Лингвистические и психологические основы обучения детей дошкольного возраста описательным высказываниям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 10:00, контрольная работа

Описание работы

Совершенствование связной речи - одна из ведущих задач развития детей дошкольного возраста. Связность речи начинают формировать уже в младшем дошкольном возрасте, прежде всего, - посредством диалога - основной формы речевого общения. На пятом году жизни ребенка появляется сложная форма связной речи - сообщения в виде монолога, рассказа о пережитом и виденном. Именно в этом возрасте в детских садах необходимо проводить специальные целенаправленные занятия по обучению детей рассказыванию. Детей необходимо учить описывать предмет, его изображение, рассказывать содержание предметной картинки, пересказывать литературный текст, рассказывать о виденном и пережитом, сочинять рассказы и маленькие сказки.

Файлы: 1 файл

к.р.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Ведение

Совершенствование связной речи - одна из ведущих задач  развития детей дошкольного возраста. Связность речи начинают формировать уже в младшем дошкольном возрасте, прежде всего, - посредством диалога - основной формы речевого общения. На пятом году жизни ребенка появляется сложная форма связной речи - сообщения в виде монолога, рассказа о пережитом и виденном. Именно в этом возрасте в детских садах необходимо проводить специальные целенаправленные занятия по обучению детей рассказыванию. Детей необходимо учить описывать предмет, его изображение, рассказывать содержание предметной картинки, пересказывать литературный текст, рассказывать о виденном и пережитом, сочинять рассказы и маленькие сказки. 

Актуальность  обучения детей монологической описательной речи очень велика. Не случайно исследователи  отмечают, что многие первоклассники, пришедшие в школу из детского сада, активно участвуют в беседе, рассказывают о чем-либо связно, однако редко описывают наблюдаемое. Если и прибегают к этой форме, используют лишь несколько слов. Дело в том, что детям трудно выделить основные признаки предмета. Поэтому, пытаясь описать, знакомый предмет, они чаще всего с описания переходят на повествование. 

Вместе с  тем, повествовательная речь дошкольника  взаимосвязана с рядом других высших психических функций, целостность  развития которых определяет общий  уровень психического развития ребенка. 

1. Лингвистические и психологические основы обучения детей дошкольного возраста описательным высказываниям

 

Одним из главных показателей  умственного и эмоционального развития ребенка дошкольного возраста является уровень владения связной монологической речью.

Связной считается такая речь, которая  организована по законам логики и  грамматики, представляет единое целое, систему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более  или менее значительные части, связанные  между собой.

Связная монологическая речь показывает, насколько ребенок владеет словарным  богатством языка, его грамматическим строем, нормами языка и речи. Она вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком. Так, полноценное построение высказывания, совершенствование устной монологической речи требует обогащения и активизации словаря, углубленной работы над смысловой стороной слова, умений точно пользоваться словарным запасом. Необходимо также сознательное использование умений правильно строить простые и сложные предложения, связывать эти предложения по смыслу в своем высказывании, владеть всеми элементами звуковой культуры речи (звукопроизношением, темпом, силой голоса, дикцией, интонационной выразительностью), которые существенно влияют на связность изложения текста.[1]

Специфика межфразовой связи описательного  текста определяет параллельное расположение предложений и характерное для  этого "синтаксическое однообразие" строения предложений, когда способом их сочетания выступает повтор слова, стоящего в начале предложения (так называемые анафорические конструкции). Это обуславливает необходимость найти в сообщении главное слово ("доминированное имя" в терминологии Е.В. Падучевой); определить его место в линейной структуре предложения. Классификация устных монологических высказываний по способу передачи информации или по способу изложения, основанная на лингвистическом подходе, позволяет выделить следующие их типы: описание, повествование, рассуждение и контаминированный (смешанный) текст, когда элементы описания (или рассуждения) органически включаются в процесс развития действия.[7]

Описание начинается с общего тезиса, определяющего и называющего  предмет или объект; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или отношение к нему.

Описание обладает как общими, типичными  для всех типов монолога чертами, так и специфическими. Качество описательного  текста, как одной из форм связной  монологической речи, определяется его  связностью (правильность согласованности слов в предложениях, использование различных способов межфразовой связи); полнотой характеристики внешних признаков или внутренних качеств объекта описания; логикой описания (соблюдение структуры описания, целесообразность последовательности); образностью (использование средств лексической выразительности) и др.

Психологический анализ описательной речи детей и ее развития показывает тесную связь с процессами восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, эмоциональной сферы.

Н.И. Жинкин указывает на то, что  раннее развитие речи у детей совершенствует не только речь, но и мышление, а это  оказывает сильнейшее влияние на общее развитие и усиливает интерес  к знаниям.[3]

В ходе создания описательного рассказа активно развивается память и творческое мышление ребенка. Так, по данным Г.М. Ляминой, размеры детских рассказов (один из элементов признака информативности) таковы же, как в старшей и подготовительной группе и даже у школьников начальных классов (в среднем 25—45 слов). В пятой части случаев у наблюдаемых воспитанников средних групп можно было заметить попытки самостоятельно выделить в рассматриваемом объекте части и высказаться в 2—3 предложениях по каждому.[6]

Э.П. Короткова раскрывает возможности  развития не только когнитивной, но и эмоциональной сферы детей в ходе рассказывания по картине. Автор пишет, что, заботясь о точности обозначения словом того, что дети видят на картине, дошкольные работники не всегда добиваются эмоциональной выразительности речи, так что их речь, подчас сугубо деловая, мало затрагивает чувства, интересы детей, их воображение.

По мнению исследователя, картина  может помочь педагогу полнее раскрыть для детей смысл и эмоциональную  выразительность сравнений, метафор, образных описаний, эпитетов, поскольку становится возможным соотнести их с образной наглядностью, с картиной.

Для этого воспитатель должен выбирать вполне доступные дошкольнику языковые средства, чтобы усилить эмоциональность  и образность своей речи и тем  самым углубить восприятие картины и приобщить детей к богатствам родного слова. Речь, с которой педагог обращается к детям при рассмотрении картин, его вопросы, пояснения, рассказы должны быть одновременно и точными и эмоционально выразительными, причем выразительность речи усиливается ее стилистическими особенностями.[5]

Видный педагог - исследователь  речевого развития детей В.В. Гербова  обращает внимание на то, что занятия  по обучению детей описаниям относятся  к наиболее сложным. Ввиду несформированности у ребенка такого компонента произвольной памяти и внимания, как удержание мотива, последовательности действий, педагог должен использовать различные формы подсказов и напоминаний "Ты забыл сказать про глаза. Зайчик напоминает тебе: "Не забудь рассказать цыпленку про мои длинные ушки". Что тебе особенно нравится в малыше? Когда будешь рассказывать, не забудь сказать об этом" и т. п.

Ребенку, закончившему рассказывать, иногда следует предложить помощь. ("Хочешь, мы тебе поможем: напомним, добавим?" и т. п.). Желательно, чтобы  затем он повторил свой рассказ еще раз. В большинстве случаев повторный рассказ оказывается содержательнее первого, паузы между фразами становятся менее длительными. Нужно следить, чтобы число подсказов-дополнений не превышало 3, иначе ребенок не запомнит их, пишет автор.[6]

Вывод: таким образом, работы отечественных  педагогов и психологов подчеркивают необходимость и важность обучения дошкольников описательному типу высказывания. Отмечается, что обучение описанию оказывает серьезное влияние  на сенсорное развитие, развитие познавательных процессов – внимания, воображения, мышления; дети упражняются в умственных операциях анализа и синтеза, учатся замечать красоту и своеобразие каждого предмета, у них вырабатывается вкус к точному и образному слову.

2. Обзор психолого-педагогической литературы по вопросам обучения детей описательной речи

Развитие связной  речи является центральной задачей  речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью  и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.). 

Психологическая природа связной речи, ее механизмы  и особенности развития у детей  раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и  др. Все исследователи отмечают сложную  организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).

Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др. 

Пятый год  жизни - период высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон их речи (М.М. Алексеева, А.Н. Гвоздев, М.М. Кольцова, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, К.И. Чуковский, Д.Б. Эльконин, В.И. Ядэшко и др.). В этом возрасте происходит переход от ситуативной речи к контекстной (А.М. Леушина)

В отечественной методике речевого развития определяются основные направления, содержание и методы обучения детей монологической речи в детском саду. (A.M. Бородич, Н.Ф. Виноградова, Н.В. Елкина, А.В. Колосовская, Э.П. Короткова, Л.А. Пеньевская, Е.А. Смирнова, Н.Г. Смольникова, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина и др.).

Дальнейшей разработки требуют  вопросы формирования связности  речи в средней группе с учетом возрастных и индивидуальных различий детей 5 года жизни.

Пятый год жизни - период высокой  речевой активности, интенсивного развития всех сторон речи (М.М. Алексеева, А.Н. Гвоздев, М.М. Кольцова, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, В.И. Яшина). В этом возрасте происходит переход от ситуативной речи к контекстной (A.M. Леушина, A.M. Люблинская, Л.С. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин).

Исследования ряда ученых указывают на большие возможности детей данного возраста в умственном развитии. Н.Н. Поддъяков отмечал: "...ребенок овладевает необходимыми языку средствами для построения связного высказывания".1

О.М. Бабак, изучая клеточное строение прецентральной и постцентральной зоны коры головного мозга у детей дошкольного возраста, обнаружила, что оно у детей пяти лет мало чем отличается от тринадцатилетних.

В этом возрасте у ребенка  быстро развивается способность  к обобщению (М.М. Кольцова). Он может овладеть обобщением самого высокого типа. Происходит углубление понятий и связанное с ними усвоение значений слов. Дети более осознанно относятся к речи ( А.Н. Гвоздев). Проявляют критическое отношение к речи окружающих, а иногда и к своей собственной (А.Н. Гвоздев, К.И. Чуковский, М.Х. Швачкин).

Дискуссионным остается вопрос обучения детей связным высказываниям  типа описания.

Овладение описанием  происходит в единстве с речевым  развитием детей и создает  предпосылки для успешного обучения в школе.

В практике дошкольного образования речевому оформлению описаний уделяется недостаточное внимание. Противоречия наблюдаются между необходимостью овладения детьми связных высказываний типа описания и их недостаточного использования в процессе речевого развития в детском саду.

3. Характеристика описательной речи детей 5 года жизни (по данным констатирующего эксперимента)

Экспериментальная работа строилась по принципу систематизирования и обобщения всех знаний, полученных из методических и психологических трудов, упомянутых в данной работе. В своей практической деятельности мы учитывали особенности как возрастной психологии детей, так и индивидуальные способности детей в изучаемой группе.

Опытно-экспериментальная  работа была направлена нами на проверку следующей, сформулированной нами гипотезы: описательная речь дошкольников должна формироваться систематически и целенаправленно под руководством педагога на занятиях с использованием специальных методик.

Работа по развитию связной  описательной речи детей проводилось  нами в несколько этапов и включала различные методы и приемы.

Для проведения эксперимента была сформирована так называемая экспериментальная  группа детей в возрасте 4-5 лет  в количестве 10 человек. Для изучения индивидуальных и психологических  особенностей этих детей было осуществлено педагогическое наблюдение за поведением каждого, обращалось внимание на активность, внимание во время занятий, усидчивость и т.д. Проводились консультации с постоянными воспитателями группы, штатным психологом, медиками детского сада. Данные о детях записывались в таблицу первоначальных наблюдений, чтобы их можно было использовать в дальнейшей работе.

 

Состав группы и педагогические замечания

№ испытуемого

Возраст

Педагогические замечания

1.

4,2

Усидчивый, малообщительный, предпочитает самостоятельно играть с игрушками, малоактивный, в коллективе со всеми хорошо ладит

2.

4,10

Активная, дружит сов семи, иногда задирается, всегда в центре внимания, неусидчивая

3.

4,2

 Гиперактивный, не может долго на чем-то сосредоточиться, постоянно вертится, отвлекается

4

4,10

Малоактивный, усидчивый, малоподвижный, необщительный

5

4,6

Активная, общительная, дружит со всеми, конфликтов ни детьми, ни с педагогами не было, старательная, самостоятельная

6

3,11

Внимательный, с интересом относиться ко всем обучающим занятиям, активный в познавательной деятельности, активный в игре, коммуникабельный

7

4

Малоактивный, усидчивый, малоподвижный, необщительный

8

3,11

Малоактивная, усидчивая малоподвижная, необщительная

9.

4,7

Активный, дружит со всеми, иногда задирается, всегда в центре внимания, лидер группы

10.

4,7

Неусидчивый, невнимательный, хорошая  память, активен в учебных занятиях и игре

Информация о работе Лингвистические и психологические основы обучения детей дошкольного возраста описательным высказываниям