Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 12:17, курсовая работа
Объектом исследования является формирование каллиграфических навыков младших школьников. Предмет: пути оптимизации работы по формированию каллиграфических навыков младших школьников.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;
рассмотреть и оценить состояние разработанности психофизиологических, педагогических и гигиенических основ усвоения каллиграфических навыков младшими школьниками;
Введение …………………………………………………………………………………………………………………………… 01 Глава 1. Психофизиологические, педагогические и гигиени
ческие основы обучения письму …………………………………………………………… 02
1. 1. Психофизиологические особенности формирования
графических навыков письма …………………………………………………………… 03
1. 2. Педагогические принципы обучения письму …………………… 04
1. 3. Гигиенические условия письма ………………………………………………… 05
Глава 2. Методические аспекты проблемы формирования
каллиграфических навыков младших школьников ……………………… 06
2. 1. Некоторые сведения из истории чистописания …………… 07
2. 2. Цели и задачи обучения чистописанию ……………………………… 08
2. 3. Методические приемы обучения каллиграфическим
навыкам письма …………………………………………………………………………………………… 09
2. 4. Основы формирования графического навыка младших
школьников ……………………………………………………………………………………………………… 10
2. 5. Система работ по формированию графических навы
ков младших школьников ……………………………………………………………………… 11
2. 6. Анализ графических ошибок при письме. Причины,
способы их предупреждения и исправления ………………………… 12
Глава 3. Состояние реализации вопроса в практике ………………… 13 3. 1. Анализ УМК по данной проблеме ……………………………………………… 14
3. 2. Пути оптимизации каллиграфических навыков в
начальной школе ………………………………………………………………………………………… 15
Заключение ……………………………………………………………………………………………………………………… 16 Библиография ………………………………………………………………………
Закрепление гигиенических навыков письма: правильной посадки, положения тетрадей, ручки и других.
Письмо наиболее простой по
форме группы букв с часто повторяющимися
элементами движений руки типа __, __, __,
__, ; __, __, __ и так по порядку. Письмо строчных
и заглавных букв по группам в порядке
усложнения их начертания. Упражнения
в безотрывных соединениях букв типа ____,
____, ____, ____, ____, ____, ____, ____, ____ и так по порядку.
III класс.
Дальнейшее закрепление гигиенических
навыков письма. Упражнения по переводу
детей на письмо по одной линейке (усвоение
новой высоты, ширины букв). Письмо трудных
для учащихся заглавных и строчных букв
и их соединений типа ____, ____, ____, ____, ____,
____, ____ и других; __, __, __, __, __, __, __, __, __ и других;
__, __, __, __, __, __, __, __, __, __, __ и других. Упражнения
в безотрывных соединениях букв типа:
____, ____, ____, ____, ____, ____, ____, ____, ____
и других.
Связное, ритмичное письмо слов и предложений.
IV класс.
Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений (по группам) в словах, предложениях, небольших текстах. Упражнения в развитии ритмичности, плавности движения руки типа:
____, ____, ____, ____ и других, для
выработки навыка письма в
ускоренном темпе. Работа по устранению
графических недочетов в
Программа для начальной школы Н. Г. Агарковой.
Предлагаемая программа представляет
собой новую универсальную развивающую
систему обучения первоначальному письму
и формирования у ребенка элементарного
графического навыка. Она может быть использована
к любому букварю и азбуке, так как в учебных
пособиях по письму изменяется лишь словарное
содержание и последовательность изучения
прописных букв в соответствии с порядком
усвоения звуков–фонем по чтению. Кроме
того, продолжительность овладения первоначальным
письмом, то есть количество часов, отводимое
на изучение каждой буквы, будет зависеть
от срока обучения младшего школьника
в начальной школе: 3 или 4 года. Содержание
самой системы остается относительно
постоянной.
Программа.
Обучение первоначальному письму.
I класс.
Период обучения первоначальному
письму состоит из 3-х этапов: подготовительного
(элементного);
основного (буквенного)
заключительного (послебуквенного).
Количество часов, отводимых на каждый из перечисленных этапов (см. Приложение 8, таблица 1).
В процессе отработки начертания всех букв на заключительном этапе используются группы буквенных знаков, образованные на основе логического принципа их объединения (см. Приложение 10, таблица 3).
Формирование графического навыка и каллиграфического почерка. I-III классы II-IV классы
Автоматизированность навыка письма и индивидуальный почерк учащегося формируются на протяжении последующего периода обучения его в начальных и средних классах школы.
В начальной школе каллиграфические занятия проводятся три раза в неделю по 15 минут на уроках русского языка–всего 45 минут в неделю (см. Приложение 9, таблица 2). Оценка по каллиграфии выставляется отдельно от оценки по русскому языку.
Основой для разработки каллиграфических заданий является логический принцип группировки письменных букв, а именно: буквы изучаются по определенным группам и в заданной последовательности (см. Приложение 10, таблица 3). Перед изучение букв группы дети овладевают начертанием основного элемента этой группы в различных его вариантах по размеру и пространственному положению. Подгруппы букв, планируемые для каждого занятия, выделяются на основе переменных свойств формы основного элемента: размер, количества и пространственного положения. На протяжении всего периода обучения в начальных классах совершенствуется каллиграфическое качество письма: вырабатывается идентичность и устойчивость в воспроизведении букв и их соединений, в почерке учащихся появляются индивидуальные черты–округлость, угловатость, тяготение к более прямому или более наклонному письму.
Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина (“Прописи” составлены Н. Г. Агарковой). Основная цель обучения шестилетних школьников первоначальному письму –формирование элементарного графического навыка. Освоение графики связано с развитием пространственных представлений, совершенствование мелкой моторики, отработкой ритмичности, плавности движения руки. Помимо этих традиционных задач подготовки к чистописанию, данная методическая система, ориентированная на концепцию развивающего обучения, включает в формирование графического навыка освоение и использование детьми ряда мыслительных операций: анализа–синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Основу методики составляют принципы одновариантного начертания и поэлементного изучения букв, реализуемое с помощью новых методических приемов: аналитического восприятия и практического конструирования буквенных знаков.
Впервые совокупность письменных букв русского алфавита структурирована в виде графической системы, основу которой составляют 8 постоянных структурных единиц, отличающихся по относительно законченной форме. Форма каждого элемента является постоянной, а размер, пространственная ориентация и количество элементов– переменными свойствами графической системы письменных букв. Для того, чтобы преодолеть типичные для традиционного обучения трудности, связанные с переносом зрительно вычленяемых элементов в двигательное звено письма и обеспечить плавность и безотрывность воспроизведения букв и их соединений, в данной методике предлагается двойная система эталонов: зрительные и двигательные элементы букв. Зрительные элементы используются на уровне первичного зрительного изучения буквы при ее анализе, синтезе, сравнении, конструировании и реконструкции.
На основе двигательных элементов построен алгоритм действий ученика при отработке начертания буквы в тетради–прописи, а именно: на рисунке двигательных элементов, выполненных с помощью пунктирных линий, даны точки со штрихами, которые указывают на начало и последовательность начертания этих элементов в букве, а также места их соединения. Используются два типа точек: черная точка со штрихом обслуживает первоначальный этап усвоения технологии начертания букв, показывая места соединений двигательных элементов в букве и направление движения руки при их написании, в то время, как красная точка со штрихом регулируют процесс усвоения техники соединения букв и сохраняет свою сигнальную функцию на разных этапах обучения письму.
Избежать излишнего утомления при письме помогает прием тактирования, формирующий у ребенка умение чередовать напряжение руки с расслаблением. Так организованное усвоение правил поэлементно-целостного письма обеспечивает переход к безотрывному письму на последующих этапах выработки автоматизированности графического навыка и каллиграфического индивидуального почерка каждого ученика.
На первоначальном этапе овладения письмом, когда дети умеют писать весьма ограниченное число букв, рекомендуется использовать вписывание букв в графическую модель заданного слова, имитируя процесс его целостного воспроизведения.
Таким образом, в тетрадях-прописях даны логически упражнения, при выполнении которых дети учатся анализировать, сравнивать, объединять буквы на основе выделения в них общих и отличительных признаков. Такие задания способствуют повторению и систематизации изученного графического материала и одновременно развивают мышление ребенка.
Отдельно выделяется в программе Д. В. Эльконина каллиграфия. Подготовительный период 30 часов.
Формирование умения правильно
сидеть за партой и пользоваться письменными
принадлежностями (держать ручку, наклонно
располагать тетрадь на столе во время
письма). Знакомство с основными элементами
графической системы и отработка их начертания.
Знакомство с направлениями руки во время
письма (сверху вниз, снизу вверх, слева
на право, справа на лево). Формирование
понятия о прямой (горизонтальной, вертикальной,
наклонной) и полуовальной линиях, умения
ориентироваться на пространстве листа
(в тетради-прописи) и на пространстве
классной доски. Развитие мелких движений
руки при копировании и штриховке рисунков-бордюров
(см. Приложения 7, 8).
Основной период – 88 часов.
Формирование четко дифференцированных зрительно-двигательных образцов всех письменных букв (работа по усвоению письменной буквы включает в себя анализ, конструирование, реконструирование, сравнение буквы с другими буквенными знаками).
Освоение стабильного, одновариантного начертания букв и установленных способов их соединений. Отработка безотрывного начертания букв и буквенных комплексов в два знака, где реализуется средне-плавное соединение. Автоматизация действия письма. Умение при письме устойчиво удерживать угол наклона, ширину и высоту воспроизводимых букв. Формирование приема аналитического восприятия как отдельных буквенных знаков, так и их комплексов.
Звукобуквенный анализ слов
и предложений с последующей их записью
в тетради-прописи.
Заключительный период – 22 часа.
Повторение и отработка начертания тех букв и сочетаний, которые наиболее трудны для 6-и летних учеников каждого конкретного класса. Выполнение логических упражнений на группировку букв по общности того или иного графического элемента.
Обучение русскому языку, а значит и каллиграфии, во II и последующих классах 4-х летней начальной школы рекомендуется проводить по программе В. В. Репкина, в основу которой положены идеи и методические рекомендации Д. Б. Эльконина. Близость психолого-педагогических и лингвистических оснований курса, разработанного группой В. В. Репкина, и“Букваря”Д. Б. Эльконина открывает возможность в поной мере использовать результаты развивающего обучения, достигнутые к концу I класса, в дальнейшей работе с детьми.
Учебно-методический комплект для первого класса (1-4) под общей редакцией Н. Ф. Виноградова.
Грамота. Учебник и рабочие тетради. Интегрированный курс обучения грамоте, письму и математики. Изучается в первом полугодии учебного года. Этот новый для школы учебный предмет строится как своеобразный курс формирования умения учиться, он специально направлен на развитие мышления и речи, языковой и математической грамотности. При этом успешно решается задача формирования умений читать, писать и математических навыков. Особенностью данного курса является значительно увеличенный подготовительный период, обеспечивающий мягкую адаптацию ребенка к школьному обучению, последовательное введение в языковую и математическую действительность, постепенную подготовку руки ребенка к письму (от печатания и письма элементов букв к письму слов и предложений). Разработчики курса: Л. Е. Журова, М. М. Безруких, В. Н. Рудницкая, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова, Е. Э. Кочурова.
Чтение и письмо. Учебники и рабочие тетради. Интегрированный курс чтения, русского языка и письма. Изучается после курса“Грамота”во втором полугодие учебного года. Овладение чтением, устным и письменный русским языком, а также развитие речи осуществляется на основе текстов художественных произведений. Особое внимание уделено продолжению работы по формированию учебной деятельности школьников. Задания, включенные в учебник и рабочие тетради, развивают звуковую культуру, восприятие и мышление, расширяют лингвистически представления учащихся. Разработчики: А. О. Евдокимова, Л. А. Ефросинина, М. М. Безруких, М. Н. Кузнецова.
Учебно-методический комплект для обучения грамоте по системе Л. В. Занкова (“Прописи” под ред. Нечаевой). В “Прописях”дети учатся безотрывному и отрывному письму, построенному на осознании ими следующих моментов: все буквы алфавита составлены из небольшого набора элементов, которые пишутся сверху, с середины и снизу строки. Эти элементы соединяются в буквы также верхним, средним и нижним соединением в зависимости от следующего элемента. По этому же принципу буквы соединяются в слове. В “Прописях”широко представлены коррекционно-развивающие задания по развитию психофизиологических функций, которые лежат в основе процедур чтения и письма. Это еще один способ косвенного пути формирования этих общеучебных навыков. Выделяются 5 типов заданий такого рода. Все они многофункциональны. При выполнении всех заданий “Прописей”от детей требуется активная самостоятельная деятельность, опирающаяся на важнейшие для чтения и письма умственные операции– анализ, синтез, и обобщение. В конце каждой части “Прописей” введены работы “Проверь себя”. Их цель –установить уровень относительной успешности школьника в обучении (то есть по отношению к собственным предыдущим достижениям) и построение дальнейшей стратегии обучения в соответствии с возможностями каждого ребенка. Это инструмент для выяснения меры трудности при реализации дидактического принципа обучение на высоком уровне трудности.
Таким образом, во все задания авторы стремились вложить развивающий, воспитывающий и образовательный смысл.
“Прописи” авторов В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько. С первых дней подготовительного периода (до письма букв) дети начинают работать в“Прописи 1”, где они знакомятся с рабочей строкой и междустрочным пространством. Сначала дети обследуют рабочую строку и междустрочное пространство, затем вместе с учителем делают выводы о них.
Во время урока предусмотрены упражнения для расслабления мышц, изменения позы. Все уроки строятся в занимательной форме, так как при обучении письму первоклассников должен быть постепенный переход от игры к учебе. На уроках используются много стихотворений и загадок.
Проанализировав УМК по данной
проблеме можно сделать вывод, что не во
всех программах уделяется особое место
каллиграфии. Наиболее выигрышной в этом
плане является программа для начальной
школы Н. Г. Агарковой“Письмо. Графический
навык. Каллиграфический почерк”. Она
направлена не только на обучение первоначальному
письму, но и на формирования у ребенка
графических навыков. Даже если класс
обучается по одной из любы программ учителем
могут быть взяты элементы и из других
программ, для лучшего формирования каллиграфических
умений и навыков у учащихся своего класса.
3. 2. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ
НАВЫКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (по данным эксперимента)