Логико-математические игры в работе со старшими дошкольниками как средство формирования логического мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 14:01, реферат

Описание работы

Актуальность. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет, и он достигнет стадии формально - логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста
1.1 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
1.2 Формирование и развитие логической сферы детей старшего дошкольного возраста
Глава 2 Развитие логического мышления у дошкольников средствами логико-математических игр
2.1 Обучение математике в старшей группе детского сада
2.2 Педагогические возможности игры в развитии логического мышления
2.3 Логико-математические игры как средство активизации обучения математике
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Логико-математические игры в работе со старшими дошкольниками как средство формирования логического мышления.docx

— 44.78 Кб (Скачать файл)

Начало документа

Оглавление 

  

 Введение 

 Глава 1 Психолого-педагогические  особенности детей старшего дошкольного  возраста 

1.1 Возрастные особенности  детей старшего дошкольного возраста 

1.2 Формирование и развитие  логической сферы детей старшего  дошкольного возраста 

 Глава 2 Развитие логического  мышления у дошкольников средствами  логико-математических игр 

2.1 Обучение математике  в старшей группе детского  сада 

2.2 Педагогические возможности  игры в развитии логического  мышления 

2.3 Логико-математические  игры как средство активизации  обучения математике 

 Заключение 

 Список использованной  литературы 

 

Введение 

 Актуальность. Логическое  мышление формируется на основе  образного и является высшей  стадией развития мышления. Достижение  этой стадии - длительный и сложный  процесс, так как полноценное  развитие логического мышления  требует не только высокой  активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об  общих и существенных признаках  предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку  исполнится 14 лет, и он достигнет  стадии формально - логических  операций, когда его мышление  приобретает черты, характерные  для мыслительной деятельности  взрослых. Начинать развитие логического  мышления следует в дошкольном  детстве. 

 Но зачем логика  маленькому ребенку, дошкольнику?  Дело в том, что на каждом  возрастном этапе создается как  бы определенный «этаж», на котором  формируются психические функции,  важные для перехода следующему  этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный  период, будут служить фундаментом  для получения знаний и развития  способностей в более старшем  возрасте - в школе. И важнейшим  среди этих навыков является  навык логического мышления, способность  «действовать в уме». Ребенку,  не овладевшему приемами логического  мышления, труднее будет даваться  учеба - решение задач, выполнение  упражнений потребуют больших  затрат времени и сил. В результате  может пострадать здоровье ребенка,  ослабнет, а то и вовсе угаснет  интерес к учению.

 В целях развития  логического мышления нужно предлагать  старшему дошкольнику самостоятельно  производить анализ, синтез, сравнение,  классификацию, обобщение, строить  индуктивные и дедуктивные умозаключения. 

 Овладев логическими  операциями, старший дошкольник  станет более внимательным, научится  мыслить ясно и четко, сумеет  в нужный момент сконцентрироваться  на сути проблемы, убедить других  в своей правоте. Учиться станет  легче, а значит, и процесс учебы,  и сама школьная жизнь будут  приносить радость и удовлетворение.

 Цель исследования  – рассмотреть логико-математические  игры в работе со старшими  дошкольниками. 

 Задачи исследования:

1.     Конкретизировать  представления о возрастных особенностях  детей старшего дошкольного возраста.

2.     Изучить формирование  и развитие логической сферы  детей старшего дошкольного возраста.

3.     Рассмотреть  логико-математические игры как  средство активизации обучения  математике.

 Объект исследования - мышление детей старшего дошкольного  возраста.

 Предмет исследования - логико-математические игры как  средство развития логического  мышления дошкольников.

 Теоретической основой  данной работы послужили работы  таких авторов, как: Сычева  Г.Е., Носова Е.А., Непомнящая Р.Л.  и других.

 Методы исследования: анализ литературы.

 Структура работы: работа  состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной  литературы.

 

Глава 1 Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного  возраста

1.1                     Возрастные особенности детей  старшего дошкольного возраста 

 В старшем дошкольном  возрасте происходит интенсивное  развитие интеллектуальной, нравственно-волевой  и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности  характеризуется появлением новых  качеств и потребностей: расширяются  знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал  непосредственно. Детей интересуют  связи, существующие между предметами  и явлениями. Проникновение ребенка  в эти связи во многом определяет  его развитие. Переход в старшую  группу связан с изменением  психологической позиции детей:  они впервые начинают ощущать  себя самыми старшими среди  других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам  понять это новое положение.  Он поддерживает в детях ощущение  «взрослости» и на его основе  вызывает у них стремление  к решению новых, более сложных  задач познания, общения, деятельности.

 Опираясь на характерную  для старших дошкольников потребность  в самоутверждении и признании  их возможностей со стороны  взрослых, воспитатель обеспечивает  условия для развития детской  самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять  свои знания и умения, ставит  перед ними все более сложные  задачи, развивает их волю, поддерживает  желание преодолевать трудности,  доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.

 Развитию самостоятельности  способствует освоение детьми  умений поставить цель (или принять  ее от воспитателя), обдумать путь  к ее достижению, осуществить  свой замысел, оценить полученный  результат с позиции цели. Задача  развития данных умений ставится  воспитателем широко, создает основу  для активного овладения детьми  всеми видами деятельности.

 Высшей формой самостоятельности  детей является творчество. Задача  воспитателя – пробудить интерес  к творчеству. Этому способствует  создание творческих ситуаций  в игровой, театральной, художественно-изобразительной  деятельности, в ручном труде,  словесное творчество. Все это  – обязательные элементы образа  жизни старших дошкольников в  детском саду. Именно в увлекательной  творческой деятельности перед  дошкольником возникает проблема  самостоятельного определения замысла,  способов и форм его воплощения. Воспитатель поддерживает творческие  инициативы детей, создает в  группе атмосферу коллективной  творческой деятельности по интересам. 

 Серьезное внимание  уделяет воспитатель развитию  познавательной активности и  интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать  вся атмосфера жизни детей.  Обязательным элементом образа  жизни старших дошкольников является  участие в разрешении проблемных  ситуаций, в проведении элементарных  опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами  и пр.), в развивающих играх,  головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок,  простейших механизмов и моделей.  Воспитатель своим примером побуждает  детей к самостоятельному поиску  ответов на возникающие вопросы:  он обращает внимание на новые,  необычные черты объекта, строит  догадки, обращается к детям  за помощью, нацеливает на экспериментирование,  рассуждение, предположение .

 Старшие дошкольники  начинают проявлять интерес к  будущему школьному обучению. Перспектива  школьного обучения создает особый  настрой в группе старших дошкольников. Интерес к школе развивается  естественным путем в общении  с воспитателем, через встречи  с учителем, совместные дела со  школьниками, посещение школы,  сюжетно-ролевые игры на школьную  тему. Главное – связать развивающийся  интерес детей к новой социальной  позиции («Хочу стать школьником»)  с ощущением роста своих достижений, с потребностью познания и  освоения нового. Воспитатель стремится  развить внимание и память  детей, формирует элементарный  самоконтроль, способность к саморегуляции  своих действий. Этому помогают  разнообразные игры, требующие от  детей сравнения объектов по  нескольким признакам, поиска  ошибок, запоминания, применения  общего правила, выполнения действий  с условиями. Такие игры ежедневно  проводятся с ребенком или  с подгруппой старших дошкольников.

 Организованное обучение  осуществляется у старших дошкольников  преимущественно в форме подгрупповых  занятий и включает занятия  познавательного цикла по математике, подготовке к освоению грамоты,  по ознакомлению с окружающим  миром, по развитию художественно-продуктивной  деятельности и музыкально-ритмических  способностей. В самостоятельной  деятельности, в общении воспитателя  с детьми создаются возможности  для расширения, углубления и  широкого вариативного применения  детьми содержания, освоенного на  занятиях.

 Условием полноценного  развития старших дошкольников  является содержательное общение  со сверстниками и взрослыми. 

 Воспитатель старается  разнообразить практику общения  с каждым ребенком. Вступая в  общение и сотрудничество, он  проявляет доверие, любовь и  уважение к дошкольнику. При  этом он использует несколько  моделей взаимодействия: по типу  прямой передачи опыта, когда  воспитатель учит ребенка новым  умениям, способам действия; по  типу равного партнерства, когда  воспитатель – равноправный участник  детской деятельности, и по типу  «опекаемый взрослый», когда педагог  специально обращается к детям  за помощью в разрешении проблем,  когда дети исправляют ошибки, «допущенные» взрослым, дают советы  и т.п. 

 Важным показателем  самосознания детей 5–6 лет  является оценочное отношение  к себе и другим. Положительное  представление о своем возможном  будущем облике впервые позволяет  ребенку критически отнестись  к некоторым своим недостаткам  и с помощью взрослого попытаться  преодолеть их. Поведение дошкольника  так или иначе соотносится  с его представлениями о самом  себе и о том, каким он  должен или хотел бы быть. Положительное  восприятие ребенком собственного  Я непосредственным образом влияет  на успешность деятельности, способность  приобретать друзей, умение видеть  их положительные качества в  ситуациях взаимодействия. В процессе  взаимодействия с внешним миром  дошкольник, выступая активно действующим  лицом, познает его, а вместе  с тем познает и себя. Через  самопознание ребенок приходит  к определенному знанию о самом  себе и окружающем его мире. Опыт самопознания создает предпосылки  для становления у дошкольников  способности к преодолению негативных  отношений со сверстниками, конфликтных  ситуаций. Знание своих возможностей  и особенностей помогает прийти  к пониманию ценности окружающих  людей. 

 Развитие мышления  характеризуется следующими положениями.  Старший дошкольник уже может  опираться на прошлый опыт  – горы вдалеке не кажутся  ему плоскими, чтобы понять, что  большой камень - тяжелый, ему  необязательно взять его в  руки – его мозг накопил  много сведений от различных  каналов восприятия. Дети постепенно  переходят от действий с самими  предметами к действию их образами. В игре ребенку уже необязательно  использовать предмет-заместитель,  он может представить себе  «игровой материал» - например, «поесть»  из воображаемой тарелки воображаемой  ложкой. В отличие от предыдущего  этапа, когда для того, чтобы  подумать, ребенку было необходимо  взять предмет в руки и взаимодействовать  с ним, сейчас достаточно представить  его[4, с. 36].

 В этот период ребенок  активно оперирует образами –  не только воображаемыми в  игре, когда вместо кубика представляется  машинка, а в пустой руке "оказывается"  ложка, но и в творчестве. Очень  важно именно в этом возрасте  не приучать ребенка к использованию  готовых схем, не насаждать собственные  представления. В этом возрасте  развитие фантазии и умения  генерировать собственные, новые  образы служат залогом развития  интеллектуальных способностей  – ведь мышление образное, чем  лучше ребенок придумывает свои  образы, тем лучше развивается  мозг. Многие думают, что фантазия  – это пустая трата времени.  Однако от того, насколько полно  развивается образное мышление, зависит его работа и на  следующем, логическом, этапе. Поэтому  не стоит волноваться, если  ребенок в 5 лет не умеет  считать и писать. Гораздо хуже, если он не умеет играть  без игрушек (с песком, палочками,  камушками и т.п.) и не любит  заниматься творчеством! В творческой  деятельности ребенок пытается  изображать свои придуманные  образы, ищет ассоциации с известными  предметами. Очень опасно в этот  период "обучать" ребенка заданным образам – например, рисование по образцу, раскрашивание, и т.п. Это мешает ему создавать собственные образы, то есть, мыслить.

1.2 Формирование и развитие  логической сферы детей старшего  дошкольного возраста 

 Формирование логических  приемов является важным фактором, непосредственно способствующим  развитию процесса мышления старшего  дошкольника. Практически все  психологические исследования, посвященные  анализу способов и условий  развития мышления ребенка, единодушны  в том, что методическое руководство  этим процессом не только возможно, но и является высокоэффективным,  т. е. при организации специальной  работы по формированию и развитию  логических приемов мышления  наблюдается значительное повышение  результативности этого процесса  независимо от исходного уровня  развития ребенка [6, с. 13].

Информация о работе Логико-математические игры в работе со старшими дошкольниками как средство формирования логического мышления