Лекция как основная форма организации педагогического процесса в вузе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 00:04, контрольная работа

Описание работы

Среди всех форм учебной деятельности важнейшая роль отводится лекции, которая одновременно является самым сложным видом работы и поэтому поручается наиболее квалифицированным и опытным преподавателям (как правило, профессорам и доцентам).
Лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.

Файлы: 1 файл

1 Лекция как основная форма организации педагогического процесса в вузе.docx

— 50.50 Кб (Скачать файл)

Высшее образование  создается процедурами взаимодействия участников образовательного процесса, каждый из которых одновременно выступает  и как субъект, преследующий общие  цели, и как объект ориентации для  других индивидов. Взаимодействие общностей студентов и преподавателей - результат взаимосогласованных единичных действий, включающих индивида (группу индивидов), цели деятельности, социальную ситуацию, представленную средствами обучения и атмосферой вуза, нормы и ценности, посредством которых определяется качество образования в высшем учебном заведении.

При исследовании взаимодействия преподавателей(лекторов) и студентов в сфере высшего образования большое значение приобретает объективная обоснованность ожиданий субъектов, выступающих в качестве участников взаимодействия. Различия во взаимных ожиданиях преподавателей и студентов охватывают широкий круг проблем - от ценностных ориентаций до качества получаемых знаний и эффективности их усвоения.

Немаловажную  роль при анализе взаимодействия играет изучение не только явных, но и  латентных функций, выполняемых  институтом высшего образования. Непредвиденные последствия помогают поддерживать непрерывное воспроизводство практики взаимодействия в высшем образовании, выполняя латентную функцию усиления общностной идентификации, например, статусной  принадлежности. Обучая, преподаватель  должен выявить скрытый мотив  обучаемого, на удовлетворение которого студент вуза ориентирован в первую очередь: престиж, расширение кругозора, приобретение научных знаний и др. Поэтому одним из основных требований к организации образовательного процесса должна стать готовность преподавателя  удовлетворить "невысказанные" пожелания  студента.

Повышение степени  удовлетворенности от процесса взаимодействия включает в себя обеспечение степени  комфортности в системе взаимных действий, адекватного восприятия себя и партнера по взаимодействию. Ожидаемый  результат совместной деятельности определен наличием общей цели, отвечающей интересам всех и способствующий реализации потребностей каждого, средствами и условиями ее достижения, уровнем  квалификации профессорско-преподавательского состава.

Центральная проблема во взаимодействии преподавателей и студентов - это проблема их взаимоотношений. Каждый из участников образовательного процесса входит в социальную ситуацию, обладая неким накопленным опытом и с культурными предпосылками. Разделяемые всеми участниками  когнитивные и нормативные предпосылки  являются основой для взаимодействия.

В сфере высшего  образования преобладает установка  одинакового подхода ко всем студентам. Данный порядок закреплен институционально. Закрепление уважительного отношения  к преподавателю - обязательное правило  ожидания вежливого отношения со стороны студента. Аналогичного правила  должны придерживаться также преподаватели  при взаимодействии со студентами. Взаимное преломление социальных норм и ценностей в сознании участников образовательного процесса, его осмысление и отражение в реальных действиях  преподавателей и студентов определяет доминанту личностно - ориентированного подхода в образовательной деятельности.

Социальный  мир студентов формируется в  результате социальных взаимодействий друг с другом и с преподавателями. При этом решающее влияние на студентов  оказывает символическое окружение, т.к. оно способствует формированию их сознания и человеческого "Я". С позиций символического интеракционизма, взаимодействие между преподавателем и студентом рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Для создания устойчивого и комфортного взаимодействия и преподавателям, и студентам приходится прилагать немало усилий. Таким образом, рассмотрение проблемы социального взаимодействия преподавателей и студентов - это поиск ответов на самые разные вопросы: каковы условия возникновения социального взаимодействия, как оно развивается, что необходимо предпринять, чтобы взаимодействие было эффективным, какие факторы оказывают на него влияние и т.п.


Информация о работе Лекция как основная форма организации педагогического процесса в вузе