Лингвистические и психологические основы обучения детей дошкольного возраста описательным высказываниям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 10:00, контрольная работа

Описание работы

Совершенствование связной речи - одна из ведущих задач развития детей дошкольного возраста. Связность речи начинают формировать уже в младшем дошкольном возрасте, прежде всего, - посредством диалога - основной формы речевого общения. На пятом году жизни ребенка появляется сложная форма связной речи - сообщения в виде монолога, рассказа о пережитом и виденном. Именно в этом возрасте в детских садах необходимо проводить специальные целенаправленные занятия по обучению детей рассказыванию. Детей необходимо учить описывать предмет, его изображение, рассказывать содержание предметной картинки, пересказывать литературный текст, рассказывать о виденном и пережитом, сочинять рассказы и маленькие сказки.

Файлы: 1 файл

к.р.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

 

 Констатирующий эксперимент. Он помогает выявить уровень сформированности у детей описательной стороны речи.

Задачей констатирующего исследования является выявление эффективных условий для развития речевых умений у дошкольников. Здесь было важно зафиксировать не только общий уровень группы, но и проблему каждого ребенка, так как одним из принципов обучения правильной речи – индивидуальный подход.

Проводилось диагностическое игровое занятие "Моя любимая игрушка".

Это занятие проводилось  с целью выявления уровня развития следующих речевых умений:

- умение строить описание (последовательно и связно описывать);

- умение выделять и  называть признаки игрушки;

- умение использовать  прилагательные в описательном  тексте.

      1. Детям предлагалось выбрать свои любимые игрушки для описания. Затем предлагалось их как следует рассмотреть. Назвать свою игрушку.

По результатам наблюдения следует отметить, что дети с большим интересом работают на таком занятии. Они с удовольствием демонстрируют свои игрушки и называют их имена. Это не обязательно названия самого предмета, чаще дети дают игрушкам имена собственные, например: "кукла Маша, медвежонок Миша, собачка Шарик, машина Грузовик" и т.д. Это служит для них средством персонификации предмета, когда игрушка переходит в разряд "моя". Для нашего исследования это было важно, так как на этом уровне происходит формирование эмоционального отношения к предмету, что в конечном итоге влияет на его описание ребенком и, следовательно, на его речь.

      1. Детям предлагается немного рассказать об игрушке, которую они держат в руках. На нашем занятии мы вначале делали это при помощи наводящих вопросов, чтобы подтолкнуть ребенка в нужное русло.

Вопросы были такие:

- Это что?

Ответы детей: "машина, мишка, кукла  Вика, киска Васька, моя игрушка  кукла" и т.д.

- Твоя игрушка тебе нравиться?  Ты ее любишь?

Ответы детей: "люблю, нравиться, сильно люблю, я с ней гуляю, хожу в садик с ним".

- А что тебе больше всего  в ней нравиться?

Ответы детей: "она красивая, у нее глаза, он мягкий, машина ездит, я с ним играть могу, я с ним  дружу".

- А какого он(она цвета)? (какого  цвета у куклы платье, волосы  и т.д.)

Ответы детей: "желтый с белым, серенький, кузов красный, колеса черные, платье синее, волосы желтые".

- А что есть у твоей машины? (куклы, кошечки, медведя и т.д.)

Ответы детей: "уши, нос, глаза; кузов  и колеса, голова и лапки; голова, лапки и пушистый хвостик; у нее есть платье, волосы и ноги".

- Что ты делаешь со своей  игрушкой?

Ответы детей: "мы с ней играем; играю, хожу в садик; вожу в ней  кубики; глажу ее".

В результате наблюдения над ответами детей становиться ясно, что дети любят свои игрушки и эмоционально к ним относятся. Умеют отмечать самые яркие, значимые, по их мнению, детали внешности, одежды. Могут определить свои действия по отношению к игрушке. Но связного рассказа пока нет, дети только отдельными фразами называют игрушку.

3. После того, как каждый ребенок "показал" свой предмет описания, мы предлагаем им образец для рассказа, который ребенок должен повторить для своей игрушки.

Образец рассказа воспитателя:

"Это игрушечная  машина - самосвал.

У нее кабина и кузов зеленого цвета.

Впереди кабины есть фары они белые.

Фары нужны для освещения  дороги.

Кузов с помощью рычага, который находится сбоку, поднимается  и опускается.

У машины четыре колеса два передних и два задних.

Они крепятся на тонкой металлической  трубочке оси.

Колеса черные, а в середине белые.

Вся машина железная.

На этой машине легко возить разный груз (песок, гальку, доски, кирпичи). Для  нее можно построить гараж".

Дети должны следуя этому  образцу описать свои игрушки  с минимальной помощью воспитателя.

Речь детей оценивалась  по следующим критериям:

- количество выделенных у предмета  признаков – дети должны были  увидеть эти признаки, отметить  и суметь правильно назвать;

- структура и последовательность  описания предмета – может  ли ребенок назвать предмет  (и как он это делает) и последователь/непоследовательно его описывает, то есть, наблюдается ли логика описания или он перескакивает с одного на другое;

- связность речи – цепная  или параллельная связь в описании, то есть описывает так как  видит или одно вытекает из  другого (признак обуславливает действие);

- количественный состав различных  частей речи: прилагательных, существительных,  глаголов – насколько часто  и осознанно ребенок применяет  их в своем описании;

- присутствуют ли в речи образные  средства;

- сколько предложений употреблено  и их типы: сложные простые;

- общая информативность высказывания  – сколько слов было употреблено  для составления рассказа (общее  количество);

  • плавность речи – количество пауз, то есть была ли речь интонационно правильно построенной.

Исходя из полученных данных, можно сделать следующие выводы:

    1. Среднее количество выделенных у предмета признаков – 3-4;
    2. Все дети называют предмет, но не все последовательно описывают, у четырех человек нарушения в логике описания;
    3. У 8 человек из 10 параллельная связь в описании, у двух цепная;
    4. Количественный состав различных частей речи:

- прилагательных в  среднем 3-4;

- существительных – 14-15;

- глаголов – 5-6;

5. Выразительные средства использует  в речи 1 человек;

6. В среднем употреблено 5 предложений,  из них 4 простых и 1 сложное;

7. В среднем общая информативность  высказывания – 30-32 слова;

      1. Среднее количество пауз в речи – 4-5.

Вывод: результаты исследования (диагностика уровня развития описательной речи на констатирующем этапе) показали, что группа способна называть предметы, выявлять у них значимые признаки и описывать их; в речи больше половины соблюдаются логика и последовательность, но у 40% детей они нарушены, почти все дети используют параллельную связь в высказывании, кроме 20 % (2-х человек), использующих цепную связь; в речи преобладают существительные, мало прилагательных, чуть больше глаголов; выразительные средства не используются практически вообще (1 человек); предложения по большей части простые; общая информативность в среднем – 30-32 слова; количество пауз довольно большое, речь некоторых детей отрывиста.

4. Содержание и методика экспериментального обучения

 

Целью формирующего этапа эксперимента являлась разработка педагогических условий  формирования у детей 5 года жизни  навыков описательной речи и опыта  организации деятельности и общения с учетом их характеристик.

На формирующем этапе  исследования были поставлены следующие  задачи:

    1. Разработать содержание программы "Описательная речь ребенка", отражающее важное значение этого навыка для развития речи в целом.
    2. Отобрать или творчески переработать известные обучающие технологии (формы организации познавательной деятельности, игровые методы и приемы), обеспечивающие формирование у навыков связной описательной речи.
    3. Создать пространственно - предметную среду как одно из условий формирования описательных речевых навыков у детей и их устойчивого закрепления.

Формирующий этап включает в себя пять компонентов, которые  направлены на решение проблемы поэтапного обучения описательной речи:

1 Составление описания по образцу  и лексико–грамматической схеме (приём словесных речевых действий).

2 Описание при помощи приёма  совместных речевых действий (дробный  образец).

3 Описание предмета по образцу  и его повтор.

4 Рассказ-описание по аналогии.

5 Составление самостоятельного  рассказа.

Наиболее важным нам представляется умение детей на каждом этапе выделять характерные признаки предмета, умение описывать их, назвать. Поэтому мы уделили особое внимание этому моменту при рассмотрении результатов исследования.

Для решения указанной  нами проблемы в рамках этапов формирующего эксперимента нами была разработана программа занятий по теме "Описательная речь ребенка", в которой мы указали содержание занятий, приемы работы и этап, на котором он проводиться. Совместить все этапы в рамках одного занятия нам не представлялось возможным, так как каждый этап экспериментальной работы требовал подготовки, разработки методических мероприятий, а также занимал много времени в ходе проведения. Поэтому каждый этап формирующего эксперимента реализовывался нами на отдельном занятии.

 

№ п/п

Этап формирующего эксперимента

Содержание занятия

Методы и приемы

Ожидаемый результат

1.

Составление описания по образецу и лексико–грамматической схеме (приём словесных речевых  действий)

описание игрушки по образцу с помощью предоставленной воспитателем схемы

Показ образца,

составление схемы,

дидактические игры

Дети должны овладеть навыком составления  схемы к рассказу, научиться выделять характерные признаки предмета, уметь  составить описание предмета по образцу

2.

Описание при помощи приёма совместных речевых действий (дробный образец)

Описание предмета строиться  в ходе взаимодействия воспитателя  и ребенка 

Дидактические игры

Дети должны овладеть приемом совместных речевых действий, уметь его применять, продолжать совершенствовать умение выделять характерные признаки предмета

3.

Описание предмета по образцу и его повтор.

Образец дается без схемы, готовым блоком, который ребенок  должен воспроизвести

Мнемотехнические приемы,

дидактические игры

Дети должны уметь воспроизвести  образец описания

4.

Рассказ-описание по аналогии.

Дан образец рассказа, ребенок должен на его основе составить  свое описание про другую игрушку

Показ образца, дидактические игры

Дети должны уметь составлять рассказ  про свою игрушку, основанный на структуре  данного им образца

5.

Составление самостоятельного рассказа.

Составление связного описательного  рассказа с учетом всех предыдущих занятий

Дидактические игры

Дети должны уметь самостоятельно составить рассказ-описание


 

Уровень развития навыка описательной речи оценивался по следующим критериям:

· "высокий уровень развития навыка описательной речи" (речевой навык сформирован на отличном или хорошем уровне);

· "средний уровень развития навыка описательной речи" (речевой навык сформирован частично);

· "низкий уровень развития навыка описательной речи" (речевой навык не сформирован).

Общее количество описательных рассказов детей было принято  за 100% на каждом этапе формирующего эксперимента.

Вывод: результаты анализа  уровня сформированности описательного  навыка речи постепенно повышались на всех этапах формирующего эксперимента, конечный результат на последнем этапе получился высоким.

Таким образом, у большинства детей навык  сформирован на высоком уровне. Низкого  уровня после обучения нет ни у  кого.

Следовательно, результаты проведенного эксперимента подтвердили нашу гипотезу на практике.

 

Заключение


- Анализ научно-методической  литературы показал, что связная  речь играет ведущую роль в  процессе развития ребенка, оказывает  большое влияние на развитие  умственного и эстетического воспитания, а также выполняет значимую социальную функцию.

- Анализ высказывания  детей 5 года жизни показал,  что в монологической речи  дошкольники часто заменяют существительные  местоимениями, неточно обозначают  детали предметов и игрушек.  Используют в основном простые, неполные предложения. Высказывания большинства детей отличаются композиционной незавершенностью, используется формально-сочинительная связь между предложениями.

- Ценность занятий с  игрушками состоит в том, что  дети учатся отбирать предметно-логическое содержание для описания, приобретают умение выстраивать композицию, связывать части в единый текст, избирательно пользоваться языковыми средствами.

- Использование схем  при составлении описательных  рассказов заметно облегчает  дошкольникам среднего возраста овладение этим видом связной речи. Наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными и последовательным.

Целенаправленная работа воспитателя по формированию у детей 3 года жизни связных монологических высказываний описательного типа в ходе специально организованных занятий и в процессе повседневной игровой деятельности детей оказывает большое влияние не только на развитие описательной речи, но и на развитие повествовательной. Исходя из всего выше перечисленного, можно сказать, что гипотеза нашего исследования, согласно которой широкое использование игрушек на занятиях по развитию связной речи с детьми 5 года жизни будет способствовать эффективному формированию у них полноценных высказываний, подтвердились.

Информация о работе Лингвистические и психологические основы обучения детей дошкольного возраста описательным высказываниям