Психические процессы являются формами
отражения субъектом объективной реальности
в процессе деятельности центральной
нервной системы и выступают в качестве
первичных регуляторов поведения.
К познавательным психическим процессам
относятся психические процессы, связанные
с восприятием и переработкой информации.
В их число входят ощущение, восприятие,
представление, память, воображение, мышление,
речь и внимание. Благодаря данным процессам
человек получает сведения об окружающем
его мире и о себе.
Психические процессы выражаются в специфическом
содержании: функция чувствительности
– в ощущениях, процессы памяти — в воспроизведенных
образах представления. Элементарное
содержание, связанное с функциями, образует
как бы состав психической жизни; более
сложные образования, возникающие в психических
процессах – образы восприятия, представления
и т. п.,— составляют ее качественно новое
содержание. Все психические процессы,
как и функции, рассматриваются нами в
единстве с их специфическим содержанием.
Психические процессы выступают в качестве
первичных регуляторов поведения человека.
Психические процессы имеют определенное
начало, течение и конец, т. е. обладают
определенными динамическими характеристиками,
к которым прежде всего относят параметры,
определяющие длительность и устойчивость
психического процесса. На основе психических
процессов формируются определенные состояния,
происходит формирование знаний, умений
и навыков.
Список литературы
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.- М.: Изд. АПН РСФСР, 1987.
- Громова Е.А. Эмоциональная память и её
механизмы.- М. Просвещение, 1980.
- Немов Р.С. Общая психология: Учебник для студентов вузов. М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005.
Психические свойства
личности - типичные для данного человека
особенности его психики.
К психическим свойствам личности относятся:
1) темперамент; 2) направленность; 3) способности
и 4) характер.
Личность - индивид, включенный в общественные
отношения, это социальное качество человека,
тогда как индивид - это отдельный представитель
биологического рода homo sapiens (таковым является
новорожденный).
Каждая личность имеет неповторимые сочетания
психических особенностей - психический
склад; это и составляет ее индивидуальность.
Психические процессы - отдельные
проявления психической деятельности
человека, (условно) вычленяемые в качестве
относительно изолированных объектов
исследования. Каждый психический процесс
имеет общий объект отражения и единую
отражательно-регуляционную специфику.
Психические процессы являются
формами отражения субъектом объективной
реальности в процессе деятельности центральной
нервной системы и выступают в качестве
первичных регуляторов поведения.
К познавательным психическим
процессам относятся психические процессы,
связанные с восприятием и переработкой
информации. В их число входят ощущение,
восприятие, представление, память, воображение,
мышление, речь и внимание. Благодаря данным
процессам человек получает сведения
об окружающем его мире и о себе.
К познавательным психическим
процессам относятся психические процессы, связанные
с восприятием и переработкой информации.
В их число входят ощущение, восприятие,
представление, память, воображение, мышление,
речь и внимание. Благодаря данным процессам
человек получает сведения об окружающем
его мире и о себе. Однако сами но себе
сведения или знания для человека не играют
никакой роли, если они для него не значимы.
Вы, наверное, обращали внимание на то,
что одни события у вас остаются в памяти
надолго, а о других вы забываете на следующий
день. Иная же информация вообще может
остаться для вас незамеченной. Это связано
с тем, что любая информация может иметь
или не иметь эмоциональную окраску, т. е.
может быть значимой или не значимой. Поэтому
наряду с познавательными психическими
процессами в качестве самостоятельных
выделяют эмоциональные психические
процессы. В рамках этой группы психических процессов
рассматривают такие психические явления,
как аффекты, эмоции, чувства, настроения
и эмоциональный стресс.
Мы вправе полагать,
что если определенное событие или явление
вызывает у человека положительные эмоции,
то это благоприятно сказывается па его
деятельности или состоянии, и, наоборот,
отрицательные эмоции затрудняют деятельность
и ухудшают состояние человека. Тем не
менее бывают и исключения. Например, событие,
вызвавшее отрицательные эмоции, повышает
активность человека, стимулирует его
к преодолению возникших преград и препятствий.
Подобная реакция свидетельствует о том,
что для формирования поведения человека
существенны не только эмоциональные,
но и волевые психические процессы, которые
наиболее ярко проявляются в ситуациях,
связанных с принятием решений, преодолением
трудностей, управлением своим поведением
и др.
Иногда выделяют
как самостоятельную еще одну группу психических
процессов — неосознаваемые процессы. В нее
входят те процессы, которые протекают
или осуществляются вне контроля со стороны
сознания.
Психические
процессы тесно взаимосвязаны между собой
и выступают в качестве первичных факторов
формирования психических состояний человека. Пси-
Неосознаваемые психические
процессы особенно активно стали изучаться
в начале XX в. Этой проблемой занимались
различные ученые, но уже результаты первых
исследований показали, что проблема бессознательного
настолько обширна, что вся осознаваемая
человеком информация — это лишь верхушка
айсберга, большая часть которого не видна
глазу наблюдателя.
Все неосознаваемые психические
процессы принято разделять на три класса:
неосознаваемые
механизмы сознательных действий;
неосознаваемые
побудители сознательных действий;
надсознательные процессы.
В свою очередь, в первый класс
— неосознаваемых механизмов сознательных
действий — входят три подкласса:
неосознаваемые
автоматизмы;
явления
неосознаваемой установки;
неосознаваемые
сопровождения сознательных действий
Неосознаваемые механизмы
сознательных действий
Под неосознаваемыми
автоматизмами подразумевают обычно
действия или акты, которые совершаются
без участия сознания, как бы «сами собой».
В этих случаях часто говорят о «механической
работе», о работе, «при которой голова
остается свободной». Вот это состояние
— состояние «свободной головы» — и означает
отсутствие сознательного контроля. Следует
отметить, что процессы, входящие в подкласс
неосознаваемых автоматизмов, имеют двоякую
природу. Одни процессы никогда не осознавались,
а другие сначала были осознаваемыми,
а затем сформировались в сфере неосознанного.
Первые процессы составляют группу
первичных автоматизмов. Эту группу
процессов еще иногда называют автоматическими
действиями.
В данную группу входят действия,
которые являются врожденными или были
сформированы в первый год жизни ребенка.
К их числу относятся: сосательные движения,
мигание и конвергенция глаз, схватывание
предметов, ходьба и многое другое.
Вторая группа явлений, входящих
в подкласс неосознаваемых автоматизмов,
называется автоматизированными
действиями, или навыками. К этой группе
действий относятся те, которые вначале
были осознаваемыми, т.е. осуществлялись
при участии сознания, но затем, в результате
многократного повторения и совершенствования,
их выполнение перестало требовать участия
сознания, они стали исполняться автоматически.
Процесс формирования навыков имеет фундаментальное
значение для каждого индивида, поскольку
он лежит в основе развития всех наших
умений, знаний и способностей.
Например, обучение игре на
музыкальных инструментах. (Этот пример
приводят многие исследователи проблемы
неосознаваемых процессов.) Все начинается
с простого — с обучения правильной посадке,
правильному положению рук. Затем отрабатывается
аппликатура пальцев, и формируется техника
исполнения. Постоянные тренировки со
временем позволяют перейти на более высокий
уровень исполнения музыкального произведения,
которое начинает звучать выразительно
и чувственно. Так, путем продвижения от
простых движений к сложным, благодаря
передаче на неосознаваемые уровни уже
освоенных действий, человек приобретает
мастерство исполнения.
Юлия Борисовна Гиппенрейтер в своих
лекциях по общей психологии выделяет
три класса неосознаваемых процессов:
1) неосознаваемые механизмы сознательных
действий;
2) неосознаваемые побудители сознательных
действий(неосознаваемые мотивы и установки);
3) «надсознательные» процессы.
1) В класс неосознаваемых механизмов
сознательных действий входят три подкласса:
а) неосознаваемые автоматизмы (никогда
не осознававшиеся – автоматические,
и ушедшие в неосознанное со временем
- автоматизированные);
б) явления неосознаваемой установки
(готовности);
в) неосознаваемые сопровождения сознательных
действий (физ. явления, невербальный язык).
2) Неосознаваемые побудители сознательных
действий основательно изучены и описаны
Зигмундом Фрейдом. В его книге «Психопатология
обыденной жизни», а также в его лекциях
«Введение в психоанализ» подробно описаны
такие явления бессознательного как ошибочные
действия: оговорки, описки, очитки и ослышки,
забывание, невыполнение намерения, запрятывания,
ошибки-заблуждения. Фрейд, кроме сознания
и подсознания, выделял также предсознание
– промежуточная зона неосознанных, но
осознаваемых вещей. Бессознательное
же – по Фрейду – гнездо сильных, но подавленных
влечений и желаний, либидо и мортидо,
которые проявляются во всей нашей жизни,
и выдают себя в сновидениях, ошибочных
действиях и невротических симптомах.
3) «надсознательные» процессы - процессы
образования некоего интегрального продукта
большой сознательной работы, который
затем «вторгается» в сознательную жизнь
человека и, как правило, радикально меняет
ее течение. Есть и другие определение:
не поддающийся индивидуальному сознательно-волевому
контролю уровень психической активности
личности при решении творческих задач.
Представление о специфике этого уровня
было выдвинуто Станиславским, понимавшим
под сверхсознанием высший этап творческого
процесса, отличный от его сознательных
и бессознательных компонент. В дальнейшем
П.В. Симонов интерпретировал сверхсознание
как механизм творческой интуиции, благодаря
коему происходит рекомбинация прежних
впечатлений, соответствие коих действительности
устанавливается вторично.
Одним из первых психологов, который
обратил специальное внимание на надсознательные
процессы, был У.Джеймс. В своей книге «Многообразие
религиозного опыта» он говорит о соотношениях
религиозности и неврозов, о религиозном
чувстве и чувстве божественного присутствия,
об иррациональности и мистическом опыте.
Книга содержит уникальные описания надсознательных
переживаний и процессов.
Стоит упомянуть об интересной связи
бессознательных и надсознательных процессов.
Часто нам лучше думается, когда мы делаем
какую-то монотонную физическую работу.
После длительный пеших прогулок к нам
приходят озарения, разрешаются запутанные
проблемы. Сформулировав задачу, можно
предоставить подсознанию работать над
ней, а сознание будет занято делом, не
требующим серьезной концентрации. Как
правило, еще до окончания работы несколько
вспышек озарения подскажут нужный ответ.
Впрочем, дело тут не только в монотонности.
Достижению состояния озарения способствует
целый ряд методик: повторение позитивной
фразы; прослушивание любимой музыки;
созерцание произведений искусства; чтение
поэтических произведений; продолжительное
нахождение под душем или прием ванны;
прогулки в любимом уголке природы или
города; рыбалка; переключение сознания
на иронический, философский лад. Все эти
и многие другие факторы способствуют
преодолению прежних ментальных установок
и могут служить пусковым механизмом для
озарения.
Бессознательное и надсознательное связаны.
Многие гениальные открытия и озарения
происходили во сне. История знает немало
примеров, когда сны-озарения приводили
к гениальным изобретениям и научным открытиям.
Дмитрию Менделееву приснилась периодическая
система химических элементов. Эйнштейн
утверждал, что одно из главных творений
своей жизни - знаменитую теорию относительности
- он увидел еще в юности в одном из своих
сновидений. Во сне он катался на санках,
скорость которых увеличивалась до тех
пор, пока не достигла скорости света,
тогда звезды стали менять видимую форму
и превращались в светящиеся линии. Это
сновидение почему-то запомнилось Эйнштейну,
и он в мыслях постоянно возвращался к
этой картинке, это помогло созданию фундаментальной
работы.
Есть также немного другие классификации
проявлений бессознательного:
1) неосознаваемые побудители деятельности
(неосознаваемые мотивы и установки);
2) неосознаваемые механизмы и регуляторы
деятельности, обеспечивающие ее автоматический
характер (операциональные установки
и стереотипы автоматизированного поведения);
3) неосознаваемые субсенсорные (подпороговые)
процессы и механизмы (например, явления
неосознаваемого восприятия, когда внешний
раздражитель, не осознаваемый субъектом,
вызывает поведенческие, эмоциональные,
вегетативные, биоэлектрические реакции
или же изменяет ту или иную психическую
деятельность человека);
4) неосознаваемые социальные программы
(ценности, установки, нормы и т.д.).
Из наблюдений психологов, психиатров
известно, что в определенных случаях
неосознаваемые внешние сигналы, если
они один или несколько раз совпали с сильным
эмоциональным возбуждением, могут через
месяцы и даже годы вызывать так называемые
безотчетные эмоциональные переживания
или даже невротические реакции, когда
повод, в настоящее время их вызвавший,
остается скрытым от сознания субъекта.
Чувство фрустрации (психического переживания
неудачи) часто вызывается неосознанными
противоречиями личных желаний человека
и ограничений и запретов. В случаях длительных
сильных переживаний отрицательных эмоций,
например, при продолжительных конфликтных
жизненных ситуациях, физически очень
слабые, но эмоционально значимые сигналы,
в частности словесные, через временные
связи участвующие в нервной организации
данной эмоции, ведут к адаптации нашего
поведения. Меняется восприятие эмоциональных
стимулов, возникают психологические
защиты.
Понятие педагогических технологий .
Понятие педагогической технологии
многозначно. В конкретных исследованиях
она рассматривается и как инструментарий
педагогического процесса, и как техника
реализации учебного процесса, и как модель,
и как системный метод или совокупность
средств для достижения педагогических
целей. Множество мнений в терминологии,
многогранность понятия с точки зрения
теории говорят о том, что разрешение проблемы
зависит от будущего развития педагогической
науки.
Несмотря
на разнообразие взглядов на понятие педагогической
технологии, большинством ученых педагогическая
технология рассматривается как педагогический
феномен, который сосредоточивает в себе
возможность решения триединой задачи:
помочь педагогу овладеть теоретико-методологическими,
методическими, психолого-педагогическими
и операционными основами учебно-воспитательного
процесса, учебно-воспитательного воздействия
и взаимодействия, передать эти знания
и умения своим воспитанникам, а главное
– помочь в личностном совершенствовании
самого педагога-воспитателя, формировании
в нем таких качеств, как гуманность, толерантность,
искренность, креативность (творчество),
которые востребованы сегодня в деятельности
педагога.
Автор
(вслед за Т.А. Стефановской) определяет
педагогическую технологию как совокупность,
систему последовательных, взаимосвязанных
действий педагога, направленных на воплощение
на практике заранее спроектированного
педагогического процесса.
2.
Сущность и структура педагогической
технологии
В
основе педагогической технологии лежит
идея полной управляемости педагогическим
процессом, его проектирование и возможность
анализа путем поэтапного воспроизведения.
Сущность педагогической технологии состоит
в том, чтобы, опираясь на постоянную обратную
связь, гарантировать достижение четко
поставленных целей. Поэтому технология
постановки целей становится важнейшим
исходным условием педагогической технологии.
Педагогическая
технология предполагает точность и предсказуемость
результата, осознание путей его достижения.
Ясно, что педагогические технологии не
могут быть чем-то принципиально иным
по сущности, чем другие технологии. Как
и любые иные, они имеют свои отраслевые
(клановые, профессиональные) особенности
и в том, какими методами и средствами
оперируют, и в том, с каким «материалом»
имеют дело.
Их
специфика проявляется и в наличии воспитательного
компонента (а отсюда их отчасти вероятностный
характер), и в необходимости учета философского,
психологического, медицинского и экологического
аспектов проблемы.
Приведем
наиболее существенные признаки педагогических
технологий:
1. Технология
разрабатывается под конкретный педагогический
замысел, в основе ее лежит определенная
методологическая, философская позиция
автора.
2. Технологическаяцепочка
педагогических действий, операций, коммуникацийвыстраивается
строго в соответствии с целевыми установками,
имеющими форму конкретного ожидаемого
результата.
3. Технология
предусматривает взаимосвязанную деятельность
учителя и учащихся (на договорной основе)
с учетом принципов индивидуализации
и дифференциации, оптимальной реализации
человеческих и технических возможностей,
диалогического общения.
4. Элементы
педагогической технологии должны, с одной
стороны, быть воспроизводимы любым учителем,
а с другой — гарантировать достижение
планируемых результатов (государственного
стандарта) всеми школьниками.
5. Органической
частью педагогической технологии являются
диагностические процедуры, содержащие
критерии, показатели и инструментарий
измерения результатов деятельности (В.В.
Пикан).
Подобно
тому, что в педагогической теории не существует
единого и устоявшегося определения педагогической
технологии, т.е. нет общепринятого понятия,
так и не существует единого мнения по
поводу сущности и структуры педагогической
технологии. Разные авторы по-своему рассматривают
данную проблему, поэтому и изучать ее
следует в соответствии с различными мнениями.
Автор данной работы рассматривает точки
зрения на проблему ведущих специалистов:
Т.А. Стефановской, Г.К. Селевко и В.А. Сластёнина.
Итак,
Г.К. Селевко (20)полагает, что педагогическая
технология в максимальной степени связана
с учебным процессом – деятельностью
ученика и учителя, её структурой, средствами,
методами и формами. Поэтому, согласно
его теории, в структуру педагогической
технологии входят:
1. Концептуальная
основа;
2. Содержательная
часть (цели обучения – общие и конкретные,
содержание учебного материала);
3. Процессуальная
часть – технологический процесс (организация
учебного процесса, методы и формы учебной
деятельности школьников, методы и формы
работы учителя, деятельность учителя
по управлению процессом усвоения материала,
диагностика учебного процесса).
Таким
образом, Г.К. Селевко разбивает структуру
педагогической технологии на 3 компонента:
концептуальную основу, содержательную часть
и процессуальную часть.
Рассмотрим
ещё одну точку зрения на сущность педагогической
технологии – это точка зрения В.А. Сластёнина.
(21). В своём учебном пособии он говорит
о том, что одним из решающих условий успешного
протекания педагогического процесса
является его конструирование, включающее
в себя анализ, диагностику, определение
прогноза и разработку проекта деятельности.
Таким образом, В.А. Сластёнин выделяет
следующие компоненты педагогической
технологии:
1. Аналитическая
деятельность (завершающаяся постановкой
диагноза).
2. Прогностическая
и проективная творческая мыслительная
деятельность.
3. Анализ,
прогноз и проект - «неразрывная» триада
при решении любой педагогической задачи.
Как
уже было сказано выше, первый компонент
в структуре - аналитическая деятельность
– должна заканчиваться постановкой педагогического
диагноза. В практической педагогике термин
«педагогический диагноз» означает оценку
общего состояния педагогического процесса
или его отдельных компонентов в процессе
обучения.
Технология
обучения педагогики в вузе Т.А. Стефановской
базируется на следующих ведущих идеях:
интеграция педагогических дисциплин;
интенсификация процесса обучения через
использование мнемосхем; диагностическая
основа и содержание учебных дисциплин,
детерминированное взаимосвязью объективных
и субъективных условий. Автор в качестве
основных компонентов педагогической
технологии выделяет:
·
целевую установку;
·
содержательный компонент;
·
собственно технологический (организационный)
компонент;
·
экспертно-оценочный компонент.