Макаренко А.С. о воспитании детей в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 19:17, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования стало исследование представлений А. С. Макаренко о воспитании детей в семье и выявление современных проблем семейного воспитания.
Объект исследования: семейное воспитание.

Содержание работы

Введение 3-4
Глава 1. Макаренко А.С. о воспитании детей в семье
1.1 Семейное воспитание и его формы по А.С. Макаренко 5-7
1.2 Методы и средства воспитания детей в семье в произведениях А.С. Макаренко 7-12
Глава 2. Особенности семейного воспитания в современное время 13-15
2.1 Семейное воспитание и его значение 16-25
2.2 Современные проблемы и нарушения семейного воспитания 26-27
Заключение 28

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 56.41 Кб (Скачать файл)

Специфичность воспитательной функции семьи заключается в  том, что взаимоотношения ее членов строятся на основе родства и любви. Известно, какую огромную силу таит в себе родительская любовь. Это  драгоценное чувство цементирует  семью, способствует формированию важных морально-этических чувств.

Специфичность семейного  воспитания заключается и в том, что оно начинается с рождения ребенка, когда он больше всего нуждается  в уходе и руководстве со стороны  взрослых. Пребывая длительное время  в постоянном, непосредственном общении  с родителями или другими членами  семьи, ребенок постепенно включается в многогранную жизнь семейного  коллектива, во все сферы человеческой жизни. В семье дети удовлетворяют  биологические и духовные потребности, усваивают важнейшие моральные  понятия. Все это способствует формированию нравственных установок, суждений, вырабатывает навыки и привычки, способы поведения.Через отношения детей с родителями и другими членами семьи реализуются отношения между представителями разных поколений и разного пола. Общаясь с людьми, близкими по крови, получая от них поддержку, одобрение, порицание, ребенок социализируется, постепенно постигает нормы жизни, учится видеть мир глазами семьи, родителей. Он активно воспринимает и осваивает социальный опыт своих первых воспитателей, прежде всего родителей.

Взаимоотношения детей и  родителей строятся на эмоциональной  основе, на взаимной любви, заботе, уважении, на тревогах и переживаниях за родного  человека, что придает семейным контактам  особый характер.

Следует также подчеркнуть, что для семьи характерна интимность отношений между ее членами, благодаря  чему создаются особые условия для  взаимных воздействий, воспитания добрых чувств, для индивидуальных советов  и утешений, одобрения, исправления  нежелательных качеств личности. Семья готовит ребенка к исполнению роли гражданина, выступая для него проводником идей и норм морали.

Все эти особенности семьи  делают ее незаменимым социальным институтом в подготовке подрастающего поколения  к жизни, а семейное воспитание —  необходимым фактором нормального  развития личности ребенка.

А. Г. Харчев пишет: «Семья — реальное воплощение комплексности воспитательного воздействия на формирующуюся личность, в сфере которого одновременно оказываются и интеллект, и эмоции ребенка, и его взгляды, и его вкусы, навыки, привычки. Воздействие это осуществляется как через психологическую атмосферу семейного коллектива, так и через организацию его деятельности, как путем словесного убеждения, гак и путем личного примера родителей, других членов семьи». Стало быть, весь уклад семейной жизни, ее нравственное здоровье, культура отношений и образовательный уровень родителей, их политические взгляды, нравственные установки, поведение в повседневной жизни являются социализирующими и воспитывающими средствами. И обществу глубоко не безразлично, в каких условиях воспитывается ребенок в семье, какой социальный опыт она передает ему. Вот почему забота о семье как воспитательном институте, о ее педагогической ценности находилась и находится в центре внимания общества. 14

С изменением социально-экономического и политического развития общества изменяются и его требования к  нравственно-воспитательной деятельности семьи. Если семейное воспитание не согласуется  с требованиями общества, то допускаются  серьезные просчеты в формировании личности ребенка. А. С. Макаренко придавал этой особенности большое значение и считал, что наша семья не является замкнутым коллективом, а составляет органическую часть общества, что всякая попытка семьи построить свой опыт независимо от нравственных требований общества обязательно приведет к диспропорции, которая звучит как тревожный сигнал опасности.

Единство воспитательных задач семьи и общества, согласованность  требований семейного и общественного  воспитания выступают первейшей  необходимостью в формировании всесторонне, гармонически развитой личности.

Итак, на современном этапе  общества дальнейшему развитию и  совершенствованию воспитательной функции семьи способствуют: неустанная забота государства о семье; неуклонное повышение ее материального благосостояния и улучшение жилищно-бытовых условий; единство воспитательных задач семьи  и общества; согласованность воспитательных влияний на ребенка школы, семьи  и всего общества; возрастание  общеобразовательного, культурного  и педагогического уровня родителей, повышение моральной и гражданской  ответственности родителей за воспитание подрастающего поколения.

«Положительное воздействие  семьи на личность ребенка состоит  в том, что никто, кроме самых  близких для него людей в семье, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится  о нем столько, как мама, папа, бабушки, дедушки, братья, сестры».

Вопрос воспитания является одним из важнейших вопросов, т. к. имеет прямую и непосредственную связь с развитием человечества. Традиционно, основным институтом воспитания человека, начиная непосредственно  с момента его рождения и кончая порой его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и  взглядов. Свои первые жизненные уроки  человек получает в семье, под  влиянием сложившегося окружения начинает происходить формирование характера  и развитие ребенка как личности. Семья является тем волшебным  зеркалом, в котором как в сказке отражаются все неудачи, переживания, тревоги, победы и успехи, как в личной, так и в общественной жизни всех членов семьи.

То, что ребенок приобретает  в детские годы в семье, он сохраняет  в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находиться в течение значительной части  своей жизни и к моменту  поступления в школу, он уже более  чем на половину сформировался как  личность. Семья – это особого  рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль.

Положительное воздействие  семьи на личность ребенка состоит  в том, что никто, кроме самых  близких для него людей в семье, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится  о нем столько, как мама, папа, бабушки, дедушки, братья, сестры. И  вместе с тем, ничто другое не может  потенциально нанести столько вреда  в воспитании ребенка, сколько может  сделать это семья.

Ряд исследователей отмечает, что ценности семьи вытесняются  ценностями индивидуализации, материального  достатка и профессионального роста, что ведёт к увеличению количества неблагополучных семей (А.И. Антонов, О.М. Здравомыслова, Н.Г. Марковская и др.).

Однако, если следовать этой логике, то родители, запустившие семейную сферу, должны достигать больших успехов в сфере внесемейной, удовлетворяя там потребности в самоактуализации своего «Я», саморазвиваясь и самосовершенствуясь. Но известно, что в большинстве неблагополучных семей этого не происходит (А.Н. Елизаров).

Другие исследования, наоборот, констатируют первостепенную значимость ценности семьи (И.С. Артюхова, Т.Н. Кухтевич, Н.Л. Москвичёва, А.А. Реан, В.С. Собкин, Е.М. Марич и др.).

На наш взгляд, функционирование всей семейной системы связано не столько с местом семьи в индивидуальной иерархии, сколько с тем, какие  терминальные ценности и индивидуальные потребности человек реализует  в семейной сфере. Основополагающие функции семьи - воспитательная, хозяйственно-бытовая, психологической разрядки, духовного (культурного) общения, социального контроля, репродуктивная - позволяют человеку реализовать целый комплекс личностных потребностей разного уровня.

Представления человека о  том, как, при помощи каких «средств»  должны реализовываться те или иные функции семьи, и являются семейными  ценностями.

Таким образом, функционирование семейной системы и семейное воспитание будут зависеть от степени значимости тех или иных ценностей и гармоничности  ценностно-смысловой сферы личности, а также от того, какие терминальные ценности и с помощью каких  средств человек реализует в  своей семейной жизни.

Стиль семейного воспитания - способы, методы и приёмы воспитания в семье. Стиль семейного воспитания является интегративной характеристикой  воспитательной системы (О.А. Карабанова), системы родительства (М.О. Ермихина, Р.В. Овчарова).

Основные параметры воспитания и классификации стилей семейного  воспитания представлены в работах  А. Болдуина, Д. Баумринд, А.Я. Варги, В.И. Гарбузова, А.И. Захарова, Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса и др. В центре внимания исследователей оказываются те аспекты в стиле воспитания, которые вызывают отклонения от нормального, гармоничного развития личности ребенка, то есть нарушения воспитания: гипер- или гипопротекция, потворствование или игнорирование потребностей ребенка, непоследовательность в отношениях родителей с детьми, завышение или недостаточность требований, ограничительство, чрезмерность запретов или их недостаточность, чрезмерность санкций или полное их отсутствие и т.д.

Устойчивые сочетания  различных параметров воспитания образуют стили воспитания.

В каждой семье складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами, система воспитания или  стиль семейных взаимоотношений. С  учетом целей, задач, методов и приемов воспитания, того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка, можно выделить несколько типов семейного воспитания.15

1 тип – «Воспитание  по типу Золушки»

Родители, придерживающиеся этого типа воспитания, чрезмерно  придирчивы к своему ребенку, требуют  от него беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения всем семейным традициям. А наказывают своего ребенка  за несоблюдение порядка, за плохие школьные отметки, за невыполнение родительских требований, за нарушение многих других запретов.

При таком воспитании, как  правило, родители младших школьников, готовят с ними уроки, при этом становятся в позицию далеко не лучшего  учителя: всеми силами стараются  «выжать» из ребенка самостоятельное  действие. Дети отвечают на «нажим»  разнообразными уловками: плачем, неожиданной  «тупостью», беспомощностью. Строгость  и чрезмерная требовательность родителей  нередко оборачиваются тем, что  ребенок не хочет учиться, создается  тревожное отношение к оценкам, похвале, порицанию.

Как правило, при таком  типе воспитания ребенок – робкий, «забитый». Находясь под страхом  наказания и оскорбления, многие из таких детей вырастают неряшливыми, пугливыми, неспособными постоять за себя. В некоторых случаях у детей появляется стремление к самоутверждению через агрессивность или конфликтность, или ребята начинают много фантазировать, уходят в мир фантазий, вместо того, чтобы активно действовать.

2 тип – «Воспитание  постоянной опекой». При таком  типе воспитания родители тепло  относятся к своим детям, но  контролируют каждый их шаг,  не позволяют им ничего, что  могло бы вызвать недовольство  взрослых.

Постоянная опека приводит к тому, что ребенок лишен самостоятельности, его инициатива подавляется, он не может  проявить свои способности. Среди таких  детей вырастают зависимые, необщительные, не приспособленные к жизни люди. Они привыкают к тому, что за них кто – то все решает, и им не остается ничего другого, как подчиняться чужой воле.

3 тип – «Воспитание  по типу «кумира» семьи». При  таком стиле воспитания выполняются  все требования и малейшие  капризы ребенка. Вся семья  стремится удовлетворить его  желания и прихоти. Дети, при таком воспитании, растут своевольными, упрямыми, не признающими запретов, не задумывающиеся о материальных и иных возможностях родителей. Следствия такого воспитания – потребительское отношение к окружающим, неспособность отсрочить получение удовольствия, безответственность.

4 тип «Воспитание равнодушием». Ребенок не получает в семье  достаточно тепла, внимания, любви,  он предоставлен сам себе и  никем не контролируется. Никто  не обучает его пониманию «что  такое хорошо, а что такое плохо». Как правило, у таких детей  возможны серьезные нарушения  поведения.

5 тип – «Воспитание  подарками». При таком типе воспитания, как правило, родители не занимаются  достаточное время своими детьми, отделываясь от них подарками.  Родители перепоручают воспитание  своих детей родственникам, репетиторам  и т. д., лишь бы дети не  мешали им работать и делать  карьеру. Вместо родительской  любви, заботы, тепла и ласки  ребенок получает от родителей  суррогаты любви. Такое воспитание  отражается на психике ребенка,  он не чувствует себя счастливым  и нужным близким людям.

6 тип – «Воспитание  доверием». Родители предоставляют  детям определенную самостоятельность,  относятся к ним тепло, уважают  их человеческое достоинство,  позволяют часто самим регулировать  свое поведение, готовы прийти  на помощь, снисходительны к ошибкам.

Ребенку, особенно, младшего возраста, нужна поддержка старших, вера в то, что если он сегодня  не умеет что – то делать, то завтра это у него обязательно получится.

При таком типе воспитания дети вырастают социально адаптированными, способными к сотрудничеству и творчеству.

Таким образом, оптимизировав  опыт отечественных и зарубежных педагогов и психологов по вопросу  отношений между детьми и родителями, а также влияния семьи на успешность обучения младшего школьника мы рассмотрели  теоретический аспект изучаемого вопроса, а именно процесс обучения младших  школьников, факторы, влияющие на успешность обучения ребенка в школе, адаптация  младших школьников к обучению в  школы, определили влияние семьи  на успешность обучения детей младшего школьного возраста и выявили типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка и ошибки, допускаемые родителями в семейном воспитании.

Семья – это особого  рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую  роль. У тревожных матерей часто  вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют  своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса  неполноценности; несдержанный отец, выходящий  из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей  и т.д.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного  единения, нравственной связи родителей  с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс  воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Информация о работе Макаренко А.С. о воспитании детей в семье