Не менее важно использовать
в работе с детьми беседы, в том числе этические,
просмотр инсценировок, где участвуют
любимые детьми персонажи с обязательной
оценкой их поступков, чтение произведений
детской художественной литературы, рассматривание
и обсуждение репродукций картин, рисунков,
художественных фотографий. Много пословиц
могут выражать совокупно одну общую идею,
но и одна пословица может содержать в
себе все богатство и многообразие идей,
раскрывающихся каждый раз особенным
образом, в зависимости от конкретной
ситуации. Жизнь пословиц в народе настолько
своеобразна и богата, что возможно посвящение
целых исследований одной какой-либо пословице.
Многозначность пословиц предполагает
многосторонние и многочисленные связи
их друг с другом, взаимные дополнения,
разъяснения, комментарии. Эта многозначность
в значительной степени обусловлена высокой
поэтичностью пословиц. В воспитательной
работе с детьми необходимо использовать
только те пословицы, терминология которых
понятна современному ребенку. Иначе эффект
от их употребления пропадает. Примером
ниже приводим русские пословицы, которые
учитель, воспитатель могут использовать
в воспитательном процессе.
Родимая сторона - мать, чужая
- мачеха.
Где сосна взросла, там она и
красна.
И кости по родине плачут (по
преданию - в некоторых могилах слышен
вой костей).
Русский человек хлеб-соль водит.
На Руси не все караси - есть
и ерши.
Два века не изживешь, две молодости
не перейдешь.
Молодой работает, старый ум
дает. Молодой на службу, старый на совет.
Смолоду наживай, а под старость
проживай!
Который палец не укуси - все
одно: все больно /дети/.
Отцовским умом жить деткам,
а отцовскими деньгами не жить.
На что и клад, коли в семье лад.
Совестно жить - время коротать.
Вся семья вместе, так и душа
на месте.
Таким образом, пословицы и
поговорки, возникшие как жанр народной
прозы в глубокой древности, это энциклопедия
народных знаний, а также "моральный
кодекс" народа. Они являются слагаемым
духовной культуры народа. Эти приемы
помогают осознанию детьми правил нравственного
поведения с позиций общепринятых норм.
Воздействуя на эмоциональный и волевой
действенно-практический компоненты
личности ребенка, поддерживают у него
желание поступать правильно, содействуют
формированию привычек нравственного
поведения. [6; с 95].
Также основной целью работы по нравственному
воспитанию детей является привитию любви
к чтению, интереса к книге. Я поставила
перед собой задачи:
1. Развивать в детях потребность
в книге, любовь к чтению (слушанию,
рассматриванию и самостоятельной
деятельности) художественной литературы;
2. Воспитывать литературно-художественный
вкус;
3. Способствовать развитию поэтического
слуха способности к целостному
восприятию произведений разных
жанров, эмоциональной отзывчивости
на их содержание;
4. Содействовать обогащению разговорной
и монологической речи ребенка
образным языком детской литературы
и фольклора;
5. Формировать у детей представления
о нормах морали, регулирующих отношения
человека к окружающим людям, деятельности,
материальным ценностям, к самому себе.
[8; 64].
Работая с детьми, первостепенная задача
всех педагогов и родителей сделать ребенка
грамотным, т. е. приобщить ребенка к художественной
литературе. Педагоги и родители должны
понимать роль книги в жизни человека,
знать книги, которые будут важны ребенку,
не лениться читать, следить за новинками
детской литературы, уметь интересно беседовать
с ребенком, быть искренним в выражении
своих чувств. Тогда мы сами не заметим,
как и когда с нами рядом вырастет содержательный
и глубокий человек.
Первым, что я посчитала необходимым
провести для родителей консультацию
по знакомству с литературой, которую
нужно читать детям. Организовать выставку
книг в детском (в библиотеке был представлен
перечень литературы на тему «Что читать
детям среднего дошкольного возраста»).
На информационном стенде для родителей
представить перечень произведений о
детях авторов: Н. Носова, В. И. Воробьева,
Д. Н. Мамина-Сибиряка, В. Осеевой, Толстого,
В. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, Е. Пришвина,
Воронковой.. эти авторы стремятся пробудить
и поддержать в юных читателях высокое
духовное рвение и усилить их тягу к нравственному
совершенству. Герои произведений их книг
помогают воспитать в детях такие качества,
как доброта, внутреннее благородство,
честность, милосердие. Эти издания могут
быть рекомендованы, как душеполезное
чтение в кругу семьи.
В наше время в общественном сознании
уже обозначился обобщённый образ человека,
отвечающего требованиям двадцать первого
века. Это физически здоровый, образованный
творческий человек, способный к целеосмысленному
общественному труду, строительству собственной
жизни, сферы обитания и общения, сообразно
с основополагающими моральными принципами.
Поэтому проблема воспитания культуры
поведения в детском саду на современном
этапе жизни общества приобретает особую
актуальность и значимость. [17; 85].
Выводы по II главе.
Воспитание нравственных качеств
- важнейшее звено формирования нравственного
поведения. Складывающиеся нравственные
привычки ребенка отражаются прежде всего
на его культуре поведения, внешнем облике,
речи, на его отношении к вещам, на характере
общения с окружающими людьми. Когда говорят
о культуре поведения детей дошкольного
возраста, имеют в виду целую сумму умений
и навыков. Они позволяют поддерживать
общий порядок в режиме дня, укладе жизни
семьи, дома, в установлении правильных
взаимоотношений ребенка со взрослыми
и сверстниками. Эти навыки, связанные
с личной опрятностью, аккуратностью,
чистотой одежды, обуви; с культурой еды
(поведение за столом, умение пользоваться
столовыми приборами); с культурой взаимоотношений
со взрослыми и сверстниками (дома, во
дворе, на улице, в общественных местах,
в детском саду, дома); с культурой организованности
(отношение к режиму), с культурой игры,
учебных занятий, выполнения трудовых
обязанностей; с культурой речи (форма
обращения, культура
Культура поведения воспитывается всем
укладом жизни семьи.
Работая с книгой , педагог оказывает на
ребенка определенное воздействие. Книга
с помощью своих волшебных образов, которые
наиболее интересны и понятны ребенку
младшего школьного возраста, помогает
сформировать определенную картину мира,
подготовить ребенка к будущей самостоятельной
жизни. Ставя своих героев в определенные
отношения, при которых силы добра обычно
побеждают силы зла, сказка тем самым вырабатывает
у детей определенные отношения к реальной
действительности, формирует у них нравственные
качества.
Из всех литературных жанров
сказка в наилучшей форме соответствует
интересам и способностям ребенка. Она
всегда побуждает к определенным рассуждениям.
Наилучшей формой работы со сказкой является
ее чтение и последующий анализ ее содержания
и скрытых смыслов. Таким образом, в современном
мире знание сказок восстанавливает исконные
этические и эстетические нормы, способы
художественного и морального воспитания
человека.
Заключение
Формирование
нравственного воспитания у детей происходит
под воздействием объективных условий
жизни, обучения и воспитания, в процессе
различной деятельности, усвоения общечеловеческой
культуры и будет эффективно осуществляться,
как целостный процесс педагогической,
соответствующей нормам общечеловеческой
морали, организации всей жизни ребенка
с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей. Поэтому учебно-воспитательная
работа должна включать в себя нравственные
идеи и осуществляться в разнообразных
и эффективных формах, содержательно и
при должной эмоциональной насыщенности.
Богатство
идейно-нравственного содержания учебно-игровых
занятий, разнообразие видов деятельности
вне занятий, уклад жизни в семье – важнейшие
источники формирования нравственности
детей.
В ходе
решения задач, поставленных перед исследованием,
изучены формы, содержания и возможности
нравственного воспитания дошкольников.
Мы пришли
к выводу, что для успешного формирования
нравственных представлений и поступков
необходимо:
- полное
понимание сущности нравственного
воспитания как психолого-педагогического
процесса;
- умение
планировать работу по формированию
культуры поведения, уметь разрабатывать
и применять на практике пути
и средства нравственного воспитания;
Решающее значение
для нравственного воспитания имеет положительный
нравственный опыт, особенное значение
для накопления которого имеет общение
и совместная деятельность детей. Но опыт
лишь тогда приведет к цели, когда поведение
будет осуществляться по высоким мотивам.
Нравственные отношения, представления,
поступки, которые формируются на занятиях,
закрепляются или несколько видоизменяются
в свободное время. Это может быть коллективная
игра или совместный труд. Но все разрозненные,
порой противоречивые факты, полученные
из разных источников, должны быть объединены
в сознании ребенка и стать основой для
формирования нравственных представлений.
Решение этой задачи происходит в процессе
различных упражнений, бесед, игр, занятий
на нравственную тему. В конце обычно выводится
нравственное правило, соблюдение которого
нужно требовать от всех ребят.
Сложность
процесса формирования личности состоит
в том, что воспитательные воздействия
перерабатываются ребенком с учетом имеющегося
у него опыта, его психических особенностей.
При одинаковых воспитательных воздействиях
развитие личности может протекать по-
разному. Поэтому проведение воспитательных
мероприятий еще не гарантирует нравственного
развития ребенка. Эффективность нравственного
просвещения дошкольников во многом зависит
и от согласованной работы дошкольного
учреждения и семьи. Работа должна вестись
параллельно, дополняя друг друга.
Список использованной
литературы:
- Алябьева Е.А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками»./Е.А.Алябьева. – М.: «Сфера». 2003. С – 128.
- Арзамасцева, И.Н. Детская литература / И.Н. Арзамасцева. - М.: Академия, 2000.С. – 576.
- Бархатова М.С. Воспитание культуры поведения / М.С. Бархатова // Дошкольное воспитание. - №11 – 1989. с 7 – 43.
- Бирженюк Г.М., Бузене Л.В., Горбунова Н.А. Методическое руководство культурно-просветительной работой. М., 1989.
- Буре Р. С., Година Г. Н., Шатова
А. Д. и др./ Воспитание нравственных чувств
у старших дошкольников: 2-е изд.//.; Под. ред. Виноградовой А.М.
- Волков Г.Н, Этнопедагогика / Г.Н.Волков: Учеб.для студ.сред. и высш.пед.учеб.заведений. – М.: «Академия», - 1999, С – 168.
- Гаврилова, Т.П. О воспитание нравственных чувств / Т.П. Гаврилова – М.:Речь.1984.С. – 250.
- Гурович, Л.М., Л.Б.Береговая, В.И.Логинова. Ребенок и книга: книга для воспитателя детского сада / Под ред. В.И.Логиновой. - М.: Педагогика.1992, С. – 167.
- Дробницкий, О.Г. Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий - М.: Просвещение,1977, С. – 304.
- История педагогики / Под ред. академика РАО Н.Д. Никандрова.
– М.: Гардарики, 2007, С – 413.
- Козлова, С.А., Куликова Т.А. Дошкольная
педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2000, С. – 416.
- Коджаспирова, Г.М., Словарь по педагогике /Г.М. Коджаспирова. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: 2005 - 448с.
- Курочкина И. Н. Современный
этикет и воспитание культуры поведения
у дошкольников. /И. Н. Курочкина – М.: Владос, 2003, С – 224.
- Лесняк, В.И. Нравственное воспитание: проблемы и пути их решения [Текст] / В.И. Лесняк //Педагогика и жизнь. - 2006г. - № 5. - С. 110-114
- Нечаева В.Г. Нравственное воспитание
дошкольников / В.Г. Нечаева – М.: «Академия»,
- 1999 – 345.
- Нравственно-эстетическое воспитание
ребенка в детском саду. // Ветлугина Н. А.,
Казакова Т. Г. и др. ; Под. ред. Ветлугиной Н. А.
- Островская Л.Ф. Беседа с родителями
о нравственном воспитании дошкольника. / Л.Ф. Островская – М.: Просвещение, - 1987 – 144.
- Островская Л. Ф. Педагогические
ситуации в семейном воспитании дошкольников./ Л.Ф. Островская – М.: Просвещение, - 1990 – 186.
- Портянкина «Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения». // Д/в №1 - 1989 г.
- Подласый И.П. Педагогика. / И.П. Подласый: Общие основы. Учебник для вузов.– М.: Владос 2007 – 478с.
- Рыбалко, Е.Ф., Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии / Е.Ф. Рыбалко, Л.А. Головей - М: Речь.1989, С. - 580.
- Русскова Л.В. Методические рекомендации к ―программе воспитание и обучение в детском саду‖. – М., - 1986. - 397 с.
- Свадковский, И.Ф. Нравственное воспитание / И.Ф. Свадовский – М.: Просвещение, 1972, С. - 144.
- Сухомлинский, В.А. О воспитании/ В.А. Сухомлинский. сост.
Д.И. Латышина.-М.: Школьная Пресса, 2003,-192с.
- Урунтаева Г.А., Ю.А. Афонькина . Практикум по детской психологии (пособие для студентов пе.институтов). /М.,-1995.
- Этика. Энциклопедический словарь/ Под
ред. Р.Г. Апресяна, А.А.Гусейнова. – М.: Гардарики. 2001.
Приложение 1
Методика 1. «Что такое хорошо
и что такое плохо».
Данная методика позволяет
выявить степень сформированности понятий
о нравственных качествах. Учащихся просят
привести примеры: зла, сделанного другими;
доброго дела; справедливого поступка;
проявления лжи и т.п. И предлагается качественная
обработка результатов по трёх балльной
системе. Если у ребёнка сформировано
неправильное представление о данном
понятии, то он получает 1 балл. Если представление
о нравственном понятии правильное, но
недостаточно чёткое и полное, то присваивается
2 балла. Три балла – показатель того, что
сформировано полное и чёткое представление
о нравственном понятии.
Методика 2. «Закончи историю».
Целью этой методики является
изучение таких нравственных норм, как:
доброта – злость, трудолюбие – лень,
правдивость – лживость. Выбраны эти качества
потому, что с ними детей знакомят, начиная
с дошкольного возраста. Поэтому эти нравственные
нормы наиболее знакомы и доступны для
понимания детьми.
Исследование проводится индивидуально.
Ребёнку говорят: «Я буду рассказывать
тебе истории, а ты их закончи».
История 1. У девочки из корзинки
на дорогу рассыпались игрушки. Рядом
стоял мальчик. Он подошёл к девочке и
сказал, … Что сказал мальчик? Почему?
Как поступил мальчик? Почему?
История 2. Дети строили город.
Оля не хотела играть, она стояла рядом
и смотрела, как играют другие. К детям
подошла воспитательница и сказала: «Мы
сейчас будем ужинать. Пора складывать
кубики в коробку. Попросите Олю помочь
вам». Тогда Оля ответила …
Что ответила Оля? Почему? Как
поступила Оля? Почему?
История 3. Петя и Вова играли
вместе и сломали красивую, дорогую игрушку.
Пришёл папа и спросил: «Кто сломал игрушку?»
Тогда Петя ответил …Что ответил Петя?
Почему? Как поступил Петя? Почему?
Обработка результатов:
1 балл – ребёнок не
может оценить поступок героев
историй;
2 балла – ребёнок оценивает
поведение героев историй как
положительное или отрицательное
(правильное или неправильное, хорошее
или плохое), но оценку не мотивирует
и нравственную норму не формулирует;
3 балла – ребёнок называет
нравственную норму, правильно оценивает
поведение героев историй, но
не мотивирует свою оценку;
4 балла – ребёнок называет
нравственную норму, правильно оценивает
поведение героев и мотивирует
свою оценку.
Приложение 2
При выборе книг для чтения
дошкольнику, надо учитывать, каковы герои,
к чему они стремятся, как поступают, чему
у них может поучиться ваш ребёнок. Я считаю,
что воспитывать нужно на добрых книгах,
без страшных событий, с хорошим финалом.
Ниже привожу примерный список книг: