Личность и творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 16:18, лекция

Описание работы

Являясь культурно-историческим и духовно-личностным образованием, творчество обусловлено свойственной лишь человеку активностью. Эта чисто творческая активность включает в себя содержательную и энергетическую стороны. Содержательная сторона активности представлена идеалами, целями, мотивами, интересами, ценностями. Энергетическая составляющая проявляется в действиях, поступках, общении, чувствах, воле, вере. Первая из них устремлена в будущее, вторая реализуется в настоящем. Движущей силой творчества является устремленность человека в будущее, которое видится ему более совершенным и интересным. Стремление к совершенствованию, преобразованию окружающей действительности в соответствии со своим представлением о прекрасном (со своим идеалом), распространяется им и на самого себя, на свое самосовершенствование.

Содержание работы

Творческий потенциал личности и условия его развития.
Мотивация творчества.
Процессуальные характеристики творчества.
4. Технологии развития творческого потенциала личности.

Файлы: 1 файл

Лекция 9 (педагогика).doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

Традиционно внимание педагогов сосредоточено на интеллектуальном развитии учащихся. Но именно эмоциональное развитие личности раскрепощает ее интеллектуальные возможности, стимулирует развитие творческих способностей. Систематическое обращение к собственным эмоциональным переживаниям и их подтверждение дает человеку ощущение своей «правильности», собственной адекватности.

Обогащение рефлексивной практики учащихся обеспечивается введением в содержание занятий различных рефлексивных технологий: «Рефлексивный круг», «Ключевое слово» и др.

Рефлексивная игра «Ключевое  слово» требует назвать одно слово, которое в наибольшей мере ассоциирует у них с изучаемой темой.

Среди эмоциональных  характеристик интеллекта творческой личности, наряду со способностью распознавать собственные эмоции, владеть ими, выделяют способность распознавать эмоции других людей. Развитию такой способности содействует установка занятий на формирование умений понимать и принимать другого человека, обеспечить ему приятие и поддержку.

Научить видеть проблему, ставить вопрос, связывать теорию с практикой, анализировать задачу, расчленять ее на условия и требования с последующим преобразованием структурных компонентов в процессе решения – таков психолого-педагогический подход к составлению заданий, которые представляют известную трудность для учащихся и требуют от них творческого подхода. Творческое мышление наиболее активно развивается в задачах нетрадиционных и значимых для практической деятельности.

Познавательная деятельность учащихся при решении задач творческого характера включает две стадии: первую, где они обосновывают идею, принцип или пути решения задачи; вторую, где анализируют схему или идею, чтобы убедить в ее правильности. При этом возможно возникновение так называемого познавательно-психологического «барьера», связанного с инертностью знания. У некоторых учащихся, признаваемых педагогами как «сильные», прочные знания имеют статичный характер; в то же время у более слабых их поверхностные (неглубокие) знания могут быть динамичными (подвижными), позволяющими превзойти своих сильных соучеников по оригинальности мысли и творческому подходу к решению выдвинутых задач.

Таким образом, развитие творческого потенциала и нестандартного мышления обучающихся в учебном  процессе может эффективно осуществляться, если учебно-познавательная деятельность учащихся осуществляется эвристическими, проблемными, исследовательскими, игровыми методами и приемами. При этом важным представляется дать учащимся возможность проявить себя, показать свою эрудицию, творчески подходить к решению поставленных задач. На занятиях немаловажную роль играет переключение внимания учащихся на собственную личность, на познание самого себя, на определение тех качеств, которые будут помогать или тормозить процесс личностного самосовершенствования. Большинству учащихся следует интенсивно работать над формированием у себя таких профессионально значимых  качеств, как самостоятельность, ответственность, направленность на достижение цели, потребность повышения компетентности.

Полученный опыт учебно-творческой деятельности поможет личности решать жизненные и профессиональные задачи, предвидеть и предупреждать неудачи и ошибки, тем самым обеспечит эффективность любого вида деятельности.

 

Литература

 

  1. Ерофеева, М.А. Общие основы педагогики : конспект лекций / М.А. Ерофеева. – М., 2006.
  2. Жук, О.Л. Педагогика : учеб.-метод. комплекс для студентов пед. специальностей / О.Л. Жук. – Минск, 2003.
  3. Карпович, Т.Е. Основы педагогики в схемах, таблицах, комментариях : учеб.-метод. пособие / Т.Е. Карпович.  – Минск : Тесей, 2004.
  4. Крысько, В.Г. Психология и педагогика : курс лекций / В.Г. Крысько. – 3-е изд. – М., 2005.
  5. Столяренко, А.М. Общая педагогика : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / А.М. Столяренко. – М., 2006.
  6. Столяренко, А.М. Психология и педагогика : учеб. пособие для студентов вузов / А.М. Столяренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

 

 

1 Альфред Адлер (1870-1937 гг.) – австрийский психолог, создавший научную школу «индивидуальной психологии». В объяснении поведения человека он исходил из понимания конечной цели, к которой стремится человек. Такой целью является стремление к успеху, совершенству.

 


Информация о работе Личность и творчество