Лекция как основная форма организации педагогического процесса в вузе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 00:04, контрольная работа

Описание работы

Среди всех форм учебной деятельности важнейшая роль отводится лекции, которая одновременно является самым сложным видом работы и поэтому поручается наиболее квалифицированным и опытным преподавателям (как правило, профессорам и доцентам).
Лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.

Файлы: 1 файл

1 Лекция как основная форма организации педагогического процесса в вузе.docx

— 50.50 Кб (Скачать файл)

1 Лекция как основная форма  организации педагогического процесса  в вузе

Среди всех форм учебной деятельности важнейшая роль отводится лекции, которая одновременно является самым  сложным видом работы и поэтому  поручается наиболее квалифицированным  и опытным преподавателям (как  правило, профессорам и доцентам).

Лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.

Главное назначение лекции - обеспечить теоретическую основу обучения, развить  интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы над курсом. Традиционная лекция имеет несомненные преимущества не только как способ доставки информации, но и как метод эмоционального воздействия преподавателя на обучающихся, повышающий их познавательную активность. Достигается это за счет педагогического мастерства лектора, его высокой речевой культуры и ораторского искусства. Высокая эффективность деятельности преподавателя во время чтения лекции будет достигнута только тогда, когда он учитывает психологию аудитории, закономерности восприятия, внимания, мышления, эмоциональных процессов учащихся.

Многообразие в подборе и  построении материала и методик  изложения лекционного материала  определяется не только особенностями  научной дисциплины, но и профилем вуза, факультета, кафедры. Методика чтения лекций зависит от этапа изучения предмета и уровня общей подготовки обучающихся, форма ее проведения - от характера темы и содержания материала.

 

Лекция выполняет следующие  функции:

  1. информационную (излагает необходимые сведения),
  2. стимулирующую (пробуждает интерес к теме),
  3. воспитывающую,
  4. развивающую (дает оценку явлениям, развивает мышление).
  5. ориентирующую (в проблеме, в литературе),
  6. разъясняющую (направленная прежде всего на формирование основных понятий науки),
  7. убеждающую (с акцентом на системе доказательств).

 

    1. Вузовская лекция - главное звено дидактического цикла обучения.

В вузовском  обучении в условиях стационара и заочного обучения лекция является основной формой учебных занятий. Чтение лекций поручается обычно самым опытным и теоретически подготовленным ученым — профессорам и доцентам, докторам и кандидатам наук.

 Ее цель - формирование ориентировочной  основы для последующего усвоения  студентами учебного материала.Слово "лекция" происходит от латинского "lection" - чтение. Лекция появилась в Древней Греции, получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в средние века. Яркие страницы в историю развития лекционной формы обучения в России вписал основатель первого отечественного университета М. В. Ломоносов, по достоинству ценивший живое слово преподавателей. Он считал необходимым систематически и настойчиво учиться красноречию, под которым разумел "искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению". И поэтому он советовал лекторам "разум свой острить через беспрестанное упражнение в сочинении и произношении слов, а не полагаться на одни правила и чтение авторов".

Выдающимися лекторами были историки О. В. Ключевский и Т. Н. Грановский. Лекции Грановского были столь блестящи, что отодвинули на второй план книгу, учебник. Н. Г. Чернышевский называл  Грановского "одним из сильнейших посредников между наукой и нашим  обществом". Лекции этого ученого-гуманитария  оказывали сильнейшее духовное, нравственное воздействие на слушателей.

 

В учебном процессе складывается ряд  ситуаций, когда лекционная форма  обучения не может быть заменена никакой  другой:

• при отсутствии учебников по новым складывающимся курсам лекция - основной источник информации;

• новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще отражения в  существующих учебниках или некоторые  его разделы устарели;

• отдельные темы учебника особенно трудны для самостоятельного изучения и требуют методической переработки  лектором;

• по основным проблемам курса  существуют противоречивые концепции. Лекция необходима для их объективного освещения;

• лекция незаменима в тех случаях, где особенно важно личное эмоциональное  воздействие лектора на студентов  с целью повлиять на формирование их взглядов. Эмоциональная окраска  лекции, сочетаясь с глубоким научным  содержанием, создает гармонию мысли, слова и восприятия слушателями. Эмоциональность воздействия лекции играет важную роль в преподавании гуманитарных дисциплин. Но и преподавателям естественных и точных наук не следует  ее недооценивать.

 

Содержание лекции:

  • Соответствие содержания лекции программе и учебно-тематическому плану дисциплины;
  • Обзор содержания предыдущей лекции, его связь с новым материалом;
  • Определить актуальность, связь с практикой, место в системе других наук;
  • Научность, доказательность и аргументированность;
  • Информативность (соответствие современному уровню развития науки);
  • Освещение истории вопроса, показ различных концепций;
  • Использование примеров из практики, ярких, эмоционально окрашенных фактов;
  • Методические рекомендации по СРС (тема семинара, указание литературы и пр.).

 

Методика чтения лекций:

  • Соблюдение внешнего и внутреннего регламента занятий (начало, конец, разделы лекции);
  • Четкая структура лекции и логика изложения;
  • Наличие плана, следование ему;
  • Связь с предыдущим и последующим материалом (внутрипредметные), межпредметные связи;
  • Доступность и разъяснение новых терминов и понятий;
  • Доказательность и аргументированность;
  • Выделение главных мыслей и выводов;
  • Использование приемов закрепления: повторение, подведение итогов в конце вопроса, всей лекции;
  • Использование наглядных пособий, ТСО;
  • Применение лектором опорных материалов: текст, конспект, отдельные записи, чтение без опорных материалов.

 

Лекторские данные:

  • Культура речи (соблюдение норм ударения, произношения, избегание жаргонизмов и пр., стиль изложения, адекватный материалу);
  • Дикторское мастерство: внятность, четкость артикуляции, слышимость на последних партах;
  • Экспрессивность речи (эмоциональность, интонационное богатство, увлеченность предметом);
  • Ораторское искусство (главный индикатор - формирование интереса у аудитории);
  • Педагогический такт (уважительно отношение к студенту, отсутствие оскорблений, признание своих возможных ошибок);
  • Внешний вид;
  • Умение установить контакт.

 

Результативность лекции:

  • информационная ценность
  • воспитательный аспект
  • достижение дидактических целей.

 

Преимущества лекции:

• творческое общение лектора с  аудиторией, сотворчество, эмоциональное  взаимодействие;

• лекция - весьма экономный способ получения в общем виде основ  знаний;

• лекция активизирует мысленную  деятельность, если хорошо понята и  внимательно прослушана, поэтому  задача лектора - развивать активное внимание студентов, вызывать движение их мысли вслед за мыслью лектора.

В последнее время наметилась тенденция  свободного выбора лектора студентами, которая актуализирует проблему лекторского мастерства. От мастерства преподавателя зависит максимальное использование потенциальных возможностей этой ведущей формы вузовского обучения. Но процесс обучения, начинаясь на лекции, продолжается на практических занятиях и углубляется самостоятельной  работой.

Многие преподаватели считают, что задача лектора заключается  в том, чтобы хорошо знать предмет  и ясно его излагать. Но что значит "ясность изложения"? Это сложнейшая педагогическая проблема: это и последовательность, и наглядность изложения, и сознательное активное усвоение излагаемого слушателями, и, как результат, понимание.

Каким же требованиям должна удовлетворять лекция? Требования к лекции: нравственная сторона лекции и преподавания, научность и информативность (современный научный уровень), доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств, эмоциональность формы изложения, активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления; четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов; методическая обработка - выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках; изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий; использование по возможности аудиовизуальных дидактических материалов. Перечисленные требования лежат в основе критериев оценки качества лекции.

По своей структуре лекции могут  отличаться одна от другой. Все зависит  от содержания и характера излагаемого  материала, но существует общий структурный  каркас, применимый к любой лекции. Прежде всего это сообщение плана лекции и строгое ему следование. В план включаются наименования основных узловых вопросов лекции, которые могут послужить для составления экзаменационных билетов.

Полезно напомнить содержание предыдущей лекции, связать его с новым  материалом, определить место и назначение в дисциплине, в системе других наук. При раскрытии темы можно  применять индуктивный метод: примеры, факты, подводящие к научным выводам; можно также использовать метод  дедукции: разъяснение общих положений  с последующим показом возможности  их приложения на конкретных примерах. По каждому из анализируемых положений  следует делать вывод, выделяя его  повторением и интонацией. В конце  лекции полезно подвести итог услышанному.

 

    1. Три основных типа лекций в вузе

Педагоги выделяют три основных типа лекций,применяемых при очном и заочном обучениях для передачи теоретического материала:

  • вводная лекция,
  • информационная лекция
  • обзорная лекция.

Вводная лекция. Она знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин. Далее дается краткий обзор курса (вехи развития данной науки, имена известных ученых). В такой лекции ставятся научные проблемы, выдвигаются гипотезы, намечаются перспективы развития науки и ее вклада в практику. Во вводной лекции важно связать теоретический материал с практикой будущей работы специалистов. Далее целесообразно рассказать об общей методике работы над курсом, дать характеристику учебника и учебных пособий, ознакомить слушателей с обязательным списком литературы, рассказать об экзаменационных требованиях. Подобное введение помогает студентам получить общее представление о предмете, ориентирует их на систематическую работу над конспектами и литературой, знакомит с методикой работы над курсом.

 

Информационная лекция раскрывает содержание темы, в соответствии с учебно-тематическим планом

 

Обзорная лекция. Это не краткий конспект, а систематизация знаний на более высоком уровне. Психология обучения показывает, что материал, изложенный системно, лучше запоминается, допускает большее число ассоциативных связей. В обзорной лекции следует рассмотреть также особо трудные вопросы экзаменационных билетов.

 

В зависимости  от предмета изучаемой дисциплины и  дидактических целей могут быть использованы такие лекционные формы, как:

  • Нетрадиционные формы проведения  лекций.
  • Лекция – визуализация.
  • Лекция вдвоем или бинарная.
  • Лекция с заранее запланированными ошибками
  • Лекция - пресс-конференция.
  • Лекция с разбором конкретных ситуаций.

 

 Нетрадиционные формы проведения  лекций. Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от не проблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, то есть, готовой схемы решения в прошлом опыте нет. С помощью проблемной лекции обеспечивается достижение трех основных дидактических целей:

Информация о работе Лекция как основная форма организации педагогического процесса в вузе