Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 07:43, реферат
По мнению многих авторов, защитные механизмы имеют следующие общие свойства: они действуют в подсознании, индивид не осознает, что с ним происходит, они отрицают, искажают, фальсифицируют действительность, они действуют в ситуации конфликта, фрустрации, психотравмы, стресса. Цель психологической защиты - снижение эмоциональной напряженности и предотвращение дезорганизации поведения, сознания и психики в целом. Механизмы психологической зашиты обеспечивают регуляцию, направленность поведения, редуцируют тревогу и эмоциональное поведение. Единой классификации механизмов психологической защиты не существует, хотя имеется множество попыток их группировки по различным основаниям.
Введение
1 Теория защитных механизмов личности
2 Классификация защитных механизмов
3 Защитные механизмы и неврозы
4 Интеллектуальные формы психологической защиты личности
5 Развитие защитных механизмов у детей и подростков
6 Заключение
7 Тесты к теме № 18
тема:2
1. Воспитание Древней Греции
2. Педагогическая мысль Древней Греции
3. Воспитание в Древнем Риме
4. Педагогическая мысль Древнего Рима
5. Список использованной литературы
Определенные защитные механизмы могут возникать на определенных стадиях развития человека.
Раннее младенчество (от рождения до одного года, по терминологии Фрейда, - оральная стадия).
На этой фазе происходит постепенное приобретение представлений о себе и о значимых объектах (матери, отце, которые станут моделями будущих значимых объектов: партнера, друзей, врагов и т.д.), потом постепенная дифференциация, выражающаяся в частичной идентификации, которая ведет впоследствии к установлению идентичности (Э. Эриксон «Детство и общество»). Могут возникнуть следующие защиты: интроекция, проекция, отрицание, сонливость, идентификация, смещение, обращение против себя.
Младенчество (1-2 года, по терминологии Фрейда, - анальная стадия).
На этой стадии происходит приучение к туалету, продолжается развитие функций «Я»: движение - речь - тестирование реальности - интеграция. Возможно развитие кошмаров, страхов, фобий. Возникают следующие защиты: изоляция, реактивные образования, отмена, интеллектуализация, регрессия.
Дошкольный возраст (2-6 лет, по терминологии Фрейда, - фаллическая стадия).
В идеале «Я» завершает процесс своего отделения от «Оно». Сверх-«Я» начинает влиять на поведение около 5-6 лет. Эдипов комплекс разрешается посредством идентификации с родителем своего пола. Неразрешенный Эдипов комплекс ведет к неврозу. Для этого возраста характерны явления отрицания, появление болезней, неспособность справиться с гневом, а также с любыми сильными чувствами, формирование симптомов. Происходит установление согласованной структуры психики для поддержания идентичности и интернализированных стандартов морали, этики и поведения.
Школьный возраст (6-10 лет (девочки), 6-12 лет (мальчики), по терминологии Фрейда, - латентная стадия).
Завершение развития Сверх-«Я» (10-11 лет). Появление защитного механизма подавления. На этой стадии выражены тревожность, фобии, эмоциональное блокирование учебы, чрезмерная регрессия и/или фиксации.
Юность (10-21 год (девушки), 12-23 лет (юноши), по терминологии Фрейда, - генитальная стадия).
Усиление сексуальных
и агрессивных тенденций. Возможно
возникновение психотических
Даже психиатры и клинические психологи, не являющиеся убежденными психоаналитиками, приходят к пониманию роли защитных механизмов в развитии личности. Так, было сказано, что преобладание, доминирование какого-либо защитного механизма может привести к развитию определенной черты личности. Или, наоборот, человек с сильными характеристиками личности имеет тенденцию доверять определенным защитным механизмам как способу совладания с определенными стрессами: так, например, личность с высоким самоконтролем имеет тенденцию использовать интеллектуализацию как основной защитный механизм.
6 Заключение
Поскольку избежать чувства фрустрации, как следствия противоречия между потребностями индивида и ограничениями, налагаемыми обществом невозможно, человек научился приспосабливаться.
Развитие защитных механизмов, как уже говорилось, имеет целью защиту личности от тревоги. Под понятием «развитие» я не имею в виду сознательное их применение, поскольку осознание природы какого-либо защитного механизма автоматически лишает последний его защитной функции. Упрощая, можно сказать, что для того, чтобы защитный механизм был эффективен, он в первую очередь должен ввести в заблуждение самого индивида. Взаимоотношения между личностью и защитными механизмами носят внутренний и взаимный характер: механизмы защищают личность, а структура личности определяет какие именно механизмы будут использованы для защиты. Каждый индивид пользуется различными механизмами в разной степени, развивая свою самостоятельную систему защиты самоуважения. Подобная специфическая для каждого человека система складывается довольно рано и, по предположению исследователей, предпочтение определенных механизмов основывается на опыте их применения, вначале, может быть сознательного, успешно избавляющего от страдания. Как и для всех сторон личности, для развития индивидуальной системы защитных механизмов имеют значение наследственные и соматические факторы, а не только приобретенный опыт.
Защитные механизмы играют, конечно, дезадаптивную роль, так как по своей природе они искажают восприятие реальности, но они могут рассматриваться и как адаптивные, охраняющие не только самоуважение человека, но помогающие ему справляться с жизненными трудностями. Они часто подсказывают возможные решения проблем, а также дают передышку и убежище от неприятностей, избежать которых у человека нет реальной возможности.
7 Тесты к теме № 18
1. Какой компонент в психологической структуре личности лишний:
а) мотивационно-целевой;
б) коммуникативный;
в) волевой;
г) перцептивный.
2. Высший регулятор поведения - это:
а) убеждения;
б) мировоззрения;
в) установки;
г) мотивация.
1. Воспитание Древней Греции
В Древней Греции были две основные системы воспитания: спартанская и афинская.
Спартанская система воспитания имела
преимущественно военно-
Особое место занимала военная
подготовка и физическое воспитание.
Главной целью спартанской
Только здоровые дети при рождении получали право на жизнь. Образование в Спарте было привилегией рабовладельцев.
С семи лет мальчики-спартиаты, жившие до этого времени дома, помещались в государственные учреждения - агеллы, где воспитывались до 18 лет под руководством назначаемого государством лица - педонома [9, с.40].
Мальчиков приучали к выносливости путем закаливания организма, умению владеть оружием, бдительному надзору за рабами, дисциплине. К примеру, мальчики-спартиаты носили легкую, одинаковую зимой и летом одежду, ели простую пищу.
В Спарте получила свое начало система физических упражнений, распространившаяся затем и по другим древнегреческим государствам, так называемое пятиборье: бег, скачки, борьба, метание диска и метание копья.
С возрастом начинались специальные военные упражнения, обучение рукопашному бою, учили военной музыке и декламации стихов о военной доблести. Граждане, занимавшие государственные посты, вели с воспитанниками беседы на политические, общественные и моральные темы, в ходе которых осуществлялось идеологическое и нравственное воспитание, формировалась краткая, лаконичная речь. Старшие подростки принимали участие в своеобразных практических занятиях - криптиях, ночных облавах на рабов.
Достигнув 18 лет, юноши поступали в эфебию, где проходили подготовку к военной службе, участвуя в маневрах, охраняя порядок в городах.
Спартанская система воспитания включала в себя определенные элементы и для девушек: кроме традиционных (навыки домоводства, ухода за ребенком, музицирования) существовала специальная система военно-физических упражнений.
Для того, чтобы в будущем произвести здоровое и крепкое потомство, девушки должны были позаботиться об укреплении и соответствующей тренировке своего тела.
Девушки, так же как и юноши
занимались пятиборьем: бегали, прыгали,
боролись, бросали диск и кидали
копье. Действующие в Спарте уставы
исключали для девушек
Роль семьи, в системе спартанского воспитания была незначительной. В воспитании детей, являвшемся делом государственным, принимали участие все взрослые граждане, особенно старики, умудренные жизненным опытом.
Спартанская система воспитания, являющая собой первый в истории человеческой цивилизации опыт огосударствления личности, была неэффективной даже в военном и политическом отношении.
Жестокость и прагматизм спартанской системы воспитания, его специализация, направленная на развитие физической природы и подавляющая личность в человеке, отсутствие широкой гуманистической образованности и культуры, досуга послужили причиной упадка Спарты.
Однако, надо отдать должное, что некоторые
принципы спартанской системы
Целью афинской системы воспитания было воспитать господствующую верхушку рабовладельческого государства в духе калокагатии (от греч. слов “kalos” и “agathos” - сочетание физических и нравственных достоинств) [, с.124].
Афинская педагогика выдвигала
как идеал сочетание
Формированию гармонически развитой личности подчинялось содержание образования в системе частных и платных школ. В них обучались мальчики, начиная с 7 лет.
В школе грамматиста мальчики получали общие основы грамоты, а несколько позже одновременно занимались в школе кифариста, где изучали музыку, пение, декламацию. Достигнув 12-16 лет, подростки занимались гимнастикой в школе - палестра под руководством педотриба (специалиста по отдельным видам гимнастики).
Основными видами занятий в этой школе были бег, борьба, прыжки, метание копья и диска. Здесь же уделялось внимание гражданской подготовке подростков, проводились беседы на политические и нравственные темы.
Но более основательную в этом плане подготовку юноши 16-18 лет из состоятельных и знатных семей получали в государственном учебном заведении - гимназии, где изучали философию, литературу, политику, а также здесь в более сложных формах осуществлялось физическое развитие. Более высокий уровень образования давала - эфебия.
Продолжая заниматься политическими науками юноши изучали здесь законы афинского государства (правоведение) и одновременно проходили курс профессиональной военной подготовки. Окончание курса в эфебии означало, что ее выпускники становились полноправными гражданами Афин.
Девочки по традиции получали домашнее воспитание и образование на женской половине дома. Уделом женщины являлось домашнее хозяйство.
Афинская система воспитания из-за
высокой платы за обучение была недоступна
детям несостоятельных в
Аристократический характер
афинского образования проявлял
Сыновья бедных родителей (демоса) вынуждены были обучаться у своих отцов ремеслу, которое дало бы им обеспечение в жизни. В области нравственного воспитания также сильна была рабовладельческая аристократическая тенденция: детей богатых и знатных родителей оберегали от общения с рабами т от "неприличных знакомств".
Мальчика-аристократа приучали к осознанию необходимости защищать и охранять рабовладельческий государственный строй, к соблюдению своего достоинства, к мужеству и храбрости, необходимым свободорожденному мужу.
2. Педагогическая мысль Древней Греции
В Древней Греции педагогика зарождалась как особая отрасль философии, занимавшаяся проблемами воспитания. Утверждалась мысль: "Кто не философ, да не войдет в педагогику" [8, с.44].
Древнегреческая система воспитания получила теоретическое обоснование в трудах великих философов - Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля.
Демокрит (ок.460-370 г. г. до н. э) дал развернутую теорию познания, различая чувственное и рассудочное знание, считая чувственный опыт началом познания. Демокрит одним из первых сформулировал мысль о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка, которую он определил термином "микрокосм".
Демокрит высказал такие
педагогические идеи, как необходимость
семейного воспитания, где главное
учить следовать примеру
Сократ (ок.470-399 г. г. до н. э) посвятил жизнь философскому творчеству и педагогической деятельности. В своей педагогической практике довел до совершенства такой способ нахождения истины, как диалог с учениками.
Сократ впервые стал сознательно использовать индуктивные доказательства и давать общие определения, работать над понятиями. На начальном этапе обучения Сократ системой вопросов побуждал учеников самих находить истину. Посредством умело поставленных вопросов Сократ подводил ученика к признанию тех положений, которые являются истинными.
При этом собеседнику-ученику казалось, что он сам, самостоятельно пришел к этим новым для него мыслям, а не учитель навел его на них. Для Сократа живое общение, устное слово, совместный поиск были лучшими путями образования человека. Педагогическими принципами Сократа были: отказ от принуждения и насилия, признание убеждения наиболее действенным средством [1, с.140-143].
Платон (ок.427-347 г. г. до н. э) изложил свои мысли о воспитании в политических и философских трактатах "Государство" и "Законы". Платон решительно утверждал право на образование только за рабовладельцами, считал, что все другие классы в этом отношении должны "крепко-накрепко закрыть уши" [8, с.45].
Главная задача педагогики, считал Платон, передать потомкам принципы добродетели, и этим самым укрепить разумную часть души.
Информация о работе Механизмы психологической защиты личности. Педагогика в Древней Греции