во время экскурсий; постановка некоторых опытов и выполнение наблюдений в домашних условиях.

По основной дидактической цели их можно разделить на три группы работ, направленных на:

1) приобретение и расширение знаний;

2) овладение умениями и навыками;

3) применение знаний, умений, навыков.

Как и многие классификации в  педагогике, это разделение методов  условно, так как любая самостоятельная  работа будет включать в себя все  три вышеперечисленных вида работ. В зависимости от содержания учебного материала, особенности его изложения  в учебнике, имеющегося оборудования и других факторов учитель планирует  применение в учебном процессе тех  или иных видов самостоятельной  работы учащихся или их сочетания, руководствуясь принципами дидактики (постепенность  в нарастании трудностей, творческая активность учеников, дифференцированный подход к ним и т. д.).

При выборе конкретного метода планируемой  самостоятельной работы учитель  обязательно должен учитывать индивидуальные особенности учащихся. Задания, предлагаемые для самостоятельного выполнения, должны иметь ясную цель, однозначно определенную методику их выполнения и вызвать  у них интерес. Последнее достигается  новизной содержания или формы задания, раскрытием практического значения рассматриваемого вопроса, исследовательским  характером заданий.

 

№ 31 Понятие средства обучения, и их классификация

Средство обучения – это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний. 
Объекты, выполняющие функцию средств обучения, можно классифицировать по различным основаниям: по их свойствам, субъектам деятельности, влиянию на качество знаний, на развитие различных способностей, их эффективности в учебном процессе. 
1. По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные. 
К материальным средствам относятся: учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, средства наглядности, учебно-технические средства, учебно-лабораторное оборудование, помещения, мебель, оборудование учебного кабинета, микроклимат, расписание занятий, другие материально-технические условия обучения. 
Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. 
Эти интеллектуальные средства обучения играют ведущую роль в умственном развитии учащихся. Они могут быть даны учителем в готовом виде в процессе объяснения темы урока, но могут быть и сконструированы учащимися самостоятельно или в совместной деятельности с учителем на уроке. 
Материальные и идеальные средства обучения не противостоят, а дополняют друг друга. Влияние всех средств обучения на качество знаний учащихся многосторонне: материальные средства связаны в основном с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением существенно новых знаний; идеальные средства – с пониманием материала, логикой рассуждения, запоминанием, культурой речи, развитием интеллекта. Между сферами влияния материальных и идеальных средств нет четких границ: часто оба они влияют в совокупности на становление тех или иных качеств личности учащихся. 
Эффективность использования средств достигается при определенном сочетании их с содержанием и методами обучения. 
Современные средства обучения часто предполагают использование новых методов обучения. Обучение на базе персональных компьютеров – это новый вид учебного процесса, в котором используются новые методы и средства преподавания и учения, используются различного вида знаковые и графические модели, в том числе средства мультипликации. 
2.  По субъекту деятельности средства обучения можно разделить на средства преподавания исредства учения. Так, оборудование демонстрационного эксперимента относится к средствам преподавания, а оборудование лабораторного практикума – к средствам учения. Средствами преподавания пользуются в основном учителя для объяснения и закрепления учебного материала, а средствами учения – учащиеся для усвоения новых знаний. В то же время некоторые средства используются как в преподавании, так и в учении. 
Средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной иуправляющей функции учителя. Они помогают возбудить и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшают наглядность учебного материала, делают его более доступным, обеспечивают более точную и полную информацию об изучаемом явлении, интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести ее в индивидуальном темпе. Их можно разделить на средства объяснения нового материала, средства закрепления и повторения и средства контроля.

 

 

 


Информация о работе Лекции по "Управлению дошкольным образовательным учреждением"