Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 14:38, реферат
"Культура представляет собой некий свод "правил игры" коллективного существования, мир символических обозначений, явлений и понятий, сконструированных людьми с целью фиксации и трансляции социально значимой информации, знаний, представлений, опыта, идей и т.п.; мир творческих новаций - способов и результатов познания". 1
Введение
Глава 1. Феномен медиакультуры
1.1 Роль медиа в современной социальной ситуации
Глава 2. Медиаобразование
2.1 Российское медиаобразование на современном этапе
2.2 Медиаобразовательная технология и структура урока
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Феномен медиакультуры
1.1 Роль медиа
в современной социальной
Глава 2. Медиаобразование
2.1 Российское
медиаобразование на
2.2 Медиаобразовательная технология и структура урока
Заключение
Список использованной литературы
Введение
"Культура представляет
собой некий свод "правил игры"
коллективного существования,
Культура - это искусственно созданная человеком среда, в которой он реализует свои цели, удовлетворяет потребности, также, это источник регулирования социального поведения. Следовательно, культуру можно рассмотреть как способ взаимодействия людей с окружающим миром и между собой. Важнейшей функцией культуры, в таком случае, является - коммуникативная. А любая коммуникация предполагает наличие отправителя информации, канал, по которому она поступает и, наконец, получателя, который воспринимает информацию.
В наше время мы используем различные виды коммуникаций. Такие изобретения 20-го века как телефон, радио, телевидение, Интернет, а также, развитие массовой печатной продукции привели человечество к информационной эпохе, образовали сложную систему массовых коммуникаций, которая и образует медиасреду или, просто, медиа.
Медиакультура - это особый тип культуры информационного общества, являющейся посредником между обществом и государством, социумом и властью.
Рассматривая современное состояние медиакультуры, мы акцентируем свое внимание на роли масс-медиа в формировании общественного сознания, развитии творческих способностей личности. Медиакультура приобретает в современном обществе огромное значение, являясь для большинства одним из важнейших способов познания окружающего мира.
В этой связи актуальным
является вопрос о медиаобразовании,
которое стало прочно укоренятся
в образовательной системе
Однако, в условиях массового внедрения информационных технологий возникли не только позитивные, но и негативные методы воздействия медиасреды на общественное сознание. Так, по мнению американского ученого Герберта Шиллера масс-медиа - это средство для "манипулирования сознанием", целью которого является создание и навязывание новых социальных мифов, развитие пассивности и равнодушия к общественным проблемам.
Значительное место
Актуальность данной работы обусловлена тем, что медиакультура стала неотъемлемой частью жизни современного человека. Новые информационные технологии так прочно укоренились в нашем сознании, что сложно представить нашу жизнь без телевидения, радио, интернета и т.д., поэтому, наиболее полное представление о медиакультуре поможет лучше ориентироваться в сложной, динамично развивающейся медиасреде.
Цель: изучить медиакультуру как феномен современного общества.
Задачи:
рассмотреть основные особенности
медиакультуры в
определить влияние
определить основные функции медиакультуры;
выявить основные черты российского медиаобразования как элемента медиакультуры.
медиакультура культура общество
В данной работе мы, прежде всего, опираемся на работы таких исследователей в области медиакультуры как М. Маклюэн, М. Кастельс, Э. Тоффлер, Д. Рошкофф, Г. Шиллер и др. В России этим вопросом занимались Н. Б Кириллова, Е. Дьякова, С. Кара-Мурза, А. Федеров и др.
Глава 1. Феномен медиакультуры
1.1 Роль медиа в современной социальной ситуации
В конце первого тысячелетия
нашей эры технологическая
Теле и видео сети, интернет сделали возможным обмен информацией по всему земному шару за несколько минут. Так, по словам М. Маклюэна, возникает "глобальная деревня, над которой раскрыт электронный зонт"2. Размеры земного шара мысленно уменьшаются до размеров небольшой деревни, где жители знают все друг о друге, где возможен доступ практически к любой информации. "Благодаря открытию электромагнитных волн - каждый индивид отныне (активно/пассивно) одновременно находится на всех морях и континентах - он находится во всех точках Земли". 3
Разные исследователи по-разному определяют влияние медиа на социальное развитие. По мнению американского исследователя Э. Тоффлера, который рассматривает историю как непрерывное волновое движение, наша эпоха находится на стыке двух волн - "индустриальной" и "информационной", когда рушатся старые идеалы, а новые еще не сформировались, когда все человечество переживает резкий переход к "информационному обществу". Тоффлер критично относится ко "второй волне" (индустриальной эпохе), считая, что научно-технический прогресс способствовал расслоению общественных институтов: стремление к обособленности и жажда личной наживы с одной стороны, стандартизация (унификация), узкая специализация, интеграция населения в крупных промышленных центрах с другой - проблемы "второй волны". Именно "третья волна" должна вернуть общество в будущем, к доиндустриальной цивилизации, но на новой технологической базе, где большое значение будут иметь информационные технологии (медиа). Именно на медиа Тоффлер возлагает функцию объединения общества, как на нечто всеобъемлющее, способное интегрировать множество элементов в единое целое, связать все человечество в единую согласованную цепочку.
Другой американский ученый Герберт Шиллер выразил свое отношение к медиакультуре в работе "Манипуляторы сознанием". Уже из названия видно, какая роль отводится медиа (СМИ) - роль общественного манипулятора. "СМИ формирует и определяет наши представления, установки, а, в конечном счете, и наше поведение. Намеренно фабрикуя сообщения, искажающие реальную социальную действительность, они превращаются в манипуляторов сознанием". 4Шиллер с резкой критикой обрушивается на радио, телевидение и газеты, считая, что многочисленные, не связанные друг с другом сообщения "выстреливают" в наше сознание, превращая его в решето, т.е. знания, получаемые из СМИ раздроблены, фрагментарны и бессвязны. Функцию рекламы (на телевидении) он расценивает двояко: с одной стороны она навязывает телезрителям необходимые товары и услуги, с другой, она разбивает цельный медиатекст на куски, что снижает и без того низкую способность аудитории оценивать характер освещаемого события или проблемы. Можно также добавить, что социальная система использует технику быстрой передачи информации, тем самым, распыляя ее и лишая всякого смысла. Сокращение умственной деятельности является результатом отупляющего воздействия бесконечного количества часов, затрачиваемых на просмотр телепередач. Телевидение имеет огромное умиротворяющее воздействие на критическое сознание. Конечная цель медиа, в конечном счете, в том, чтобы усыпить социальную и экономическую бдительность у населения.
Еще одним критиком "информационного
общества" можно назвать русского
писателя и ученого Александра
Зиновьева, который долгое
1) телевидение, являясь
"манипулятором сознания", удерживает
огромное количество людей от
образования неподконтрольных
2) Медиа контролирует
и направляет всю
3) Медиа дает "трибуну
политикам" и арену для
4) И, наконец, медиа - это "рупор" гражданского общества, общественного сознания.
Проанализировав все вышеперечисленное,
мы можем сделать вывод, что социокультурная
ситуация "информационного общества"
расценивается и воспринимается
разными исследователями по-
Глава 2. Медиаобразование
2.1 Российское медиаобразование на современном этапе
"Медиаобразование - это
изучение медиа, которое
С медиаобразованием тесно связано такое понятие как медиаграмотность. "Медиаграмотность - движение, призванное помочь людям понимать, создавать и оценивать культурную значимость аудиовизуальных и печатных текстов. Медиаграмотный индивидуум, которым должен иметь возможность стать каждый человек, способен анализировать, оценивать и создавать печатные и электронные медиатексты."7
Мировосприятие молодого
поколения страны, и в особенности
не имеющих прочных базовых
СМИ в современном мире выступают в качестве одного из основных социализирующих институтов, в качестве наиболее доступного и наиболее влиятельного механизма формирования личности. Средства массовой коммуникации обладают максимальной доступностью для всех членов общества, независимо от социального статуса, возможностью влиять одновременно на большие аудитории.
Популярные в молодежной
среде телевидение, кино и музыка
становятся основными механизмами
проникновения в общество западной
массовой культуры. Анализируя отечественные
сферы шоу-бизнеса, рекламы, моды, кинематографии,
нельзя не заметить стремление российских
создателей медиатекстов к соответствию
западным аналогам. Многое из импортируемой
западной, и сделанной по ее образцу отечественной
медийной продукции, на наш взгляд, оказывает
негативное влияние формирование поведенческих
моделей среди молодежи. "Образы насилия,
жестокости, ненависти пронизывают всю
массовую, ориентированную на молодежь,
культуру: кино, телевидение, Интернет,
видеоигры, рок и поп-музыку, что приводит
к постепенному размыванию понятия совести,
к частичной утрате русской самобытной
традиции"8. "Традиционные педагогические
модели односторонне решают задачи эмоциоцинально-
Вот почему нужна поддержка отечественной медиакультуры путем развития медиаобразования. Для лучшего усвоения школьниками гуманистических и гражданских ценностей, надо повысить эффективность внутренних информационных потоков в такой социальной системе, как школа. С этой целью необходимо объединение различных видов деятельности учащихся разного возраста, направленное на развитие познавательного интереса школьников и медиаграмотности в сфере мировой культуры. Будут фильмы и телепередачи приносить пользу или вред, зависит от того, сохранится ли "стихийное" их потребление, или педагог поможет развить гармоничную взаимосвязь аудитории с аудиовизуальной культурой.
Педагогу, который сегодня занимается медиаобразованием молодежи, надо обязательно учитывать особенности и предпочтения художественного восприятия, свойственные тому или иному возрасту. Для развития медиаграмотности недостаточна позиция воспитателя-учителя, нужны основательные знания в области искусствоведения, психологии, социологии и т.д.