Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 15:01, доклад
В педагогике метод учебных проектов используют уже почти столетие. Основоположником считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи (1859-1952).
Метод проектов в представлении многих – сугубо американское изобретение, как ковбойские джинсы или гамбургер. Еще в 1905 году в России появилась небольшая группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого, которая пыталась активно внедрять в педагогическую практику новые образовательные методики, очень напоминающие американские проекты. . Но, в 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено.
В настоящее время этот метод опять широко используется в современных образовательных учреждениях. Можно смело утверждать, что он зарекомендовал себя, как один из творческо- познавательных методов, повышающий мотивацию учеников к изучению иностранного языка и приносящим не только пользу с точки зрения образования, но и массу удовольствия и положительных эмоций.
Поделиться… |
Существует большое
количество психических
Первые исследования неосознаваемых
процессов, проводимые в начале двадцатого
века, показали, что проблема бессознательного
очень обширна. Оказалось, что осознаваемая
человеком информация — лишь "верхушка
айсберга". Количество неосознаваемой
информации во много раз превосходит количество
осознаваемой.
В отечественной психологии неосознаваемые
психические процессы принято разделять
на три класса:
- неосознаваемые механизмы сознательных
действий,
- неосознаваемые побудители сознательных
действий,
- надсознательные процессы.
Неосознаваемые механизмы сознательных
действий делятся на три подкласса:
- неосознаваемые автоматизмы,
- неосознаваемые сопровождения сознательных
действий.
Неосознаваемые автоматизмы
Неосознаваемые автоматизмы - действия
или акты, которые совершаются без участия
сознания. Совершая такую работу, люди
говорят о "механической работе",
"о работе, при которой голова остаётся
свободной". Это состояние "свободной
головы" и означает отсутствие сознательного
контроля.
Процессы, входящие в подкласс неосознаваемых
автоматизмов, имеют двоякую природу:
- никогда до этого не осознаваемые (принципиально
не осознаваемые),
- когда-то осознаваемые, но в данный момент
происходящие автоматом (навыки).
Примеры принципиально не осознаваемых:
сосательные движения ребёнка, мигание,
конвергенция глаз, схватывание предметов,
ходьба и многое другое. Примеры навыков:
игра на музыкальных инструментах, письмо,
владение иностранным языком и бесконечное
количество иных навыков.
Стоит отметить, что психологи в структуре
сознания выделяют:
- фокус сознания (самое важное в текущий
момент времени),
- периферия сознания (осуществляется
слабый контроль сознанием),
- граница сознания (процессы находящиеся
здесь могут как выходить из поля сознания
человека, так и входить в него),
- бессознательное.
Развитые навыки обычно "балансируют"
на границе сознания. Если человек начинает
совершать много ошибок (при усталости,
например, или при усложнении деятельности),
то навык опять попадает в поле сознания,
на его периферию или даже в фокус. Навык
контролируется, совершенствуется, а потом
возвращается опять на границу сознания.
Этим и отличаются навыки от принципиально
не осознаваемых процессов, тем что они
"блуждают".
Разные примеры автоматизмов:
- бегло читая какой-либо текст, мы не задумываемся
над начертанием и значением отдельных
букв, но "сразу" воспринимаем смысл
прочитанного,
- радист, работающий с азбукой Морзе,
воспринимая звучание коротких и длинных
сигналов, совершенно свободно переводит
их в логическое сочетание букв и слов,
- заходя в тёмную комнату, рука "сама"
тянется к выключателю.
Неосознаваемое сопровождение
сознательных действий Существует
большое количество неосознаваемых процессов,
которые сопровождают действие без видимой
причины: человек, слушающий музыку, может
в такт покачивать головой или ногой; человек,
работающий ножницами, одновременно с
этим двигает челюстями; если человек
проявляет эмпатию, то его лицо приобретает
выражение лица другого человека.
К неосознаваемым сопровождениям сознательных
действий относится:
- непроизвольные движения,
- тоническое напряжение,
- мимику,
- пантомимику,
- большой класс вегетативных проявлений.
В экспериментальной психологии такого
рода проявления рассматриваются как
объективные индикаторы состояния человека.
А. Р. Лурия, например, установил, что человеку
легче контролировать внешние действия
(слова, движения) и гораздо труднее —
мышечный тонус (позу, мимику, интонацию).
На сегодняшний день разработан большой
ряд разного рода устройств, помогающих
психологам-экспериментаторам и психофизиологам
объективно оценивать состояние человека
по таким параметрам, как:
- пульс,
- частота дыхания,
- артериальное давление,
- электрическая активность мозга,
- микродвижения глаз,
- зрачковая реакция.
Существуют аппараты, называемые "детекторами
лжи". Поскольку они фиксируют неосознаваемые
процессы, поэтому считается, что их довольно
сложно обмануть. Неосознаваемые побудители
сознательных действий Существовала
целая психологическая школа, занимавшаяся
исследованием проблем установки. Дмитрий
Николаевич Узнадзе (1886-1950) создал так
называемую грузинскую школу психологии,
в которой он со своими учениками исследовал
феномены установки. Он определил установку
как готовность организма или субъекта
деятельности к совершению определённого
действия или реагирования в определённом
направлении.
Скорость и точность реагирования человека
на какой-либо раздражитель зависит от
навыка совершать определённые действия,
поэтому навык и установка — во многом
одно и то же. Однако навык проявляется
во время осуществления действия, установка
же относится к периоду, предшествующему
осуществлению действия.
Виды установки:
- моторная установка (готовность к выполнению
конкретного действия),
- умственная установка (готовность решать
интеллектуальные задачи с помощью известных
и доступных способов),
- перцептивная установка (готовность
воспринимать одно и игнорировать другое).
Установка это тоже автоматизм, только
автоматизм в мотивационной сфере человека,
это предварительная настройка организма
к выполнению тех или иных действий. В
результате целой серии экспериментов
Д. Н. Узнадзе и его сотрудники пришли к
выводу о том, что установка действительно
неосознаваема.
Проводились интересные эксперименты
с формированием у испытуемых установок
во время гипнотического сна: им внушалось,
например, что они должны спустя какое-то
время подойти к вешалке и надеть на свою
голову чужую шляпу. Когда испытуемые
это делали на самом деле, их спрашивали
о мотивах этого "странного" поступка.
Испытуемые в ответ придумывали разного
рода отговорки. Надсознательные
процессы С детства человек впитывает
разного рода ценности: что такое хорошо
и что такое плохо. Со временем к этим ценностям
добавляются собственные стратегические
соображения, которые тоже становятся
для человека морально-этическими нормами.
Школьник, например, может решить сам для
себя, что должен учиться на одни пятёрки.
Спортсмен может решить, что ему надо стать
чемпионом страны. Всякое нарушение терминальных
ценностей сопровождается неприятными,
болезненными ощущениями.
Морально-этические ценности могут напрямую
проявляться в сознании, но могут и косвенно
управлять этим сознанием человека. Субъективно
это выглядит так: сознанием, рациональным
человек приходит к такому-то выводу, ставит
перед собой такие-то цели, совершает такие-то
действия, но "душа его не на месте",
он испытывает волнение и при этом не рефлексирует
источник этого волнения.
Литература Маклаков А.
Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.
Введение
Психика возникла и формировалась как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность адаптации организмов к среде.
Психика человека — отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая активное его взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта. Психика обеспечивает избирательные контакты субъекта с действительностью в зависимости от системы его потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности. Психика — сигнальное отражение действительности: внешние признаки явлений служат для человека сигналом их значения и смысла.
Психика человека приобретает особую форму — форму сознания, порождаемую общественным способом его существования. Однако сознание не исчерпывает всей сущности психики. Наряду с ним у человека имеются и биологически сформированные психические структуры (сфера его врожденно-бессознательной деятельности), и обширная сфера прижизненно приобретенных автоматизмов (сфера подсознания).
Основные явления психики — психические процессы формирования идеальных (психических) образов и процессы психической регуляции деятельности.
Психические явления неразрывно взаимосвязаны между собой, но традиционно их подразделяют на три группы: психические процессы, психические состояния и и психические свойства личности.
Подробнее мы рассмотрим познавательные психические процессы, которые являются базовыми явлениями. К ним относят следующие процессы: ощущение, восприятие, мышление, воображение и память.
Говоря о психических процессах, мы различаем процессы познавательные, эмоциональные и можем также говорить о волевых процессах. Однако, различая мыслительные, или интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы, мы не устанавливаем этим никакого дизъюнктивного деления, аналогично тому, как это делала психология, которая делила психику, или сознание, на интеллект, чувство и волю. Один и тот же процесс может быть и, как правило, бывает и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым. Эмоциональный процесс, например, в действительности никогда не сводится к «чистой», т. е. абстрактной, эмоциональности; он всегда включает в каком-то единстве и взаимопроникновении не только эмоциональные, но и интеллектуальные моменты,— так же как интеллектуальный процесс мышления включает обычно в той или иной мере эмоциональные моменты, а не сводится к «чистой», т. е. абстрактной, изолированно взятой интеллектуальности. Речь для нас идет не о том, что эмоция находится в единстве и взаимосвязи с мышлением или мышление с эмоцией, а о том, что само мышление как реальный психический процесс уже является единством интеллектуального и эмоционального, а эмоция — единством эмоционального и интеллектуального.