Личный опыт формирования познавательного интереса учащихся к изучению физики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 23:59, реферат

Описание работы

Актуальность. Современное социально-экономическое положение в России диктует необходимость воспитания конструктивно и творчески мыслящей личности, готовой к решению нестандартных проблем, к достаточно четкой оценке жизненных ситуаций, отстаиванию своих убеждений и их пересмотру в изменяющихся условиях. Одной из самых важных задач, стоящих перед школой, является создание такой системы условий для развития способностей, формирования знаний и умений, которая позволила бы школьнику проявить свою активность. В процессе обучения деятельность должна быть осознанной, целенаправленной и мотивированной.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….............…….3
Глава 1. Мотивационное обеспечение процесса
развивающего обучения
1.1. Условия для развития полноценных мотивов обучения…………..6
1.2. Основы теории развивающего обучения…………………………..11
Глава 2. Развивающее обучение на занятиях по физике
2.1. Как организуется учебный процесс развивающего типа………….15
2.2. Условия эффективной организации работы на уроках физики
развивающего типа..............................................................................19
2.3.Организация деятельности учащихся по формированию
исследовательских навыков……………………………………….....27
Заключение…………………………………………………................……...32
Список литературы……………………………………….........……......…33
Приложения……………………………………………...............……….......35

Файлы: 1 файл

pedopyitbulatovans.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

Естественно, при такой  организации учебного процесса в  ученике меняются все психические функции: ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, воля, мышление; нравственность, ответственность, самостоятельность и т.д.

Взяв за основу данные принципы, специалисты сформулировали новую педагогическую концепцию  – так называемую «школу мышления», которая ориентируется на развитие личности обучаемого и, в частности, на овладение учеником мыслительными операциями: анализом, синтезом, обобщением, сравнением и др.

Учитель должен четко  представлять отличие традиционного  и развивающего обучения .Во многом развивающая педагогика – «педагогика открытий» – выигрывает. Естественно, меняются образовательные цели (акцент на развитие мышления) и вносятся коррективы в содержание учебного материала: в нем значительное место должны занимать знания, позволяющие самостоятельно «открывать» и изучать неизвестные объекты, явления, свойства, закономерности и т.д.

Понять психологическую  природу «запуска» мышления помогает модель зоны ближайшего развития, предложенная Л.С.Выгодским. Ученый вводит два уровня развития ребенка: актуальный и возможный.

Уровень актуального развития – это достигнутый уровень.

Уровень возможного развития – предполагаемый уровень.

УВР


     Зона ближайшего развития

УАР

Эта модель позволяет  наметить учителю дальнейшее развитие учащихся. Величина этой зоны зависит от интеллекта человека и творческих возможностей.

Психологи утверждают, что  решение проблемы только тогда будет  возможно, если:

  1. Проблема находится в зоне ближайшего развития. А.М.Матюшкин формулирует более строго это условие так: «Процесс мышления возникает лишь при определенной степени рассогласования между усвоенными и усваиваемыми знаниями, соответствующей некоторой единице, определяемой творческими возможностями и уровнем развития субъекта. Собственно, только в этом относительно узком диапазоне рассогласования и возможен процесс мышления, приводящий к выявлению неизвестного в возникающей проблемной ситуации»[15, с.42].
  2. Другим условием возникновения у учащихся проблемной ситуации является наличие определенной базы знаний по поставленной проблеме. Психологи придают этому условию огромное значение. С.Л.Рубинштейн: «…мышление уже в своем исходном пункте предполагает знание» [20, с.375]. Ж.Годфруа: «Решение проблемы, как и другие познавательные процессы, в значительной степени опирается на долговременную память и на усвоенные ранее понятия, которые в ней хранятся» [3, с.362].
  3. Третье условие – это учет индивидуальных особенностей учащихся, отказ от усреднения личности, уважение ученика, признание его достоинства, принятие его личных целей, запросов и интересов.


 

 

 

     

 

 

 

 

 

   ин-

  -ди-

             -виду-

           -альные

       особенности

        УВР     УАР

 

          БАЗА

   ЗНАНИЙ

Глава 2. Развивающее обучение на уроках физики

2.1. Как организуется  учебный процесс развивающего  типа.

Так как сущность процесса обучения представляет собой взаимосвязанную  деятельность преподавателя и учащегося: П  ↔ У, то метод обучения есть тот путь, средство, способ, с помощью которого осуществляется эта деятельность.

Арсенал методов, приемов  и форм обучения велик. Учитель должен выбрать правильно метод, соответствующий  целям развивающего обучения. Существует алгоритм анализа выбираемого метода:

    • цель;
    • сущность;
    • деятельность преподавателя;
    • деятельность учащихся;
    • возможность применения;
    • достоинства;
    • недостатки и трудности принципиального характера.

Предпочтения отдаются эвристическим методам обучения, так как цель их – приобщить  учащихся к решению проблем. Ведущая деятельность ученика в условиях применения этих методов носит поисковый характер.

Эвристические методы обучения

Частично-     

Проблемное поисковые   Исследовательские Самостоятельная

 изложение  методы  методы   поисковая


           деятельность


      учащихся

Эвристическая беседа   

Проблемное  изложение

 Проблемное изложение материала занимает промежуточное положение между объяснительно-репродуктивными и развивающими методами. Учитель сам раскрывает логику развития, эволюцию какого-либо понятия, принципа, теории и привлекает внимание учащихся к тому, как шел процесс познания.

 Увлекательный рассказ  учителя вовлекает ученика в  атмосферу поиска, делает их соучастниками  открытий, активизирует их мышление.

Педагог и профессор  А.П.Минаков писал об этом: «…и когда, проследив за извилистым путем блуждания человеческой мысли, искавшей истину, они всем существом почувствуют необходимость, важность и увлекающую трудность таких поисков, когда они очаруются виртуозностью и силой мысли классиков науки, только тогда должно приступить к математическому оформлению идей» [12, с.48].

Положительным моментом данного метода является то, что  учащиеся втягиваются в диалектику процесса познания. Сочетание логики раскрытия процесса познания с рассказом  об отдельных людях, их открытиях убеждает учащихся в огромной силе человеческого интеллекта.

В ситуации восприятия и  интереса размышления об увлеченности и самоотдаче ученых, научной и  гражданской чести способны оказать  на сознание школьников более сильное  воздействие, чем нравоучения. Данный метод можно применять на обеих ступенях обучения.

 

 

 

Анализ проблемного  метода

Цель

Развитие внимания, интереса, приобщение к процессу познания.

Сущность

Создание острой проблемной ситуации.

Деятельность учителя

Принятие и сопереживание историческим событиям, перевод информации в личностно-значимое качество.

Возможность применения

Практически всегда, особенно в старших классах.

Достоинства

«Включает» внимание, обостряет восприятие, мышление, интерес, приобщает к научной методологии.

Недостатки и трудности

Не экономичен во времени,  не включает ученика в активный самостоятельный  поиск, оставляет его пассивным  соучастником процесса познания.


  

Достоинства метода столь  велики, что его необходимо использовать в любом разделе учебного материала для приобщения учащихся к процессу познания.

Эвристическая беседа

Эвристическая беседа –  это один из частично-поисковых методов. Анализируя данный метод, получаем:

Цель

Развитие восприятия, мышления, активности учащихся.

Сущность

Вопросно-ответная форма взаимодействия учителя и учащихся.

Деятельность учителя

Построение системы  репродуктивных и проблемных вопросов и подбор подсказок к ним, управление ходом беседы.

Деятельность учащихся

Самостоятельный поиск  новых знаний, обоснование своей позиции.

Возможность применения

При наличии базовых  знаний и должной активности класса.

Достоинство

Поддержка внимания, восприятия, мышления, интереса учащихся.

Недостатки

Отрывочность приобретаемых  знаний, невозможность учета индивидуальности мышления учащихся.


Главный недостаток данного  метода – отрывочность знаний –  менее опасен для среднего звена, так как объем новых знаний, как правило, невелик, а активизация  внимания и мышления необходима для постепенного формирования исследовательских умений. В старших классах нет необходимости поддерживать внимание учащихся, так как мотивы обучения достаточно сильны. И поэтому система «вопрос – ответ» имеет больше недостатков, чем достоинств. Может быть нарушена логика изложения темы, так как решение  проблемы требует более детального обсуждения. В подготовке эвристической беседы учитель продумывает не только опросы, но и возможные «подсказки», так как ученики могут испытывать затруднения или могут увести ход рассуждений в другую сторону. Искусство управления беседой состоит в том, чтобы сдерживать порывы самых активных учеников для того, чтобы слабые могли подумать.

Эвристическая беседа находится  на схеме на левой границе частично-поисковых методов, другую границу которых определить весьма сложно. Небольшие исследования, проводимые учащимися под руководством учителя также являются частичным поиском.

Это методы, включающие:

    • выдвижение учащимися гипотез и предположений;
    • самостоятельное получение учащимися математических выкладок до получения результата и его физическую трактовку;
    • анализ частных случаев закономерностей;
    • наблюдение на опытах новых физических явлений и попытку их объяснить;
    • включение в лабораторные работы дополнительных заданий исследовательского характера;
    • проведение экспериментальных исследований;
    • проведение теоретических исследований;
    • проведение аналогий и сравнений;
    • проведение эксперимента в домашних условиях;
    • составление творческих задач и т.д.

 

Реализация на практике любого эвристического метода требует обязательного управления самостоятельной поисковой деятельностью учащихся:

    • в устной форме система вопросов;
    • письменная инструкция.

 

Обратной связью является реакция учащихся на создаваемые  проблемные ситуации, их ответы на вопросы, их отчеты, сообщения, суждения.

Это необходимо для корректировки  хода самостоятельного поиска учащихся, так как возможна бесполезная  трата времени, путаница в знаниях, потеря интереса к проблеме.

 Коррекция может  быть в виде:

    • дополнительных вопросов;
    • подсказок, разъяснений;
    • подведения предварительных итогов.

Нельзя говорить:

Нужно говорить:

«Опять не получается…»

«Давай подумаем, к  чему это приведет…»

«Не успеешь…»

«Сравни-ка результат  с …»

«Не думаешь…»

«Выдели основные положения…»


 

Если учитель сумел включить ученика в поисковую деятельность, то это уже большой успех. Но более значимая цель – удержать мотивацию в повышенном состоянии. Это возможно при реализации учителем функции сопровождающего обучения. Сопровождать можно только то, что уже происходит. Поэтому учитель должен «подхватить» мотивированную деятельность ученика и стать непосредственным участником процесса взаимодействия.2.2 Условия эффективной организации работы учащихся на уроке развивающего типа

Для более эффективной  организации учебного процесса должны быть созданы условия для развития и поддержания полноценных мотивов, а средством достижения этой цели является использование элементов развивающего обучения. Работая в выбранном направлении, у меня сложилась система преподавания, включающая такие моменты как:

1. Проектирование  учебно-познавательной деятельности

Проектирование учебно-познавательной деятельности начинается с тематического  планирования. Так как в системе  развивающего обучения уроки по типу и структуре отличаются от традиционных, то разрешение проблемных ситуаций требует большего времени, поэтому необходимо изменить порядок изучения отдельных тем. Например, при изучении основ кинематики в 9 классе, я планирую так:

Название

Образовательная цель

Форма работы

Урок 1.

Основные 

понятия

кинематики.

  • Изучить основные кинематические характеристики движения.
  • Самостоятельная работа с учебником (§ 1–5).
  • Составление листа контроля.
  • Заполнение ответов в листе контроля:
  1. Механическое движение.
  1. Кинематика.
  2. Основная задача механики (ОЗМ).
  3. Поступательное движение.
  4. Материальная точка.
  5. Тело отсчета.
  6. Система координат.
  7. Система отсчета.
  8. Траектория.
  9. Перемещение.
  10. Пройденный путь.

Урок 2. Система отсчета.

Перемещение.

  • Закрепить основные знания по кинематическим характеристикам.
  • Научиться изображать системы отсчета на чертеже.
  • Решение качественных задач на отработку понятий (1 – 5 лист контроля).
  • Составление и работа с опорным конспектом.

Система отсчета

 

     1. Тело отсчета.

Система отсчета   2. Система координат.

     3. Часы.

 

 

 

«Трамвай»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Муха на стекле»

 


Xо – начальная координата                 xo, yo  – начальные координаты

X  – конечная координата                   x,  y   – конечные координаты

S  – перемещение    S ≡ L                     S  ≠ L

Sx = х - хо                  

Sx – проекция S на ОХ    

L  – путь           

x = xo + S   – решение О.З.М.  x = xo + Sx

y = yo + Sy – решение О.З.М.

  

        • Уравнение движения
        • Уравнение координаты
        • Решение О.З.М.

Название

Образовательная цель

Форма работы

Урок 3.

Решение основной задачи механики.

  • Сформировать новые умения и навыки:
  1. изображать S, его проекции Sx, Sy на чертеже;
  1. определять Sx, Sy   по координатам;
  2. определять по уравнению движения искомые величины;
  3. уметь отличать путь и перемещение.
  • Проверка опорных теоретических знаний по конспекту.
  • Решение задач на систему отсчета, S, Sx, Sy , х = хо+ Sx.

 

Урок 4. Промежуточный контроль.

  • Проверить умения:
    1. формулировать четкие ответы на качественные задачи;
    2. изображать различные системы отсчета;
    3. изображать S, Sx, Sy ;
    4. уметь пользоваться формулами;
    5. уметь решать расчетные задачи.
  • Самостояте<span class="dash041e_043

Информация о работе Личный опыт формирования познавательного интереса учащихся к изучению физики