Медиакультура в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 14:38, реферат

Описание работы

"Культура представляет собой некий свод "правил игры" коллективного существования, мир символических обозначений, явлений и понятий, сконструированных людьми с целью фиксации и трансляции социально значимой информации, знаний, представлений, опыта, идей и т.п.; мир творческих новаций - способов и результатов познания". 1

Содержание работы

Введение
Глава 1. Феномен медиакультуры
1.1 Роль медиа в современной социальной ситуации
Глава 2. Медиаобразование
2.1 Российское медиаобразование на современном этапе
2.2 Медиаобразовательная технология и структура урока
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Медиаобразование.docx

— 57.76 Кб (Скачать файл)

Не случайно в первом Послании Федеральному собранию президент России Д.А. Медведев отметил, что в школе  дети должны получать возможность раскрыть свои способности, подготовиться к  жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

В настоящее время медиапедагогика занимает все более прочные позиции в общественном сознании. Она наконец-то обрела статус ВУЗовской дисциплины и начинает изучаться в педагогических вузах и университетах. Кроме того, открываются отделения, специально готовящие медиапедагогов. Это свидетельствует о расширении теоретического и практического потенциала медиаобразования и его растущей востребованности в современном обществе.

Как и любая новая наука  медиаобразование нуждается в разработке пограничных проблем на стыке с педагогикой, психологией, философией, культурологией, искуссвовединием и другими смежными науками. "А комплексное изучение прессы, кинематографа, телевидения, видео, Интернета, виртуального мира компьютера (синтезирующих черты практически всех традиционных искусств) помогает исправить такие существенные недостатки традиционного художественного образования как одностороннее, изолированное друг от друга изучение литературы, музыки или живописи, обособленное рассмотрение формы (так называемых "выразительных средств") и содержания при анализе конкретного художественного произведения"10. Медиаобразование предусматривает методику проведения занятий основанную на проблемных, познавательных, игровых и других формах обучения, развивающих индивидуальность учащегося, самостоятельность его мышления, стимулирующих его способности через непосредственное вовлечение в творческую деятельность, восприятие, интерпретацию и анализ медиатекста, усвоение знаний о медиакультуре. Медиаграмотность студента и школьника предполагает не только умение правильно определять конструкцию медиатекста, но и умение видеть в этих текстах политическую, экономическую, идеологическую и др. изнанку.

Цели медиаобразования:

- развитие способностей аудитории к критическому мышлению, критической автономии личности;

- подготовка аудитории к жизни в демократическом обществе;

- обучение аудитории пониманию социальных, политических и экономических смыслов и подтекстов медиатекстов;

- обучение аудитории творчески самовыражаться с помощью медиа.

Всемирно известный русский  медиолог и медиапедагог А. В Федоров на основе работ в области мелиапедагогики различных зарубежных исследователей, выделяет десять основных теоретических подходов в данной области:

1) Теория медиаобразования, как развитие критического мышления. Основой данной теории можно  назвать представление о медиа  как о "четвертой власти", которая создает и распространяет  модели поведения и социальные  ценности среди масс. Отсюда вытекает  ведущая цель медиаобразования: научить аудиторию анализировать  и выявлять манипулятивные воздействия медиа, ориентироваться в информационном потоке современного общества.

2) Культурологическая теория. Здесь медиа выступает как  что-то предлагающее, нежели навязывающее. Аудитория всегда находится в  процессе диалога с медиатекстами. Аудитория не только считывает информацию, но и вкладывает различные смыслы в воспринимаемые медиатексты, самостоятельно их анализирует. Цель медиаобразования в таком случае - помочь учащимся понять, как медиа могут обогатить восприятие, знания и т.д. аудитории.

3) Социокультурная теория. Развитие медиа влияет на необходимость  определенного образования и  осознания в педагогике значимости  социальной роли медиа. Цель: обучение  специалистов в каждой новой  сфере, связанных с появлением  новых СМК и осмысление социальной  роли медиа.

4) Семиотическая теория. Основным содержанием медиаобразования  становятся коды и "грамматика" медиатекста, то есть языка медиа. И цель медиаобразования в том, чтобы помочь учашимся "правильно читать" медиатексты.

5) Эстетическая теория. Теоретическая  база здесь во многом совпадает  с культурологической теорией.  Однако, главная цель медиаобразования  в том, чтобы помочь аудитории  понять основные законы и язык  медиатекстов, имеющих прямое отношение к искусству, развить эстетическое восприятие и вкус, способность к квалифицированному художественному анализу.

6) Практическая. Главная  задача - обучить студентов и школьников  использовать медиааппаратуру.

7) Идеологическая теория. Ключевая идея - медиа способны  целенаправленно манипулировать  общественным мнением, в том  числе в интересах того или  иного социального класса, расы, нации…Отсюда цель: вызвать у аудитории желание изменить систему массовой коммуникации или наоборот, внушить, что сложившаяся система медиа самая лучшая.

8) Медиаобразование как  теория "потребления и удовлетворения". Имеется в виду, что влияние  медиа на аудиторию ограничено, учащиеся могут сами правильно выбрать и оценить медиатекст, в соответствии со своими потребностями. Отсюда цель - помочь учащимся извлекать из медиа максимум пользы в соответствии со своими желаниями и склонностями.

9)"Предохранительная" (защитная) теория. Предполагается, что  медиа оказывают сильное, в  основном негативное влияние  на аудиторию. Главная цель  медиаобразования - смягчить негативный  эффект чрезмерного увлечения  медиа. Педагоги стремятся помочь  учащимся понять разницу между  реальностью и медиатекстом путем вскрытия негативного влияния медиа на примерах, доступных для понимания конкретной аудитории.

10) Этическая теория. Предполагается, что медиа способны формировать определеннве этические моральные принципы аудитории. Цель: приобщить аудиторию к той или иной этической модели поведения, изображаемой в медиа.

Разные теории медиаобразования по-разному оценивают и определяют влияние медиа на аудиторию. Но все они развивают у учащихся умение правильно понимать культурное наследие нашей информационной эпохи.

По мнению доктора политических наук Е.Г. Дьяковой в научной статье "Электронный гражданин в электронном  государстве": роль медиаобразования" одной из основных тенденций современности  стало стремление построить "ориентированное  на интересы людей, открытое для всех и направленное на развитие информационное общество, в котором каждый мог бы создавать информацию и знания, иметь к ним доступ, использовать и обмениваться ими, с тем, чтобы дать отдельным лицам и народам возможность в полной мере реализовать свой потенциал, содействуя своему устойчивому развитию и повышая качество своей жизни"11. Поэтому важным аспектом медиаобразования является формирование медиаграмотных граждан уверенно чувсвующих себя в информационном обществе.

 

2.2 Медиаобразовательная технология  и структура урока

 

Масс-медиа в современном мире превратились в своеобразную "параллельную школу" для учащихся, воздействуя как положительно, так и отрицательно, что обуславливает необходимость внедрения медиаобразования в образовательные учреждения. При этом форма учебного занятия существенно изменится. Медиаобразовательная технология, лежащая в основе такого урока, не только подготовит подрастающее поколение к критическому восприятию информации, но и будет способствовать развитию художественно-эстетических качеств личности.

Отсюда, перед педагогом  стоит задача: как организовать урок, с использованием технологии медиаобразования, чтобы школьнику было интересно  на занятии, чтобы он сам находил  в медиатексте необходимую информацию, размышлял, делал выводы, ставил вопросы, и чтобы у него возникало желание разбираться в этом и в дальнейшем.

До относительно недавних времен основным средством обучения школьников была книга. Сегодня каждый современный человек живет в  медиатизированном пространстве. Он должен быть готов ориентироваться в нем, находить необходимую информацию, полноценно воспринимать и оценивать медиатексты. По справедливому мнению ведущего специалиста в области медиаобразования - профессора А.В. Федорова, "человек, не подготовленный к восприятию информации в различных ее видах, не может полноценно ее понимать и анализировать, не в силах противостоять манипулятивным воздействиям медиа (если такая манипуляция имеет место), не способен к самостоятельному выражению своих мыслей и чувств"12

При этом цели занятий с использованием медиатекстов связываются с обучением школьников восприятию медиатекстов различных видов и жанров; развитием критического мышления, умений анализа медиатекстов; включением медийной информации в образовательный контекст урока; формированием умений находить, создавать, передавать и принимать медиатексты с использованием различной техники - видео, компьютер, модем, факс, мультимедиа и др.

В результате таких занятий  учащийся становится медиаграмотным, то есть: осмысленно воспринимает медиатекст; интерпретирует, критически анализирует медиатексты, понимает их суть; находит требуемую информацию, систематизирует ее; создает собственные медиатексты. "Медиатекст в образовательном процессе как практический результат реализации мысли, выраженной средствами конкретного вида информации; как ассоциативное пространство эмоционально-смысловых взаимосвязей перцептивных единиц; как форма коммуникации, развивающая мышление, восприятие, культуру общения; как посредник в постижении, осмыслении художественной и объективной реальности"13.

На сегодняшний день в  распоряжении педагогов существуют различные методики преподавания медиаобразовательных уроков для школьников, разработанные такими известными российскими медиологами и медиапедагогами как А.В. Федоров, И.В. Челышева, И.В. Мурюкина, М.В. Кузьмина и др. В этом параграфе мы подробно рассмотрим структуру урока с использованием медиатекста, предложенную кандидатом педагогических наук Л.А. Туриком. Он выделяет три стадии медиаобразовательного урока:

Первая стадия (фаза) урока - вызов. Перед учителем стоит задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и "вызвать" уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу. На этой стадии делаются прогнозы, определяются цели чтения или исследования.

Вызов (В) (предварительная  дискуссия):

Какова тема? (назовите её), например, обсуждение замысла фильма, жанры фильма, главные герои фильма…;

Что вы уже знаете об этом? (напишите на доске, в тетради…);

Что вы ожидаете, хотите узнать? (напишите на доске, в тетради…);

Почему вам нужно это  знать?

Вторая стадия (фаза) - осмысление (реализация смысла). На этой стадии идет непосредственная работа с медийной информацией. Причем, приемы и методы критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать просмотр осмысленным для достижения нового понимания.

Смысловая стадия (С) (работа с медиатекстом):

Просмотр медиатекста или его фрагментов.

Третья стадия (фаза) - рефлексия (размышление). На этой стадии медиатекст анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Стадия рефлексии дает учащимся навыки анализа, творческого переосмысления медийной информации и наиболее значима для воспроизведения всего трехфазового цикла.

Эта стадия размышления (рефлексии) характеризуется следующими основными  задачами: целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной медиаинформации; выработка собственного отношения к изучаемому материалу; выявление еще непознанного (новый вызов); анализ собственного мыслительного пути и собственных действий в процессе урока; анализ образовательного процесса в целом.

Рефлексия (Р) (дискуссия  после восприятия медиатекста):

Что вы увидели и выяснили? (дайте как можно более развернутые ответы);

Ответьте на ключевые вопросы, для того чтобы получить важную информацию, которая отсутствовала на стадии вызова;

Прокомментируйте свои ответы (почему вы так думаете?).

Все три технологические стадии непременно должны быть:

систематизированы, чтобы учащиеся смогли понять и последовательно применять данную технологию;

очевидны, чтобы ученики могли определить, на каком этапе своей мыслительной деятельности они находятся. Это поможет отслеживать свой мыслительный процесс и управлять им при самостоятельном чтении/просмотре медиатекста.

При проведении урока с  использованием медиатекстов следует учитывать возраст аудитории и цели учебного занятия. По мнению доцента, кандидата педагогических наук И.В. Челышевой "учитель при работе с младшими школьниками, должен: расширить зрительский опыт детей; познакомить их с языком экрана; совершенствовать восприятие ими произведений экрана; организовать творческую деятельность как способ освоения экранных произведений; использовать комплекс различных видов искусств". 14

Понятно, что с изменением возраста учащегося усложняются  и задачи, стоящие перед учителем, использующим медиатехнологию. Е.А. Бондаренко считает, что "при работе со школьниками среднего и старшего ступеней необходимо делать упор на развитие эстетического суждения; формирование этической позиции в связи с ситуацией и героями произведений; совершенствование представлений о взаимодействии экранных искусств с другими видами искусства" 15

Учитывая всё возрастающую роль коммуникационных технологий в  образовательном процессе, следует  отметить активизацию творческих способностей школьников в создании собственных  медиатекстов. Чаще всего это презентации-анимации.

Информация о работе Медиакультура в современном обществе