Одной из трудностей проведения лекции
вдвоем является привычная для слушателей
ситуация, когда лекцию проводит один
преподаватель, что характерно для
описанных выше видов лекций, информация
поступает только от одного источника.
Две позиции, предлагаемые лекторами,
иногда вызывают неприятие самой
формы обучения. Т.к. требует от слушателей
самостоятельного решения, какой точки
зрения придерживаться и обосновать
свою позицию.
Применение лекции вдвоем
эффективно для формирования
теоретического мышления, воспитания
убеждений слушателей, а также
как и в проблемной лекции
развивается умение вести диалог,
и как уже отмечалось, слушатели
учатся культуре ведения дискуссии.
Лекция с заранее запланированными
ошибками. Эта форма проведения лекции была разработана
для развития у слушателей умений оперативно
анализировать профессиональные ситуации,
выступать в роли экспертов, оппонентов,
рецензентов, вычленять неверную или неточную
информацию. Подготовка преподавателя
к лекции состоит в том, чтобы заложить
в ее содержание определенное количество
ошибок содержательного, методического
или поведенческого характера. Список
таких ошибок преподаватель приносит
на лекцию и знакомит с ними слушателей
только в конце лекции. Подбираются наиболее
часто допускаемые ошибки, которые делают
как слушатели, так и преподаватели в ходе
чтения лекции. Преподаватель проводит
изложение лекции таким образом, чтобы
ошибки были тщательно скрыты, и их не
так легко можно было заметить слушателям.
Это требует специальной работы преподаватель
над содержанием лекции, высокого уровня
владения материалом и лекторского мастерства.
Задача слушателя заключается в том, чтобы
по ходу лекции отмечать в конспекте замеченные
ошибки и назвать их в конце лекции. На
разбор ошибок отводится 10-15 минут. В ходе
этого разбора даются правильные ответы
на вопросы - преподавателем, слушателями
или совместно. Количество запланированных
ошибок зависит от специфики учебного
материала, дидактических и воспитательных
целей лекции, уровня подготовленности
слушателей. Опыт использования лекции
с заранее запланированными ошибками
показывает, что слушатели, как правило,
находят задуманные ошибки (преподавателем
проводится сверка со списком таких ошибок).
Нередко оно указывают и такие ошибки,
которые были невольно допущены преподавателем,
особенно речевые и поведенческие.
Преподаватель должен честно признать
это и сделать для себя определенные выводы.
Все это создает атмосферу доверия между
преподавателем и слушателями, личностное
включение обеих сторон в процесс обучения.
Элементы интеллектуальной
игры с преподавателем создают
повышенный эмоциональный фон,
активизируют познавательную деятельность
слушателей. Лекция с запланированными
ошибками выполняет не только
стимулирующую функцию, но и контрольную.
Преподаватель может оценить уровень
подготовки слушателей по предмету, а
тот в свою очередь проверить степень
своей ориентации в материале. С помощью
системы ошибок преподаватель может определить
недочеты, анализируя которые в ходе обсуждения
со слушателями получает представление
о структуре учебного материала и трудностях
овладения им. Выявленные слушателями
или самим преподавателем ошибки могут
послужить для создания проблемных ситуаций,
которые можно разрешить на последующих
занятиях.
Данный вид лекции лучше
всего проводить в завершение
темы или раздела учебной дисциплины,
когда у слушателей сформированы
основные понятия и представления.
Лекции с запланированными ошибками
вызывают у слушателей высокую
интеллектуальную и эмоциональную
активность, т.к. слушатели в своей
практической деятельности использую
полученные ранее знания, осуществляя
совместную с преподавателем
учебную работу. Помимо этого,
заключительный анализ ошибок
развивает у слушателей теоретическое
мышление.
Лекция - пресс-конференция. Форма проведения
лекции близка к форме проведения пресс-конференций,
только со следующими изменениями. Преподаватель
называет тему лекции и просит слушателей
письменно задавать ему вопросы по данной
теме. Каждый слушатель должен в течение
2-3 минут сформулировать наиболее интересующие
его вопросы, написать на бумажке и передать
преподавателю. Затем преподаватель в
течение 3-5 минут сортирует вопросы по
их смысловому содержанию и начинает читать
лекцию. Изложение материала строится
не как ответ на каждый заданный вопрос,
а в виде связного раскрытия темы, в процессе
которого формулируются соответствующие
ответы. В завершение лекции преподаватель
проводит итоговую оценку вопросов как
отражения знаний и интересов слушателей.
Может быть так, что слушатели не все могут
задавать вопросы, грамотно их формулировать.
Что служит для преподавателя свидетельством
уровня знаний контингента, находящегося
на обучении, степени их включенности
в содержание курса и в совместную работу
с преподавателем, заставляет совершенствовать
процесс преподавания всего курса. Активизация
деятельности слушателей на лекции-пресс-конференции
достигается за счет адресованного информирования
каждого лично. В этом отличительная черта
этой формы лекции.
Необходимость сформулировать
вопрос и грамотно его задать
активизирует мыслительную деятельность,
а ожидание ответа на свой
вопрос концентрирует внимание
слушателя. Вопросы в большинстве
случаев носят проблемный характер
и являются началом творческих
процессов мышления. Личностное, профессиональное
и социальное отношение преподавателя
к поставленным вопросам и
ответом на них, оказывает воспитательное
влияние на обучающихся. Опыт участия
в лекции-пресс-конференции позволяет
преподавателю и слушателям отрабатывать
умения задавать вопросы и отвечать на
них, выходить из трудных коммуникативных
ситуаций, формировать навыки доказательства
и опровержения, учета позиции человека,
задавшего вопрос. Лекцию-пресс-конференцию
лучше всего проводить в начале изучения
темы или раздела, в середине и в конце.
В начале изучения темы основная цель
лекции – выявление круга интересов и
потребностей обучаемых, степени их подготовленности
к работе, отношение к предмету. С помощью
лекции-пресс-конференции преподаватель
может составить модель аудитории слушателей
– ее установок, ожиданий, возможностей.
Лекция-пресс-конференция в середине темы
или курса направлена на привлечение внимания
слушателей у главным моментам содержания
учебного предмета, уточнение представлений
преподавателя о степени усвоения материала,
систематизацию знаний обучаемых, коррекцию
выбранной системы лекционной и семинарской
работы по курсу. Основная цель лекции-пресс-конференции
в конце темы или раздела – проведение
итогов лекционной работы, определение
уровня развития усвоенного содержания
в последующих разделах. Лекцию такого
рода можно провести и по окончании всего
курса с цель обсуждения перспектив применения
теоретических знаний на практике как
средства решения задач освоения материала
последующих учебных дисциплин, средства
определения своей профессиональной деятельности.
На лекции-пресс-конференции в качестве
лекторов могут участвовать два-три преподавателя
разных предметных областей.
Лекция-беседа, или «диалог с
аудиторией», является наиболее распространенной
и сравнительно простой формой активного
вовлечения студентов в учебный
процесс. Эта лекция предполагает непосредственный
контакт преподавателя с аудиторией.
Преимущество лекции-беседы состоит
в том, что она позволяет привлекать
внимание слушателей к наиболее важным
вопросам темы, определять содержание
и темп изложения учебного материала
с учетом особенностей обучаемых. Беседа
как метод обучения известна еще
со времен Сократа. Это самый простой
способ индивидуального обучения, построенный
на непосредственном контакте сторон.
Эффективность лекции-беседы в условия
группового обучения снижается из-за
того, что не всегда удается каждого
обучаемого вовлечь в двусторонний
обмен мнениями. В первую очередь
это связано с недостатком
времени, даже если группа малочисленна.
В то же время групповая беседа
позволяет расширить круг мнений
сторон, привлечь коллективный опыт и
знания, что имеет большое значение
в активизации мышления слушателей.
К участию в лекции-беседе можно
привлечь различными приемами, так, например,
озадачивание слушателей вопросами в
начале лекции и по ее ходу, как уже описывалось
в проблемной лекции, вопросы могут, быть
информационного и проблемного характера,
для выяснения мнений и уровня осведомленности
по рассматриваемой теме, степени их готовности
к восприятию последующего материала.
Вопросы адресуются всей аудитории. Слушатели
отвечают с мест. Если преподаватель замечает,
что кто-то из обучаемых не участвует в
ходе беседы, то вопрос можно адресовать
лично тому слушателю, или спросить его
мнение по обсуждаемой проблеме. Для экономии
времени вопросы рекомендуется формулировать
так, чтобы на них можно было давать однозначные
ответы. С учетом разногласий или единодушия
в ответах преподаватель строит свои дальнейшие
рассуждения, имея при этом возможность,
наиболее доказательно изложить очередное
понятие лекционного материала. Вопросы
могут быть как простыми для того, чтобы
сосредоточить внимание слушателей на
отдельных аспектах темы, так и проблемные.
Обучаемый, продумывая ответ на заданный
вопрос, получает возможность самостоятельно
прийти к тем выводам и обобщения, которые
преподаватель должен был сообщить им
в качестве новых знаний, либо понять важность
обсуждаемой темы, что повышает интерес,
и степень восприятия материла слушателями.
Во время проведения лекции-беседы преподаватель
должен следить, чтобы задаваемые вопросы
не оставались без ответов, т.к. они тогда
будут носить риторический характер, не
обеспечивая достаточной активизации
мышления обучаемых.
Лекция-дискуссия. В отличие от
лекции-беседы здесь преподаватель
при изложении лекционного материала
не только использует ответы слушателей
на свои вопросы, но и организует свободный
обмен мнениями в интервалах между
логическими разделами. Дискуссия
– это взаимодействие преподавателя
и учащегося, свободный обмен
мнениями, идеями и взглядами по
исследуемому вопросу. Это оживляет
учебный процесс, активизирует познавательную
деятельность аудитории и, что очень
важно, позволяет преподавателю
управлять коллективным мнением
группы, использовать его в целях
убеждения, преодоления негативных
установок и ошибочных мнений
некоторых обучаемых. Эффект достигается
только при правильном подборе вопросов
для дискуссии и умелом, целенаправленном
управлении ею. Так же можно предложить
слушателям проанализировать и обсудить
конкретные ситуации, материал. По ходу
лекции-дискуссии преподаватель
приводит отдельные примеры в
виде ситуаций или кратко сформулированных
проблем и предлагает студентам
коротко обсудить, затем краткий
анализ, выводы и лекция продолжается.
Положительным в дискуссии является,
то, что обучаемые согласятся с
точкой зрения преподавателя с большой
охотой, скорее в ходе дискуссии, нежели
во время беседы, когда преподаватель
лишь указывает на необходимость
принять его позицию по обсуждаемому
вопросу.
Данный метод позволяет преподавателю
видеть, насколько эффективно слушатели
используют полученные знания
в ходе дискуссии. Отрицательное
же то, что обучаемые могут
неправильно определять для себя
область изучения или не уметь
успешно обсуждать возникающие
проблемы. Поэтому в целом занятие
может оказаться запутанным. Слушатели
в этом случае могут укрепиться
в собственном мнении, а не
изменить его. Выбор вопросов
для активизации учащихся и
темы для обсуждения, составляется
самим преподавателем в зависимости
от конкретных дидактических
задач, которые преподаватель
ставит перед собой для данной
аудитории.
Лекция с разбором конкретных
ситуаций. Данная лекция по форме похожа на лекцию-дискуссию,
однако, на обсуждение преподаватель ставит
не вопросы, а конкретную ситуацию. Обычно,
такая ситуация представляется устно
или в очень короткой видеозаписи, диафильме.
Поэтому изложение ее должно быть очень
кратким, но содержать достаточную информацию
для оценки характерного явления и обсуждения.
Слушатели анализируют и обсуждают эти
микроситуации и обсуждают их сообща,
всей аудиторией. Преподаватель старается
активизировать участие в обсуждении
отдельными вопросами, обращенными к отдельным
обучаемым, представляет различные мнения,
чтобы развить дискуссию, стремясь направить
ее в нужное направление. Затем, опираясь
на правильные высказывания и анализируя
неправильные, ненавязчиво, но убедительно
подводит слушателей к коллективному
выводу или обобщению. Иногда обсуждение
микроситуации используется в качестве
пролога к последующей части лекции. Для
того чтобы заинтересовать аудиторию,
заострить внимание на отдельных проблемах,
подготовить к творческому восприятию
изучаемого материала. Чтобы сосредоточить
внимание, ситуация подбирается достаточно
характерная и острая. Однако это может
потребовать слишком много учебного времени
на ее обсуждение. Так, например, приведя
ситуацию, слушатели повышения квалификации
могут начать приводить примеры подобных
ситуаций из собственного опыта, и дискуссия
постепенно уходит в сторону других проблем.
Хотя это весьма полезно, но основным содержанием
занятия является лекционный материал,
и преподаватель вынужден останавливать
дискуссию. Вот почему подбор и изложение
таких ситуаций должны осуществляться
с учетом конкретных рассматриваемых
вопросов. Кроме того, у преподавателя
должна остаться возможность перенести
дискуссию на специально планируемое
занятие, считая свою задачу – заинтересовать
слушателей – выполненной.
1.3 Дистанционные образовательные
технологии
В последнее
время педагоги наиболее часто стали
использовать дистанционные образовательные
технологии,они расширяют возможности
изучения теоретического материала. К
ним относятся:
- Видеолекции.В этом случае лекция преподавателя записывается на видеопленку. Методом нелинейного монтажа она может быть дополнена мультимедиа приложениями, иллюстрирующими изложение лекции. Такие дополнения не только обогащают содержание лекции, но и делают ее изложение более живым и привлекательным для студентов. Несомненным достоинством такого способа изложения теоретического материала является возможность прослушать лекцию в любое удобное время, повторно обращаясь к наиболее трудным местам.
Видео-лекция может транслироваться
через телекоммуникации в филиалы
непосредственно из вуза. Такие лекции
ничем не отличаются от традиционных,
читаемых в аудитории. Такие лекции
целесообразно использовать при отсутствии
учебно-методического материала по новым
курсам или в том случае, когда какие-либо
разделы курса, изложенные в методических
пособиях, безнадежно устарели, либо отдельные
особо трудные разделы курса требуют методической
переработки преподавателем.
- Мультимедиа лекции. Для самостоятельной работы над лекционным материалом студенты используют интерактивные компьютерные обучающие программы. Это учебные пособия, в которых теоретический материал благодаря использованию мультимедиа средств структурирован так, что каждый обучающийся может выбрать для себя оптимальную траекторию изучения материала, удобный темп работы над курсом и способ изучения, максимально соответствующий психофизиологическим особенностям его восприятия. Обучающий эффект в таких программах достигается не только за счет содержательной части и дружеского интерфейса, но и за счет использования, например, тестирующих программ, позволяющих обучающемуся оценить степень усвоения им теоретического учебного материала.
- Взаимодействие студентов с лектором-преподавателем
Взаимодействие
в сфере высшего профессионального
образования - это взаимодействие лекторов-преподавателей
и студентов, возникающее в ходе
реализации их личных и общественных
интересов. В процессе развития взаимодействия
создается структура отношений
преподавателей,лекторов и студентов,
которая закрепляется на уровне их межличностных
контактов.
Изучение
взаимодействия преподавателей и студентов
в вузе является одной из актуальнейших
проблем. Данный феномен представляет
собой предметную область целого
ряда теорий межличностных отношений,
рассмотрение которых выявляет особенности
взаимодействия, заданных природой образовательных
услуг.