Лидерские качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 05:10, курсовая работа

Описание работы

Современная жизнь и обстановка в обществе ставит нас в такие условия, что выживает сильнейший. Успеха быстрее добьется человек с развитыми чертами лидера, уверенный в себе, с адекватной самооценкой.
Многие люди, стремящиеся занять лидерские позиции, предпочитают действовать по наитию, инстинктивно. Им не удается изменить себя и развиваться с течением времени. В то же время психологи давно установили основные препятствия, стоящие на пути лидерского роста. В первую очередь это именно внутренние барьеры. Они – результат нашего прошлого опыта, убеждений, ограничений и привычек. Неуверенность, страх, раздражение становятся для многих непреодолимыми препятствием на пути к поставленной цели.

Содержание работы

Оглавление
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Основы лидерства: понятие и функции 5
1.2. Стили лидерства 9
ГЛАВА II. ВОСПИТАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ. 11
2.1. Средства и методические основы воспитания лидеров детского коллектива 11
2.2. Формирование лидерских качеств у младшего школьника 14
Заключение 22
Список литературы: 23

Файлы: 1 файл

лидерские качесива.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Северо-Восточный  государственный университет

Педагогический  факультет

Кафедра теории и методики начального образования

 

 

 

 

 

 

 

Воспитание лидерских качеств  у младших школьников

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Сахно Валерии  Витальевны

специальности «Социальная педагогика», III курс, группа СП -81

 

Научный руководитель: к.п.н, доцент Якимчук С. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Магадан 2011 г 
 
Введение

Современная жизнь  и обстановка в обществе ставит нас  в такие условия, что выживает сильнейший. Успеха быстрее добьется человек с развитыми чертами лидера, уверенный в себе, с адекватной самооценкой.

Многие люди, стремящиеся занять лидерские позиции, предпочитают действовать по наитию, инстинктивно. Им не удается изменить себя и развиваться с течением времени. В то же время психологи давно установили основные препятствия, стоящие на пути лидерского роста. В первую очередь это именно внутренние барьеры. Они – результат нашего прошлого опыта, убеждений, ограничений и привычек. Неуверенность, страх, раздражение становятся для многих непреодолимыми препятствием на пути к поставленной цели.

Дети постоянно  меняются, как меняется и сама жизнь. Они больше умеют, знают, чем, например, 20 лет назад. Изменяется и их отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. С появлением компьютера в жизни детей они меньше внимания стали уделять общению со сверстниками. Их мир часто ограничивается монитором компьютера и телевизором. Тут уже не до проявлений лидерства. Вернее, лидерство заключается в наличии дома персонального компьютера и прочей техники.

Проблема данной темы актуальна тем, что именно в этот период (младший школьный возраст) происходит формирование личности. Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, насколько правильно будут сформированы его лидерские качества зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. Так как в этот период формируется навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы установить отношения с окружающими людьми. Также формируется умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности.

В этом возрасте усваиваются правила и нормы общения, которым он будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств. А характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей в течение его жизни.

Объект исследования – способы формирования лидерских качеств у детей младшего школьного возраста

Предмет исследования – процесс воспитания лидерских качеств у детей младшего школьного возраста.

Цель работы – изучить особенности воспитания лидерских качеств в младшем школьном возрасте.

Задачи работы:

1. Проанализировать  психолого-педагогическую, учебную  и периодическую литературу по  проблеме исследования;

2. Раскрыть понятие и функции лидерства;

3. Определить  способы и формы воспитания лидерских качеств младших школьников.

Методы теоретического исследования (теоретический анализ и синтез) и методы эмпирического исследования (изучение литературы, научных исследований, специализированной периодики).

Курсовая работа состоит из введения, двух глав с параграфами , заключения и списка литературы.

 

ГЛАВА I. Теоретические основы проблем развития лидерских качеств у старших школьников

1.1. . Характеристика понятия лидерство

Практика показывает, что ни один фактор не обеспечивает большую выгоду и пользу, чем эффективное лидерство. Лидеры нужны для определения целей и задач, для организации, координации, обеспечения межличностных контактов и выбора оптимальных, эффективных путей решения тех или иных проблем.

Слово «лидер»  происходит от английского «lead» (вести). Значит, лидер – это ведущий, идущий впереди. Лидер – член группы, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих людей, членов какой-либо группы, организации и выполняющий комплекс функций1.

Лидерство определяют как процесс социального влияния, при котором лидер ищет добровольного  участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей (П. Шрисхайн); или как процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей (Р. Стогдилл). Лидерство определяют также, как конкретные действия лидера по координации и управлению деятельностью группы (О. Фридлер).

Феномен лидерства  коренится в самой природе  человека и общества. Явления, во многом схожие с лидерством, встречаются в среде животных, ведущих коллективный, стадный образ жизни. Здесь всегда выделяется наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь — вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии с его неписаными законами, которые диктуются взаимоотношениями со средой и являются биологически запрограммированными.

Лидерство основывается на определенных потребностях сложно организованных систем. К ним относится  потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных  элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности. Такая упорядоченность достигается благодаря вертикальному (управление — подчинение) и горизонтальному (коррелятивные одноуровневые связи, например, разделение труда и кооперация) распределению функций и ролей, и выделению управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективности обычно требуют иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой управленческой пирамиды и выступает лидер.

Четкость выделения лидирующих позиций зависит от типа общности, группы, класса, составляющих систему, и их взаимоотношений с окружающей средой. В классах, характеризующихся низкой групповой интеграцией и высокой степенью автономии и свободы различных элементов и уровней организации, функции лидера выражены слабо. По мере усиления потребностей людей в сложно организованных коллективных действиях и осознания этих потребностей в форме коллективных целей спецификация функций лидера и его структурное, институциональное обособление повышаются.

В малых группах, основанных на непосредственных контактах  их членов, институциализация лидирующих позиций может не происходить. На первый план выдвигаются индивидуальные качества личности, ее способность  объединить группу, повести ее за собой. В крупных объединениях, эффективность коллективных действий которых требует четкой функционально-ролевой дифференциации и специализации, а также оперативности управления и жесткости подчинения, институциализация и формализация (официальное закрепление) лидирующих позиций, наделение их сравнительно большими властными полномочиями обязательны2.

 

1.2. Типологии лидерства

Сейчас проблема лидерства достаточно актуальна  и широко разрабатывается. Богатство сторон, аспектов лидерства определяет многообразие его типологии. Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства, по Д. Гоулману, является выделение его трех типов (иногда их называют ролями лидера):

1. Деловое лидерство характерно для групп, возникающих на основе производственных целей. В его основе лежат такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т.п.

2. Эмоциональное лидерство возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, вселяет уверенность, создает атмосферу психологического комфорта.

3. Ситуативное лидерство по природе может быть и деловым, и эмоциональным. Однако его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией. Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь в определенной ситуации, например при всеобщей растерянности во время пожара3.

Имеются и другие классификации лидерства в зависимости от типов лидера. Так, Л.И. Уманский4 выделяет шесть типов (ролей) лидера:

- лидер-организатор  (выполняет функцию групповой  интеграции); лидер-инициатор (главенствует  при решении новых проблем,  выдвигает идеи);

- лидер-генератор  эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы);

- лидер-эрудит (отличается обширностью знаний); лидер-эталон (является центром эмоционального  притяжения, соответствует роли  «звезды», служит образцом, идеалом);

- лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности).

Интересной  представляется типология лидерства, предложенная профессором Б.Д. Прыгиным5. В ее основу положены три различных критерия: содержание, стиль, характер деятельности лидера.

По содержанию различают:

- лидеров-вдохновителей, разрабатывающих и предлагающих программу поведения;

- лидеров-исполнителей, организаторов выполнения уже  заданной программы;

- лидеров, являющихся  одновременно и вдохновителями  и организаторами.

По стилю  различают:

- Авторитарный. Это лидер, требующий монопольной власти. Он единолично определяет и формулирует цели и способы их достижения. Связи между членами группы сведены до минимума и проходят через лидера или под его контролем. Его главное оружие – «железная требовательность», угроза наказания, чувство страха. Авторитарных лидеров роднит холодность, властность. Психологический климат в группе, где практикуется этот стиль лидерства, характеризуется недостатком доброжелательности и взаимного уважения между лидером и его последователями. Авторитарный стиль экономит время и дает возможность предсказать результат, но при его использовании подавляется инициатива последователей, и они превращаются в пассивных исполнителей.

- Демократический.  Этот стиль, по мнению большинства  исследователей более предпочтителен. Подобные лидеры тактичны, уважительны, объективны в общении с членами группы. Социально-пространственное положение лидера – внутри группы. Такие лидеры инициируют максимальное участие каждого в деятельности группы, стараются распределить ответственность среди всех членов группы, создают атмосферу сотрудничества. Усиление личных обязательств последователей по выполнению работы через участие в управлении, но для принятия решений требуется намного больше времени, чем при авторитарном стиле.

- Пассивный. Такого лидера характеризует отсутствие похвалы, порицаний, предложений. Он старается уйти от ответственности, перекладывая ее на подчиненных. Установка подобного лидера – по возможности незаметное пребывание в стороне. Лидер избегает конфликтов с людьми и устраняется от разбора конфликтных дел, передавая их своим заместителям и другим людям, старается не вмешиваться в ход деятельности группы. Этот стиль позволяет начать дело так, как видится более компетентным подчиненным без вмешательства лидера. Однако группа может потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства.

Многие исследователи  не выделяют этот стиль как особый, ограничиваясь противопоставлением  авторитарного и демократического стилей, так как пассивного лидера трудно назвать лидером6.

По характеру  деятельности различают:

- универсальный  тип, т. е. постоянно проявляющий  качества лидера;

- ситуативный,  проявляющий качества лидера  лишь в определенной ситуации.

Помимо названных, нередко используется классификация  лидеров в зависимости от их восприятия группой. Согласно такому критерию выделяются следующие типы лидеров:

1) «один из  нас». Лидер этого типа особо  не выделяется среди членов  группы. Он воспринимается как  «первый среди равных» в определенной  сфере, наиболее удачливый или волею случая оказавшийся на руководящей должности. В целом же он, по мнению группы, живет, радуется, страдает, принимает правильные решения, делает ошибки и т.п., как и все другие члены коллектива;

2) «лучший из  нас». Лидер, принадлежащий к данному типу, выделяется из группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным и иным) параметрам и в целом воспринимается как образец для подражания;

3) «хороший человек». Лидер такого типа воспринимается  и ценится как реальное воплощение  лучших нравственных качеств:  порядочности, доброжелательности, внимательности  к другим, готовности прийти на  помощь и т.п.;

4) «служитель». Такой лидер всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени.

Типы восприятия лидера отдельными членами группы часто  не совпадают или накладываются  друг на друга. Так, один сотрудник может оценивать лидера как «одного из нас», другие же воспринимают его одновременно и как «лучшего из нас», и как «служителя» и т.п.

Лидерство различается  по силе влияния на членов группы. Одного лидера люди слушаются беспрекословно, советам же или указаниям другого следуют лишь до тех пор, пока они не вступают в противоречие с их собственными интересами и установками7.

В зависимости  от направленности влияния на реализацию целей организации лидерство  делится на:

- конструктивное (функциональное), т.е. способствующее осуществлению целей организации;

- деструктивное  (дисфункциональное), т.е. формирующееся  на базе стремлений, наносящих  ущерб организации (пр., лидерство  в сформировавшейся на предприятии  группе воров или взяточников);

Информация о работе Лидерские качества