Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 10:29, курсовая работа
Целью исследования является – теоретически изучить и экспериментально выявить особенности связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель определила решение ряда взаимосвязанных задач:
На основе изучения теоретических источников дать характеристику связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Разработать методические рекомендации для родителей по преодолению нарушения связного высказывания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I.Теоретический аспект изучения связной речи детей дошкольного возраста……………………………………………………………………...…6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи…………………………………………………………...6
Особенности работы по обучению рассказыванию детей дошкольного возраста с ОНР……………………………………………………………12
1.3 Работа с родителями по преодолению нарушения связного высказывания детей с ОНР……………………………………………………20
Вывод по I главе………………………………………………………………..26
Глава II. Методическое исследование работы с родителями по преодолению связного высказывания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………………………………………………27
2.1 Методические рекомендации для родителей, имеющих детей с ОНР.27
2.2 Способы и приемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в семье………………………………………..……….35
Вывод по II главе……………………………………………………………….38
Заключение………………………………………………………………….…..40
Список литературы…………………………………………………………..…45
Приложение
3. Рассказывание по
сериям сюжетных картинок, достаточно
подробно изображающих
4. Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам). С этой целью можно применять картины "Спасаем мяч", "Шар улетел" и т.д.
5. Описание пейзажной картины.
Последние два вида занятий проводятся также на втором году обучения.
Коррекционно-логопедическая работа по формированию разных сторон речи детей на занятиях по картинам включает формирование грамматически правильной речи, развитие фразовой речи, обогащение словаря и проводится с учетом особенностей конкретного картинного материала в соответствии с задачами каждого периода обучения.
3. Обучение описанию предметов.
Описание - особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания-описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки которого раскрываются в определенной последовательности.
Занятия по обучению описанию оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе описания они учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное послед звательное сообщение.
При обучении старших дошкольников с ОНР описанию предметов ставятся следующие задачи:
- формирование умений выделять
существенные признаки и
- развитие обобщенных
- овладение языковыми
С этой целью рекомендуется поэтапное обучение, включающее следующие виды работы: подготовительные упражнения к описанию предметов; формирование первоначальных навыков самостоятельного описания, описание предметов по основным признакам; закрепление полученных навыков составления рассказа-описания, в том числе при проведении игровых и предметно-практических занятий; усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов.
4. Обучение рассказыванию с элементами творчества.
Под творческими рассказами понимают придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму. Методические разработки даны А. М. Бородич, Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичевой, А. П. Николаичевой, Е. И. Тихеевой.
Обучение творческому
Составление творческого рассказа
предполагает умение связно и последовательно
отображать в речи те или иные события,
а также наличие у детей
представлений о некоторых
Формирование навыков
творческого рассказывания у
детей старшего дошкольного возраста,
имеющих общее недоразвитие речи,
представляет огромные трудности. Они
испытывают серьезные затруднения
в определении замысла
Все это определяет необходимость особого внимания к организации занятий по обучению дошкольников с ОНР составлению рассказов с элементами творчества и применению адекватных приемов обучения с учетом особенностей этой группы.
Использование жизненных ситуаций также
оказывает неоценимую услугу для закрепления
правильной речи ребёнка. Названия предметов
и явлений окружающей жизни является рабочим
материалом для автоматизации нижного
звука.
Увеличение и усложнение заданий проводится
постепенно, так, чтобы для ребёнка, а на
первых этапах и для родителей сохранялась
«ситуация ребёнка», чтобы занятие приносило
радость. В этих условиях у детей и взрослых
формируется уверенность в собственных
силах, эмоционально-положительное отношение
к занятиям.
В целом работу с семьёй по перечисленным
направлениям помогает осуществлять план
работы с семьёй, разрабатываемый в МДОУ
каждый год.
Данная практика взаимодействия с родителями
показала себя достаточно эффективной.
Результаты, полученные в ходе работы,
показали, что дети лучше усваивают пройденный
материал, с интересом занимаются с учителем-логопедом,
воспитателями и родителями, повышается
уровень психического и речевого развития
детей, активность и компетентность родителей
в педагогическом процессе. Таким образом,
данный подход взаимодействия с родителями
позволил нам преодолеть многие трудности
и проблемы и получить желаемый результат
в речевом развитии каждого ребёнка группы.
Вывод по I главе
Таким образом, целенаправленное формирование связного высказывания имеет важнейшее значение в системе логопедической работы с детьми ОНР. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей дошкольного возраста. Отмечаемое у них системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования навыков самостоятельных связных высказываний.
Умение общаться с взрослыми и сверстниками – это непременное условие всестороннего развития ребенка.
Методы и методики исследования исходили из психических особенностей детей шестилетнего возраста с ОНР III уровня. Задача современного логопеда состоит в том, чтобы вовремя выявить и работать над формированием связной речи.
Практическая значимость эксперимента состоит в том, что полученные данные о недостаточной сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста получили подтверждение. Целенаправленное обучение детей с ОНР рассказыванию позволяет детям овладеть языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. Дети овладевают навыками составления рассказа по наглядной опоре, рассказа по аналогии, т.е. тех видов монологических высказываний, которые наряду с пересказом составляют основу овладения знаниями в период начального обучения в школе.
В детском саду эти задачи могут быть успешно решены при условии совместной реализации общеобразовательных и коррекционных задач, при тесной преемственности в работе логопеда, воспитателей и родителей.
Глава II. Методическое исследование работы с родителями по преодолению связного высказывания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1 Методические рекомендации для родителей, имеющих детей с ОНР
В работе воспитателей ДОУ, проводимой совместно с родителями, воспитатель должен поставить своими задачами педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической культуры, а главное - он целенаправленно стремится вызвать у родителей интерес к собственному ребенку, помочь в формировании правильного подхода к нему, способствовать с позиции интересов ребенка осуществить формирование речевых умений. Прикасаясь к очень деликатной сфере семейных отношений, главную ставку специалист, безусловно, делает на индивидуальную работу с родителями. Но вместе с тем нельзя упускать и тех возможностей, которые заключаются в различных формах фронтальной работы с ними.
Одним из основных условий полноценного развития связной речи ребенка является владение образцовой речью самих родителей.
Поэтому забота о совершенствовании своей речи - нравственный и общественный долг каждого родителя. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям.
Культурой речи называют ее правильность, т.е. соответствие нормам орфоэпии, грамматики, лексики, стилистики, правописания, установленным традицией для литературного языка. Отсутствие культуры речи у родителей проявляется, например, в том, что родители неправильно произносит звуки в словах: вместо [што] говорят [что], вместо [вада] говорит [вода], вместо [смишново] говорит [смешного], т.е. произносит слова так, как они пишутся; неправильно строят словосочетания: например, говорят "оплачиваю за проезд" (вместо оплачиваю проезд или плачу за проезд), "описываю о впечатлениях" (вместо описываю впечатления или пишу о впечатлениях); придают словам неправильный смысл: например, слово сокрушенно (печально) употребляет в значении "сокрушительно" ("сильно"), слову причудливый (вычурный) придают значение "чудесный"; неуместно употребляют слова, грамматические формы, интонацию: могут вставить просторечное слово в официальную речь или книжное слово в интимную; могут говорить крикливым или капризным, визгливым тоном, употреблять снисходительные или грубые интонации в разговоре с детьми, говорить тихо, быстро и неотчетливо и т. д.
Обладать культурой речи - значит не только понимать значение всех элементов языка (слов, корней, приставок, суффиксов, окончаний, различных типов предложений, интонации), но и помнить, как принято ими пользоваться в литературной речи.