Личность и творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 16:18, лекция

Описание работы

Являясь культурно-историческим и духовно-личностным образованием, творчество обусловлено свойственной лишь человеку активностью. Эта чисто творческая активность включает в себя содержательную и энергетическую стороны. Содержательная сторона активности представлена идеалами, целями, мотивами, интересами, ценностями. Энергетическая составляющая проявляется в действиях, поступках, общении, чувствах, воле, вере. Первая из них устремлена в будущее, вторая реализуется в настоящем. Движущей силой творчества является устремленность человека в будущее, которое видится ему более совершенным и интересным. Стремление к совершенствованию, преобразованию окружающей действительности в соответствии со своим представлением о прекрасном (со своим идеалом), распространяется им и на самого себя, на свое самосовершенствование.

Содержание работы

Творческий потенциал личности и условия его развития.
Мотивация творчества.
Процессуальные характеристики творчества.
4. Технологии развития творческого потенциала личности.

Файлы: 1 файл

Лекция 9 (педагогика).doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

Творчество, творческий потенциал – это проявление заложенной природой  социальности, духовности человека, его уникальности и неповторимости, которые присущи ему как представителю Homo Sapiens. Они осознаются как ценности гуманистической педагогики.

Различают объективное  и субъективное творчество. Объективное  творчество предполагает создание (творение) качественно нового, оригинального,  общественно значимого продукта (новые теории, произведения искусства, научные открытия). Субъективное же творчество рассматривает в качестве творческого продукта овладение новыми для данной личности способами познавательной деятельности, постижение новых смыслов в прежней деятельности.

Продуктами субъективного  творчества в учебной деятельности учащихся являются такие личностные новообразования, как:

  • способность открытия нового знания;
  • появление новых мотивов, целей учебной деятельности;
  • владение новыми (для личности) способами деятельности;
  • импровизационность как способность внезапно принять решение;
  • расширение поля интеллектуальной активности;
  • креативность, т.е. плодотворность в учебно-познавательной деятельности.

Личностные новообразования  обогащают все компоненты деятельности личности (мотивационный, интеллектуально-логический, эмоционально-волевой, нравственно-эстетический, коммуникативный) при условии, что учебно-творческая деятельность поощряется.

Педагог как субъект учебно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие творческого потенциала своих учащихся (студентов) – это личность, профессионал, осознающий, что творчество всегда происходит в конкретных социально-исторических условиях, оказывающих на него серьезное влияние, и в тесной связи с окружающим миром, формами уже созданной культуры, в которую всегда включен субъект.

Повышенный интерес  к вопросам творческого развития личности сегодня объясняется назревшей социальной необходимостью как в творцах-созидателях, так и творческих исполнителях. Необходимость развития творческих способностей связывается с престижем страны, зависящим от количества и качества творческой продукции;  личной удовлетворенностью трудом; проблемой свободного времени; гармонизацией семейных отношений; отношений с миром в целом.

Проблема развития творческого  потенциала личности  относится  к числу не только важнейших, но и сложнейших. Сложность ее обусловлена наличием большого числа разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей. Эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы: первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности; вторая – все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей; третья – зависимость развития творческих способностей от характера и структуры деятельности, в которую включена растущая личность.

Среди позитивных факторов социальной среды выделяют: доброжелательность окружающих, поддержку со стороны руководства, помощь и понимание близких людей.

К тормозящим формирование и проявление творческой личности факторам относят: позицию маститых представителей сферы творчества, которые противятся идеям молодых; соперничающие школы (группы), отрицающие у своих противников все достоинства, в том числе и новые идеи; штампы, стандарты, запрещающие выход за пределы нормы; информационную перегрузку людей; механизацию труда, которая сводит его к повторяющимся, типичным действиям.

Творчество  как педагогическое явление рассматривается как ценность личности, общества и государства. Педагогика оперирует понятием «творческая направленность личности» и рассматривает эту направленность как системообразующий компонент жизненного проявления человека.

Педагогика исходит  из того, что творчество – это  не только самостоятельный вид деятельности: оно потенциально заключено в  любой профессии, в разных сферах общественного производства. Творчество – это единственная, природная  функция мозга, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия специфических способностей к той или иной конкретной деятельности. Существует творчество гениев и творчество в выполнении простых повседневных дел. Творчество не сводимо только к труду писателя, художника, ученого, конструктора, поскольку оно может проявляться и в преподавании, и в приготовлении пищи, и в торговле, и в любой другой деятельности. Творчество рассматривается как некоторый специфический стиль деятельности, а не вид ее деятельности. Следовательно, все дети потенциально креативны, и задача педагогической теории и практики – помочь учителю и родителям разглядеть своеобразную индивидуальную креативность ребенка; а затем помочь ему развить свой творческий потенциал.

Как педагогическое явление, творчество осознается субъектами педагогического процесса как ценность личности, защищающая ее свободы и реализующаяся через создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих каждому возможность для субъективного (открытие для себя нового знания, порождения новых способов деятельности, новых познавательных мотивов, импровизационности) и объективного (создание принципиально нового, оригинального продукта деятельности) творчества.

В жизнедеятельности  личности творчество выполняет следующие  функции:

  • выражает активно-преобразовательное отношение к миру;
  • интегрирует личность в значимые для нее сферы деятельности и общественных отношений;
  • выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых субъекту неизвестен;
  • объективирует собственную индивидуальность для Другого;
  • реализует право личности на свободу, выход за пределы обязательного;
  • защищает личность от стрессов, уныния, жизненных потрясений.

Развивать заложенную в  каждом ребенке способность к  творчеству, воспитать у него качества, необходимые для того, чтобы в разных видах деятельности он мог успешно действовать либо как исполнитель, либо как творец (как этого и требует реальная жизнь) – значит воспитать поколение, которое будет преодолевать инертность, застылость форм и методов в любой работе, застойные явления, препятствующие развитию общества в целом.

 

  1. Процессуальные характеристики творчества.

 

Важнейшими вопросами  педагогики являются: «как научить творчеству каждого обучающегося?», «как развить заложенный в каждом ребенке его творческий потенциал?». Теоретические исследования  и педагогическая практика  показывают, что всех психофизически здоровых  людей можно научить творчеству, особенно если эта работа начата еще в детстве. И.Я. Лернер приводит убедительные аргументы, подтверждающие, что часто слабоуспевающие учащиеся учатся мыслить творчески и, естественно, благодаря этому улучшают свои успехи в учении. Но для этого их надо обучить приемам нестандартного мышления, которые являются общими для научного и прикладного творчества.

Напомним, что главная  цель образования – усвоение подрастающим поколением социального опыта. Этот опыт включает в себя четыре основных компонента:

  1. знания о природе, обществе, технике, способах деятельности;
  2. опыт осуществления основных способов деятельности;
  3. опыт творческой деятельности;
  4. опыт эмоционально-ценностного отношения к миру и деятельности.

Значит, процесс обучения, ориентированный  на развитие творческих способностей обучающихся, должен обеспечивать освоение учащимися новых способов мышления и опыта учебно-творческой деятельности. Основными составляющими опыта учебно-творческой деятельности, формирующегося в процессе образования и направленного на развитие нестандартного мышления учащегося, являются:

  1. Самостоятельное осуществление переноса знаний и умений в новую ситуацию.
  2. Обнаружение новой проблемы в стандартной ситуации.
  3. Установление целостной структуры объекта.
  4. Видение новой функции объекта.
  5. Разработка и учет альтернатив при решении проблемы.
  6. Комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы.

Педагогический опыт убеждает, что творчество на учебных  занятиях есть не что-то уникальное, свойственное лишь отдельным «творчески» работающим педагогам, а обязательный компонент  профессиональной деятельности преподавателя (учителя), призванного научить  обучающихся индивидуальному применению знаний в нестандартных жизненных ситуациях.

Среди теоретических  подходов к организации образования  школьников как учебно-творческой деятельности особое место принадлежит личностно-ориентированному подходу. Суть этого подхода заключается в принятии ребенка как личности с присущей ей духовностью, социальностью и креативностью, что  требует от школы, обучающих ребенка педагогов признания его уникальности, интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Деятельностная доминанта личностно-ориентированного подхода требует от педагогов поиска продуктивных образовательных  технологий освоения знаний с целью их практического применения в непредвиденных ситуациях. Эти технологии призваны «выращивать» в ребенке творческие способности и потребность в творчестве (социальном, этическом, техническом, художественном), ориентировать его на самоопределение и самоактуализацию, помогать раскрытию уникальности и неповторимости его личности. В теории и практике образования они называются личностно-ориентированными или развивающими технологиями.

Необходимым условием организации  образования как учебно-творческой деятельности, направленной на развитие творческих способностей и нестандартного мышления учащихся, выступает создание развивающей, образовательно-воспитательной среды в учреждениях.

Образовательно-воспитательная среда учебного заведения, ориентирующая  на развитие творческого потенциала каждого учащегося, создается с  опорой на следующие принципы:

  • принцип адаптивности, т.е. создание школы, которая, с одной стороны, максимально адаптирована к учащимся с их индивидуальными особенностями, а с другой – может гибко реагировать на социально-культурные изменения среды (не ребенок для школы, а школа для ребенка!);
  • принцип развития, предполагающий создание каждому учащемуся условий для полной реализации своих способностей;
  • принцип психологической комфортности, нацеленный на снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание раскованной, стимулирующей творческую активность атмосферы;
  • принцип смыслового отношения к миру, требующий не абстрактного познания и отношения к миру, а собственных, осознанных знаний об окружающем мире;
  • принцип ориентировочной функции знаний, требующий от школы, «не навязывать учащемуся созданного взрослыми мира, но помогать ему преобразовывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир» (П.П. Блонский). Ориентировочной основой различных видов познавательной практико-преобразующей деятельности для школьника являются приобретаемые им знания. Личность формируется не только как знающая, но и как созидающая;
  • принцип обучения деятельности, требующий не просто действовать, но и ставить цели деятельности, и определять задачи, решение которых ведет к достижению цели,  контролировать и корректировать ход деятельности;
  • креативный принцип, направленный на обучение ребенка способности и потребности самостоятельно находить решения не встречающихся ранее учебных и внеучебных задач.

Известно, что психологическими механизмами любой деятельности, требующей творческого подхода, являются:

  • ассоциации, то есть активизация прежних знаний, усвоенных в прошлом опыте;
  • анаксиоматизация, то есть отбрасывание каких-либо несущественных признаков для достижения решения. Поэтому способами организации учебно-познавательной деятельности, стимулирующими развитие творческого потенциала личности   через реализацию ассоциации и анаксиоматизации выступают следующие эвристики: прием завышения оценки удачного способа решения задачи, брейнсторминг («мозговой штурм»), проблемно-диалоговое, индивидуализированное обучение, прием «остранения» (выявление странного, необычного в ранее общепринятом и понятном).

Еще раз подчеркнем, что в педагогике под творчеством понимают решение проблемы в условиях, когда алгоритмы решения субъекту не известны. Творчество не возможно без вдохновения, эмоционального подъема, которые стимулируют этот процесс. Творчество раздвигает границы возможностей человеческого развития, способствует все более богатому и глубокому проявлению индивидуальности.

Развитию творческих способностей содействуют эвристические методы учебно-познавательной деятельности. Их определяют как систему эвристических правил деятельности педагога (методы преподавания) и деятельности ученика (методы учения), разработанных с учетом закономерностей и принципов педагогического управления и самоуправления личности в целях развития интуитивных процедур деятельности учащихся в решении творческих задач. Широко распространены такие, как «мозговая атака», «мозговой штурм», метод эвристических вопросов, метод аналогий, метод синектики.

Цель метода «мозговой атаки», разработанного А.Ф. Осборном, заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении от инерции мышления, преодолении привычного хода мысли при решении творческой задачи. Основной принцип и правило этого метода – запрет всякой критики высказанных идей, поощрение реплик и шуток. Оптимальное количество участников – от 4 до 15 человек. Отбор идей производят специалисты-эксперты (учителя школы, преподаватели, учащиеся с более высоким уровнем развития).

Сущность метода «мозгового штурма» состоит в активизации творческого потенциала учащихся при коллективном генерировании идей. Методика использования данного метода такова:

1 этап – распределение  учащихся по группам (по 7-8 человек,  психологически совместимых);

2 этап – выделение  группы анализа проблемной ситуации, формулировка задачи;

3 этап – генерирование  идей по правилам «мозговой атаки»;

4 этап – отбор, систематизация  и классификация идей;

Информация о работе Личность и творчество