Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 12:17, курсовая работа
Объектом исследования является формирование каллиграфических навыков младших школьников. Предмет: пути оптимизации работы по формированию каллиграфических навыков младших школьников.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;
рассмотреть и оценить состояние разработанности психофизиологических, педагогических и гигиенических основ усвоения каллиграфических навыков младшими школьниками;
Введение …………………………………………………………………………………………………………………………… 01 Глава 1. Психофизиологические, педагогические и гигиени
ческие основы обучения письму …………………………………………………………… 02
1. 1. Психофизиологические особенности формирования
графических навыков письма …………………………………………………………… 03
1. 2. Педагогические принципы обучения письму …………………… 04
1. 3. Гигиенические условия письма ………………………………………………… 05
Глава 2. Методические аспекты проблемы формирования
каллиграфических навыков младших школьников ……………………… 06
2. 1. Некоторые сведения из истории чистописания …………… 07
2. 2. Цели и задачи обучения чистописанию ……………………………… 08
2. 3. Методические приемы обучения каллиграфическим
навыкам письма …………………………………………………………………………………………… 09
2. 4. Основы формирования графического навыка младших
школьников ……………………………………………………………………………………………………… 10
2. 5. Система работ по формированию графических навы
ков младших школьников ……………………………………………………………………… 11
2. 6. Анализ графических ошибок при письме. Причины,
способы их предупреждения и исправления ………………………… 12
Глава 3. Состояние реализации вопроса в практике ………………… 13 3. 1. Анализ УМК по данной проблеме ……………………………………………… 14
3. 2. Пути оптимизации каллиграфических навыков в
начальной школе ………………………………………………………………………………………… 15
Заключение ……………………………………………………………………………………………………………………… 16 Библиография ………………………………………………………………………
Образцы письма вслепую иллюстрируют следующие трудности в письме учащихся: 1) несформированность зрительно-двигательных образов буквенных знаков; 2) неумение писать буквы связно, то есть на основе двигательных элементов и по определенному алгоритму; 3) невыполнение алгоритма трех видов соединения букв в словах. Если трудности преодолены в период обучения первоначальному письму, то у учащихся для выработки автоматизированности графического навыка имеется необходимая основа.
В конце первого годаобучения школьник должен уметь безотрывно воспроизводить все письменные буквы и точно знать начало (соединительную точку) и направление движения руки при написании каждой из них, знать и использовать три вида соединений букв. Во 2-м классеон овладевает умением, а затем и навыком безотрывного письма графических комплексов в два буквенных знака. В 3-м классе безотрывность письма должна равняться примерно двум-трем, в 4-м классетрем-четырем буквам. Но главное в этом критерии заключается не столько в количестве букв, написанных безотрывно, сколько в овладении учеником технологией“связывания”их в комплексы, то есть у него должно сформироваться умение делать остановки-упоры ручкой или отрыва в строго определенных местах, то есть в соединительных точках, синхронно чередуя напряжение руки с расслаблением и передвигая ее вправо.
Следующим показателем сформированности графического навыка является скорость письма, который проявляется в количестве знаков, написанных учеником в связном тексте за единицу времени, чаще всего за минуту. Увеличение скорости свидетельствует о том, что мелкие, разрозненные акты письма, объединяясь, превращаются в единый процесс целостного воспроизведения сложных буквенных сочетаний, и письмо протекает легко, без особых затрат нервных и физических сил. Для измерения скорости письмаучитель предлагает ученику написать предложение или небольшой текст, а сам фиксирует на секундомере затраченное время. Скорость письма выразится в среднеарифметическом количестве букв, воспроизведенных учащимся за 1 минуту. Изучение скорости письма можно проводить со всем классом, например, таким образом: дети представляют, что они спортсмены, и выполняют команды. “На старт” - принимают правильную позу, берут ручку; “внимание” - проводят в начале строки вертикальную черту, фиксирующую начало задания: “марш” - начинают писать предложение, учитель нажимает на кнопку секундомера; “стоп”- учитель останавливает секундомер, ученики отрывают ручку от бумаги и ставят руку на локоть. Так делается две-три пробы, и затем подсчитывается среднеарифметическое число букв, написанных за минуту.
Результаты при первой установке дают представление о возможностях каллиграфического качества письма. Затем можно сравнить и увидеть, как оно изменяется в условиях ускоренного (вторая установка) и очень скоро (третья установка) письма.
Соотношение качества и скорости письма выражается в следующих вариантах. С увеличением скорости письма изменяется его качество: 1) резко ухудшается; 2) остается прежним или даже 3)улучшается. Ясно, что второй и третий варианты соотношения скорости и каллиграфического качества письма свидетельствуют о достаточной сформированности графического навыка у детей, тогда как первый вариант говорит об обратном, то есть эти учащиеся не овладели в достаточной степени первоначальным письмом как необходимой основой для выработки графического навыка в дальнейшем, что требует дополнительной работы с ними. Формирование ускоренного письма –не самоцель, а лишь условие выработки автоматизированности навыка воспроизведения букв и их комплексов на бумаге.
Различие в скорости письма детей, обучающихся по программам 1-3 и 1-4 заметно лишь в конце 1-го класса (10-25 и 7-20 букв в минуту). В дальнейшем размытие это становится малозаметным (Глава 2, п. 4).
Критерии сформированности графического навыка проявляются в неразрывном единстве. Так, например, каллиграфическая четкость письма будет показательной лишь при определенной скорости написания букв и их сочетаний. Если же каллиграфия письма не отвечает установленной норме, то скорость как показатель автоматизированности графического навыка утрачивает свое значение. С другой стороны, скорость сама по себе, в отрыве от качественного показателя навыка письма, в частности графической грамотности, каллиграфической четкости и устойчивости, не может являться достаточно объективным и надежным критерием автоматизированности действия письма. Формирование связанности (безотрывности) теснейшим образом связано с выработкой скорости и устойчивости почерка у ученика.
Для усовершенствования начертательной техники букв __, __, __, __, __, __, __, __, __, __, __, __, __, __, __ уточним их рисунок и последовательность воспроизведения.
Форма верхнего полуовала в буквах __, __, __, __, __ имеет своеобразие. Овал вытянут в нижней части. При письме заглавных букв __, __, __, __ первый полуовал вытягивается чуть-чуть ниже верхней линейки рабочей строки, отклоняясь влево, чтобы нижний полуовал в этих буквах не выходил за пределы верхней линейки рабочей строки. В строчной букве __ полуовал вытянут к нижней линейке рабочей строке.
Плавная горизонтальная линия в заглавных буквах __, __, __, __ пишется плавным движением справа налево, закругляется вправо и до начальной точки прямой вертикальной линии [1, с. 10]. При традиционном начертании этих букв плавная горизонтальная линия пишется в обратном направлении, но ее начало должно обязательно совпадать с начальной точкой первого элемента, чтобы зрительно воспринимаемая форма букв оставалась неизменной. Учителю следует выбрать лишь один вариант последовательности начертания указанных выше букв и строго его выполнять. Нельзя допускать вариативность в начертании этих букв, чтобы избежать переучивания, которое задерживает формирование графического навыка у учащихся.
Справа налево пишется горизонтальный полуовал в заглавной букве __. После завершения начертания полуовала вниз безотрывно прописывается прямая линия с закруглением внизу влево.
В строчной букве __ повтор по прямой линии вверх не доводится до середины рабочей строки, чтобы соединение с овалом осуществить ниже середины рабочей строки.
По этой же причине в заглавной букве __ при написании линии с петлей нужно пересечь прямую линию не на верхней линейке рабочей строки, а немного ниже середины таким образом, соединение с овалом происходит ниже середины строчки. Буква __ (строчная и заглавная) традиционно воспроизводится с двумя отрывами ручки от бумаги: первый из них–для написания второго элемента, то есть горизонтальной черточки, а второй отрыв–для соединительной линии с последующими буквами. Чтобы избежать столь неожиданного письма, можно сразу научить детей писать эту букву безотрывно, а именно: после завершения полуовала следует сразу перейти к написанию плавной горизонтальной линии. В результате получается полуовал с петлей внизу (буква __ наоборот - __).
Последовательность начертания сточной и заглавной буквы __ идентична: два овала соединяются с помощью повтора в нижней части первого овала. После завершения второго овала выполняется безотрывное движение по прямой вниз. В строчной букве __ происходит отрыв ручки после завершения прямой линии. От второго полуовала вправо пишется соединительная линия, начало которой совпадает с концом прямой линии внизу.
Все эти упражнения для усовершенствования
начертательной техники букв предложены
доктором педагогических наук Нелли Георгиевной
Агарковой [1, с. 10]. Таким образом, можно
сделать вывод, что процесс даже в том
случае, когда мы говорим о его технической,
сугубо каллиграфической стороне, - это
обычно синтетический акт мышечной и интеллектуальной
деятельности. Особенно велика роль интеллекта
на этапе становления навыка письма. От
ученика требуется умение воспринимать
образец, анализировать, сравнивать, обобщать,
синтезировать и только потом осуществлять
нужные движения тонко координировать
их. Безусловно, каллиграфический навык
можно сформировать и без опоры на интеллект
как сугубо предметное, имитационное действие.
Но тогда процесс обучения, во-первых,
будет значительно более длительным, а
во-вторых, в результате мы получим сформированный
почерк ребенка, но не внесем желательных
изменений в личность ученика: у него не
появится способность самостоятельно
анализировать зрительно воспринимаемый
образец, планировать его воссоздание,
произвольно управлять своими движениями,
контролировать их и так далее.
ГЛАВА 3. СОСТОЯНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВОПРОСА
В ПРАКТИКЕ
3. 1. АНАЛИЗ УМК ПО ДАННОЙ ПРОБЛЕМЕ
Традиционная программа. Начальные классы
(1-3).
Обучение письму (чистописание). Закрепление графической стороны письма (чистописание) в I-III классах целесообразно проводить на каждом уроке русского языка по 6-8 минут. Содержание этих занятий определяется программой по чистописанию для каждого класса.
В I классе –это упражнение для развития руки и глазомера, письмо букв в порядке усложнения их начертаний, по группам, а также письмо букв, трудных по начертанию. Кроме букв, дети пишут слова и предложения и, наконец, связные тексты, упражняются в написании, в письме под диктовку.
Во втором и третьем классах содержание графических упражнений, кроме выполнения программы этих классов, составляют письмо трудных для учащихся букв и их соединений, списывание с рукописного и печатного текста, письмо под диктовку, письмо под счет.
Состав упражнений входит также исправление недочетов каллиграфического характера: несоблюдение правильного наклона букв, нарушения параллельности, соразмерности букв по высоте и широте, выход за строку, искажение форм букв и других с учетом особенностей письма каждого ребенка. С этой целью рекомендуется прописывать образцы букв в тетрадях учащихся: в первом классе у всех, во вторых и третьих классах– выборочно.
Содержание упражнений по чистописанию связывается по мере возможности с изучаемым на уроке грамматическим материалом, с усвоением написания слов на непроверяемый безударную гласную, слов из словаря. Всякое письмо учащегося начальный классов должно быть опрятным, четки и правильным. Конечная задача обучения письму заключается в том, чтобы ученик мог: “перевести” звук в букву (имеется ввиду фонетико-графические написания); правильно и четко написать букву, слово, предложение; списать с книги и с доски; написать под диктовку, проверить написанное и исправить допущенные ошибки;
научиться излагать свои впечатления и мысли в письменной форме.
Эти умения и навыки развиваются постепенно в процессе начального обучения русскому языку.
Работа по каллиграфии содействует
нравственному, эстетическому воспитанию
школьников, воспитанию у них аккуратности,
трудолюбия, добросовестного и старательного
отношения к выполнению любой работы.
I класс (Обучение грамоте), 168 часов.
Письмо и развитие речи.
Правильная посадка за партой, умение верно держать тетрадь и пользоваться ручкой при письме.
Связность и ритмичность письма
букв и их соединение в словах. Письмо
больших и малых букв и их соединений в
словах и предложениях.
Грамматика, правописание и развитие речи,
120 часов.
Чистописание.
Закрепление гигиенических навыков письма: правильной посадки, положения тетради, ручки и других.
Письмо наиболее простой по
форме группы букв с часто повторяющимися
элементами движений типа: __, __, __, __, __,
__, __; __, __, __, __ и других. Письмо строчных
и заглавных букв по группам в порядке
усложнения их начертания: __, __, __, __, __;
__, __, __, __, __, __, __;
__, __, __, __, __, __, __;
__, __, __, __ , __;
__, __, __, __, __, __;
__, __, __, __, __.
Упражнения в безотрывных соединениях
букв типа _____, _____, _____, _____, _____, _____, _____, _____,
_____ и других.
Связное, ритмичное письмо слов и небольших
предложений.
В результате обучения первоначальному письму первоклассник должен овладеть элементарным графическим навыком, а именно, уметь выполнять следующие действия:
сравнительно легко перекодировать звуко-фонемную форму слова в графическую и наоборот;
в процессе письма слов и предложений (под диктовку учителя, по памяти, при списывании) воспроизводить буквы и их соединения на основе усвоенных алгоритмов;
ритмично чередовать напряжение
пишущей руки с расслаблениями под соответствующий
счет;
писать связно и правильно все буквы;
использовать три вида соединения, фиксируя упором ручки соединительные точки; выполнять санитарно-гигиенические нормы письма.
Таким образом, в послебукварный
период необходимо на основе логического
принципа группировки букв закрепить
указанные выше умения и начать отрабатывать
автоматизированность графического навыка.
II класс.
Грамматика, правописание и развитие речи,
204 часа.
Чистописание.
Работа по дальнейшему закреплению
гигиенических навыков письма. Переход
на письмо в тетрадях в одну линейку (усвоение
новой высоты, ширины букв и других). Письмо
трудных для учащихся заглавных и строчных
букв и их соединений типа: __, __, __, __, __,
__, __, __, __ и других;
__, __, __, __, __, __, __, __, __, __, __ и других;
соединения ____, ____, ____, ____, ____, ____, ____ и других.
Упражнения в безотрывных соединениях
букв типа: ____, ____, ____, ____, ____, ____, ____, ____, ____,
____, ____ и других. Связное, ритмичное письмо
слов в предложении.
III класс.
Грамматика, правописание и развитие речи,
170 часов.
Чистописание.
Закрепление навыков правильного
начертания букв, рациональных способов
их соединения (по группам), в словах, предложениях,
небольших текстах. Упражнения в равномерности,
плавности движения руки типа __, ______, ______,
______, ______, ______, __, ______ и другие для выработки
навыка письма в ускоренном темпе. Работа
по устранению графических недочетов
в почерках учащихся. Письмо по традиционной
программе осуществляется в “Прописях”
В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина и А. Ф. Шанько.
Традиционная программа. Начальные классы
(1-4).
Чистописание в I-IV классах.
Содержание работы по чистописанию в начальных классах определяется программой Министерства просвещения РФ. Приведем кратко программные требования. I класс – 20 часов.
Совершенствование навыка письма.
Соблюдение учащимися основных гигиенических
требований к письму. Соблюдение учащимися
основных гигиенических требований к
письму. Закрепление графически правильных
начертаний букв и способов соединения
их в слове. Упражнение детей в связности,
ритмичности написания букв, слогов, слов
и небольших предложений.
II класс – 35 часов.