Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 12:17, курсовая работа
Объектом исследования является формирование каллиграфических навыков младших школьников. Предмет: пути оптимизации работы по формированию каллиграфических навыков младших школьников.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;
рассмотреть и оценить состояние разработанности психофизиологических, педагогических и гигиенических основ усвоения каллиграфических навыков младшими школьниками;
Введение …………………………………………………………………………………………………………………………… 01 Глава 1. Психофизиологические, педагогические и гигиени
ческие основы обучения письму …………………………………………………………… 02
1. 1. Психофизиологические особенности формирования
графических навыков письма …………………………………………………………… 03
1. 2. Педагогические принципы обучения письму …………………… 04
1. 3. Гигиенические условия письма ………………………………………………… 05
Глава 2. Методические аспекты проблемы формирования
каллиграфических навыков младших школьников ……………………… 06
2. 1. Некоторые сведения из истории чистописания …………… 07
2. 2. Цели и задачи обучения чистописанию ……………………………… 08
2. 3. Методические приемы обучения каллиграфическим
навыкам письма …………………………………………………………………………………………… 09
2. 4. Основы формирования графического навыка младших
школьников ……………………………………………………………………………………………………… 10
2. 5. Система работ по формированию графических навы
ков младших школьников ……………………………………………………………………… 11
2. 6. Анализ графических ошибок при письме. Причины,
способы их предупреждения и исправления ………………………… 12
Глава 3. Состояние реализации вопроса в практике ………………… 13 3. 1. Анализ УМК по данной проблеме ……………………………………………… 14
3. 2. Пути оптимизации каллиграфических навыков в
начальной школе ………………………………………………………………………………………… 15
Заключение ……………………………………………………………………………………………………………………… 16 Библиография ………………………………………………………………………
Введение ………………………………………………………………………………
ческие основы обучения письму ……………………………………………………………
02
1. 1. Психофизиологические особенности
формирования
графических навыков письма ……………………………………………………………
03
1. 2. Педагогические принципы обучения
письму …………………… 04
1. 3. Гигиенические условия письма …………………………………………………
05
Глава 2. Методические аспекты проблемы
формирования
каллиграфических навыков младших школьников
……………………… 06
2. 1. Некоторые сведения из истории чистописания
…………… 07
2. 2. Цели и задачи обучения чистописанию
……………………………… 08
2. 3. Методические приемы обучения каллиграфическим
навыкам письма ………………………………………………………………………………
2. 4. Основы формирования графического
навыка младших
школьников ………………………………………………………………………………
2. 5. Система работ по формированию графических
навы
ков младших школьников ………………………………………………………………………
11
2. 6. Анализ графических ошибок при письме.
Причины,
способы их предупреждения и исправления
………………………… 12
Глава 3. Состояние реализации
вопроса в практике ………………… 13 3. 1. Анализ
УМК по данной проблеме ………………………………………………
14
3. 2. Пути оптимизации каллиграфических
навыков в
начальной школе ………………………………………………………………………………
Заключение ………………………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Все мы с детства помним о “минутках чистописания”в начальной школе. В некоторых школах чистописание является предметом школьного преподавания обучение красивому четкому письму.
Каллиграфия –это искусство писать четким, красивым почерком. Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым днем все больше и больше убеждается в том, что у большинства из них, как и у большинства из нас, далеко не каллиграфический почерк. Что случилось с почерком, почему так много ошибок, почему обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе–эти вопросы все больше и больше волнуют учителей и родителей. Количество детей с трудностями обучения письму и нарушениями письма, действительно, увеличивается с каждым годом и по самым общим подсчетам составляет 25-30% причем это дети, имеющие непроходящие трудности обучения. Исследование методов Безруких М. М. и Хохлова Т. Е. показали, что многие трудности не заканчиваются в начальной школе, а лишь модифицируются и сохраняются зачатую вплоть до окончания школы. Причины для возникновения этих трудностей предостаточно: и чисто педагогические и медицинские, и физиологические, а системы коррекции нет. Учитель часто просто“не видит”, как и когда начинаются многие трудности, еще чаще –пытается скорректировать не причину, а результат, и нередко, затратив много сил (своих и ученика), не добивается желаемого результата. Еще чаще жесткость требований, недостаточное знание и учет возможностей ученика, неправильная тактика педагогической работы и работы дома приводят к серьезным отклонениям в состоянии здоровья ребенка.
Для того, чтобы разобраться в причинах трудностей обучения письму и понять, как помочь ученику, необходимо знать, что представляет собой процесс письма, чем отличается письмо при сформированном навыке от письма на разных этапах его формирования, какое влияние может оказать на процесс формирования навыка письма развитие ребенка, его возрастные особенности, состояние здоровья, методика обучения, тактика учителя и другие факторы [9, с. 10].
Проблема обучения письму была и остается актуальной до сегодняшнего дня. Этой проблемой занимаются педагоги, физиологи, учителя, методисты. Их исследования печатаются на страницах книг, газет, журналов. Эта проблема заинтересовала и нас.
Практическая значимость и актуальность данной проблемы для постановки методически грамотного обучения и определения выбор темы дипломной работы“Формирование каллиграфических навыков младших школьников (состояние, проблемы и пути оптимизации)”. Решение этой проблемы является целью моего исследования. Цель: определить оптимизации работы по формированию каллиграфических навыков младших школьников.
Объектом исследования является
формирование каллиграфических навыков
младших школьников. Предмет: пути оптимизации
работы по формированию каллиграфических
навыков младших школьников.
В ходе исследования были поставлены следующие
задачи:
проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;
рассмотреть и оценить состояние разработанности психофизиологических, педагогических и гигиенических основ усвоения каллиграфических навыков младшими школьниками;
выяснить и оценить современное раскрытие формирования каллиграфических навыков в методической науке;
рассмотреть методику работы
по формированию каллиграфических навыков
младших школьников на примере традиционных
и альтернативных методик обучения письму;
проанализировать типичные причины графических
ошибок при овладении каллиграфическими
навыками, предложить способы их предупреждения
и исправления;
проанализировать УМК по данной проблеме;
проанализировать состояние вопроса в практике и предложить пути оптимизации работы по формированию каллиграфических навыков в начальной школе.
В связи с проблемой исследования выдвигается гипотеза: процесс формирования каллиграфических навыков младших школьников будет успешным, если педагог:
знает психолого-физиологические особенности формирования графических навыков письма, гигиенические условия письма;
осознает важность педагогических принципов обучения письму; имеет представление об исторических методах обучения чистописанию; знает различные системы работ по формированию каллиграфических навыков; выбирает эффективные приемы обучения каллиграфическим навыкам; анализирует графические ошибки детей при письме и на этой основе намечает способы их предупреждения и исправления.
В работе используются следующие
методы исследования: теоретические: анализ
психолого-педагогической и методической
литературы, обобщение результатов экспериментальной
работы; практические: наблюдение, формирующий
эксперимент, контрольный срез. Базой
исследования послужила абаканская средняя
общеобразовательная школа №11, 2б класс.
ГЛАВА 1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
И
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ
1. 1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ФОРМИРОВАНИЯ
ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПИСЬМА
Вопрос о том, как учить ребенка писать, имеет несколько аспектов: чисто педагогический – методика и тактика работы учителя;
гигиенический, предусматривающий наиболее рациональное нормирование самого процесса и письма;
психофизиологический, являющийся
основой и для рационального построения
методики и для гигиенического нормирования.
Рассмотрим подробнее этот аспект.
В отличие от устных форм речевой деятельности, которыми человек может овладеть и вне обучения (конечно, до определенного уровня), писать нужно учиться. Причем процесс этот длительный и непростой.
Известный ученый психолог А. Р. Лурия отмечал, что “процесс письма с полным основанием относится психологией к наиболее сложным, осознанным формам речевой деятельности” [49, с. 5].
Для того, чтобы правильно обучать учащихся чистописанию, надо знать, как у учащихся формируются графические навыки письма, как складывается почерк и каковы наилучшие условия формирования этих навыков.
Они вырабатываются в процессе длительных упражнений. К навыкам, например, относятся чтение, вычислительные навыки, навыки чтения, рисования, речь, вязание и так далее.
Графические навыки письма относятся к сенсорным навыкам человека. Но, в отличие от большинства сенсорных навыков, которые включаются либо в трудовую деятельность (шитье, навыки выпиливания, работы с каким-то инструментом), либо в спортивную деятельность (катание на коньках, танцы, игры в мяч и так далее), графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи. В этом специфика и сложность их формирования. Они формируются не изолированно, а совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи. На высшем уровне сформированности процесса письма орфографическая и каллиграфическая стороны его не осознаются или очень мало осознаются. Основное внимание человека направлено на то, как выразить мысль в словах. Это не значит, что на высшем уровне владения письменной речью невозможно проследить за движением ручки в процессе письма. Переключение внимания на движение руки в процессе письма вполне возможно (даже если у человека уже выработан почерк), но обычно следить за движениями руки в процессе письма нет никакой необходимости. Сам процесс написания слов осуществляется легко и быстро, как ходьба физически здорового человека. Почерк –это очень устойчивое индивидуальное образование. По почерку, как известно, возможна идентификация личности человека.
Эта устойчивость почерка человека с точки зрения физиологии объясняются как выработка стереотипных условно-рефлекторных связей, динамических стереотипов (по И. П. Павлову).
Процесс письма очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности человека. Письмо, как по памяти, так и под диктовку, связано с различными анатомо-физиологическими структурами мозга. Как показал ряд работ (Р. Е. Левиной, Ж. И. Шиф, С. М. Блинкова, А. Р. Лурия и другие), нарушения некоторых областей коры головного мозга ведут к различным расстройствам письма и письменной речи. Изучение характера этих нарушений дало возможность рассматривать различные участки коры головного мозга в связи с разными видами письменной речи. Височные области левого полушария головного мозга связаны со слуховым анализом в процессе письма: их поражение больше всего вызывает нарушение процесса письма, осуществляемого по слуху, но мало сказывается при списывании. Заднецентральные области левого полушария, синтезирующие кинетические ощущения, также связаны с процессами письма–именно управлением движений через артикуляционные системы речи. Затылочно-теменная область связана со зрительной организацией процесса письма. Ее поражение ведет к пространственным нарушениям процесса письма. Соблюдение чередования и последовательности наружной повторности букв связано с премоторной областью коры и сохранением моторного образа слова. Левые лобные доли– моторный центр речи –больше всего связаны с сохранностью замысла при письме. Их поражение вызывает невозможность последовательного письма.
Т. О. , процесс письма связан с длительность всех участков коры головного мозга, хотя их роль в различных видах письма не одинакова.
К школьному возрасту у ребенка еще не все участки коры головного мозга морфологически и функционально развиты, особенно лобные доли коры. Для формирования навыка требуется, чтобы обучающийся был подготовлен к обучению этому навыку. При этом любой навык имеет свои специфические сферы, которые должны быть в состоянии готовности к моменту формирования навыка. Иногда он может образоваться только на базе уже значительно сформировавшегося другого навыка.
Очень важно для овладения навыками письма развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются у ребенка постепенно в течении всего дошкольного периода. Если захватывание предметов– шарика, кубика –формируется у ребенка примерно к 15 месяцам, то держание карандаша в руке, ложки при еде требует более сложных координаций. Так, Т. С. Кмарова пишет, “что, хотя движения руки ребенка к трем годам уже значительно развиты, орудийными действиями с карандашом и кистью дети, как правило, еще не владеют”. Если эти навыки не отрабатываются, дети и в шесть лет не владеют ими: держат карандаш всеми пальцами, сильно сживают его. Развитие пальцев и кисти достигается правильно организованным рисованием, лепкой, конструированием, что в дальнейшем очень поможет детям в овладении навыками письма. Методистом Е. Н. Соколовой исследовались движения пальцев у детей 4-7 лет в связи с изучением возможности подготовки к формированию навыка письма. Обнаружилось, что детям этого возраста легче осуществлять сгибание и разгибание большого и указательного пальцев и труднее–вращательные движения этих пальцев. При этом движения пальцев, особенно вращательные, в большинстве случаев (даже у детей 6-7 лет) сопровождаются движениями губ и языка. Этот факт говорит о том, что организация движений на высшем уровне корковой регуляции, видимо, еще недостаточно дифференцирована: движения пальцев и речедвигательного аппарата неразрывно связаны. Развитие движений пальцев руки, по-видимому, задерживается даже при интенсивных упражнениях, так как к моменту поступления ребенка в школу еще не закончено окостенение пальцев кисти.
В раннем и дошкольном возрасте происходит и накопление опыта движений, развитие двигательного контроля, которое так характеризуется физиологом Е. В. Гирьяновым. В преддошкольном возрасте наблюдаются первые движения с карандашом на основании двигательной импульсации: большие размашистые движения, еще нет попытки зрительной регуляции движений. В дошкольном возрасте при формировании движений и двигательных навыков очень велика роль подражания, роль словесного объяснения (данные А. В. Запорожца). При недостаточности указанных приемов дети могут при усвоении движений ориентироваться на мускульные ощущения, получаемые с помощью ведения руки взрослыми (И. С. Комарова).
По данным Е. Н. Соколовой, у детей 4-5 лет изображение прямой черты, овала сопровождается дрожанием пальцев кисти, так что в результате прямые черты получаются изогнутыми, овал– зигзагообразным и не всегда замкнутым: ____________. К 6 годам движения руки при письме букв и их элементов уверенные, однако остаточный тремор при переходе от письма прямой черты к закруглению еще вполне возможен у многих дутей.
Исследования Д. Б. Эльконина, Л. Ф. Ткачевой, Л. В. Журовой и других показали, что фонематический слух ребенка к 6 годам достаточно развит и готов к слуховому анализу и синтезу; артикуляционная система у большинства детей тоже вполне подготовлена к произнесению звуков речи, что очень важно для начала обучения не только устной речи, но и письму.
Формирование графических навыков письма начинается задолго до поступления ребенка в школу. В преддошкольном возрасте (приблизительно до 3 лет) дети берут в руки карандаш или ручку и чертят на бумаге прямые линии или замкнутые каракули, еще не контролируя, не направляя зрением свою руку. Позднее начинает включаться зрительный контроль–ребенок что-то рисует (домик, солнце, дерево и другое), пишет карандашем отдельные печатные буквы. Занятия лепкой, конструированием, поделками из бумаги и другое развивают руку, пальцы и глаз ребенка. Эти интересные для детей занятия также подготавливают руку и глаз ребенка к процессу письма– развивают мелкие мышцы руки, учат видеть форму и воспроизводить ее. Т. О. , к моменту поступления детей в школу, глаз и рука ребенка в какой-то мере уже готовы к О2письму. Однако движения, совершаемые в процессе письма, не могут быть воспроизведены ни в рисовании, ни в лепке (наиболее близкие к письму виды деятельности). Процесс письма вовлекает в работу другие движения пальцев, зрительное восприятие тоже подчинено иным целям, чем в изобразительной деятельности.
В практике подчас имеет место и нежелательный перенос некоторых приемов, усвоенных в дошкольном периоде при рисовании. Например, приемы держания карандаша переносятся на положение ручки в руке при письме, а они не совсем совпадают. Привычка рисования прямых линий (домика, дерева, забора и так далее) приводит у некоторых детей к тому, что требование письма“на себя”при наклонном положении бумаги пишется перпендикулярно линии строки. Конечно, не у всех детей одинаково влияние прошлого опыта. Однако требуются специальные приемы по преодолению этой привычки. Больше всего необходимы упражнения в самом письме.