Лидерские качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 05:10, курсовая работа

Описание работы

Современная жизнь и обстановка в обществе ставит нас в такие условия, что выживает сильнейший. Успеха быстрее добьется человек с развитыми чертами лидера, уверенный в себе, с адекватной самооценкой.
Многие люди, стремящиеся занять лидерские позиции, предпочитают действовать по наитию, инстинктивно. Им не удается изменить себя и развиваться с течением времени. В то же время психологи давно установили основные препятствия, стоящие на пути лидерского роста. В первую очередь это именно внутренние барьеры. Они – результат нашего прошлого опыта, убеждений, ограничений и привычек. Неуверенность, страх, раздражение становятся для многих непреодолимыми препятствием на пути к поставленной цели.

Содержание работы

Оглавление
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Основы лидерства: понятие и функции 5
1.2. Стили лидерства 9
ГЛАВА II. ВОСПИТАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ. 11
2.1. Средства и методические основы воспитания лидеров детского коллектива 11
2.2. Формирование лидерских качеств у младшего школьника 14
Заключение 22
Список литературы: 23

Файлы: 1 файл

лидерские качесива.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

Проблема воспитания лидера сейчас наиболее актуальна, без  воспитания позиции лидера (лидера во благо) невозможно существование  детского коллектива.

Происходящие  в современном обществе процессы возвращают сегодня понятию «активная гражданская позиция» его первоначальный смысл. Наличие такой позиции у человека есть проявление «лидерских» качеств личности.

Одной из основных предпосылок является создание условий  для развития инициативы и лидерских  способностей подростков и реализации их посредством участия в организации жизнедеятельности коллектива. Детское самоуправление в данном случае выступает в качестве ведущего педагогического средства, а органы детского самоуправления на уровне детского коллектива – формой специально созданного для реализации педагогического смысла пространства22.

Как известно, в  подростковом и юношеском возрасте человека появляется потребность в  сотрудничестве с людьми, в укреплении связей со своей социальной группой, в проявлении чувства единства и сотрудничества.

Самоуправление  – это способ жизнедеятельности  коллектива, обеспечивающий активное участие в решении важных вопросов жизнедеятельности каждого члена  коллектива. Это означает раскрытие  перед ребенком мира человеческих взаимоотношений  во всей его сложности и противоречивости, выделение тех видов взаимодействия, которые ведут к успеху, к самоутверждению.

Участие в жизнедеятельности  коллектива готовит подростков к  выполнению обязанностей, возложенных  на каждого из нас обществом в  решении общественно значимых задач, помогает в жизненном самоопределении. Одна из функций детского самоуправления – подготовка к будущей жизнедеятельности в обществе, в котором человеку важно уметь не только подчиняться, но и управлять. Происходит приобретение подростком ряда знаний, умений и навыков, прежде всего в управленческой деятельности23.

Педагоги стараются  подобрать такие формы и средства воспитания, чтобы максимально вовлечь  подростков в предлагаемые виды деятельности, которые способствуют развитию личностного, лидерского, творческого, интеллектуального потенциала подростков, а также помогают педагогам увидеть и проявить свои скрытые таланты, тем самым повышается их мастерство.

Таким образом, основная идея педагогической деятельности на сегодняшний день – это создание условий для развития активной гражданской позиции и актуализации лидерского опыта подростков в совместно организованной социально значимой деятельности24.

Воспитание  отличаться разнообразием видов  деятельности, предлагаемой подросткам для проявления своих гражданских качеств, тем самым учитываются возрастные особенности и потребности подростков в самореализации.

Важную педагогическую роль целей и перспектив в методике воспитания лидеров детского коллектива можно понять с точки зрения теории опережающего отражения действительности. Согласно этой теории, каждый подросток строит планы на будущее, стремится к росту и достижению все новых и новых успехов. Это стимулирует его деятельность, наполняет жизнь радостью достигаемых успехов25.

В качестве перспектив в системе учебной работы могут выступать подготовка и проведение предметных вечеров, олимпиад, встреч с деятелями науки, техники, искусства. Еще большие возможности для организации перспективных устремлений учащихся имеются в системе внеклассной работы.

Для расширения перспектив большое значение имеет  положение о том, что перспективы  в школе должны носить, не только празднично-красочный, но главным образом  деловой характер. Всякая деловая  задача в учебной или внеклассной  работе, которая выдвигается перед лидерами и решение которой связано с переживанием радости достигаемых успехов, воспринимается ими как увлекательная перспектива26[10,90].

Сегодня наиболее актуальным стал вопрос формирования позитивного социального опыта  растущего человека, его гражданского становления. Лидерские качества становятся особенно актуальными для любого человека в современной политической, социальной обстановке, которая сложилась в нашей стране. В решении задач социального становления личности ребенка большое значение имеет стимулирование лидерства. Через лидеров реализуется управленческий механизм. Таким образом, лидеры занимают ключевые позиции в органах школьного самоуправления.

Очень важно  говорить не только о формировании лидерских умений и навыков, но и  о характере лидерства. Современные дети оказались не в лучшей ситуации: природа социальной активности, закономерно присущая младшим школьникам, не находит своей позитивной реализации. Психологическая готовность действовать в социально значимом пространстве остается невостребованной. Следствием этого становится резкое снижение интереса к другим людям, отсутствие социально значимых умений взаимодействия, сотрудничества и партнерства.

Следовательно, сегодня необходимо рассматривать  вопрос о воспитании не только лидеров-организаторов, но и лидеров-взаимодействия. Главное для лидера-взаимодействия создать условия для действия других. В лидерах-взаимодействия необходимо развивать следующие качества:

коммуникабельность;

сопереживание;

ответственность;

инициативность;

сочувствие;

самоуважение.

Процесс воспитания активности и подготовки лидеров  должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения, доверия взрослых и детей.

Только тогда  закладывается фундамент социальной инициативы и потребность работы с человеком и для человека27.

Изменения в  обществе требуют и изменений  в школе. Если мы хотим, чтобы школа  готовила ребят к жизни в демократическом  правовом государстве, то она должна быть основана на демократических ценностях  и на уважении к правам человека. Только на основании этого возникают доверительные, непринужденные отношения между детьми и взрослыми, рождается атмосфера радости и творчества. Важную роль в таком воспитании приобретает самоуправление школьников.

Участие педагогов, учеников и родителей в управлении образовательным учреждением способно помочь школе измениться, стать более демократичной, соответствующей современным реалиям.

В современной  жизни наиболее важным становится вопрос формирования лидерских качеств  личности. Лидер – яркая человеческая индивидуальность, способная проявить инициативу, взять на себя ответственность. Через лидеров реализуется управленческий механизм, таким образом, лидеры занимают главные» позиции в органах ученического самоуправления.

Многие учащиеся имеют скрытые лидерские потенциалы, но по ряду причин не раскрывают их. Следствием этого становится снижение интереса к другим людям, отсутствие умений взаимодействия, сотрудничества и партнерства.

В связи с  этим возникает необходимость разрабатывать  и внедрять систему обучения, которая  обеспечивала бы подготовку активистов.

Младший школьный возраст является периодом активного  формирования личности ребенка, поиска себя и своего места в жизни, определение  своих склонностей и способностей. Поэтому воспитательный процесс  в школе нужно строить так, чтобы каждый ученик мог попробовать себя в качестве лидера.

Наиболее важными  являются мероприятия, направленные на выявление и развитие лидерских  качеств у ребят. Очень ценны  мероприятия, проведенные совместно  с родителями учащихся. Они сплачивают как детей, так них родителей. Именно в такой непринужденной обстановке выявляются активисты-лидеры28.

Не такой  хороший лидер тот, кому люди покоряются. Хуже тот лидер, которого люди презирают, хорошем лидере, который мало говорит, когда его работа сделана и  его цель достигнута.

Еще нужно позаботиться об умении сопереживать другим людям  и находить нужные слова в нужный момент. Это свойство называют эмпатией. Она – одно из главных составляющих так называемого эмоционального интеллекта, который сейчас за рубежом, кстати, играет гораздо большую роль при приеме на работу, чем IQ.

Очень близко к  общению стоит умение говорить. Ребенок  лидерского типа рано начинает говорить, любит участвовать и слушать  долгие "взрослые" беседы, склонен  общаться с более старшими, аргументирует, отстаивает свою точку зрения, броско одевается, охотно идет туда, где много людей, без стеснения поет и танцует. Естественная общительность дает предпосылки для умения говорить, но развивать это умение, безусловно, нужно. Поощряйте ребенка к речевым играм, в которых нужно находить разные слова. Хороший словарный запас – шанс для развития ораторских способностей. Но не забывайте, что кроме запаса слов вы должны уделять внимание и интонационной стороне речи. Развивайте способность учитывать нюансы в разговоре (ловите эмоции)29.

Способность анализировать  свои поступки постепенно развивается  до подросткового возраста. Даже первоклассник  иногда, рассказывая о своих поражениях, вспомнит о своих обидчиках, о  травмирующей его ситуации, но совершенно «забудет» рассказать о том, что было до того, как его «уронили», ударили… Разматывая «клубочек» событий, как киноленту в обратном направлении, мы сможем сформировать у ребенка память, аналитические способности, которые так важны для лидера.

Исполнительность, целеустремленность – тоже развивающиеся качества. Их формирование будет происходить до конца младшей школы, а, возможно, и в более старшем возрасте. Если же взрослый человек решает измениться и стать лидером, то даже он способен воспитать в себе эти качества (есть же специальные тренинги лидерства, личностного роста для взрослых!). Дисциплинированность ребенка во многом формируется примером родителей. Так что присмотритесь к себе. Возможно, вам «нужно усилить тылы».

Работоспособность тоже перенимается от родителей: если они не бывают праздными, всегда заняты чем-то осмысленным и полезным, постоянно поддерживают в себе любознательность, деятельное сопереживание происходящим событиям, не чураются физического труда, способны брать на себя ответственность и нести большие нагрузки, то это же становится содержанием жизни ребенка. Родители поощряют развивающие занятия ребенка, стараются направлять его деятельность, принимают эмоциональное участие в этих занятиях30.

Настоящих лидеров  «растят» только тогда и там, когда  и где у ребенка есть стимулы для собственного роста. Редко лидерские качества у ребенка формируются в семьях, где кто-то из домашних – сильный лидер. Потому и бытует поговорка: «На детях великих природа отдыхает». Лидеру-взрослому некогда формировать в ребенке нужные качества, потому что он всегда занят. А если он свободен – ему «некогда» проявить терпение, выслушивая и поправляя «конструктивные предложения» своего отпрыска. Гораздо чаще такие родители действуют привычно – директивно. В этом случае задерживается развитие такого нужного качества, как инициативность. Мало быть умным и придумывать новые идеи. Их нужно внедрять. Это – работа лидера.

Если вы сами – лидер, то, воспитывая своего преемника, необходимо помнить, что у ребенка  должен быть положительный опыт внедрения своих идей. Наметьте в своем дневнике время для «формирования лидерских качеств ребенка». В эти минуты вы должны позволить ребенку высказаться. Поощряйте при этом его сдержанность, обсуждайте его предложения «на взрослом уровне». Возможно, вам придется выполнять большее количество обещаний, но ваша ответственность и исполнительность – колоссальный фактор для формирования этих черт в ребенке31.

Умение проигрывать  – хороший показатель того, как  ребенок реагирует на неудачи. Настоящий  лидер идет к цели, несмотря на помехи и преграды! Если вам жаль малыша, который расстраивается при появлении первых трудностей (проигрыша), и вы «поддаетесь» в игре, предупреждая появление плохого настроения у ребенка, то задерживается способность ребенка анализировать свои ошибки. Конечно, можно поддаваться в игре на первых порах, пока не выучены правила, пока «набивается рука». Но затем ребенок должен получить опыт преодоления трудностей. Обязательно поощряйте ребенка, если, несмотря на неудачу, он желает победить. Упорство в достижении цели – важное качество лидера.

Формирование  лидера – это не игра в поддавки (тогда вы воспитываете тирана, а  не лидера) и не постоянная указка на правильный путь (тогда вы формируете не думающего безынициативного исполнителя). Это – постоянная учеба, поиск взаимных решений, опыт «позитивного» общения ребенка и спокойствие, только спокойствие32.

И в заключение, хотим процитировать слова И. Воротницкой:

«Самый хороший  лидер тот, о существовании которого люди просто знают».

 

Заключение

Нами была проанализирована психолого-педагогическая, учебная и периодическая литература по проблеме исследования, раскрыты понятие и функции лидера, определены способы и формы воспитания лидерских качеств младших школьников.

Современная жизнь  и обстановка в обществе ставит нас в такие условия, что выживает сильнейший. Успеха быстрее добьется человек с развитыми чертами лидера, уверенный в себе, с адекватной самооценкой.

Многие люди, стремящиеся занять лидерские позиции, предпочитают действовать по наитию, инстинктивно. Им не удается изменить себя и развиваться с течением времени. В то же время психологи давно установили основные препятствия, стоящие на пути лидерского роста. В первую очередь это именно внутренние барьеры. Они – результат нашего прошлого опыта, убеждений, ограничений и привычек. Неуверенность, страх, раздражение становятся для многих непреодолимыми препятствием на пути к поставленной цели.

Информация о работе Лидерские качества