Медиакультура в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 14:38, реферат

Описание работы

"Культура представляет собой некий свод "правил игры" коллективного существования, мир символических обозначений, явлений и понятий, сконструированных людьми с целью фиксации и трансляции социально значимой информации, знаний, представлений, опыта, идей и т.п.; мир творческих новаций - способов и результатов познания". 1

Содержание работы

Введение
Глава 1. Феномен медиакультуры
1.1 Роль медиа в современной социальной ситуации
Глава 2. Медиаобразование
2.1 Российское медиаобразование на современном этапе
2.2 Медиаобразовательная технология и структура урока
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Медиаобразование.docx

— 57.76 Кб (Скачать файл)

Далее Л.А. Турик, опираясь на работу А.В. Федорова "Медиаобразование и медиаграмотность", предлагает следующие стадии урока с использованием медиатекста:

1. Вступительное слово  ведущего (учителя или заранее  подготовленного ученика). Ведущий  даёт краткую информацию о  создателях медиатекста: если это экранизация художественного произведения, то следует указать имена режиссёра, сценариста, актёров, композитора и нацелить учащихся на восприятие литературного произведения авторами фильма; если это публицистический медиатекст, то следует осветить историко-политический или социальный контекст событий для более продуктивного погружения учащегося в затронутые автором проблемы; если это информационные теле/радио/выпуск, то необходимо обратить внимание на источник информации, её аргументированность (учащиеся должны разобраться в установлении главной и второстепенной информации, в её "типичности", "простонародности", "авторитетности", истинности и ложности в информационном материале);  если это компьютерная презентация (о видах презентаций было сказано выше), то следует озвучить цели и задачи, стоящие перед автором данной презентации.

2. Коллективное восприятие  медиатекста или его фрагмента.

3. Обсуждение медиатекста с целью погружения в авторский замысел через разбивку медиатекста на крупные сюжетные блоки (тема и идея медиатекста, его проблематика, система образов; композиционные особенности медиатекста: пейзаж, портрет через крупный план, интерьер и т.д.).

4. Выявление степени воздействия  медиатекста на аудиторию через анализ эпизодов, вызвавших яркий эмоциональный отзыв.

5. Обоснования личного  отношения каждого учащегося  к той или иной позиции создателя  медиатекста и отражение его в творческой работе (отклик, отзыв, эссе, рецензия, реферат).

6. Обсуждение разных точек  зрения профессионалов на данный медиатекст.

Данная структура медиаобразовательного урока, на наш взгляд, является наиболее подходящей для развития медиаграмотности среди подрастающего поколения, так как наиболее полно раскрывает возможности медиатекста в образовательных целях; не требует специальной подготовки как учителей, так и учащихся; развивает у школьника мышление, восприятие и осмысление художественной и объективной реальности. Делая вывод по данной главе, хотелось бы еще раз отметить необходимость развития медиаобразования в России. "Информационная эпоха" диктует новые требования к современному человеку, "медиаграмотность становится в условиях информационной цивилизации условием успешной адаптации подрастающих поколений, их творческой самореализации, а для общества - его конкурентоспособности и успешности"16. Несмотря на то, что многие отечественные исследователи и педагоги занимаются развитием данного направления, медиаобразование для большинства учебных учреждений является недоступным из-за нехватки медиакомпетентных преподавателей.

 

Заключение

 

Подводя итог, мы можем сказать, что медиакультура является неотъемлемым элементом современного мирового социокультурного пространства. Она развивается вместе с развитием науки и техники, формируя новые способы коммуникации. "Глобальная деревня" Маклюэна постепенно сужает свои границы, так как медиатехника распространяется с огромной скоростью по всему земному шару, связывая между собой самые отдаленные части света. Информация, с помощью медиа, может облететь весь земной шар за несколько секунд, например, если она попадет в глобальную сеть Интернет. Теперь каждый человек, просто находясь перед телевизором, может узнать о каком-нибудь событии, произошедшем в другой стране, на другом континенте. Медиакультура стирает все барьеры для распространения информации.

Но, несмотря на, безусловные  преимущества данного феномена современности, он таит в себе и множество негативных аспектов. Самым опасным, на наш взгляд, является манипулятивное воздействие медиа на человеческое сознание. "Фабрика грез" не скупится на создание бесчисленных симулякров, ложных потребностей, социальных мифов, превращая человека в потребителя. Поэтому медиакультура является сложным и неоднозначным феноменом.

Медиакультура это не только передача и распространение информации, ее возможности значительно шире. Так, к конструктивной функции медиа  можно отнести развитие творческих способностей у подрастающего поколения. Ребенок с увлечением может заниматься фото или видео съемкой, а затем  обрабатывать полученный результат  на компьютере; конечно, этот процесс  требует развития определенных навыков, и дети с увлечением развивают  их в себе. Но, чтобы развитие с  помощью медиа не было хаотичным, необходимо развитие и внедрение медиаобразования. С каждым годом вопрос об актуальности медиаобразования звучит все чаще. Осознание того, что современный человек, чтобы быть успешным, должен уметь ориентироваться в медиасреде, а за этим предусматривается и умение работать с разными источниками информации, умение эту информацию искать, систематизировать, критически ее воспринимать, умение пользоваться медиатехникой и т.д.

 

Список использованной литературы

 

Зиновьев А.А. Запад. Феномен  западнизма. - М.: Центрополиграф, 1995

Кириллова Н.Б. Медиакультура  новой России: методологии, технологии, практики: Материалы международной  научной конференции. Том II. / Под  ред.Н.Б. Кирилловой и др. - Екб. - Москва: Академический Проект, 2007

Кириллова Н.Б. Медиакультура: От модерна к постмодерну/ Н. Кириллова. - М.: Академический Проект, 2006

Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации. - М.: Академический Проект, 2008

Культурология. 20 век. Энциклопедия. Том 1. - СПб: Университетская книга, 1998

Луман Н. Реальность массмедиа / пер. с нем. В. Николаева. - М: "КАНОН-пресс-Ц", 2003

Лебон Г. Психология народов и масс. - Минск, 2000.

Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: становление человека печатающего/ Перевод И.О. Тюриной. - М.: Академический Проект: Фонд "Мир", 2005

Медиаобразование. Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики. № 2 2008/ Под ред. А.В. Федорова и др. Сайт: [http://www.edu. of.ru/mediaeducation]

Медиаобразование. Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики. № 2 2009/ Под ред. А.В. Федорова и др. Сайт: [http://www.edu. of.ru/mediaeducation]

Рошкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на наше сознание. - Москва, 2006

Тоффлер Э. Третья волна: Пер. с англ. / Э. Тоффлер; М. АСТ, 2002

Усов Ю.Н. Медиаобразование. Программа для учащихся десятого-одиннадцатого  класса общеобразовательной школы // Основы экранной культуры. М.: Изд-во Российской Академии образования, 1998

Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. - М, 2004

Федоров А.В., Челышева Н.В. Медиаобразование в России: краткая история развития: Моногр. - Таганрог: Кучма, 2004

Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. / Пер. с англ.; науч. ред. Я.Н. Засурский. - М. 2000

Шарден.Т. де. Феномен человека. М., 1992

Шариков А.В. Телевидение  и радиовещание // Новая Российская энциклопедия/ под. ред. Некипелова и др. - М. 2004

Размещено на Allbest.ru

1 Культурология. 20 век. Энциклопедия. Том 1. - СПб: Университетская книга, 1998 - С. 336

2 Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: становление человека печатающего/ Перевод И.О. Тюриной. - М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005. С. 5

3 Шарден. Т. де. Феномен человека. М., 1992. С. 157

4 Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. / Пер. с англ.; науч. ред. Я.Н. Засурский.С. 54

5 Зиновьев А.А. Запад. Феномен западнизма. - М.: Центрополиграф, 1995. - 461с.

6 Федоров А.В., Челышева Н.В. Медиаобразование в России: краткая история развития: Моногр. - Таганрог: Кучма, 2004 - С. 5

7 Федоров А.В., Челышева Н.В. Медиаобразование в России: краткая история развития: Моногр. - Таганрог: Кучма, 2004 - С. 5

8 Медиаобразование. Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики. № 2 2008/ Под ред. А.В. Федорова и др. [http: //www.edu. of.ru/mediaeducation]

9 Усов Ю.Н. Медиаобразование. Программа для учащихся десятого-одиннадцатого класса общеобразовательной школы //Основы экранной культуры. М.: Изд-во Российской Академии образования, 1998.С. 57

10 Усов Ю.Н. Медиаобразование. Программа для учащихся десятого-одиннадцатого класса общеобразовательной школы //Основы экранной культуры. М.: Изд-во Российской Академии образования, 1998.С. 55

11 http: //www.cnews.ru/reviews/free. shtml

12 Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. - М, 2004. С. 7

13 Усов Ю.Н. Медиаобразование. Программа для учащихся десятого-одиннадцатого класса общеобразовательной школы //Основы экранной культуры. М.: Изд-во Российской Академии образования, 1998.С. 59.

14 Медиаобразование. Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики. № 2 2009/ Под ред. А.В. Федорова и др.С. 6 [http: //www.edu. of.ru/mediaeducation]

15 Медиаобразование. Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики. № 2 2008/ Под ред. А.В. Федорова и др.С. 54 [http: //www.edu. of.ru/mediaeducation]

16 Медиаобразование. Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики. № 2 2009/ Под ред. А.В. Федорова и др.С. 6 [http: //www.edu. of.ru/mediaeducation]


Информация о работе Медиакультура в современном обществе