Методическая работа в МБДОУ ДСКВ №2 как средство повышения профессиональной компетентности воспитателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 21:22, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: определить степень новаторства педагогов и готовность их к инновациям.
Задачи исследования:
- изучение научной литературы по проблеме методической работы по повышению педагогической компетентности педагогов;
- проведение экспериментальной работы, направленной на повышение профессиональной компетенции педагогов: инновационная деятельность в ДОУ, введение образовательных проектов в учебный процесс.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 3- 4 стр.
Глава 1. Теоретические подходы к решению проблемы повышения
профессиональной компетентности педагогов. 5-10 стр.
1.1. Методическая деятельность как специфический тип деятельности в
образовательной системе.
1.2. Методическая работа как средство достижения нового качества дошкольного образования.
Глава 2. Научно - методические основы работы с педагогами по повышению их профессиональной компетентности. 11-13 стр.
2.1. Формы работы с педагогами по повышению профессиональной компетентности.
2.2. Методы активизации педагогов при проведении методических мероприятий.
Глава 3. Экспериментальная деятельность в МБДОУ №2 по повышению профессиональной компетентности педагогов. 14-23 стр.
3.1. Изучение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности.
3.2. Введение проектной деятельности в образовательный процесс.
3.3. Анализ эффективности работы с педагогами по повышению их профессиональной компетентности.
Заключение…………………………………………………………………24 стр.
Список использованной литературы………………………………… 25 стр.

Файлы: 1 файл

дипломная работа МП13 Гасанова Т.Н..doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Работа в режиме опытно-экспериментальной работы обусловливает научно-практическую направленность образовательного процесса, где первая задача методической работы – повышение исследовательской культуры педагогов, формирование у них потребности в изменении технологии организации педагогического процесса.

Следующая задача – совершенствование у педагогов навыков и умений самостоятельной работы над литературой и педагогической документацией, повышение уровня самооценочной, аналитической, рефлексивной культуры педагогов.

Система методической работы должна учитывать положительные и отрицательные тенденции современного образования и быть ориентированной на развитие личности педагога. Развивающий эффект методической работы зависит от позиции педагогов и их включенности в деятельность и общение. Важно, чтобы воспитатель был субъектом процесса собственного учения,  а система методической работы должна стать толчком, стимулятором саморазвития, помочь каждому педагогу найти и осознать оптимальные способы саморазвития. «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением» (Адольф Дистервег).

Система методической работы ДОУ будет эффективной, если имеются возможности: кадровые, материальные, финансовые, содержательные.

На теоретическом уровне необходимы условия: социальные, организационные, кадровые, содержательные, психолого-педагогические, материальные.

Социальные условия:

  • наличие социального заказа на творческое развитие дошкольников со стороны государства, родителей, школы;
  • деловые, профессиональные и партнерские отношения ДОУ с органами управления образованием, школой.

Организационные:

  • планирование методической работы: наличие «Программы развития», годового и месячного планов;
  • организация управления (профессиональный контроль за деятельностью педагогов, участие в управлении родителей, договоры с другими образовательными и культурными учреждениями и общественными организациями).

Кадровые:

  • комплектование ДОУ высококвалифицированными педагогами и сотрудниками: поиск и включение в коллектив молодых, творчески работающих педагогов;
  • создание системы повышения квалификации и переподготовки на проблемных, тематических курсах; создание системы повышения квалификации в ДОУ; самообразование педагогов.

Содержательные:

    • изменение приоритетов общих целей обучения и воспитания;
    • создание внутри педпроцесса условий для превращения педагогов в субъектов самообразовательной деятельности;
    • обновление и совершенствование знаний в области педагогики и психологии творчества и креативности;
    • создание традиций и ритуалов ДОУ и т.д.

Психолого -  педагогические:

  • совершенствование деятельности психологической службы в ДОУ (диагностика, отслеживание результатов образовательной работы с педагогическим коллективом), оптимизация психологического климата в ДОУ;
    • постоянное поощрение администрацией самостоятельности и творчества членов коллектива.

Материальные:

    • обеспечение бюджетного финансирования в соответствии со статусом ДОУ;
    • наличие материальной базы, соответствующей современным требованиям.

Для эффективности педагогического процесса в ДОУ  необходим постоянный поиск новых, более результативных методов воспитания и обучения. При этом методическая работа выполняет главенствующую роль в создании и внедрении в практику наиболее эффективных методов. И именно  методическая работа в ДОУ является  целостной системой, основанной на достижениях науки, передового опыта, а в конечном счете направлена на достижение оптимальных результатов образования, т.е. повышение качества образования.

 

 

 

 

 

Глава 2. Научно - методические основы работы с педагогами по повышению их профессиональной компетентности.

 

2.1. Формы работы с  педагогами  по повышению профессиональной  компетентности.

Методическая работа в ДОУ строится в соответствии с планом работы с кадрами, исходя из условий и возможностей коллектива. Используются известные, широко вошедшие в практику формы: групповые (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, методические выставки, взаимопосещения, творческие микрогруппы, деловые игры и т.д.) и индивидуальные  (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, наставничество, презентация опыта  и т.д.)

Формы методической работы

 

 


Вся эта работа должна строиться на разнообразных принципах:

Принцип деятельности: заключается в становлении и развитии профессиональной компетентности педагогов в процессе субъект-субъектного взаимодействия с использованием активных методов обучения;

Принцип психологической комфортности: предполагает снятие стрессообразующих факторов, создание в ДОУ доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей гуманитарной педагогики.

Принцип вариативности: подразумевает под собой вариативность мышления педагога, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

Принцип минимакса: заключается в том, что педагогу предлагается на максимальном (творческом) уровне содержание методической работы, а усвоение теоретического материала и его практическое применение обеспечивается на уровне социально безопасного  минимума в зависимости от индивидуальных особенностей.

Согласно Принципу креативности педагог максимально ориентирован на творческое начало и приобретение собственного опыта в профессиональной деятельности.

Особую значимость в организации методической работы имеют принципы гуманистического педагогического взаимодействия:

Принцип диалогизации  - равноправное взаимодействие всех участников методической работы как в плане обмена информацией, так и межличностного взаимодействия.

Принцип проблематизации – изменение ролей и функций участников обучения: в процессе повышения квалификации актуализируется, стимулируется тенденция педагогов к личностному росту, создаются условия для самообразовательной деятельности.

Принцип индивидуализации - ориентация на индивидуальность каждого педагога, на специфичность его интересов и способностей, выстраивание адекватных методов работы индивидуальным  (личностным) особенностям, способностям и склонностям всех педагогов, соответствие региональным требованиям.

Принцип личностной ориентации – в каждом педагоге видят уникальную личность. Личностная ориентация позволяет осуществить гуманистическое и творческое влияние на процесс творческой самореализации личности.

Главным принципом методической работы является системный подход к ее построению.

Постоянная связь содержания методической работы с ходом и результатами деятельности педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования их профессионального мастерства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Экспериментальная деятельность в МБДОУ №2 по повышению профессиональной компетентности педагогов.

 

3.1. Изучение уровня готовности  педагогов к инновационной деятельности.

XXI век по праву можно считать  веком расцвета инновационных  технологий, которые активно внедряются в самые разнообразные сферы человеческой деятельности, и образование среди них закономерно становится одной из самых значительных.

 Возросшие требования к технологичности  образовательного процесса обусловлены  острой потребностью в обязательном предвидении результатов и перспектив развития. Реализация современной цели педагогического процесса – развитие личности ребенка как субъекта собственной стратегии жизни – требует от воспитателя использования в своей деятельности инновационных педагогических технологий. Поэтому проблема овладения современными технологиями организации педагогического процесса поставлена в один ряд с наиболее актуальными проблемами современного дошкольного образования.

 Что же нужно для того, чтобы подготовить внедрение инновации в ДОУ? Во-первых, необходимо дать воспитателю четкое представление о сущности предлагаемого вида деятельности, его особенностях и области применения; во-вторых, обеспечить полноценные условия для повышения профессиональной компетентности педагога. И здесь залогом успешного овладения современными технологиями образования однозначно является грамотная организация методической работы в ДОУ.

  Прежде чем обратиться к  опыту работы в данном направлении, следует отметить, что практическая  образовательная деятельность будет успешна только в том случае, если строится с опорой на методологические основы педагогической технологии, которые определены в исследованиях  В.П. Беспалько, В.И. Загвязинского, С.С. Кашлева, Д.А. Новикова, Г.К. Селевко.

В ДОУ №2 проведено исследование с целью изучения влияния методической работы на повышение профессиональной компетентности воспитателей при условиях учета актуальных потребностей воспитателей в педагогических знаниях на диагностической основе; выявления трудностей воспитателей (в теоретической подготовке и практической деятельности) и рациональной координации их работы; введения разнообразных форм и активных методов обучения воспитателей.

 Опытно-экспериментальная работа  проводилась в три взаимосвязанных  этапа:

 первый – констатирующий этап эксперимента, позволил выявить уровень профессиональной компетентности воспитателей, уровень их потребности в инновационных педагогических знаниях;

второй – формирующий этап эксперимента, был направлен на реализацию поставленной цели и задач исследования;

третий – контрольный этап эксперимента, позволил проследить динамику повышения профессиональной компетентности воспитателей, ее влияние на качество педагогического процесса в ДОУ, а также убедиться в правильности выдвинутой гипотезы.

Экспериментом были охвачены 6 воспитателей, 76 детей.

На констатирующем этапе эксперимента стояла задача определить уровень профессиональной компетентности воспитателей, а также уровень их потребности в инновационных педагогических знаниях. Профессиональная компетентность воспитателя рассматривалась как единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, характеризующей профессионализм педагога.

 На основе изучения научных  источников по данному вопросу (исследования И.Ю. Соколовой, В.А. Сластенина) были выделены критерии и показатели уровней профессиональной компетентности воспитателей с учетом ее структурных и содержательных компонентов, а также определены три уровня профессиональной компетентности (высокий, средний, низкий).

Профессиональная  компетентность воспитателей  на входе эксперимента оценивалась по таким критериям как:

знания теоретических  и практических основ, современных педагогических достижений;

аналитические и рефлексивные умения;

прогностические и проективные умения;

организаторские умения, коммуникативные умения.

Использование метода экспертных оценок с опорой на выделенные критерии позволило выявить уровень профессиональной компетентности в педагогическом коллективе ДОУ. Результаты распределились следующим образом: только 10% воспитателей обладали высоким уровнем профессиональной компетентности; 70% воспитателей имели средний уровень, и 20% воспитателей находились на низком уровне профессиональной компетентности.

Был выявлен факт недостаточного уровня развития теоретических умений воспитателей, в коррекции нуждались  такие умения как прогностические, проективные, рефлексивные, аналитические.

При анализе состояния практических умений воспитателей был отмечен низкий уровень информационных умений, а также преобладающая усредненность таких компонентов профессиональной компетентности как мобилизационные умения, умения педагогического общения и педагогической техники, творческие умения.

   Также на констатирующем  этапе эксперимента с помощью  анкетирования (на основе методики: Поздняк Л.В., Лященко Н.Н.) была изучена готовность воспитателей к инновационным изменениям и освоению современных педагогических технологий – «Оценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива», уровень знаний современных педагогических достижений. Ответы имели неоднородную структуру, но в каждом из них была выражена готовность к участию в семинарах-практикумах, работе в творческих группах по освоению новых форм и методов организации педагогического процесса.

Информация о работе Методическая работа в МБДОУ ДСКВ №2 как средство повышения профессиональной компетентности воспитателей