Личный опыт формирования познавательного интереса учащихся к изучению физики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 23:59, реферат

Описание работы

Актуальность. Современное социально-экономическое положение в России диктует необходимость воспитания конструктивно и творчески мыслящей личности, готовой к решению нестандартных проблем, к достаточно четкой оценке жизненных ситуаций, отстаиванию своих убеждений и их пересмотру в изменяющихся условиях. Одной из самых важных задач, стоящих перед школой, является создание такой системы условий для развития способностей, формирования знаний и умений, которая позволила бы школьнику проявить свою активность. В процессе обучения деятельность должна быть осознанной, целенаправленной и мотивированной.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….............…….3
Глава 1. Мотивационное обеспечение процесса
развивающего обучения
1.1. Условия для развития полноценных мотивов обучения…………..6
1.2. Основы теории развивающего обучения…………………………..11
Глава 2. Развивающее обучение на занятиях по физике
2.1. Как организуется учебный процесс развивающего типа………….15
2.2. Условия эффективной организации работы на уроках физики
развивающего типа..............................................................................19
2.3.Организация деятельности учащихся по формированию
исследовательских навыков……………………………………….....27
Заключение…………………………………………………................……...32
Список литературы……………………………………….........……......…33
Приложения……………………………………………...............……….......35

Файлы: 1 файл

pedopyitbulatovans.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

Итак, мотивация помогает сделать изучаемый материал для  ученика личностно значимым:

    1. Путь к формированию у ученика мотивации учения начинается с возбуждения у него интереса и желания разобраться в учебном материале.
    2. При отборе приемов мотивации полезно использовать свои личностные возможности (знание истории, юмор, увлечение спортом и т.д.).
    3. Мотивация ради нее самой не нужна.

Ведущая идея педагогического опыта – создать условия для развития полноценных мотивов учения.

Цели:

  1. Формирование у учащихся адекватной самооценки.
  2. Повышение качества обучения.
  3. Снижение у учащихся неуверенности и тревожности в процессе обучения

К этим условиям относятся:

  • Создание ситуаций эмоциональных переживаний.
  • Обеспечение оптимального соотношения между имеющейся информацией и той, которая необходима для решения задачи (проблемная ситуация).
  • Создание ситуаций, направленных на осмысление своих действий и их закономерностей (рефлексия деятельности).
  • Использование активных методов обучения для повышения интереса в обучении.
  • Систематическое изменение форм учебного материала и способов деятельности на уроке для инициирования новых мотивов.
  • Использование демократического стиля общения для поддержания

Другими словами, положительный  эмоциональный фон урока и  осознание учащимися необходимости  оценки своей деятельности на уроке, последовательности действий – это  мотивационный компонент всего  процесса обучения в целом:  М = Э + Р.,  где Э – эмоция, Р – рефлексия.

Действия учителя направлены на использование средств, методов  и форм обучения, направленных на создание в учебном процессе положительного эмоционального фона и формирование рефлексии, что приводит к появлению мотивации учения и обеспечивает целенаправленное развитие способностей учащихся.

Учебный процесс строится в соответствии со следующей совокупностью  уроков:

  1. урок изучения нового материала;
  2. урок совершенствования знаний;
  3. комбинированный урок;
  4. урок обобщения и систематизации;
  5. урок творческого поиска;
  6. диагностико-коррекционный урок;
  7. урок контроля (классификация по основной цели урока).

Последовательность уроков определяется логикой учебного материала. Урок творческого поиска и диагностико-коррекционный используются для усиления мотивированности процесса обучения физики.

Концепция развивающего обучения предполагает то, что ребенок  является полноценным субъектом  деятельности, поэтому чрезвычайно  важной проблемой является мотивация деятельности ребенка-субъекта. По способу ее решения технология развивающего обучения разделяется на группы, в основе которых лежит мотивация различных потребностей, способностей и других качеств личности:

а) технологии, опирающиеся  на познавательный интерес (Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов);

б) на потребности самосовершенствования;

в) на индивидуальный опыт личности;

г) на творческие потребности;

д) на социальные инстинкты.

Суть концепции развивающего обучения заключается в создании условий, когда развитие школьника превращается в главную задачу, как для учителя, так и для самого ученика. Эта проблема решается путем формирования у учащихся потребности и способности к саморазвитию.

Выделяют следующие  методы мотивации.

Эмоциональные методы мотивации: 1 - поощрение, 2 - порицание, 3 - учебно-познавательная игра, 4 - создание ярких наглядно-образных представлений, 5 - создание ситуации успеха, 6 - стимулирующее оценивание, 7 - свободный выбор задания, 8 - удовлетворение желания быть значимой личностью.

Познавательные методы мотивации: 1 - опора на жизненный опыт, 2 -познавательный интерес, 3 - создание проблемной ситуации, 4 - побуждение к поиску альтернативных решений, 5 - выполнение творческих заданий, 6 - “мозговая атака”, 7 - развивающаяся кооперация.

Волевые методы мотивации: 1- предъявление учебных требований, 2 -информирование об обязательных результатах обучения, 3 - формирование ответственного отношения к учению, 4 - познавательные затруднения, 5 - самооценка деятельности и коррекция, 6 - рефлексия поведения, 7 - прогнозирование будущей деятельности.

Социальные методы мотивации: 1 - развитие желания быть полезным отечеству, 2 - побуждение подражать сильной личности, 3 - создание ситуации взаимопомощи, 4 - поиск контактов и сотрудничества, 5 - заинтересованность в результатах коллективной работы, 6 - взаимопроверка, 7 - рецензирование.

 Организация учебной деятельности.

Мотивационный этап - это сообщение, почему и для чего учащимся нужно  знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы. Создание учебно-проблемной ситуации (задачи, цели).

Операционально-познавательный этап. На этом этапе учащиеся усваивают  тему, овладевают учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием (положительные эмоции). Поэтому  важно не рассуждать об учебе, ее важности и пользе, а добиваться, чтобы учащиеся начинали действовать.

Рефлексивно-оценочный этап связан с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей  и оценкой работы. Подведение итогов надо организовать так, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового. Это приводит к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний и в будущем.

 

Стимул  – внешний побудитель определенной деятельности

 

1) Для удовлетворения  врожденных потребностей:

 

  • новизна материала;
  • практическое применение;
  • конструировать противоречия.

 

 

2) Специальные стимулы:

 

  • оценки;
  • ситуация успеха;
  • учет возрастных особенностей.

 

Младший – загадки, приключения.

Средний – конкурсы, викторины.

Старший – взаимоотношения людей.

 

 

3) Но и для стимулирования  эффективной познавательной деятельности:

 

  • четкое структурирование материала;
  • яркое эмоциональное изложение;
  • чередование умственных занятий (напряжение и расслабление).

 

         Душа ребенка

   множество потребностей

 

 

 

1.Общечеловеческие

 

 

2.Возрастные

 

 

3.Половые

 

 

                    и другие

 

 

 

 

 

 

 

М

 

 

О

 

 

Т

 

 

И

 

 

В

Мотив обучения

опирается на:

 

 

а) желание все знать;

б) помочь решить жизненные проблемы;

в) усиливает познавательные причины.

 

 

 

а) учет функции оценки;

б) усиливает познавательные причины;

в) стремление учиться.

 

 

 

а) облегчает восприятие  материала;

б) побуждать слушать;

в) укрепляет работоспособность.

 

 


Поэтому стимулы и  считают более эффективными в мотивации познавательной деятельности.


1.2. Основы теории развивающего  обучения

В процессе работы учителя  часто сталкиваются с вопросом: «Разве любое обучение на уроках не развивает?», «Не надумана ли проблема «организация развивающего обучения?»

Существует три аргументированные  точки зрения, три научных направления, три школы, которые по-разному  решали вопрос о соотношении обучения и развития.

  • З.Фрейд и Ж.Пиаже предположили, что обучение и развитие – независимые процессы.

О


Р


Их идеи очень образно  выражает крылатая фраза: «Обучение  плетется в хвосте у развития». Отсюда вытекает дидактический принцип  доступности: учить детей тому, что  они могут понять и для чего созрели их психические функции.

  • У.Джемс (американский психолог) утверждает, что любое обучение развивает, основанием этого служит довод учителей «не знал – узнал, не ушел – научился, значит – развился».

  О  =  Р

  • Психологи Л.С.Выготский, Н.А.Менчинская считают, что обучение и развитие два независимых, но сопряженных процесса. То есть обучение продвигает вперед развитие, а развитие подготавливает и делает возможным и успешным обучение.

 О


 Р


 

Образное выражение главной  идеи данной школы таково: «обучение  впереди развития». Чтобы развитие состоялось, нужна цепь специальных мер. В рамках данной школы сформулированы условия развивающего обучения. Теоретические положения школы Л.С.Выготского получили дальнейшее развитие в работах российских психологов и педагогов В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина, Л.В.Занкова и др.


В.В.Давыдов в монографии «Проблемы развивающего обучения»  раскрывает и углубляет мысль  о создании условий для активной самостоятельной деятельности ученика.

Он пишет: «Имеются данные, позволяющие утверждать, что это развитие представляет собой воспроизведение индивидуумом исторически сложившихся типов деятельности и соответствующих им способностей, которые реализуются в процессе их присвоения».

 

То есть главное положение  концепции В.В.Давыдова заключается  в том, что развитие происходит в  процессе усвоения («присвоения») определенных типов деятельности. Возникает вопрос о характере самостоятельной деятельности человека для развития у него мышления и других познавательных процессов. Психологи в качестве наиболее значимого направления выделяют самостоятельное решение учащимися поставленных проблем. Выбор метода решения проблемы предполагает владение учащимися способами мышления в определенной научной области знаний:

  • придумывать план;
  • выдвигать гипотезы;
  • работать с пособиями;
  • находить связь между фактами;
  • переносить знания в новую ситуацию.

Эти умения являются отдельными элементами исследовательской деятельности.

Основные умения учащихся

При объяснительно-репродуктивном обучении:

При развивающем обучении:

  • Слушать и воспринимать учебный материал.
  • Конспектировать, работать с книгой, воспроизводить.
  • Применять знания на I и II уровнях усвоения.
  • «Видеть» и формулировать проблему, анализировать факты, работать с пособиями.
  • Выдвигать гипотезы.
  • Проверять правильность гипотез.
  • Формулировать выводы.

Идеи этой школы считаются наиболее доказанными и широко признанными. Таким образом, можно сказать: развивает обучение лишь построенное по определенным правилам и при соблюдении определенных условий. То есть учитель должен создать особые условия, обеспечивающие новую по смыслу деятельность педагога и учителя в новой образовательной системе:

  • Нет исходящего от учителя потока информации.
  • Нет скуки.
  • Нет принуждения.
  • Нет лени.
  • Нет пассивности учеников.
  • Нет тревоги в ожидании «палки – двойки» и желания увернуться от нее.
  • Есть радость от учения.
  • Есть радость от преодоления трудности самостоятельного  решения задачи.
  • Есть радость от самостоятельно выведенного правила, закона и т.д.
  • Учитель ведет ученика по пути субъективного открытия.

Одна из трактовок  развивающего обучения определяет сущность его, как создание условий, при которых в процессе обучения ученик становится его субъектом. Поэтому задача учителя состоит в формировании мотива к саморазвитию. Только в этом случае учеба для него станет осмысленным делом, имеющим важное значение. Субъективность ученика означает, что он знает свои действия на уроке:

  • как, с помощью каких средств и для чего он выполняет задания;
  • что при этом изменится в нем самом и нужно ли ему это.

Информация о работе Личный опыт формирования познавательного интереса учащихся к изучению физики