Механизмы психологической защиты личности. Педагогика в Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 07:43, реферат

Описание работы

По мнению многих авторов, защитные механизмы имеют следующие общие свойства: они действуют в подсознании, индивид не осознает, что с ним происходит, они отрицают, искажают, фальсифицируют действительность, они действуют в ситуации конфликта, фрустрации, психотравмы, стресса. Цель психологической защиты - снижение эмоциональной напряженности и предотвращение дезорганизации поведения, сознания и психики в целом. Механизмы психологической зашиты обеспечивают регуляцию, направленность поведения, редуцируют тревогу и эмоциональное поведение. Единой классификации механизмов психологической защиты не существует, хотя имеется множество попыток их группировки по различным основаниям.

Содержание работы

Введение
1 Теория защитных механизмов личности
2 Классификация защитных механизмов
3 Защитные механизмы и неврозы
4 Интеллектуальные формы психологической защиты личности
5 Развитие защитных механизмов у детей и подростков
6 Заключение
7 Тесты к теме № 18
тема:2
1. Воспитание Древней Греции
2. Педагогическая мысль Древней Греции
3. Воспитание в Древнем Риме
4. Педагогическая мысль Древнего Рима
5. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат по педагогике.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

 

Образование реактивное - это психологическая установка  или привычка, представляющие собой  нечто диаметрально противоположное вытесненному желанию, реакцию на него в виде так называемой инверсии желания (например, стыд в противоположность бессознательному вытесненному желанию демонстрировать себя).

 

Реактивные  образования маскируют части  личности и ограничивают способность  человека гибко реагировать на события. Тем не менее этот механизм считается примером успешной защиты, т.к. он устанавливает психические преграды - отвращение, стыд, мораль. Тем самым Фрейд подчеркивал роль реактивных образований наряду с сублимацией, о которой речь пойдет ниже, в становлении человеческих характеров и добродетелей. Вводя понятие Сверх-''Я'', Фрейд отмечал, что в его возникновении важную роль играет механизм реактивных образований.

 

Механизм фиксации означает прочную бессознательную  связь с определенными лицами или образами, которая воспроизводит один и тот же способ удовлетворения и структурно организована по образцу одной из стадий такого удовлетворения. Фиксация может быть актуальной, явной, а может оставаться преобладающей тенденцией, допускающей для субъекта возможность регрессии.

 

В рамках генетического  подхода фиксация предстает как ''застревание'' на определенной стадии развития либидо - энергии стремления к наслаждению. Вне генетической точки зрения, в рамках фрейдовской  теории бессознательного, это - способ включения в бессознательное некоторых неизменных содержаний (опыт, образы, фантазии), служащих опорой влечениям.

 

Понятие фиксации постоянно присутствует в психоаналитическом учении, обозначая важный источник эмпирического опыта, сохраняет привязанность к определенным способам удовлетворения, определенным типам желаемого значимого объекта и к прежним, сформированным ранее, отношениям.

 

В противоположность  механизму проекции существует, по мнению психоаналитиков, и обратный механизм интроекции, или интериоризации. Это процесс, посредством которого межличностные отношения преобразуются во внутриличностные. Другое возможное понимание интроекции - это фантазматический переход от объекта (чаще всего им являются мать и другие значимые фигуры детства) - ''хорошего'' или плохого цельного или частичного - внутрь субъекта.

 

Изоляция - это  механизм защиты, распространенный при  неврозе навязчивости: изоляция какой-то мысли или поступка, разрыв их связей с другими мыслями или другими  сторонами жизни субъекта. Среди приемов изоляции - остановки в процессе мышления, использование формул и ритуалов и - шире - вся совокупность приемов, позволяющих прервать временную последовательность мыслей или действий.

 

Можно называть изоляцией особый процесс защиты, который начинается с проявления навязчивости и приводит к выработке последовательной, внутренне согласованной установки на разрыв ассоциативных связей мысли и действия, в особенности с тем, что непосредственно предшествует или следует за ними во времени.

 

Хорошо известным в повседневной жизни является механизм отреагирования. Это бессознательная эмоциональная разрядка и освобождение от аффекта, связанного с воспоминанием о травмирующем событии, вследствие чего это воспоминание не становится патогенным или перестает им быть. Оно может быть искусственно вызвано в ходе психотерапии, особенно под гипнозом, и тогда оно приводит к катарсису, т.е. эмоциональному очищению и облегчению. Отреагирование может возникать и само собой, спустя более или менее долгое время после первоначальной травмы.

 

Таким образом, отреагирование - это нормальный путь, на котором субъект освобождается  от слишком сильного аффекта. Однако, чтобы вызвать катарсис, эта реакция  должна быть адекватной, т.е. соответствующей  событию, вызвавшему аффект в прошлом.

 

Замещение - симптомы или образования (ошибочные действия, черты характера и пр.), которые  замещают бессознательные содержания. Понятие замещающее образование  следует связать с понятиями ''компромиссное  образование'' и ''реактивное образование''. Будучи проявлением защитного конфликта, всякий симптом есть компромисс. При поиске удовлетворения симптом выступает как замещающее образование, а в реактивных образованиях, напротив, одерживает верх процесс защиты.

 

Примером успешной защиты и успешного замещения можно считать такой известный защитный механизм, как сублимацию.

 

Смещение - это  случай, когда ощущение напряженности, значительности, важности какого-либо представления переходит на другие, поначалу более слабые, представления, связанные с первым цепью ассоциаций.

 

Одни из наиболее успешных механизмов защиты является механизм сублимации (произошел от термина, означающего в химии  сухую возгонку вещества и подразумевает  существенную трансформацию первоначального  влечения). Это процесс, которым Фрейд объясняет формы человеческой деятельности, не имеющие видимой связи с сексуальностью, но порожденные силой сексуального влечения. В качестве основных форм сублимации обычно описывают художественное творчество и интеллектуальную деятельность. Сублимацией называется такое влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты. Иногда сублимацию рассматривают как особый случай механизма замещения.

 

Интеллектуализация - процесс, посредством которого субъект стремится выразить в дискурсивном виде свои конфликты и эмоции, чтобы овладеть ими.

 

Этот термин чаще всего употребляется в отрицательном  смысле: он обозначает главным образом  преобладание в психоаналитическом курсе абстрактного мышления над переживанием и не признанием аффектов и фантазий.

 

Интеллектуализацию  можно сопоставить с другими  механизмами, описанными в психоанализе, и прежде всего с рационализацией. Одна из главных целей интеллектуализации - отстранение от аффектов, их нейтрализация. Рационализация предполагает иное - она не требует избегать аффектов, но приписывает им скорее ''вероятностные'', нежели истинные, побуждения; дает им рациональные или идеальные обоснования.

 

Защитную функцию  может нести и фантазия: воображаемый сценарий, в котором исполняется - хотя и в искаженном защитном виде - то или иное желание субъекта (в конечном счете, бессознательное).

2 Классификация  защитных механизмов

Защитные механизмы  личности - это бессознательные действия или противодействия или адаптивные способы переживания человека, направленные на защиту от тех опасностей и угроз, которым он подвергается со стороны окружающей его реальности и своего собственного внутреннего мира; также они позволяют осуществлять позитивную оценку собственного Я. Другими словами, это ответ психики на болезненные факторы. Защиты складываются индивидуально в процессе развития личности.

Защитные механизмы  можно обозначить, как успешные, если их осуществление окончательно блокирует нежелательные побуждения и безуспешные, при которых обязательно повторение или увековечивание процесса предотвращения запретных побуждений. Патогенные виды защитных механизмов, которые лежат в основе неврозов, принадлежат к безуспешным: блокируемые побуждения не достигают разрядки, а сохраняются во взвешенном состоянии на бессознательном уровне и даже усиливаются из-за постоянного действия их телесных источников, их связь с остальной личностью утрачивается, в результате возникает напряжение и возможен прорыв - возникновение невроза.

Существует  классификация защитных механизмов по делению их на «примитивные» и «высшего порядка», что позволяет судить об уровне организации личности их носителя. Как правило, к защитам, рассматриваемым как первичные, незрелые, примитивные, или защиты низшего порядка относятся те, что имеют дело с границей между собственным Я и внешним миром. Защиты, причисляемые ко вторичным, более зрелым, более развитым или к защитам “высшего порядка”, работают с внутренними границами -- между Я, Сверх-Я и Оно или между наблюдающей и переживающей частями Я. Пограничная или психотическая личностная структура обусловлена отсутствием зрелых защит.

В психоаналитических описаниях стало общепринятым определять следующие защиты как «примитивные»: примитивная изоляция, отрицание, всемогущий контроль, примитивные идеализация и обесценивание, проективная и интроективная идентификация, расщепление Я, диссоциация.

Люди, личность которых описана психоаналитическими  наблюдателями как организованная на невротическом уровне, опираются  в основном на зрелые защиты второго порядка. При этом они используют также и примитивные защиты, которые, однако, не столь заметны на фоне их общего функционирования и проявляются, как правило, лишь во время необычайного стресса. Основными защиты «высшего порядка» в соответствии с частотой их упоминания терапевтами-практиками и их соотносимостью с индивидуальными паттернами характера - вытеснение, регрессия, изоляция, интеллектуализация, рационализация, морализация, компартментализация, аннулирование, поворот против себя, смещение, реактивное формирование, реверсия, идентификация, отреагирование, сексуализация. Самые зрелые высшие защиты (сублимацию и юмор) можно отнести к механизмам преодоления тревожных ситуаций.

По набору основных используемых защит можно в целом  определить также тип организации характера человека. Общая классификация выглядит так:

- психопатическая  личность - всемогущий контроль, проективная  идентификация, диссоциации и  отыгрывания вовне; 

- нарциссическая  личность - идеализация и обесценивание; 

- шизоидные личности - примитивная изоляция, интеллектуализация. Реже- проекция, интроекция, отрицание, обесценивание;

- параноидные  личности - проекция, проективная идентификация,  необычные формы отрицания и  реактивных образований; 

- депрессивные  личности - интроекция, обращение против себя, идеализация;

- маниакальные  личности - отрицание, отреагирование  вовне, сексуализация, обесценивание,  в психотическом состоянии - всемогущий  контроль;

- мазохистические  личности - как и депрессивные - интроекция, обращение против себя, идеализация, кроме этого - отреагирование вовне (с риском нанесения ущерба самому себе), отрицание, моральные мазохисты - морализация;

- обсессивные  личности - изоляция аффекта, рационализация, морализация, раздельное мышление, интеллектуализация, реактивное образование, смещение аффекта;

- компульсивные  личности - аннулирование, реактивное  образование; 

- истерические  личности - вытеснение, сексуализация,  регрессия, противофобическое отыгрывание  вовне, реже диссоциативные защиты;

- диссоциативные личности - диссоциация.

Применительно к психоаналитической практики понимание  и распознавание защитных механизмов имеет исключительно важную роль для правильной диагностики и  выбора верной техники терапии.

3 Защитные механизмы  и неврозы

Следует помнить, что главными отличительными признаками защитных механизмов являются следующие особенности.

А. Защитные механизмы  имеют бессознательный характер: в этом их отличие от различных  стратегий поведения, в том числе  манипулятивных.

Б. Результатом  работы защитного механизма является то, что они бессознательно искажают, подменяют или фальсифицируют реальность, с которой имеет дело субъект. С другой стороны, роль защитных механизмов в адаптации человека к реальности имеет и положительную сторону, так как они являются в ряде случаев средством приспособления человека к чрезмерным требованиям реальности (или к чрезмерным внутренним требованиям человека к самому себе, что обычно является следствием критического, жесткого, нечувствительного отношения людей, окружавших ребенка в детстве). В случаях различных посттравматических состояний человека, например после серьезной утраты (близкого человека, части своего тела, социальной роли, значимых отношений и т.д.), защитные механизмы нередко играют спасительную (на определенный период времени) роль. Более того, человек, лишенный вообще защитных механизмов, это миф. А поспешное избавление человека от какого-либо защитного симптома в процессе непрофессионально оказанной психологической или психотерапевтической помощи приводит в лучшем случае к формированию новой защитной реакции либо в худших случаях к серьезным паническим, депрессивным и иным расстройствам.

Каждый из описанных  выше механизмов - это отдельный  способ, которым бессознательное  человека защищает его от внутренних и внешних напряжений. С помощью того или иного защитного механизма человек бессознательно избегает реальности (подавление), исключает реальность (отрицание), предопределяет реальность (рационализация), обращает реальность в свою противоположность (реактивное образование), разделяет реальность в свою противоположность (реактивное образование), разделяет реальность (изоляция), уходит от реальности (регрессия), искажает топографию реальности, помещая внутреннее во внешнее (проекция) или внешнее во внутреннее (интроекция) и т.п. Однако в любом случае для поддержания работы определенного механизма требуется постоянное расходование психической энергии субъекта: иногда эти затраты очень существенны, как, например, при использовании отрицания или подавления; иногда они не столь энергоемки и более «самоокупаемы», как например, в случае сублимации. Кроме того, энергия, уходящая на поддержание защиты, уже не может быть использована человеком на более позитивные и конструктивные формы поведения. Что ослабляет его личностный потенциал и приводит к ограничению подвижности и силы «Я». Защиты как бы «связывают» психическую энергию, а когда они становятся слишком сильными и начинают преобладать в поведении, то это уменьшает способность адаптации человека к изменяющимся условиям реальности. В противоположном случае, когда защита терпит неудачу, также наступает кризис, поскольку, как писал Фрейд: «Я» уже не имеет точки отступления и опоры и оказывается захваченным тревожностью». Тревожность же является не только важным в жизни человека сигналом опасности, но и в ряде других случаев неотъемлемым составным компонентом психических расстройств, самыми распространенными среди которых являются неврозы.

Информация о работе Механизмы психологической защиты личности. Педагогика в Древней Греции