Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 16:18, лекция
Являясь культурно-историческим и духовно-личностным образованием, творчество обусловлено свойственной лишь человеку активностью. Эта чисто творческая активность включает в себя содержательную и энергетическую стороны. Содержательная сторона активности представлена идеалами, целями, мотивами, интересами, ценностями. Энергетическая составляющая проявляется в действиях, поступках, общении, чувствах, воле, вере. Первая из них устремлена в будущее, вторая реализуется в настоящем. Движущей силой творчества является устремленность человека в будущее, которое видится ему более совершенным и интересным. Стремление к совершенствованию, преобразованию окружающей действительности в соответствии со своим представлением о прекрасном (со своим идеалом), распространяется им и на самого себя, на свое самосовершенствование.
Творческий потенциал личности и условия его развития.
Мотивация творчества.
Процессуальные характеристики творчества.
4. Технологии развития творческого потенциала личности.
Творчество, творческий потенциал – это проявление заложенной природой социальности, духовности человека, его уникальности и неповторимости, которые присущи ему как представителю Homo Sapiens. Они осознаются как ценности гуманистической педагогики.
Различают объективное и субъективное творчество. Объективное творчество предполагает создание (творение) качественно нового, оригинального, общественно значимого продукта (новые теории, произведения искусства, научные открытия). Субъективное же творчество рассматривает в качестве творческого продукта овладение новыми для данной личности способами познавательной деятельности, постижение новых смыслов в прежней деятельности.
Продуктами субъективного творчества в учебной деятельности учащихся являются такие личностные новообразования, как:
Личностные новообразования обогащают все компоненты деятельности личности (мотивационный, интеллектуально-логический, эмоционально-волевой, нравственно-эстетический, коммуникативный) при условии, что учебно-творческая деятельность поощряется.
Педагог как субъект учебно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие творческого потенциала своих учащихся (студентов) – это личность, профессионал, осознающий, что творчество всегда происходит в конкретных социально-исторических условиях, оказывающих на него серьезное влияние, и в тесной связи с окружающим миром, формами уже созданной культуры, в которую всегда включен субъект.
Повышенный интерес к вопросам творческого развития личности сегодня объясняется назревшей социальной необходимостью как в творцах-созидателях, так и творческих исполнителях. Необходимость развития творческих способностей связывается с престижем страны, зависящим от количества и качества творческой продукции; личной удовлетворенностью трудом; проблемой свободного времени; гармонизацией семейных отношений; отношений с миром в целом.
Проблема развития творческого потенциала личности относится к числу не только важнейших, но и сложнейших. Сложность ее обусловлена наличием большого числа разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей. Эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы: первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности; вторая – все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей; третья – зависимость развития творческих способностей от характера и структуры деятельности, в которую включена растущая личность.
Среди позитивных факторов социальной среды выделяют: доброжелательность окружающих, поддержку со стороны руководства, помощь и понимание близких людей.
К тормозящим формирование и проявление творческой личности факторам относят: позицию маститых представителей сферы творчества, которые противятся идеям молодых; соперничающие школы (группы), отрицающие у своих противников все достоинства, в том числе и новые идеи; штампы, стандарты, запрещающие выход за пределы нормы; информационную перегрузку людей; механизацию труда, которая сводит его к повторяющимся, типичным действиям.
Творчество как педагогическое явление рассматривается как ценность личности, общества и государства. Педагогика оперирует понятием «творческая направленность личности» и рассматривает эту направленность как системообразующий компонент жизненного проявления человека.
Педагогика исходит
из того, что творчество – это
не только самостоятельный вид
Как педагогическое явление, творчество осознается субъектами педагогического процесса как ценность личности, защищающая ее свободы и реализующаяся через создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих каждому возможность для субъективного (открытие для себя нового знания, порождения новых способов деятельности, новых познавательных мотивов, импровизационности) и объективного (создание принципиально нового, оригинального продукта деятельности) творчества.
В жизнедеятельности личности творчество выполняет следующие функции:
Развивать заложенную в каждом ребенке способность к творчеству, воспитать у него качества, необходимые для того, чтобы в разных видах деятельности он мог успешно действовать либо как исполнитель, либо как творец (как этого и требует реальная жизнь) – значит воспитать поколение, которое будет преодолевать инертность, застылость форм и методов в любой работе, застойные явления, препятствующие развитию общества в целом.
Важнейшими вопросами педагогики являются: «как научить творчеству каждого обучающегося?», «как развить заложенный в каждом ребенке его творческий потенциал?». Теоретические исследования и педагогическая практика показывают, что всех психофизически здоровых людей можно научить творчеству, особенно если эта работа начата еще в детстве. И.Я. Лернер приводит убедительные аргументы, подтверждающие, что часто слабоуспевающие учащиеся учатся мыслить творчески и, естественно, благодаря этому улучшают свои успехи в учении. Но для этого их надо обучить приемам нестандартного мышления, которые являются общими для научного и прикладного творчества.
Напомним, что главная цель образования – усвоение подрастающим поколением социального опыта. Этот опыт включает в себя четыре основных компонента:
Значит, процесс обучения, ориентированный на развитие творческих способностей обучающихся, должен обеспечивать освоение учащимися новых способов мышления и опыта учебно-творческой деятельности. Основными составляющими опыта учебно-творческой деятельности, формирующегося в процессе образования и направленного на развитие нестандартного мышления учащегося, являются:
Педагогический опыт
убеждает, что творчество на учебных
занятиях есть не что-то уникальное, свойственное
лишь отдельным «творчески»
Среди теоретических
подходов к организации образования
школьников как учебно-творческой деятельности
особое место принадлежит личностно-
Необходимым условием организации
образования как учебно-
Образовательно-воспитательная среда учебного заведения, ориентирующая на развитие творческого потенциала каждого учащегося, создается с опорой на следующие принципы:
Известно, что психологическими
механизмами любой
Еще раз подчеркнем, что в педагогике под творчеством понимают решение проблемы в условиях, когда алгоритмы решения субъекту не известны. Творчество не возможно без вдохновения, эмоционального подъема, которые стимулируют этот процесс. Творчество раздвигает границы возможностей человеческого развития, способствует все более богатому и глубокому проявлению индивидуальности.
Развитию творческих способностей содействуют эвристические методы учебно-познавательной деятельности. Их определяют как систему эвристических правил деятельности педагога (методы преподавания) и деятельности ученика (методы учения), разработанных с учетом закономерностей и принципов педагогического управления и самоуправления личности в целях развития интуитивных процедур деятельности учащихся в решении творческих задач. Широко распространены такие, как «мозговая атака», «мозговой штурм», метод эвристических вопросов, метод аналогий, метод синектики.
Цель метода «мозговой атаки», разработанного А.Ф. Осборном, заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении от инерции мышления, преодолении привычного хода мысли при решении творческой задачи. Основной принцип и правило этого метода – запрет всякой критики высказанных идей, поощрение реплик и шуток. Оптимальное количество участников – от 4 до 15 человек. Отбор идей производят специалисты-эксперты (учителя школы, преподаватели, учащиеся с более высоким уровнем развития).
Сущность метода «мозгового штурма» состоит в активизации творческого потенциала учащихся при коллективном генерировании идей. Методика использования данного метода такова:
1 этап – распределение учащихся по группам (по 7-8 человек, психологически совместимых);
2 этап – выделение
группы анализа проблемной
3 этап – генерирование идей по правилам «мозговой атаки»;
4 этап – отбор, систематизация и классификация идей;