Методическое обеспечение нравственного воспитания в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. В них все им мило и дорого. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошенность души, безразличие, глухота сердца и разума. От утраты морали, совести, от наглости и хамства общество уже достаточно настрадалось. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….……2
Глава 1. Теоретические основы методического обеспечения деятельности педагога ДОУ по нравственному воспитанию дошкольников
1.1 Современные подходы к нравственному воспитанию…………………………………………………………………....5
1.2.Методическое обеспечение работы по нравственному воспитанию……………………………………………………………………17
Выводы по I главе……………………………………………………...20
Глава 2. Практические аспекты работы по методическому обеспечению нравственного воспитания дошкольников.
2.1 Анализ методического обеспечения деятельности педагога по нравственному воспитанию…………………………………………………..22
2.2. Рекомендации по совершенствованию методического обеспечения деятельности педагога по нравственному воспитанию…………………….32
Выводы по II главе……………………………………………………...37
Заключение……………………………………………………………………..38
Список литературы…………………………………………………………….40

Файлы: 1 файл

Глава 1.docx

— 97.43 Кб (Скачать файл)

Не менее важно использовать в работе с детьми беседы, в том числе этические, просмотр инсценировок, где участвуют любимые детьми персонажи с обязательной оценкой их поступков, чтение произведений детской художественной литературы, рассматривание и обсуждение репродукций картин, рисунков, художественных фотографий. Много пословиц могут выражать совокупно одну общую идею, но и одна пословица может содержать в себе все богатство и многообразие идей, раскрывающихся каждый раз особенным образом, в зависимости от конкретной ситуации. Жизнь пословиц в народе настолько своеобразна и богата, что возможно посвящение целых исследований одной какой-либо пословице. Многозначность пословиц предполагает многосторонние и многочисленные связи их друг с другом, взаимные дополнения, разъяснения, комментарии. Эта многозначность в значительной степени обусловлена высокой поэтичностью пословиц. В воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает. Примером ниже приводим русские пословицы, которые учитель, воспитатель могут использовать в воспитательном процессе.

Родимая сторона - мать, чужая - мачеха.

Где сосна взросла, там она и красна.

И кости по родине плачут (по преданию - в некоторых могилах слышен вой костей).

Русский человек хлеб-соль водит.

На Руси не все караси - есть и ерши.

Два века не изживешь, две молодости не перейдешь.

Молодой работает, старый ум дает. Молодой на службу, старый на совет.

Смолоду наживай, а под старость проживай!

Который палец не укуси - все одно: все больно /дети/.

Отцовским умом жить деткам, а отцовскими деньгами не жить.

На что и клад, коли в семье лад. Совестно жить - время коротать.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Таким образом, пословицы и поговорки, возникшие как жанр народной прозы в глубокой древности, это энциклопедия народных знаний, а также "моральный кодекс" народа. Они являются слагаемым духовной культуры народа. Эти приемы помогают осознанию детьми правил нравственного поведения с позиций общепринятых норм.  Воздействуя  на эмоциональный и волевой действенно-практический  компоненты  личности  ребенка, поддерживают у него  желание  поступать правильно, содействуют формированию привычек  нравственного поведения. [6; с 95].

Также основной целью работы по нравственному воспитанию детей является привитию любви к чтению, интереса к книге. Я поставила перед собой задачи:

1. Развивать в детях потребность  в книге, любовь к чтению (слушанию, рассматриванию и самостоятельной  деятельности) художественной литературы;

2. Воспитывать литературно-художественный  вкус;

3. Способствовать развитию поэтического  слуха способности к целостному  восприятию произведений разных  жанров, эмоциональной отзывчивости  на их содержание;

4. Содействовать обогащению разговорной  и монологической речи ребенка  образным языком детской литературы  и фольклора;

5. Формировать у детей представления о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям, деятельности, материальным ценностям, к самому себе. [8; 64].

Работая с детьми, первостепенная задача всех педагогов и родителей сделать ребенка грамотным, т. е. приобщить ребенка к художественной литературе. Педагоги и родители должны понимать роль книги в жизни человека, знать книги, которые будут важны ребенку, не лениться читать, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с ребенком, быть искренним в выражении своих чувств. Тогда мы сами не заметим, как и когда с нами рядом вырастет содержательный и глубокий человек.

Первым, что я посчитала необходимым провести для родителей консультацию по знакомству с литературой, которую нужно читать детям. Организовать выставку книг в детском (в библиотеке был представлен перечень литературы на тему «Что читать детям среднего дошкольного возраста»). На информационном стенде для родителей представить перечень произведений о детях авторов: Н. Носова, В. И. Воробьева, Д. Н. Мамина-Сибиряка, В. Осеевой, Толстого, В. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, Е. Пришвина, Воронковой.. эти авторы стремятся пробудить и поддержать в юных читателях высокое духовное рвение и усилить их тягу к нравственному совершенству. Герои произведений их книг помогают воспитать в детях такие качества, как доброта, внутреннее благородство, честность, милосердие. Эти издания могут быть рекомендованы, как душеполезное чтение в кругу семьи.

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема воспитания культуры поведения в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость. [17; 85].

 

Выводы по II главе.

Воспитание нравственных качеств - важнейшее звено формирования нравственного поведения. Складывающиеся нравственные привычки ребенка отражаются прежде всего на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми. Когда говорят о культуре поведения детей дошкольного возраста, имеют в виду целую сумму умений и навыков. Они позволяют поддерживать общий порядок в режиме дня, укладе жизни семьи, дома, в установлении правильных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Эти навыки, связанные с личной опрятностью, аккуратностью, чистотой одежды, обуви; с культурой еды (поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами); с культурой взаимоотношений со взрослыми и сверстниками (дома, во дворе, на улице, в общественных местах, в детском саду, дома); с культурой организованности (отношение к режиму), с культурой игры, учебных занятий, выполнения трудовых обязанностей; с культурой речи (форма обращения, культура  
Культура поведения воспитывается всем укладом жизни семьи. 
Работая с книгой , педагог оказывает на ребенка определенное воздействие. Книга с помощью своих волшебных образов, которые наиболее интересны и понятны ребенку младшего школьного возраста, помогает сформировать определенную картину мира, подготовить ребенка к будущей самостоятельной жизни. Ставя своих героев в определенные отношения, при которых силы добра обычно побеждают силы зла, сказка тем самым вырабатывает у детей определенные отношения к реальной действительности, формирует у них нравственные качества.

Из всех литературных жанров сказка в наилучшей форме соответствует интересам и способностям ребенка. Она всегда побуждает к определенным рассуждениям. Наилучшей формой работы со сказкой является ее чтение и последующий анализ ее содержания и скрытых смыслов. Таким образом, в современном мире знание сказок восстанавливает исконные этические и эстетические нормы, способы художественного и морального воспитания человека.

 

Заключение

Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.

Богатство идейно-нравственного содержания учебно-игровых занятий, разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни в семье – важнейшие источники формирования нравственности детей.

В ходе решения задач, поставленных перед исследованием, изучены формы, содержания и возможности нравственного воспитания дошкольников.

Мы пришли к выводу, что для успешного формирования нравственных представлений и поступков необходимо:

- полное  понимание сущности нравственного  воспитания как психолого-педагогического  процесса;

- умение  планировать работу по формированию  культуры поведения, уметь разрабатывать  и применять на практике пути  и средства нравственного воспитания;

Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт, особенное значение для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей. Но опыт лишь тогда приведет к цели, когда поведение будет осуществляться по высоким мотивам. Нравственные отношения, представления, поступки, которые формируются на занятиях, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования нравственных представлений. Решение этой задачи происходит в процессе различных упражнений, бесед, игр, занятий на нравственную тему. В конце обычно выводится нравственное правило, соблюдение которого нужно требовать от всех ребят.

Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по- разному. Поэтому проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует нравственного развития ребенка. Эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Алябьева Е.А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками»./Е.А.Алябьева. – М.: «Сфера». 2003. С – 128.
  2. Арзамасцева, И.Н. Детская литература / И.Н. Арзамасцева. - М.: Академия, 2000.С. – 576.
  3. Бархатова М.С. Воспитание культуры поведения / М.С. Бархатова // Дошкольное воспитание. - №11 – 1989. с 7 – 43.
  4. Бирженюк Г.М., Бузене Л.В., Горбунова Н.А. Методическое руководство культурно-просветительной работой. М., 1989.
  5. Буре Р. С., Година Г. Н., Шатова А. Д. и др./ Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: 2-е изд.//.; Под. ред. Виноградовой А.М.
  6. Волков Г.Н, Этнопедагогика / Г.Н.Волков: Учеб.для студ.сред. и высш.пед.учеб.заведений. – М.: «Академия», - 1999, С – 168. 
  7. Гаврилова, Т.П. О воспитание нравственных чувств / Т.П. Гаврилова – М.:Речь.1984.С. – 250.
  8. Гурович, Л.М., Л.Б.Береговая, В.И.Логинова. Ребенок и книга: книга для воспитателя детского сада / Под ред. В.И.Логиновой. - М.: Педагогика.1992, С. – 167.
  9. Дробницкий, О.Г. Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий - М.: Просвещение,1977, С. – 304.
  10. История педагогики / Под ред. академика РАО Н.Д. Никандрова. – М.: Гардарики, 2007, С – 413.
  11. Козлова, С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2000, С. – 416.
  12. Коджаспирова, Г.М., Словарь по педагогике /Г.М. Коджаспирова. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: 2005 - 448с.
  13. Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. /И. Н. Курочкина – М.: Владос, 2003, С – 224.
  14. Лесняк, В.И. Нравственное воспитание: проблемы и пути их решения [Текст] / В.И. Лесняк //Педагогика и жизнь. - 2006г. - № 5. -  С. 110-114
  15. Нечаева В.Г. Нравственное воспитание дошкольников / В.Г. Нечаева – М.: «Академия», - 1999 – 345.
  16. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. // Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г. и др. ; Под. ред. Ветлугиной Н. А.
  17. Островская Л.Ф. Беседа с родителями о нравственном воспитании дошкольника. / Л.Ф. Островская – М.: Просвещение, - 1987 – 144.
  18. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников./ Л.Ф. Островская – М.: Просвещение, - 1990 – 186.
  19. Портянкина «Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения». // Д/в №1 - 1989 г.
  20. Подласый И.П. Педагогика. / И.П. Подласый: Общие основы. Учебник для вузов.– М.: Владос 2007 – 478с.
  21. Рыбалко, Е.Ф., Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии / Е.Ф. Рыбалко, Л.А. Головей - М: Речь.1989, С.  - 580.
  22. Русскова Л.В. Методические рекомендации к ―программе воспитание и обучение в детском саду‖. – М., - 1986. - 397 с.
  23. Свадковский, И.Ф. Нравственное воспитание / И.Ф. Свадовский – М.: Просвещение, 1972, С. - 144.
  24. Сухомлинский, В.А. О воспитании/ В.А. Сухомлинский. сост. Д.И. Латышина.-М.: Школьная Пресса, 2003,-192с.
  25. Урунтаева Г.А., Ю.А. Афонькина .  Практикум по детской психологии (пособие для студентов пе.институтов). /М.,-1995.
  26. Этика. Энциклопедический словарь/ Под ред. Р.Г. Апресяна, А.А.Гусейнова. – М.: Гардарики. 2001.

 

 

 

 

Приложение 1

Методика 1. «Что такое хорошо и что такое плохо».

Данная методика позволяет выявить степень сформированности понятий о нравственных качествах. Учащихся просят привести примеры: зла, сделанного другими; доброго дела; справедливого поступка; проявления лжи и т.п. И предлагается качественная обработка результатов по трёх балльной системе. Если у ребёнка сформировано неправильное представление о данном понятии, то он получает 1 балл. Если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно чёткое и полное, то присваивается 2 балла. Три балла – показатель того, что сформировано полное и чёткое представление о нравственном понятии.

Методика 2. «Закончи историю».

Целью этой методики является изучение таких нравственных норм, как: доброта – злость, трудолюбие – лень, правдивость – лживость. Выбраны эти качества потому, что с ними детей знакомят, начиная с дошкольного возраста. Поэтому эти нравственные нормы наиболее знакомы и доступны для понимания детьми.

Исследование проводится индивидуально. Ребёнку говорят: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи».

История 1. У девочки из корзинки на дорогу рассыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошёл к девочке и сказал, … Что сказал мальчик? Почему? Как поступил мальчик? Почему?

История 2. Дети строили город. Оля не хотела играть, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила …

Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?

История 3. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришёл папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил …Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Обработка результатов:

1 балл – ребёнок не  может оценить поступок героев  историй;

2 балла – ребёнок оценивает  поведение героев историй как  положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее  или плохое), но оценку не мотивирует  и нравственную норму не формулирует;

3 балла – ребёнок называет  нравственную норму, правильно оценивает  поведение героев историй, но  не мотивирует свою оценку;

4 балла – ребёнок называет  нравственную норму, правильно оценивает  поведение героев и мотивирует  свою оценку.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

При выборе книг для чтения дошкольнику, надо учитывать, каковы герои, к чему они стремятся, как поступают, чему у них может поучиться ваш ребёнок. Я считаю, что воспитывать нужно на добрых книгах, без страшных событий, с хорошим финалом. Ниже привожу примерный список книг:

Информация о работе Методическое обеспечение нравственного воспитания в ДОУ