Личность и творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 16:18, лекция

Описание работы

Являясь культурно-историческим и духовно-личностным образованием, творчество обусловлено свойственной лишь человеку активностью. Эта чисто творческая активность включает в себя содержательную и энергетическую стороны. Содержательная сторона активности представлена идеалами, целями, мотивами, интересами, ценностями. Энергетическая составляющая проявляется в действиях, поступках, общении, чувствах, воле, вере. Первая из них устремлена в будущее, вторая реализуется в настоящем. Движущей силой творчества является устремленность человека в будущее, которое видится ему более совершенным и интересным. Стремление к совершенствованию, преобразованию окружающей действительности в соответствии со своим представлением о прекрасном (со своим идеалом), распространяется им и на самого себя, на свое самосовершенствование.

Содержание работы

Творческий потенциал личности и условия его развития.
Мотивация творчества.
Процессуальные характеристики творчества.
4. Технологии развития творческого потенциала личности.

Файлы: 1 файл

Лекция 9 (педагогика).doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

Лекция 9

Личность  и творчество

 

  1. Творческий потенциал личности и условия его развития.
  2. Мотивация творчества.
  3. Процессуальные характеристики творчества.

4.   Технологии развития творческого потенциала личности.

 

 

  1. Творческий потенциал личности и условия его развития.

 

Творчество – это творение, создание чего-то нового, оригинального, ранее  не существовавшего; это необходимое свойство и функция культурно-исторического развития живой и неживой природы, порождающей новые формы и виды.

Способность к творчеству у человека возникла в процессе трудовой деятельности. Из предоставляемого природой материала он должен был создавать новую реальность, удовлетворявшую многообразие его потребностей. По мере познания  закономерностей окружающего мира возможности творчества возрастают. Сегодня выделяют творчество в каждой отрасли производства, науки, искусства и т. д. Виды творчества определяются характером созидательной деятельности человека (творчество изобретателя, организатора производства, ученого, художника, педагога и т.д.).

Понятие «творчество» обладает широкой объяснительной силой. Оно  трактуется и как культурно-историческая функция развития живой и неживой  природы, общества; и как основная сфера деятельности научной и  художественной элиты (творчество композитора, ученого, скульптора и др.); и как компонент любой человеческой деятельности, требующей принятия решений в ситуации неопределенности, неоднозначности.

Сущность творчества относится к числу наиболее сложных  проблем, неизменно привлекающих внимание философов, психологов, социологов, антропологов, культурологов, педагогов.

Рассмотрим вначале  проблему творчества с позиций философов  и психологов. Это поможет на новом  материале проследить взаимосвязи  педагогики с другими науками  и показать ее практико-преобразующую  роль в жизнедеятельности человека и общества.

Понимание творчества как  деятельности, порождающей нечто  качественно новое, никогда ранее не бывшее, является общепризнанным. Столь же единодушны исследователи в признании духовно-личностной природы творчества. И. Кант (1724-1804гг.) – немецкий философ, ученый определял сущность творчества как высшую форму самореализации личности в процессе ее жизнедеятельности.

Творчество осуществляется в конкретных социально-исторических условиях, оказывающих на него влияние, обусловленное формами уже созданной культуры. Субъект творчества всегда включен в «разветвленную сеть» современной ему культуры. Поэтому истоки творческих процессов трактовались по-разному в различные исторические эпохи. Так, древнегреческий философ Платон (428-347гг. до н.э.) объясняет творчество как «волевой акт богоподобного человека», для которого потребность постижения мира, его преобразования проявляются как «одержимость».

Эпоха Возрождения, проникнутая  безграничной верой в возможности  человека, рассматривает творчество как создание произведений искусства.

Будучи разумным и  духовным, человек не может не быть творческим. Творческое начало человека проявляется во всех сферах жизнедеятельности.

В психологии проблема творчества исследуется в двух основных направлениях: 1) изучение свойств личности, включенной в процесс творчества, личности творца; 2) психологический процесс создания (творения) нового, оригинального продукта. Природу творчества определяют как проявление личностных качеств человека, выделяют различия между творческими и нетворческими личностями. Для творческой личности свойственна устойчивая направленность на поиск нестандартных, оригинальных решений. Ее отличает высокий уровень творческих способностей, позволяющий достигнуть социально и лично значимых результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Являясь культурно-историческим и духовно-личностным образованием, творчество обусловлено свойственной лишь человеку активностью. Эта чисто  творческая активность включает в себя содержательную и энергетическую стороны. Содержательная  сторона активности представлена идеалами, целями, мотивами, интересами, ценностями. Энергетическая составляющая проявляется в действиях, поступках, общении, чувствах, воле, вере. Первая из них устремлена в будущее, вторая реализуется в настоящем. Движущей силой творчества является устремленность человека в будущее, которое видится ему более совершенным и интересным. Стремление к совершенствованию, преобразованию окружающей действительности в соответствии со своим представлением о прекрасном (со своим идеалом), распространяется им и на самого себя, на свое самосовершенствование.

Творчество предполагает наличие у личности определенных способностей, потребностей, жизненной  позиции, установок.

Психологи выделяют три  вида способностей: 1) общие – при помощи которых обеспечивается относительная легкость и продуктивность работы, требующей интеллектуального напряжения; 2) специальные – имеющие четко выраженную специализированную направленность (к музыке, к спорту, к математике и т.д.); 3) практические – к ним относят конструктивно-технические, организаторские, исполнительские способности, которые обеспечивают успех в привычной деятельности.

Творческие способности  рассматриваются исследователями  на нескольких уровнях: генетическом, интеллектуальном, эмоциональном. На генетическом уровне – это личностные качества человека, имманентно присущие ему как представителю Homo sapiens. В образовательном контексте они представлены в категориях «креативное Я», «творческий потенциал», «творческость», «креативность».

«Креативное Я» (теория Альфреда Адлера1) – это первопричина движения человека к совершенству; свое совершенство человек творит сам из «сырого материала наследственности и опыта». Развитие человека как творческой личности генетически обусловлено и проявляется в порождении уже ребенком знаков, символов. Поэтому он уже с младенчества выступает как субъект культуры.

Креативность понимается как плодотворность личности, для  которой свойственен творческий тип деятельности в любой из сфер, в которые личность включена.

Творческие способности  могут проявляться как творческое исполнение кем-то заданной деятельности; в этом случае речь идет о творческом исполнительстве. Исполнение деятельности, алгоритм которой пока неизвестен, определяется как собственно творческая.

В «индивидуальной психологии»  А. Адлера творческое «Я» личности рассматривается как основной элемент в жизненном проявлении человека. Творческое «Я» - это высоко персонализированная субъективная система, интерпретирующая и осмысливающая опыт организма. Более того, «Я» ищет тот опыт, который поможет в осуществлении уникального жизненного стиля личности; если его найти невозможно, творческое «Я» старается его создать».

Уникальность человеческой личности проявляется в уникальности системы ее мотивов, ценностей, черт характера. В каждом действии человека запечатлен свойственный только ему стиль жизни, начиная с самого раннего детства.

Основным упражнением, развивающим творческие способности  ребенка, он считал следующее: «Пытайтесь каждый день думать, как вы сможете кому-то сделать приятное».

Близка к генетической концепции творчества теория адаптивной функции эмоций Е.Л. Яковлевой. Автор  исходит из посыла, что человеку как существу социальному, разумному, духовному и креактивному врождены специфические потребности и способности. Среди них выделяют потребность и адекватную ей способность «достигать самопревышения; стремиться достичь такого состояния, которого еще нет; проявлять свою активность, равняясь на определенный идеал, эстетические и нравственные ценности. Человеческая субъективность при этом проявляется в эмоциональных реакциях и состояниях, то есть в отношениях к явлениям окружающего его мира, к самому себе и своему месту в мире.  Самому человеку эти отношения представляются как чувства; как субъективное отношение к чему-либо, его эмоциональные отношения.

Эмоциональные реакции  и состояния могут рассматриваться  как самодостаточные проявления индивидуальности – уникальности личности. Они являются «индикатором», указывающим на истинное отношение человека к происходящему, в том числе и к своим успехам,  поведению.

Осознание человеком  своих истинных чувств, а также  сложность их адекватного  выражения  является непременным условием гармонии человека с окружающим миром; развития его потенциальных творческих способностей.

Интеллектуальная природа  творчества и творческой личности в  психологии исследуется Д.Б. Богоявленской. Она считает, что системообразующим  качеством творческой личности является стремление к интеллектуальному  успеху. В качестве единицы анализа творческой личности вводится интеллектуальная активность личности (ИАЛ). Интеллектуальная активность включает в себя, во-первых, интеллектуальные способности; во-вторых, неинтеллектуальные, а личностно-мотивационные факторы умственной деятельности. Реальным проявлением интеллектуальной активности является продолжение мыслительной деятельности за пределами требуемого, не обусловленного ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценкой работы. История выдающихся деятелей науки, культуры дает тому массу подтверждений.

В таблице 7 представлены качества, отличающие творческих людей.

Таблица 7

Доминирующие качества творческой личности

Автор

Что должно доминировать

Бернштейн С.М.

нестандартность подхода  к решению задачи

Богоявленская Д.Б.

интеллектуальная активность

Капица П.Л.

самостоятельность мышления

Маврова Р.

самостоятельность при  выборе пути и средств решения задачи

Яковлева Е.Л.

эмоциональная раскрепощенность


 

Творчество как деятельность включает в себя все ее компоненты: цель, содержание, формы и методы. Творческий подход к деятельности затрагивает все подсистемы личности и сферы ее жизни. Обращение к творчеству соответствует природной и социальной сущности человека, его потребности в познании и преобразовании окружающего мира, в общении и взаимодействии с другими людьми.

Процессуальные характеристики творчества включают в себя интерес, замысел, состояние предрешения, подготовку к реализации решения, озарение, решение, проверку. По отношению к себе процессуальные характеристики творчества отражают реализацию человеком своего личностного роста и такими понятиями, как «самотворчество», «самосовершенствование», «самосозидание».

В любом творческом процессе «работают» такие интеллектуальные способности, как способность наблюдать, сравнивать, анализировать, комбинировать, импровизировать, обобщать, систематизировать, делать выводы и заключения.

Но поскольку творчество осуществляется в конкретных социокультурных  условиях, общий алгоритм творчества всегда спроецирован на конкретную сферу деятельности.

 

 

 

  1. Мотивация творчества.

 

Теперь рассмотрим творчество как явление педагогическое. Как  гуманитарный феномен оно представляет собой фрагмент реальной действительности, возникающий там и тогда, где  и когда есть отношения «учительства-ученичества», «обучающего-обучающегося», «преподавания – учения».

Педагогическое явление  всегда включает такие элементы, как: педагог – учащийся (студент) –  средства образования (обучения, воспитания) – среда (культурно-образовательная), в которой это явление разворачивается. С педагогической точки зрения важны ответы на следующие вопросы:

  • Что представляет собой учащийся (студент) как цель, субъект и объект творчества?
  • Каков педагог –  организатор учебно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие творческого потенциала личности своих учащихся (студентов)?
  • Какими средствами обеспечивается развитие творческого потенциала учащихся (студентов) в реальном педагогическом процессе?
  • Какой должна быть культурно-образовательная среда, обеспечивающая развитие творческого потенциала учащихся, их способностей?

 

Педагогический подход к формированию творческой личности  аккумулирует все психологические  теории творчества и творческой личности.

Для педагогики как науки  о закономерностях развития личности в сфере образования свойственен уход от крайностей, от абсолютизации одной какой-то теории. Она интегрирует конструктивные идеи различных концепций и определяет свой объект исследования. Педагогика  в качестве своего объекта исследует творческую направленность личности в любой сфере деятельности. Творческая направленность личности – это совокупность креативных представлений человека о себе и способах их проявлений. Творчески направленной личности присущи такие качества, как:

  • активно-преобразовательное отношение к миру;
  • чувствительность к проблеме;
  • чувство новизны;
  • жажда познания;
  • способность разрешать противоречия по принципу целесообразности и оптимальности.

Эти качества определяют относительно устойчивое поведение  человека в разнообразных жизненных  ситуациях.

Для формирования творческой направленности личности учащихся имеются  генетические предпосылки, которые  в педагогике определяются как ее творческий потенциал.

Информация о работе Личность и творчество