Макаренко А.С. о воспитании детей в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования стало исследование представлений А. С. Макаренко о воспитании детей в семье и выявление современных проблем семейного воспитания.
Объект исследования: семейное воспитание.

Содержание работы

Введение 3-4
Глава 1. Макаренко А.С. о воспитании детей в семье
1.1 Семейное воспитание и его формы по А.С. Макаренко 5-7
1.2 Методы и средства воспитания детей в семье в произведениях А.С. Макаренко 7-12
Глава 2. Особенности семейного воспитания в современное время 13-15
2.1 Семейное воспитание и его значение 16-25
2.2 Современные проблемы и нарушения семейного воспитания 26-27
Заключение 28

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 56.41 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

Введение                                                                                                                                3-4

Глава 1. Макаренко А.С. о воспитании детей в семье

1.1 Семейное воспитание и его  формы по А.С. Макаренко                                             5-7

1.2 Методы и средства воспитания  детей в семье в произведениях  А.С. Макаренко   7-12

Глава 2. Особенности семейного  воспитания в современное время                                13-15

2.1 Семейное воспитание и его  значение                                                                            16-25                                                                 

2.2 Современные проблемы и нарушения  семейного воспитания                                   26-27

Заключение                                                                                                                                28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования. Воспитание - часть социализирующего образования. Воспитание - это специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных  качеств личности и образцов поведения, то есть это процесс приобщения человека к общему и должному. На формирование личности ребенка значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья - это первая общественная ступень  в жизни человека. Она с раннего  детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и  навыки жизни в обществе. А.С.Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги». Но ДОУ и школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Необходимо педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.

Одним из величайших педагогов, занимавшихся исследованием проблемы воспитания детей в семье, был  А.С. Макаренко. Антон Семенович Макаренко (1888—1939) был талантливым педагогом-новатором, одним из создателей стройной системы  коммунистического воспитания подрастающего  поколения на основе марксистско-ленинского учения Его имя широко известно в  разных странах, его педагогический эксперимент, имеющий, по словам А. М. Горького, мировое значение, изучается повсюду. За 16 лет своей деятельности в  качестве руководителя колонии имени  М. Горького и коммуны имени Ф. Э. Дзержинского А. С. Макаренко воспитал в духе идей коммунизма более 3000 молодых  граждан Советской страны. Многочисленные труды А. С. Макаренко, особенно “Педагогическая  поэма” и “Флаги на башнях”, переведены на многие языки. Велико число последователей Макаренко среди прогрессивных педагогов всего мира.

Процесс воспитания в семье - это важнейшее средство обеспечения  существования преемственности  поколений, это исторический процесс  вхождения подрастающего поколения  в жизнь общества. Нам представляется актуальным провести изучение концепции  семейного воспитания А.С. Макаренко  и ее возможного влияния на воспитание детей в семье.

Целью нашего исследования стало исследование представлений  А. С. Макаренко о воспитании детей  в семье и выявление современных  проблем семейного воспитания.

Объект исследования: семейное воспитание.

Предмет исследования: представления  А. С. Макаренко о воспитании детей  в семье и проблемы семейного  воспитания.

В соответствии с поставленной целью и определенными предметом и объектом исследования в нашей работе мы поставили следующие задачи:

1.проанализировать психолого-педагогическую  литературу по изучаемому вопросу,  тем самым определить теоретические  основы семейного воспитания  и охарактеризовать его формы  по трудам А.С. Макаренко;

2.рассмотреть методы и  средства воспитания детей в  семье в произведениях А.С.  Макаренко;

3.отметить специфику семейного  воспитания и определить его  значение;

4.рассмотреть современные  проблемы и нарушение семейного  воспитания.

Для решения поставленных задач и проверки исходных гипотез  был применён комплекс методов, включающий теоретический анализ социально  – психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, систематизация научных представлений по проблеме воспитания в семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Макаренко  А.С. о воспитании детей в семье

1.1 Семейное воспитание  и его формы по А.С. Макаренко

Семейное воспитание - это  осознанные усилия взрослых по взращиванию  ребенка, которые направлены на то, чтобы младшие соответствовали  имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребенок, подросток, юноша или девушка. Одновременно семейное воспитание рассматривается  как составная часть относительно контролируемой социализации человека в современном цивилизованном обществе. Оно осуществляется в неразрывной  связи с другими видами социального  воспитания - школьного и общественного. Проблемы семейного воспитания, в  той части, где они соприкасаются  со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах - социальной.1

Определяющая роль семьи  обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. К тому же, семья для ребенка  является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Социальные педагоги считают, что семья и  ребенок - зеркальное отражение друг друга. В результате, именно в семье  формируются те качества, которые  более нигде сформированы быть не могут. Кроме того, семья осуществляет социализацию (приспособление к окружающей общности людей - социуму) личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию, профессиональной ориентации подрастающего поколения. Вот почему именно семья формирует содержание общества: какова типичная семья - таково и общество. Отсюда следует, что важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества. Вместе с тем, именно в семье решаются и другие педагогические задачи. Их совокупность формирует содержание семейного воспитания.2

Содержание воспитания в  семье обусловливается генеральной  целью демократического общества. Семья  обязана формировать физически  и психически здоровую, высоконравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Реализация этого подхода российского общества к семейному воспитанию предполагает его осуществление по нескольким относительно самостоятельным, но взаимосвязанным направлениям. Их содержание можно свести к следующим позициям.

Морально-нравственное воспитание в семье представляет собой стержневой компонент формирование личности ребенка, как будущего активного участника  межличностного взаимодействия. Оно предполагает формирование у подрастающего поколения непреходящих человеческих ценностей - любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга и т.д.

Интеллектуальное воспитание - предполагает заинтересованное участие  родителей в обогащении детей  знаниями, формировании у них потребности  в их приобретении и постоянном обновлении.

Эстетическое воспитание призвано развивать таланты и  дарования детей, дать им представление  о Прекрасном, существующем в жизни.

Физическое воспитание предусматривает  формирование у ребенка привычки к ведению здорового образа жизни  и включает правильную организацию  распорядка дня, занятия физической культурой и спортом, закаливание  организма и др.

Трудовое воспитание закладывает  основу будущей самостоятельной  жизни - профессиональной и социально-бытовой  деятельности в интересах государства, общества и собственной семьи. Это  лишь основные направления семейного  воспитания. В разных семьях они  в той или иной мере дополняются  экономическим, политическим, экологическим, половым и другими направлениями  воспитательного взаимодействия детей  и взрослых, реализуемого в системе  внутрисемейных отношений.

Считается, что внутрисемейные отношения являются ведущим компонентом  семейного воспитания, поскольку  они, как определенная социальная общность, выступают как конкретная система  связи и взаимодействия между  ее членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных потребностей. К  тому же естественную основу семьи  составляют брачные и родственные  связи, которые в определенном смысле являются первичными.

Помимо них семья также  включает в себя хозяйственно-экономические, правовые, нравственные, эмоционально-психологические  и другие связи. Внутрисемейные отношения  также взаимосвязаны с национальными  и бытовыми отношениями. В обобщенном виде именно семья аккумулирует в  себе всю их совокупность. Значение внутрисемейных отношений в становлении  и развитии индивида обусловлено, прежде всего, тем, что они выступают  первым специфичным образцом общественных отношений, с которыми человек сталкивается с момента рождения. Кроме того в них фокусируется и находит  своеобразное миниатюрное выражение  все богатство общественных отношений, что создает возможность раннего  включения ребенка в их систему. Ведущая роль семейных отношений  в воспитании заключается в том, что их состоянием определяются меры функционирования и эффективности  других компонентов педагогического  воспитательного потенциала семьи. Всякое серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает ущербность, а зачастую и кризис данной семьи, утерю ее воспитательных возможностей.3

Итак, сложившиеся в семье  отношения между родителями и  детьми неминуемо проявляются в  семейном воспитании.

1.2 Методы и  средства воспитания детей в  семье в произведениях А.С.  Макаренко

А.С. Макаренко многое сделал для развития советской теории семейного  воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье.

В своей лекции «О воспитании детей» в разделе «Общие условия  семейного воспитания», А. Макаренко  говорил: «Прежде всего, обращаем ваше внимание на следующее: воспитать ребенка  правильно и нормально гораздо  легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего детства - это вовсе не такое трудное  дело, как многим кажется. По своей  трудности это дело по силе каждому  человеку, каждому отцу и каждой матери. Хорошо воспитать своего ребенка  легко может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое».4

Семейное воспитание (воспитание детей в семье) - общее название для процессов взаимодействия родителей  с детьми с целью достижения желаемого  уровня развития, обучения и воспитания детей. Общественное, семейное и школьное виды воспитания осуществляются в неразрывном  единстве. Учитель начальной школы  опирается в воспитании детей  на семью, направляет семейное воспитание в гуманистическое русло. Он хорошо понимает проблемы современной семьи, делает все от него зависящее, чтобы  процессы семейного и школьного  воспитания шли согласованно. Семья  для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно значимо  в начальный период жизни ребенка  и намного превышает все другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья в этом опережает  и школу, и средства массовой информации, влияние улицы, друзей, литературы и  искусства. Это позволило педагогам  вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьей. Чем лучше семья, и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением постоянно подтверждается зависимость: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Воспитание - очень легкое дело, воспитание - счастливое дело, никакая  работа по своей легкости, по исключительно  ценному, ощутимому, реальному удовлетворению не может сравниться с работой  воспитания, считал А. Макаренко.5

В современной практике семейного  воспитания довольно определенно выделяется три стиля (вида) отношений: авторитарный, демократический и попустительский.

Авторитарный стиль родителей  в отношениях с детьми характеризуется  строгостью, требовательностью, безаппеляционностью. Угрозы, понукания, принуждение - вот  главные средства этого стиля. У  детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему  сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и  агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.

В авторитарном типе отношений  родителей к ребенку А. С. Макаренко  выделял две разновидности, которые  он называл авторитетом подавления и авторитетом расстояния и чванства. «Авторитет подавления» он считал самым страшным и диким видом, Жестокость и террор - вот основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Всегда держать детей в страхе - таков главный принцип деспотических отношений. Этот способ воспитания неизбежно дает безвольных, трусливых, ленивых, забитых, «слякотных», озлобленных, мстительных и, что нередко, самодурствующих детей.

«Авторитет расстояния и  чванства» проявляется в том, считало А. Макаренко, что родители либо «в целях воспитания», либо по сложившимся обстоятельствам стараются быть подальше от детей - «чтобы они лучше слушались». Контакты с детьми у таких родителей - явление чрезвычайно редкое: воспитание они поручили бабушкам и дедушкам. Родители не хотят уронить свой родительский престиж, а получают обратное. Начинается отчуждение ребенка, а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость.

Либеральный (попустительский) стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником ее является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. Попустительский тип отношения А.С. Макаренко называет «авторитетом любви». Суть его заключается в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умеющего подстраиваться к людям. Это социально опасный способ отношений с детьми. Педагогов, проявляющих такое всепрощенчество по отношению к ребенку, А.С. Макаренко называл «педагогическими бестиями», осуществляющими самый неумный, самый безнравственный вид взаимоотношений.6

Демократический стиль характеризуется  гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Дети видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания сделать их такими, какими являются сами.

Таким образом, знание типичных отношений в семьях и стилей родительского  воспитания помогает учителю лучше, быстрее и правильнее понять, с  какой семьей он имеет дело. Для  каждого типа негативных отношений  существуют свои способы их преодоления.

Разумная система взысканий  не только законна, но и необходима, был убежден А. Макаренко. Она  помогает оформиться крепкому человеческому  характеру, воспитывает чувство  ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам  и преодолевать их.

Информация о работе Макаренко А.С. о воспитании детей в семье