Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 23:59, реферат
Цель –рассмотреть более подробно теоретические основы и методические основы нравственного воспитания дошкольников.
Задачи:
изучить специализированную литературу;
рассмотреть методические рекомендации;
В игре формировать нравственные чувства, нравственное сознание и моральные поступки, коллективистские навыки, дружеские отношения, умение следовать игровым правилам, общему замыслу. На занятиях – культуру учебной деятельности, умение вести себя в соответствии с правилами, дисциплинированность, организованность, уважение к слову воспитателя, к общему заданию.
В процессе трудовой деятельности – трудолюбие, бережливость, аккуратность, чувство ответственности, умение действовать сообща, рационально применять орудия труда и те умения и навыки, которые обеспечивают наибольшую результативность.
В процессе любого вида деятельности нужно осуществлять широкий круг задач воспитания, связанных с формированием морального сознания, нравственных чувств и привычек, являющихся основой культурного поведения. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на ребенка, на его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать его отношение к обществу, к людям к труду, к своим обязанностям.
Методика нравственного воспитания и формирования культуры поведения старших дошкольников.
Старшая группа.
В старшем дошкольном возрасте
формирование нравственных качеств
личности и привычек культурного
поведения активно
В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большее место воспитание культуры общения. Формирования уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников. Коллектив играет в жизни детей все большую роль, взаимоотношения у детей все больше усложняются. В поведении старшего дошкольника ярче выступает связь нравственных качеств и свойств личности с интеллектом, познавательным и интересным, отношением к окружающему миру, к деятельности, к взрослым и сверстникам, к себе. Ребенок в процессе общения еще может быть сдержанным, умеет действовать в интересах партнера или группы сверстников, проявляя при этом волевые достаточные усилия. Но, конечно же, это только начало умения, которые надо развивать и закаливать.
Главным в целенаправленной деятельности педагога на ступени старшего дошкольного возраста, продолжает оставаться организация жизни и деятельности ребенка, соответствующая опыту содержательного общения, формированию доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим.
Эффективным методом уточнения систематизации нравственных представлений старших дошкольников является этическая беседа. Такие беседы должны органически быть включены в систему многообразных методов воспитания. Этическая беседа, как метод нравственного воспитания отличается существенным своеобразием. Содержание этических бесед составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и, прежде всего самих воспитанников. Воспитатель дает характеристику тем фактам и поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми. Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ребенку ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения.
Этические беседы – это плановые, подготовленные и организованные занятия, содержание которых определенно требованиями «программы воспитания и обучения в детском саду».
Но, обращаясь
к программным задачам
Следует помнить: главная цель этических бесед заключается в том, чтобы сформировать у ребенка нравственные мотивы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках. И опереться, такие беседы должны, прежде всего, на подлинные события и явления, которые в избытке представляет жизнь и деятельность ребенка в кругу сверстников.
Готовясь к такой беседе, педагог должен проанализировать, что было предметом наиболее ярких впечатлений у детей, как они восприняли увиденное, как переживают его. Если в этическую беседу, воспитатель считает нужным включить отрывки из того или иного художественного произведения, он обязательно должен подчинить их содержание воспитательным функциям. Если содержание беседы доступно и интересно детям, то следуют заинтересованные вопросы, яркие эмоции, искренние оценки: педагогу как бы приоткрывается внутренний мир ребенка. Это позволяет обоснованно определить, как малыши восприняли идею, морали поведения, и дает возможность дальнейшего корректирования поведения детей. А то обстоятельства, что ребята всей группой обсуждают совместно факты поведения и различные ситуации, вызывает сопереживание, эмоциональное влияние детей друг на друга, способствует взаимному обогащению их чувств и этических представлений.
Поведение воспитанников старших групп убедительно свидетельствует о том, что в этом возрасте постепенно происходит переход от восприятия содержания отдельных поступков к обогащенным понятиям о хорошем поведении.
По средствам этических бесед воспитатель связывает между собой сознание детей, разрозненное представление в единое целое – основу будущей системы нравственных оценок. Именно усвоение этических понятий в определенной системе помогает старшему дошкольнику разобраться в сущности понятия добра, общего блага, справедливости, формирует первоначальное понятие о человеческом достоинстве.
Влияние нравственного сознания старшего дошкольника на саморегуляцию его поведения еще не велико. Но в этом возрасте ребенок еще в состоянии оценивать свое поведение на окружающих. Поэтому темы этических бесед должны обязательно включать ведущие для данной возрастной группы понятия. «Моя мама», «моя семья», «детский сад», «мои товарищи», «я дома» и многие другие. Разные темы могут быть конкретизированы и дополнены в зависимости от представлений, знаний, уровня воспитанности, препятствующие по данной теме и т.д. Важно, чтобы содержание перечисленных ведущих тем и тем дополняющих, обязательно связывалось со всем содержанием педагогического процесса. Без чего нельзя обеспечить эффективность нравственного воспитания, а так же помогают систематизировать и обобщить представление об нравственности, которые приобрели дети, находясь в предыдущих группах. Этические беседы, их результаты должны непосредственно проявляться в практике поведения, поступках детей и разных ситуациях. Что очень важно для закрепления результатов педагогического воздействия.
Первый день в новой, старшой группы. Групповые помещения оформлены по праздничному, так было прежде и при переходе детей из младшей в среднюю группу.
Отличие - в более серьезном и доверительном тоне воспитателя. Он не только показывает детям все помещения, но и организует просмотр работ детей, перешедших в подготовительную группу, рассказывает им, как они трудились, играли, как были должны. Вместе с детьми воспитатель размышляет, как лучше все расставить в комнатах группы. В то же время он содействует веселому настроению детей, их радостному общению друг с другом, знакомству с новичками. А когда прием новичков завершен, можно организовать развлечение с участием всех детей и сотрудников.
Игра одно из
наиболее эффективных средств
Важнейший этический аспект лежит в основе поведения ребенка. В такой ситуации мы еще раз мы даем понять ребенку: в основе этикетного лежит нравственное начало.
Во время музыкального занятия проводят музыкальные игры. Дети водят хоровод. Воспитатель снова обращает внимание на правила этикета, но делает это не навязчиво.
В играх со строительным материалом, когда дети заняты созиданием архитектурных сооружений (домов, мостов и т.д.), также присутствуют правила поведения. Воспитатель похвалил строителей. Как он это сделал? Какими словами и интонацией? Какое у него при этом было выражение лица? Рады ли все дети, услышав похвалу своему товарищу? Дети наблюдают за воспитателем каждую минуту, даже когда заняты любимым делом и учатся у него неопределенному поведению.
Огромную роль для формирования культуры поведения играют театрализованные игры. Например, с детьми готовят постановку сказки «Репка». В ходе ее разработки обращают внимание на культуру поведения в семье. Вся семья и домашние животные, и даже маленькая мышка поднялись на одно общее дело помочь деду – кормилицу вытащить репку. В семье каждый имеет значение, каждый играет свою роль. И сама постановка сказки, и выступление с ней перед детьми и радетелями несут осознание многих правил поведения в общественных местах. Затрагиваются правила поведения зрителей в театре. Вспоминаются правила гостевого этикета: в гости пришли родители, их надо принять и развлечь.
Традиционные народные игры хороши не только тем, что ребенок воспринимает исконно русскую речь, получает сведенья из истории нашего народа. Он так же осознает, что вся народная культура базируется на народных обычаях и традициях. Например, игра «Бояре, а мы к вам пришли». Красивый русский текст даст детям сведения, что в прошлом были бояре; во все времена люди ходили в гости, принимали их с радостью; на Руси существовал обычай выбора невесты. Играют все вмеси и дружно, стремится к победе всей команды, но не обижают и представителей и другой. Вместо невесты можно выбирать друга; тогда воспитатель обращает внимание на дружиские отношения между ребятами.
На занятии или в свободное время проводят сюжетно ролевые игры, например, о профессиях. Выбрав к примеру профессию врача, обговаривают с детьми правила поведения в поликлинике, в кабинете доктора, в аптеке и т.п. Во время занятий, в других режимных моментах организуются дидактические игры, главная цель которых – развитие ребенка. Они хороши при обработке правил и норм культуры поведения. Задания могут быть самые разнообразные: подбери из карточек цветную гамму своего костюма; составь по картинкам костюм прогулки; посещения театра; встречи гостей; разложи на полотно карточки с посудой и столовыми приборами для сервировки чайного, обеденного, праздничного стола; выбери на карточке подарок другу, маме, бабушке.
Большой интерес у дошкольников вызывает настольно – печатные игры. Например, игра – лото «Как мы одеваемся» поможет обработать навыки детей в культуре внешнего вида. Творческий подход к делу и фантазия воспитателя помогут разнообразию игровой деятельности детей, в ходе которой они осваивают мир. Роль воспитателя в самой игре может быть различна. В одном случае он подскажет ее сюжет, в другом будет играть в ней ведущую роль, в третьем – принес необходимый для нее материал, в четвертом – станет наблюдать за детьми и делать педагогические заметки. Воспитатель и дети – соавторы любой игры. Нельзя забывать о детской самостоятельности и инициативе, надо только направлять их обучение к правильному поведению. Тогда не будут скучны нотации, жестких и непонятных детям требований, а поведенческая регламентация легко войдет в жизнь маленького человека, осознавшего в ходе игры ее разумность и необходимость.
Подготовительная группа.
Основная задача нравственного воспитания дошкольников на этом этапе состоит, прежде всего, в закреплении, углублении и расширении всего того, что они приобрели за весь предшествующий период пребывания в детском саду. В повседневной педагогической практике воспитатель должен смириться, чтобы моральные чувства ребенка становились более глубокими, и их проявления в отношениях к людям, их деятельности, к родной стране – более устойчивыми и организованными. Нравственные представления детей о явлениях общественной жизни, о присущих людям качествах (таких как справедливость и честность, трудолюбие и ответственность и др.) становятся более осознанными. Приобретает большую обобщенность, и навыки нравственного поведения – более естественными и прочными, обретают большую широту и устойчивость, чтобы ребенок всегда вел себя по правилам не только в детском саду и дома, но и в любой обстановке, не только на глазах взрослых, под контролем, но и по собственному побуждению.
Особое внимание воспитателя данной возрастной группе должно быть сосредоточенно так же на воспитании потребности и соблюдении правил личной гигиены и в естественной взаимопомощи детей в различных режимных процессах, в формировании волевых качеств, в накоплении опыта гуманных отношений и культуры поведения.
Названные задачи
конкретизировано в соответствующих
разделах «Программы воспитания и обучения
в детском саду», «Воспитание
культурно – гигиенических
Для обеспечения
органической преемственности между
детским садом и школой в нравственном
воспитании, очень важен высокий
уровень воспитанности в