Методическая работа в МБДОУ ДСКВ №2 как средство повышения профессиональной компетентности воспитателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 21:22, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: определить степень новаторства педагогов и готовность их к инновациям.
Задачи исследования:
- изучение научной литературы по проблеме методической работы по повышению педагогической компетентности педагогов;
- проведение экспериментальной работы, направленной на повышение профессиональной компетенции педагогов: инновационная деятельность в ДОУ, введение образовательных проектов в учебный процесс.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………… 3- 4 стр.
Глава 1. Теоретические подходы к решению проблемы повышения
профессиональной компетентности педагогов. 5-10 стр.
1.1. Методическая деятельность как специфический тип деятельности в
образовательной системе.
1.2. Методическая работа как средство достижения нового качества дошкольного образования.
Глава 2. Научно - методические основы работы с педагогами по повышению их профессиональной компетентности. 11-13 стр.
2.1. Формы работы с педагогами по повышению профессиональной компетентности.
2.2. Методы активизации педагогов при проведении методических мероприятий.
Глава 3. Экспериментальная деятельность в МБДОУ №2 по повышению профессиональной компетентности педагогов. 14-23 стр.
3.1. Изучение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности.
3.2. Введение проектной деятельности в образовательный процесс.
3.3. Анализ эффективности работы с педагогами по повышению их профессиональной компетентности.
Заключение…………………………………………………………………24 стр.
Список использованной литературы………………………………… 25 стр.

Файлы: 1 файл

дипломная работа МП13 Гасанова Т.Н..doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Инновационная деятельность в ДОУ

 

В ДОУ проведен педагогический тренинг «Готовность к инновациям»

Результаты тренинга следующие:

 

Педагог -«новатор»

Педагог – «передовик»

Педагог - «умеренный»

Педагог - «предпоследний»

Педагог – «последний»

Педагоги с ярко выраженным новаторским духом, которые всегда первыми воспринимают новое, знакомятся с ним и считают, что новое хорошо уже потому, что оно новое;

обладают способностями к решению нестандартных задач;

они не только воспринимают новшества, осваивают их, но и сами  активно создают и разрабатывают педагогические инновации.

Первыми осуществляют практическую, экспериментальную проверку той или иной инновации в своем конкретном ДОУ. Они первыми подхватывают появившиеся в городе инновации.

«Золотая середина» - освоение новшеств осуществляется воспитателями умеренно, они не спешат, но в то же время не хотят быть среди последних. Они включаются в инновационную деятельность, когда новое будет воспринято большинством или частью коллег.

Педагоги, которые предпоследними решаются к принятию новшества. Эта категория воспринимает новое только после того, как сформируется общее положительное мнение к новому.

Педагоги, сильно связанные с традициями, со старыми консервативными формами работы.

24 %

13 %

56 %

7 %

-


 

 

Диаграмма степени новаторства педагогов ДОУ                                      

 

 

3.2. Введение проектной деятельности  в образовательный процесс.

 

  С 2012 года в ДОУ проводится работа по внедрению в практику работы с детьми и родителями инновация: образовательные проекты. Такая деятельность  позволяет осуществлять интегрированный метод обучения, направленный на личностное развитие ребенка,  развитие его познавательных и творческих способностей.

На основе анализа состояния практики был разработан и апробирован семинар-   практикум «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология».

Выбор темы семинара не случаен и объясняется возросшими требованиями к качеству дошкольного образования, технологичности образовательного процесса, острой потребностью в обязательном предвидении результатов и перспектив развития. Реализация современных целей педагогического процесса определяет использование в деятельности воспитателя инновационных педагогических  технологий, обладающих жесткой системой предписаний, гарантированно ведущих к достижению ожидаемого результата.

Метод проекта рассматривается современной наукой как одна из перспективных педагогических технологий и является циклом инновационной деятельности, имеющим соответствующие признаки, функции и структуру.

Данный факт определил тему семинара-практикума.

На сегодняшний день существует опыт применения проектного метода в практике дошкольного образования, однако данная деятельность не имеет под собой строгой научной базы.

Поэтому подготовка программы семинара-практикума была направлена на разработку адаптированной к ДОУ технологии проекта, основанной на общей методологии проекта. Это позволило избежать кардинальных корректив в перспективе и приблизиться к достижению оптимальных результатов педагогического процесса.

Семинар-практикум имел следующие цели: повысить профессиональную компетентность воспитателей; обучить воспитателей проектной деятельности; внедрить в педагогический процесс технологию проекта; стимулировать развитие интеллектуальной и творческой инициативы воспитателей.

  Тематика занятий раскрывала  в логической последовательности  содержание обучения воспитателей. Участники семинара знакомились  с теоретическими основами проектной  деятельности, определяли место метода проектов в педагогическом процессе ДОУ; изучали представленный в периодике опыт работы дошкольных учреждений по применению метода проектов в педагогическом процессе; обучались технологии проектирования на концептуальной стадии проекта и стадии конструирования. Стадия реализации проектов явилась закономерным практическим продолжением семинара, т.к. опиралась на полученные воспитателями на предыдущих занятиях знания и умения. В ДОУ на данный момент идет работа над 2-мя образовательными проектами: «Здоровье свое берегу» и «Экология – безопасность – жизнь».

В конце учебного года состоятся презентации проектов.

 Методы обучения были определены  согласно поставленным целям  и сочетали в себе как теоретическую, так и практическую (интерактивную) направленность: анализ литературы, анализ обобщенного опыта, беседа, наблюдение, постановка проблемных вопросов, обсуждение, графические методы, а также  оперативный контроль, консультирование. Особо следует отметить рефлексивный анализ и метод экспертных оценок, которые, являясь сторонами одной медали, направлены на развитие презентативных умений воспитателей.

К каждому проекту разработан пакет документации, который соответствует общим требованиям и собственной классификации, что позволяет подробно изучить спектр его характеристик, условия реализации и оценить эффективность результатов.

 

3.3. Анализ эффективности  работы с педагогами по повышению  их профессиональной компетентности.

Проведенный на выходе  исследования контрольный замер уровня компетентности воспитателей позволил проследить динамику результативности.

Обработка данных выявила позитивные изменения  общего уровня профессиональной компетентности воспитателей: высокий уровень достиг 40% против 10% на входе исследования; средний уровень претерпел количественные и качественные изменения, его показатель составил 60 %  против 70% на входе исследования; низкий уровень отсутствует.

 

 

Уровень профессиональной

компетентности педагогов на выходе исследования

 

 

Сравнительный анализ уровня профессиональной компетентности педагогов

 

Полученные результаты демонстрируют повышение уровня аналитических, прогностических, проективных и рефлексивных умений воспитателей, который приблизился за время эксперимента к современным критериям     дошкольного образования.

Зафиксирован прогресс в овладении воспитателями информационными умениями.

Такие компоненты как мобилизационные умения, умения педагогического общения и педагогической техники приобрели наряду с качественными изменениями более выраженные показатели уровней.

Особо следует отметить творческие умения, которые получили значительную динамику, по сравнению с исходными данными. Специфика семинара-практикума поставила его участников в такие условия, когда поиск решений, отличных от традиционных, был неизбежен. Аналогичное заключение можно сделать и об уровне развития прикладных умений.

Также обращает на себя внимание развитие презентативных умений воспитателей. Являясь важной составляющей профессиональной компетентности современного воспитателя, данный вид умений на входе исследования практически не был выявлен.

  Сравнительная диагностика уровня развития дошкольников по итогам    реализации проектов, проведенная проектантами, выявила положительную динамику:

повысился уровень валеологических знаний детей;

повысился уровень социальной компетентности средних и старших дошкольников;

повысился уровень экологической культуры воспитанников, особенно его отношенческий компонент;

у детей возник устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности; сформирован ряд навыков самостоятельного творческого мышления.

Кроме того, удалось вовлечь родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепить заинтересованность в сотрудничестве с детским садом; была интенсифицирована предметно-игровая среда ДОУ, пополнена методическая база.

Таким образом, данные, полученные при обработке результатов исследования, подтвердили правомерность положенной в основу гипотезы. Методическая работа в ДОУ при условии постоянного учета актуальных потребностей воспитателей в педагогических знаниях, учета трудностей воспитателей и рациональной координации их работы; введения разнообразных форм и интерактивных методов работы с воспитателями; включения инновационных педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ  будет эффективно способствовать  повышению профессиональной компетентности воспитателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Подводя итоги теоретического и опытно – экспериментального исследования, мы можем сделать следующие выводы:

 

  • методическая работа в ДОУ является одной из составных частей целостной системы непрерывного образования воспитателей.

 

  • Чтобы она была эффективной, необходимы следующие условия:

- социальные;

- организационные;

- кадровые;

- содержательные;

- психолого-педагогические;

- материальные.

 

  • Методическая работа как система в ДОУ может быть спроектирована в следующей структуре: прогнозирование    программирование    планирование      организация      регулирование     контроль       стимулирование         коррекция и анализ.

 

  • Повышение профессиональной компетентности педагогов напрямую зависит от форм методической работы и степени участия в ней педагогов.

 

  • Непременным условием повышения профессиональной компетентности педагогов является участие в инновационной деятельности в ДОУ.

 

Проведенная работа позволяет определить основные пути методической работы в ДОУ №2 с целью повышения профессионализма педагогов  и повышения качества дошкольного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. К.Ю. Белая «Методическая работа в ДОУ» - анализ, планирование, формы и методы, Москва, изд-во Творческий центр «Сфера», 2007 г.

 

  1. Л.Н. Прохорова «Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников», Москва, ООО «5 за знания», 2007 г.

 

  1. Л.Н. Прохорова «Мастер-класс по созданию творческого коллектива в ДОУ», Москва, ООО «5 за знания», 2007 г.

 

  1. Под редакцией С. Максимовой «Детский сад от А до Я» - научно-методический журнал- № 33, 2008 г. тема номера:

      тема номера: проектная деятельность детей и взрослых в дошкольном

     образовательном учреждении.

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Методическая работа в МБДОУ ДСКВ №2 как средство повышения профессиональной компетентности воспитателей