Методическое исследование работы с родителями по преодолению связного высказывания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 10:29, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является – теоретически изучить и экспериментально выявить особенности связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель определила решение ряда взаимосвязанных задач:
На основе изучения теоретических источников дать характеристику связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Разработать методические рекомендации для родителей по преодолению нарушения связного высказывания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I.Теоретический аспект изучения связной речи детей дошкольного возраста……………………………………………………………………...…6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи…………………………………………………………...6
Особенности работы по обучению рассказыванию детей дошкольного возраста с ОНР……………………………………………………………12
1.3 Работа с родителями по преодолению нарушения связного высказывания детей с ОНР……………………………………………………20
Вывод по I главе………………………………………………………………..26
Глава II. Методическое исследование работы с родителями по преодолению связного высказывания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………………………………………………27
2.1 Методические рекомендации для родителей, имеющих детей с ОНР.27
2.2 Способы и приемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в семье………………………………………..……….35
Вывод по II главе……………………………………………………………….38
Заключение………………………………………………………………….…..40
Список литературы…………………………………………………………..…45
Приложение

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 230.50 Кб (Скачать файл)

Расширению речевых  возможностей ребенка должно служить  приобщение его к культурным ценностям. Задача родителей - расширять "пространство обитания" ребенка. При этом нужно  помнить и то, что в жизни  человека очень короток период (приблизительно до 8 лет), когда общение с родителями предпочтительнее общения с друзьями. Не используя в полную меру уникальных возможностей этого периода, родители теряют и возможность стать своему ребенку родными по духу людьми. При совместном времяпрепровождении ребенок должен получить радость от общения, дружбы с близкими людьми. Только на этом фоне возможны пробуждение и закрепление речевых умений, постижение новых знаний, впечатлений, формирование правильных речевых образцов.

 

 

Вывод по II главе

Под связной речью  понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С.Л. Рубинштейн, это "адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя".

Ведущей задачей для  воспитателей и родителей при  работе по развитию связной речи в  старшем дошкольном возрасте является активизация словаря, выработка  навыков осознанного и уместного  использования слов в соответствии с контекстом высказывания.

Работа по развитию связной  речи в семье должна проводиться  систематически, последовательно, целенаправленно, методы и приемы по формированию культуры речи и фонематического восприятия должны зависеть от уровня речевого развития ребенка. Родителям необходимо помнить, что в развитии связной речи у своего ребенка необходимо соблюдать дидактический принцип "от простого к сложному". Объем и степень разнообразия вспомогательного материала - вербального и наглядного должен быть "комфортным". Эмоциональная сторона материала (вербального и невербального) должна создать благоприятный эмоциональный фон для занятий, стимулировать у детей положительные эмоции, снимать напряжение.

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Таким образом, эффективное  развитие связной речи в семье  возможно при умении родителей строить общение со своим ребенком, учитывая его индивидуальность, соотнося свои требования с его реальными возможностями, опираясь на сильные стороны развития речи.

Взаимодействие логопеда и родителей по устранению общего недоразвития детей предусматривает систематическую, целенаправленную, достаточно продолжительную работу.

На этапе обследования логопед собирает информацию о причинах речевого нарушения, особенностях формирования речевой функции ребёнка, условиях воспитания в семье, уточняет: получал ли ребёнок логопедическую помощь ранее, проходил ли лечение у невролога, отоларинголога и других специалистов, круг интересов ребёнка. После обследования ребёнка логопед в доступной форме объясняет родителям суть речевого дефекта.

Большинство родителей, имеющих детей с ОНР, не осознают всей тяжести нарушения, отмечая, как правило, только неправильное звукопроизношение, причём в большинстве случаев лишь звуков ш, ж, р, редко кто отмечает недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, несовершенство связной речи, нарушение звуконаполняемости и слоговой структуры слов. Поэтому логопед тщательно знакомит родителей с результатами обследования, с системой коррекционной помощи детям с речевой патологией в условиях данного города, района, возможности получить услугу в условиях поликлиники, образовательного учреждения, социальных коррекционных центров, при необходимости о прохождении обследования на ПМПК. Родители получают информацию об организации логопедической помощи, а также необходимости ежедневных занятий с ребёнком дома.

Далее организуется коррекционная  работа с ребёнком. Проводятся все  виды работы по коррекции: фронтальные, индивидуальные занятия, консультации, родительские собрания, коррекционно- консультативные занятия и т.д. Родители могут посещать занятия логопеда в течение всего периода обучения, видеть, оценивать речь собственного ребёнка. Принцип открытости всегда увеличивает, усиливает эффект воздействия на речь и в целом на личность ребёнка.

Одной из форм взаимодействия являются родительские собрания и консультации, на которых логопед даёт рекомендации по выполнению заданий, подчёркивая необходимость и важность использования наглядных средств и манипуляций в домашних условиях.

Для удобства организации  работы логопеды часто используют определённые карточки с заданиями, в которых сконцентрирован материал по определённой теме. Материал карточек служит ориентиром, тестом на усвоение учебного материала детьми, помогает родителям активнее участвовать в процессе обучения, более грамотно включаться в коррекционную программу воздействия по преодолению речевого дефекта.

На заключительном этапе  логопед констатирует результаты коррекционной  работы, отмечает особенности развития речи: в соответствии с возрастом, значительные улучшения, без улучшений. При необходимости даёт рекомендации по дальнейшей коррекционной работе.

Работа в домашних условиях предусматривает коррекцию  всех структурных компонентов языка: звукопроизношения, фонематических процессов, слоговой структуры слова, развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, обогащение словаря, развитие грамматического строя речи, связной речи, у детей школьного возраста - коррекцию письменной речи.Однако, в первую очередь, родители обращаются к логопеду с проблемой коррекции звукопроизношения.

В норме формирование правильного произношения звуков заканчивается к 5 годам. Однако не все дошкольники могут самостоятельно освоить фонетическую систему родного языка, а родители не всегда определяют на слух дефекты речи или не придают этому особого значения, полагая, что с возрастом эти недостатки сами собой исчезнут. Чаще вызывают затруднения у детей шипящие (ш,ж,щ,ч), свистящие (с,сь,з,зь,ц), сонорные звуки (р,рь,л,ль). Неправильное произношение доставляет ребёнку неприятности в детском саду и в школе. Дети начинают стесняться общаться с детьми и взрослыми, становятся менее активными, получают неудовлетворительные оценки по русскому языку. Взрослым следует позаботиться об исправлении дефектов речи до наступления школьного возраста.

Дефекты звукопроизношения  могут быть выражены в разной степени. Сроки преодоления недостатков звукопроизношения зависят от ряда факторов: степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, регулярности занятий, участия родителей в коррекционной работе. Они колеблются от нескольких месяцев до 2-3 лет и более. Занятия с ребёнком рекомендуется проводить систематически, желательно не менее 3 раз в неделю. На начальном этапе работы рекомендуется проводить ежедневно по 5 минут артикуляционную гимнастику. Упражнения нужно выполнять сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть лицо взрослого и своё лицо. Подобранные логопедом упражнения рекомендуется выполнять сначала медленно, со временем переходя к более быстрому темпу. Каждое упражнение выполняется по 6-8 раз по 5-10 секунд. Для наглядности вначале необходимо делать их вместе с ребенком, старательно все объясняя и показывая. В том случае, если все-таки какое-то движение никак не получается, следует оказать помощь. Например, для удержания широкого языка за верхними зубами (для произношения звука ш) можно использовать плоскую узкую ручку чайной ложки, для выработки вибрации кончика языка (для звука р) - палец ребенка (разумеется- чистый). Взрослый следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью движений, плавностью, достаточным объёмом движений, темпом выполнения, хорошей переключаемостью с одного движений на другое, наличием лишних движений. В начале работы может быть напряжённость движений языка, губ. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут свободными и координированными.

Упражнения  для языка:

«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

« Иголочка». Рот открыт. Узкий язык выдвинут вперёд.

«Горка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

«Трубочка». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

«Грибок». Рот открыт. Язык присосать к небу.

«Качели». Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.

«Лошадка». Присосать язык к небу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную уздечку.

«Гармошка». Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«Вкусное  варенье». Рот приоткрыть. Облизать широким языком верхнюю губу.

Каждое упражнение выполняют 6-8 раз.

Упражнения  для губ:

«Улыбка». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Заборчик». Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

«Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

«Хоботок». Вытягивание сомкнутых губ вперед.

Обучение  правильному произношению звука  называется постановкой звука. До тех  пор, пока ребёнок не научится правильно  произносить звук, не следует переходить к этапу автоматизации звук в слогах, словах, предложениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языкудошкольников: Учеб. пособие для студ. и сред. пед. заведен. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 400 с.
  2. Ананьев Б.Г. К теории внутренней речи в психологии // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. – Л., 1946. – Т. 53 – С. 155-173.
  3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.
  4. Брудный А.А. Понимание и общение. – М.: Знание, 1989. – 64с.
  5. Венгер Л.А. Воспитание и бучение. – М.: Просвящение, 1969. – 340с.
  6. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитан<span

Информация о работе Методическое исследование работы с родителями по преодолению связного высказывания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразв