Методическая работа в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 16:19, реферат

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть методическую деятельность школы.
Задачи:
1. 1) Рассмотреть сущность деятельности педагога;
2. 2) Рассмотреть виды методической работы;
3. 3) Определить уровни и формы осуществления методической работы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………... 3 стр.
1. Определение, сущность и цель методической работы в школе……………………………………………………………..... 5 стр.
2. Структура методической работы в школе…………………..………………………………………...…9 стр.
3. Формы методической работы в школе……………………….10 стр.
Заключение………………………………………………………..25 стр.
Список литературы……………………..………………………...26стр.

Файлы: 1 файл

к-р методическая работа в школе1.docx

— 148.91 Кб (Скачать файл)

Министерство образования РФ ГОУ ВПО

Дальневосточный Государственный Гуманитарный Университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по педагогике:

 

«Методическая работа в школе»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

ОЗО ФИPиД ИЗО 4 курс

Белая Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск

2014 г.

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………... 3 стр.

1. Определение, сущность и цель методической работы в школе……………………………………………………………..... 5 стр.

2. Структура методической работы в школе…………………..………………………………………...…9 стр.

3. Формы методической работы в школе……………………….10 стр.

Заключение………………………………………………………..25 стр.

Список литературы……………………..………………………...26стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современный период российского общества, находящегося на этапе реформирования всех сфер его жизнедеятельности, предъявляет повышенные требования к человеку, к его личным и профессиональным качествам. Обеспечение этой цели во многом зависит от возможности человека реализовать свой внутренний потенциал в деятельности, адекватно востребующей его индивидуально сущностные способности.

Видом такой деятельности для педагогической сферы может выступать методическая работа, заключающая в себе мотивационно-стимулирующую, организационно-поддерживающую и творчески развивающую функции. В силу этого она может занимать доминирующую роль в личностно-профессиональном становлении педагога в образовательных учреждениях разного уровня, в том числе профессиональных. Методическая работа как  особое направление в педагогике учебных  заведений появилась в конце прошлого века, когда стала осознаваться необходимость изменения традиционных подходов к пониманию сущности методической работы, ориентированной на важные актуальные, но узко прагматические задачи профессионального роста специалиста, что значительно редуцировало ее возможности в сфере влияния на личностное становление субъектов методической работы. Не случайно методическая работа получила более широкое распространение в учреждениях инновационного типа. Вместе с тем, анализ   существующей практики показывает, что учебные заведения не готовы в полной мере использовать ее потенциал как фактора личностно-профессионального становления педагога.

Общие и специфические особенности методической работы педагога исследовались в XVII - начале XX вв.  П.Ф.Каптеревым, Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, С.Т. Шацким и др., которые задачи методической работы видели в создании методов и методик на основе знания предмета и с учетом возрастных особенностей детей. Подходы к пониманию сущности и новых форм методической  работы были раскрыты в  исследованиях Ю.К. Бабанского, С.Ж. Гончаровой, Т.Ф. Есенковой, Л.П. Ильенко, Н.В. Немовой, В.П. Симонова, Н.М. Полевиной, М.М. Поташника, Г.В. Юдаковой. Представления о внутришкольной системе методической работы как условии повышения квалификации педагогических кадров рассматриваются В.И. Гончаровой, С.В. Кульневичем, В.С. Лазаревым, В.М. Лизинским и др.

Методическая работа в образовательном учреждении – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога и коллектива в целом.

В образовательных учреждениях сложились определенные формы повышения квалификации педагогических работников, однако, между различными видами методической работы часто нет должых связей, учета конкретных интересов и потребностей учительства.

Задача руководства и методической службы школы заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и вместе с тем эффективные методы повышения педагогического мастерства.

Цель данной работы – рассмотреть методическую деятельность школы.

Задачи:

  1. 1) Рассмотреть сущность деятельности педагога;

  1. 2) Рассмотреть виды методической работы;

  1. 3) Определить уровни и формы осуществления методической работы.

 

1. Сущность и  цель методической работы в  школе.

 

Методическая деятельность в полной мере не исследовалась и не описывалаь как самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога. В педагогической литературе существуют три точки зрения на методическую деятельность.

Согласно первой точке зрения, методическая деятельность, сводится к методической работе, связанной с самообразованием педагога, работой с дидактическими средствами, повышением квалификации в предметной области. Вторая – заключается в том, что к методической относят деятельность, связанную с обучением конкретному предмету.

Исследователи, которые придерживаются третьей точки зрения, методическую деятельность представляют как совокупность относительно самостоятельных умений с четко выраженной спецификой в структуре профессионально- педагогической деятельности.

Педагоги-практики осознают специфику и важность методической деятельности. По значимости она занимает у них третье место вслед за преподаванием предмета и воспитанием. Мы рассматриваем методическую деятельность как самостоятельный вид  профессионально-педагогической деятельности. При всем многообразии методик обучения, их дифференциации, разноплановости содержания обучения различным предметам  в самых разных образовательных системах существуют общие теоритические основы выполнения, единая структура этого вида профессиональной деятельности педагога, общие основные процедуры выполнения методических разработок.

Методическая работа в школе – составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации.

Методическая работа – это постоянная и индивидуальная деятельность учителей по повышению своей научно-теоретической и методической подготовки, а также профессионального мастерства.

Методическая работа выступает необходимой организационной основой для формирования инновационной направленности инновационной среды.

Методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки при условии принципов индивидуализации и дифференциации.

Управление методической работой в школе может протекать эффективно, если ее задачи, содержание ясно представляют себе учителя.

Цель методической деятельности – обслуживание практики обучения.

Функции методической деятельности:

-аналитическая;

-проектировочная, связанная  с перспективным планированием  и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой  обучающей деятельности; - конструктивная, включающая систему действий, связанных  с планированием предстоящего  занятия (отбором, композиционным оформлением  учебной информации), представление  форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию педагога  и учащихся в процессе формирования  новых знаний и профессональных  умений и навыков;

- нормативная, способствующая  выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий  осуществления образовательного  процесса в данном типе учебного  заведения;

- исследовательская.

Методическую деятельность нельзя наблюдать непосредственно. Анализу, наблюдению поддаётся обучающая деятельность педагога. Методическая деятельность, приёмы и способы её осуществления - это сложный мыслительный процесс. Для того чтобы разделить педагогический процесс и его обеспечение: методическое, материально-техническое или организционное, - необходимо определить отличия в их предмете деятельности.

Задачи методической работы в школе можно сформулировать следующим образом:

1.формирование инновационной  направленности в деятельности  педагогического коллектива школы.

2.повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической  подготовки учителей.

3.организация работы по  изучению новых образовательных  программ, вариантов учебных планов, изменений в образовательных  государственных стандартах.

4.организация работы по  изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов.

5.обогащение новыми педагогическими  технологиями, формами и методами  обучения и воспитания.

6.оказание научно-методической  помощи учителям на диагностической  индивидуализированной и дифференцированной  основе.

7.оказание консультативной  помощи учителям в организации  педагогического самообразования.

8.повышение общего уровня  профессионально-педагогической культуры.

Объектом методической деятельности педагога является процесс формирования  знаний, умений, навыков.

Предмет методической деятельности составляют различные приёмы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета. эта деятельность проявляется опосредованно через методические продукты (результаты), созданные в ходе методического проектирования и конструирования.

Субъектами методической деятельности являются педагог или коллектив педагогов. Опыт педагога-новатора ассоциируется  с конкретным методическим приемом, который сконструирован и удачно включен в собственную методическую систему. высшими формами представления методического творчества в практике обучения являются его обобщение в различных публикациях, открытие собственных школ-семинаров преподавателей, защита научной работы по результатам исследования собственминой научно-методичекой системы.

Продуктами (результатами) методической деятельности являются: методичеки переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т.д.  Продуктами методической  деятельности пользуются учащиеся на уроках.

Таким образом, под методической деятельностью следует понимать самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отделтьному предмету или циклу учебных дисциплин.

 

 

 

 

 

 

2. Структура методической работы в школе

Высшей формой коллективной методической работы всегда был и остается педагогический совет, на котором педагоги сочетают в себе функции объекта и субъекта административного внутришкольного управления в соответствии с закрепленными за каждым из них должностными полномочиями и обязанностями. Тематика проведения педагогических советов  была актуальной и востребованной.

Методическая работа в школе осуществлялась также через работу методического совета и методических объединений. Методический совет координирует профессиональную деятельность всего педагогического коллектива школы и методических объединений в отдельности.

 

 

 

Схема структуры

 

 

 

 

 

 

3. Формы методической  работы  в школе. Формы организации методической работы в школе изменяются, обновляются в зависимости от многих факторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы

 

Содержание

1.Методический совет.

 

Повышение научно-методического уровня педагогической деятельности каждого учителя. Входят опытные учителя, руководит работой методического совета завуч. Методический совет определяет тактику и стратегию совершенствования педагогической квалификации учителей Определяет вопросы для рассмотрения на метод. объединениях, комиссиях: разрабатывает и обсуждает программы семинаров, практикумов в школе.

2.Предметное методическое объединение  учителей.

 

2.1.Включает учителей-предметников. Состав  – 4-5 преподавателей одного предмета.

2.2.Содержание работы методических  объединений многообразно. Они рассматривают вопросы:

а) по повышению уровня учебно-воспитательной работы и качества знаний;

б) внедрение передового педагогического опыта и достижений педагогической науки;

в) обсуждают наиболее трудные разделы и темы новых программ и учебников.

г) рассматривают результаты работы по ним;

д) разрабатывают и апробируют обучающие и контролирующие компьютерные программы, оценивают их эффективность и результативность;

е) подготовка тематики и виды творческих, контрольных работ для проверки знаний учащихся, обсуждение результатов контрольных работ.

2.3.Работа методического  объединения проводится по специальному  плану:

- общая характеристика  педагогической деятельности учителей  данного предмета;

- качества знаний учащихся;

- формируются цели и  задачи на новый учебный год;

- определяются основные  организационно-педагогические мероприятия;

- определяются тематика  и время проведения научно-методических  докладов;

- определяются формы и  сроки контроля за качеством  знаний, умений и навыков учащихся.

3. Единый методический день в  школе.

 

Проводится для всех педагогических работников школы один раз в четверть и служит в определенной мере промежуточным подведением итогов методической работы за четверть. В канун проведения единого методического дня выпускается специальный тематический педагогический бюллетень, оформляются выставки методических разработок, творческих работ учителей и учащихся, новой психолого-педагогической литературы.

Содержание включает:

- проведение открытых уроков  и внеклассных занятий, их развернутый  анализ и обсуждение;

- обзор новой методической  литературы;

- подведение итогов методического  дня в форме заседания круглого  стола пресс-конференции с выступлениями  отдельных учителей об итогах  работы над методическими темами, выступлениями руководителей школы  с общей оценкой и анализом  проведения единого методического  дня.

4.Проблемные семинары и практикумы.

 

Сориентированы на обеспечение единства теоретической и практической подготовки учителя. Занятия на семинарах и практикумах стимулируют самообразовательную деятельность учителей.

Содержанием работы проблемных семинаров могут стать современные педагогические теории.

Практические занятия в системе методической работы в последние годы приобретают все более активные формы: деловые, ролевые игры, игры-практикумы, организационно-деятельностные игры, различного рода тренинги.

Необходимо квалифицированное руководство, серьезной подготовительной работы для организации проблемных семинаров и практикумов.

5.Школа передового опыта.

 

Реализует в основном цели и задачи индивидуального и коллективного наставничества.

Основное назначение школы передового опыта состоит в работе опытного учителя, руководителя школы с 2-3 учителями, преподающими один предмет, которые нуждаются в методической помощи. Формирование школы проходит на добровольных началах.

Ценность этой работы состоит в ее двухсторонней эффективности. Эффективность школы передового опыта достигается также за счет того, что учителя-коллеги имеют возможность непосредственно войти в творческую лабораторию учителя-мастера.

6.Школа молодого учителя.

 

В структуре школы передового опыта как ее самостоятельное звено или как ее разновидность может быть организована работа школы молодого учителя. Общение молодых учителей под руководством опытных педагогов способствует развитию профессиональной устойчивости, творческой самореализации личности начинающего педагога.

7.Проблемные (инновационные) группы.

 

Большое признание получает деятельность проблемных (инновационных) групп. Могут возникать по инициативе руководителей школы, ученых-педагогов, так и самих учителей. Проблемная группа направляет свои усилия на изучение передового опыта, так и опыта за ее пределами.

При внимательном, заинтересованном отношении к деятельности проблемных групп со стороны руководства школы они могут сделать многое в формировании инновационной атмосферы в педагогическом коллективе школы.

Информация о работе Методическая работа в школе