Методическое исследование работы с родителями по преодолению связного высказывания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 10:29, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является – теоретически изучить и экспериментально выявить особенности связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель определила решение ряда взаимосвязанных задач:
На основе изучения теоретических источников дать характеристику связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Разработать методические рекомендации для родителей по преодолению нарушения связного высказывания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I.Теоретический аспект изучения связной речи детей дошкольного возраста……………………………………………………………………...…6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи…………………………………………………………...6
Особенности работы по обучению рассказыванию детей дошкольного возраста с ОНР……………………………………………………………12
1.3 Работа с родителями по преодолению нарушения связного высказывания детей с ОНР……………………………………………………20
Вывод по I главе………………………………………………………………..26
Глава II. Методическое исследование работы с родителями по преодолению связного высказывания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………………………………………………27
2.1 Методические рекомендации для родителей, имеющих детей с ОНР.27
2.2 Способы и приемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в семье………………………………………..……….35
Вывод по II главе……………………………………………………………….38
Заключение………………………………………………………………….…..40
Список литературы…………………………………………………………..…45
Приложение

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 230.50 Кб (Скачать файл)

3. Рассказывание по  сериям сюжетных картинок, достаточно  подробно изображающих развитие  сюжетного действия. Могут быть  использованы серии картинок  по сюжетам Н.Радлова ("Зонтик", "Тигр и зайчики" и др.), В.Г.Сутеева (серия "Находка" и т.д.), картинный материал В.В.Гербовой. На втором году обучения рекомендуется усложнение заданий. (Серии картинок "Умный ежик", "Зайчик и уточки" - по сюжетам Н.Радлова и др.)

4. Обучение рассказыванию  по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам). С этой целью можно применять картины "Спасаем мяч", "Шар улетел" и т.д.

5. Описание пейзажной  картины.

Последние два вида занятий проводятся также на втором году обучения.

Коррекционно-логопедическая работа по формированию разных сторон речи детей  на занятиях по картинам включает формирование грамматически правильной речи, развитие фразовой речи, обогащение словаря  и проводится с учетом особенностей конкретного картинного материала в соответствии с задачами каждого периода обучения.

3. Обучение описанию  предметов.

Описание - особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания-описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки которого раскрываются в определенной последовательности.

Занятия по обучению описанию оказывают  разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе описания они учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное послед звательное сообщение.

При обучении старших дошкольников с ОНР описанию предметов ставятся следующие задачи:

- формирование умений выделять  существенные признаки и основные  части (детали) предметов,

- развитие обобщенных представлений  о построении рассказа-описания  предмета;

- овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.

С этой целью рекомендуется поэтапное  обучение, включающее следующие виды работы: подготовительные упражнения к описанию предметов; формирование первоначальных навыков самостоятельного описания, описание предметов по основным признакам; закрепление полученных навыков составления рассказа-описания, в том числе при проведении игровых и предметно-практических занятий; усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов.

4. Обучение рассказыванию с элементами творчества.

Под творческими рассказами понимают придуманные детьми рассказы с самостоятельным  выбором содержания (ситуаций, действий, образов), логически построенным  сюжетом, облеченным в соответствующую  словесную форму. Методические разработки даны А. М. Бородич, Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичевой, А. П. Николаичевой, Е. И. Тихеевой.

Обучение творческому рассказыванию  играет важнейшую роль в развитии словесно-логического мышления, представляя  большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. Творческое рассказывание максимально приближает ребенка-дошкольника к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. К основным его видам относятся рассказы по аналогии, придумывание продолжения и завершения рассказа, составление его по нескольким опорным словам и на предложенную тему.

Составление творческого рассказа предполагает умение связно и последовательно  отображать в речи те или иные события, а также наличие у детей  представлений о некоторых правилах построения рассказа-сообщения (зачин, развитие сюжетного действия, концовка, определение времени и места событий и т.д.). Поэтому обучение составлению творческих рассказов осуществляется при условии сформированности у них определенных навыков связных развернутых высказываний (пересказ, составление рассказа по картине, о предмете и др.).

Формирование навыков  творческого рассказывания у  детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, представляет огромные трудности. Они  испытывают серьезные затруднения  в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания (составлений небольшого рассказа на заданную тему) подменяется пересказом знакомого им текста. Указанные трудности, связанные с системным речевым недоразвитием, могут быть обусловлены также недостатком знаний и представлений об окружающей действительности и отмечаемой у этих детей инертностью процессов воображения, отставанием в развитии комбинаторных функций, это описано в книге Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной "Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада".

Все это определяет необходимость  особого внимания к организации  занятий по обучению дошкольников с  ОНР составлению рассказов с  элементами творчества и применению адекватных приемов обучения с учетом особенностей этой группы.

    1.   Работа с родителями по преодолению нарушения связного высказывания детей с ОНР 
      Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены на улучшение его качества. Это касается и коррекционной педагогики, успехи которой во многом зависят от согласованности действий семьи и дошкольного учреждения. Взаимодействие педагогического коллектива и родителей детей, имеющими недостатки речевого развития- важное направление работы по коррекции речи у детей.. Цель такого взаимодействия- объединение усилий взрослых для успешного речевого развития каждого ребёнка группы, формирование у родителей желания помогать своему ребёнку, содержательно общаться с ним.  
      Работу по активизации родителей логопедической группы мы выстраиваем в процессе личностно ориентированного общения. И начинаем эту работу с изучения семьи ещё до прихода детей в логопедическую группу, т.к. от этого важного шага зависит дальнейшее установление контактов, налаживания взаимодействия с родителями. 
      Непрерывная связь с родителями осуществляется нами в рамках специальных мероприятий коллективной и индивидуальной форм работы, к которым относятся: 
       1. Коллективная работа проводится в ДОУ в тех случаях, когда родителей можно объединить по общности проблем, возникающих в связи с нарушением речи у ребёнка. 
       Общее собрание. Универсальность родительского собрания как формы работы заключается в его возможностях реализации нескольких функций: организации коллектива родителей, управления воспитательно- образовательным процессом, решения важных проблем по речевому развитиюдетей. 
      Родителей знакомим с работой дошкольного учреждения, программой воспитания и обучения. Учитель-логопед оповещает о необходимости проведения с детьми серьёзной коррекционно- воспитательной работы, читает лекцию об особенностях развития детей с ОНР и возможной педагогической запущенности при неверном воспитании. Подводит родителей к пониманию того, что предстоит приложить немало собственных усилий для развития ребёнка. 
      На первом групповом собрании родителям объясняют, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за: 
      - создание мотивации ребёнка к занятиям дома, положительный настрой к педагогам группы (личные антипатии родителей отражаются и на восприятии ребёнком педагога); 
      - проведение занятий членов семьи с ребёнком в разных формах вне детского сада; 
      - принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение у специалистов при повышенном внутричерепном давлении, косоглазии, ММД, массаж – при нарушениях мышечного тонуса и т.д.); 
      - демонстрацию заинтересованности родителей в жизни группы (спросить у ребёнка, чем и как он занимался, попросить ребят позвать своего сына или дочь поинтересоваться, кто с кем дружит и т.п.). 
      Родители предупреждаются о том, что вопросы, которые они не могут задать в присутствии всех родителей, можно решить индивидуально. Когда они видят, что многие дети имеют одинаковые проблемы в воспитании, обучении, развитии, то приходят вместе на консультации, семинары, заранее обговорив тему с логопедом или воспитателем. 
      Вначале родители не предлагали тему для беседы с логопедом и воспитателями, мы предлагали собственную, ориентируясь на часто встречающиеся проблемы в воспитании детей с патологией речевого развития. 
      Стимулом к активному участию родителей в педагогическом процессе является демонстрация удачных результатов деятельности родителей, детей предыдущих годов обучения. 
      Особенно поощряется мною как учителем-логопедом и воспитателями совместное художественное творчество родителей с детьми – сделанное в семье пособие используется на занятии. 
      Родителям на рассмотрение предлагали варианты, каким образом они могут распределить время занятий и обязанности в воспитании между членами семьи, способствовать развитию речи ребёнка. 
      Например, бабушка во время кушанья малыша может поговорить с ним о твёрдом и мягком, холодном-горячем и т.д. 
      Папа, забирая ребёнка из детского сада, также может выполнить задание учителя-логопеда (какие звуки издают разные предметы? Что происходит с деревьями и травой? и т.п.) 
      Мама, готовя ужин, может поговорить об овощах: где растут и вместе с ребёнком приготовить какое-либо блюдо и т.п. 
      На родительских собраниях и во время проведения консультаций мы предупреждали родителей о поэтапной работе над постановкой звуков и что не следует ругать ребёнка за искажение произношения звука в стадии автоматизации, лучше дать возможность услышать правильный вариант: «Да это шапка ш-ш-ш… ша-ша-ша, шап-шап, шап-ка…» 
      Важное психологическое действие на детей и взрослых оказывают выставки детских работ. Вместе с воспитателями мы указывали родителям на достижения ребёнка. Мамы и папы наглядно видели разницу выполнения работ с другими детьми.  
      Полезными для развития коммуникативных умений и навыков повышения самооценки, осознания необходимости занятий с взрослыми, закрепления пройденного материала были проведённые совместно праздники детей и родителей, конкурсы, спортивные досуги, экскурсии, походы в театр, дни открытых дверей и т.п. 
      Работа с родителями приобрела у нас в группе более нравственный уклон, когда в логопедическом уголке появились рубрики «Вам пишут дети», «Благодарим маму и папу» и т.п. Информация родительского уголка в группе постоянно обновляется. Родители пишут нам в информационный ящик свои вопросы, просьбы и мы корректируем свою работу на основании этих записей. В детском саду также выпускается газета «А у нас…» и учитель- логопед является частым гостем на страницах газеты, пишет статьи, консультации, советы. Отзывы о работе в газету писали и родители нашей группы. 
      В течении всего времени идёт работа по созданию фонда материалов, обеспечивающих развивающее взаимодействие родителей с ребёнком в домашних условиях, и выставляется в доступном для родителей месте.
  1. Индивидуальная работа 
    Индивидуальная работа имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями. 
    Воспитатели дают советы о том, как провести выходные и праздничные дни с ребёнком, какие лучше подобрать игрушки, пособия для общего и речевого развития ребёнка, как организовать игровой уголок дома. 
    По мере необходимости, беседы с родителями проводим в присутствии или отсутствии детей группы в детском саду или за его пределами (совместная прогулка после работы) 
    Нами проводятся индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми, носящие коррекционную направленность (различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения) 
    Некоторые взрослые, которые не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности, приходят на просмотр учителя-логопеда и воспитателей. Основное внимание мам обращается на необходимость комбинаций речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. 
    Основной формой взаимодействия с родителями у учителя-логопеда является тетрадь для домашних заданий. Она служит «телефоном доверия». Взрослый может написать любой вопрос, сомнение относительно качества выполнения заданий ребёнком. Задания выполняются систематически в течение недели, а не в один день в ущерб здоровью ребёнка. В практике работы встречались случаи, когда мать выполняет с ребёнком задания на неделю за один выходной день, порой насильно, не интересно для ребёнка, вызывая у него негативные реакции по отношению к процессу обучения. 
    Общение с родителями стимулирует развитие коммуникативной функции ребёнка, способствует формированию навыков связной речи. Ребёнок начинает по-иному оформлять высказывание в зависимости от того, с кем говорит. Для развития творческого рассказывания полезными оказываются задания, в которых ребёнку предоставляется альтернатива поведения. 
    Одной из форм индивидуальной работы, которую используем постоянно, является консультация. Тематика консультаций разнообразна и определяется результатом повседневной работы. Очень часто мы видим необходимость провести консультацию по той или иной теме, как для группы родителей, так и индивидуально с сохранением конфиденциальности.

Использование жизненных ситуаций также оказывает неоценимую услугу для закрепления правильной речи ребёнка. Названия предметов и явлений окружающей жизни является рабочим материалом для автоматизации нижного звука. 
Увеличение и усложнение заданий проводится постепенно, так, чтобы для ребёнка, а на первых этапах и для родителей сохранялась «ситуация ребёнка», чтобы занятие приносило радость. В этих условиях у детей и взрослых формируется уверенность в собственных силах, эмоционально-положительное отношение к занятиям.  
В целом работу с семьёй по перечисленным направлениям помогает осуществлять план работы с семьёй, разрабатываемый в МДОУ каждый год. 
Данная практика взаимодействия с родителями показала себя достаточно эффективной. Результаты, полученные в ходе работы, показали, что дети лучше усваивают пройденный материал, с интересом занимаются с учителем-логопедом, воспитателями и родителями, повышается уровень психического и речевого развития детей, активность и компетентность родителей в педагогическом процессе. Таким образом, данный подход взаимодействия с родителями позволил нам преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребёнка группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по I главе

Таким образом, целенаправленное формирование связного высказывания имеет важнейшее значение в системе логопедической работы с детьми ОНР. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей дошкольного возраста. Отмечаемое у них системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования навыков самостоятельных связных высказываний.

Умение общаться с взрослыми и сверстниками – это непременное условие всестороннего развития ребенка.

Методы и методики исследования исходили из психических особенностей детей шестилетнего возраста с ОНР III уровня. Задача современного логопеда состоит в том, чтобы вовремя выявить и работать над формированием связной речи.

Практическая значимость эксперимента состоит в том, что полученные данные о недостаточной сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста получили подтверждение. Целенаправленное обучение детей с ОНР рассказыванию позволяет детям овладеть языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. Дети овладевают навыками составления рассказа по наглядной опоре, рассказа по аналогии, т.е. тех видов монологических высказываний, которые наряду с пересказом составляют основу овладения знаниями в период начального обучения в школе.        

В детском саду эти задачи могут быть успешно решены при условии совместной реализации общеобразовательных и коррекционных задач, при тесной преемственности в работе логопеда, воспитателей и родителей.

 

 

 

Глава II. Методическое исследование работы с родителями по преодолению связного высказывания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

2.1 Методические рекомендации для родителей, имеющих детей с ОНР

В работе воспитателей ДОУ, проводимой совместно с родителями, воспитатель должен поставить своими задачами педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической культуры, а главное - он целенаправленно стремится вызвать у родителей интерес к собственному ребенку, помочь в формировании правильного подхода к нему, способствовать с позиции интересов ребенка осуществить формирование речевых умений. Прикасаясь к очень деликатной сфере семейных отношений, главную ставку специалист, безусловно, делает на индивидуальную работу с родителями. Но вместе с тем нельзя упускать и тех возможностей, которые заключаются в различных формах фронтальной работы с ними.

Одним из основных условий  полноценного развития связной речи ребенка является владение образцовой речью самих родителей.

Поэтому забота о совершенствовании  своей речи - нравственный и общественный долг каждого родителя. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям.

Культурой речи называют ее правильность, т.е. соответствие нормам орфоэпии, грамматики, лексики, стилистики, правописания, установленным традицией для литературного языка. Отсутствие культуры речи у родителей проявляется, например, в том, что родители неправильно произносит звуки в словах: вместо [што] говорят [что], вместо [вада] говорит [вода], вместо [смишново] говорит [смешного], т.е. произносит слова так, как они пишутся; неправильно строят словосочетания: например, говорят "оплачиваю за проезд" (вместо оплачиваю проезд или плачу за проезд), "описываю о впечатлениях" (вместо описываю впечатления или пишу о впечатлениях); придают словам неправильный смысл: например, слово сокрушенно (печально) употребляет в значении "сокрушительно" ("сильно"), слову причудливый (вычурный) придают значение "чудесный"; неуместно употребляют слова, грамматические формы, интонацию: могут вставить просторечное слово в официальную речь или книжное слово в интимную; могут говорить крикливым или капризным, визгливым тоном, употреблять снисходительные или грубые интонации в разговоре с детьми, говорить тихо, быстро и неотчетливо и т. д.

Обладать культурой речи - значит не только понимать значение всех элементов языка (слов, корней, приставок, суффиксов, окончаний, различных типов предложений, интонации), но и помнить, как принято ими пользоваться в литературной речи.

Информация о работе Методическое исследование работы с родителями по преодолению связного высказывания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразв