Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 23:59, реферат
Цель –рассмотреть более подробно теоретические основы и методические основы нравственного воспитания дошкольников.
Задачи:
изучить специализированную литературу;
рассмотреть методические рекомендации;
Введение
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствия со специфическими для нее задачами социально – экономического и культурного развития диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. В них все им мило и дорого. Но не всегда они задумываются над тем, что привлекательность ребенка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом – как подрастающий ребенок ведет себя? Как держится на людях? Каковы его манеры – мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо, образованные люди не всегда выглядят воспитанными, так как не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошенность души, безразличие, глухота сердца и разума. От утраты марали, совести, от наглости и хамства общество уже достаточно настрадалось. Быть культурным воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать грамотной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на раннее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявления вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.д.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Это реализуется на специальных занятиях в старшем дошкольном возрасте.
Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности ( долг, честь, достоинство и т.п.). должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности. Поэтому тема работы очень актуальна в настоящее время.
Цель –рассмотреть более подробно теоретические основы и методические основы нравственного воспитания дошкольников.
Задачи:
Теоретические основы нравственного воспитания дошкольников
Педагогические основы нравственного воспитания
Процесс нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности ребенка.
Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности «формированию нравственности есть ни что иное, как перевод моральных норм, правил и требований знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», - пишет Харламов И.Ф. Нравственности образуется от слова « нравы». По латыни нравы звучат как морас – мораль.
Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и неизменные категорию. Они воспроизводиться силы привычки масс, поддерживаются общественного мнения, а не правовых предложений. В месте с тем моральные требования, нормы, права получают определенные обоснования в виде представления а том, как надо вести себя в обществе.
Нравственные
нормы – это выражение
Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.
Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственного сознания, устойчивое нравственное поведение и нравственное чувство, соответствующее современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях к чувствам общественного долга. Педагогика, в области нравственного воспитания выделяет такие педагогические понятия как нравственное сознание и нравственное поведение. Система исторически сложившихся непрерывно пополняемых знаний, переломленных через личный опыт человека, составляет содержание сознания человека. Одна из характеристик сознания дона в самом его названии как совокупности знаний об окружающем мире (сознание). В незнания нет сознания. «Способ каким существует сознание и каким нечто существует для него это знание».
В общественном нравственном сознании отражается общественный опыт, нравственные идеи, теории, понятия отражаются реальные отношения людей, которые складываются в процессе деятельности и общения. Высшим уровнем сформированности нравственного сознания являются убеждения. Они становятся регуляторами действий, поступков человека. От них зависит нравственная устойчивость личности. Убеждение характеризуется прочным усвоением системы нравственных понятий, развитости нравственных чувств, обобщенностью опыта поведения и отношений. Овладение нравственными представлениями и понятиями - длительный и сложный процесс. Дети проходят большой путь от усвоения нравственных понятий с начало на уровне представления до полного овладения его содержания. Расширение опыта, накопление знаний проводит с одной стороны, к дальнейшему углублению и дифференцировки нравственных представлений старших дошкольников, с другой – к большей обобщенности, приближающей их к элементарным нравственным понятиям ( о дружбе, об уважении к старшим и т.д.).
Формирующееся нравственные представления начинают играть регулирующую роль в поведении детей, их отношений к окружающим. В сознании ребенка образ кого - либо явления нравственной жизни может возникнуть не только в тот период, когда это событие происходит. Ребенок может воссоздать, вновь «увидеть» тот или иной поступок своего друга который когда-то наблюдал. И более того, он может представить его поступок в определенных ситуациях. В этом случае действует представления. По мнению Спиркина, в представление «сознание впервые отрывается от своего непосредственного источника и начинает существовать как относительное самостоятельное субъективное явление».
Нравственное сознание и поведение детей формируется в единстве – это кардинальный принцип педагогики. Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению с взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении. Растущая самостоятельность и сознательность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние «этические инстанции, которые начинают определять поступки старшего дошкольника». Дети проявляют активное стремление общения со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-7 осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта. Наряду с игровой и трудовой деятельностью существенную роль в нравственном воспитании у старших дошкольников играет учебная деятельность. На занятиях они осваивают правила учебного поведения, у них формируется целенаправленность, ответственность, волевые качества. Единству воспитания нравственного сознания и поведения А.С. Макаренко придал большое значение, считая, что детей следует вооружить теорией морали. Вместе с тем он утверждал, что воспитание привычки правильного поведения гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания.
Воспитание нравственного поведения – это формирование нравственных привычек.
Поступок характеризует отношение человека к окружающей деятельности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников.
Нравственные привычки – это потребность к совершению нравственных поступков.
Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правела общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные когда у воспитанника создается потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение. Для успешного формирования привычек необходимо, чтобы мотивы , с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у ребенка было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата.
Культура деятельности, бережное отношение к вещам, игрушкам, книгам, природе – важный компонент культуры проведения
Культура труда и поведения – это качества, которые являются показателем отношения человека к своему делу, людям, обществу и свидетельствуют о его социальной зрелости. Основы их закладываются в детстве, а затем продолжают развиваться и совершенствоваться. В дошкольный период ребенок овладевает навыками культуры действий с предметами в играх, труде, на занятиях, т.е. в процессе деятельности. Играя, занимаясь, выполняя посильные трудовые поручения дома и в детском саду в обществе сверстников, ребенок усваивает положительный опыт отношений к людям, к труду, к вещам. Необходимо прививать детям умение правильно обратятся с игрушками, книгами, пособиями, личными вещами, бережно относится к общественному имуществу; формировать навыки и умения, связанные с подготовкой к предстоящей деятельности (играм, занятиям, труду) т.е. учить ребенка готовить рабочее место и все необходимые предметы и материалы, с которыми он будет играть и заниматься; четко и последовательно организовывать свою деятельность, планировать время в процессе деятельности, доводить начатое до конца.
Старшим дошкольникам прививают элементарные навыки организации свободного времени в соответствии с распорядком жизни дома и в детском саду, стремление быть занятым полезной деятельностью. Под руководством взрослых, деятельность ребенка обретает целенаправленность, содержательность, становится важным средством воспитания. Важно учить относится детей к общественному имуществу, как к своей личной вещи. Воспитатель объясняет детям: «Все, что имеется в детском саду – игрушки, посуда, мебель – твое, мое, наше, общее, принадлежит нам всем. Вот это надо беречь, иначе будет не с чем играть и заниматься, и в группе станет неуютно». Там, где эта мысль внушается постоянно, дети быстро овладевают прочными навыками правильного обращения со всеми окружающими их предметами. Формирование бережного отношения к общественному имуществу тесно связано с воспитанием коллективистических черт. Только тогда, когда в сознании ребенка понятие «я», «мое» постепенно в результате взаимодействия со сверстниками, расширяется до понятий «мы», «наше», он начинает бережно относиться к вешам, принадлежащим другим.
Необходимо приучить правильно, с учебными пособиями. Правельное обращение с материалами и пособиями, которые необходимы для реализации занятий – рисованием, лепкой, аппликацией и др., важная задача в подготовке ребенка к школе. Необходимо современно учить его экономно расходовать бумагу и клей, пользоваться простыми и цветными карандашами, кистью и красками и т.д., содержать все это в надлежащем порядке.
Так же особое внимание нужно уделить правильному обращению с книгами. Книги – одно из сокровищниц духовного богатства человека. Книги делают нас умнее и взрослее. Книги нас учат, забавляют, радуют.
К шестому году жизни дети приобретают навыки, помогающие им организовать свою деятельность, готовить все необходимое для игры, труда или занятия; определять свое место чтобы было удобно, не мешать другим. Если ребенок не приучен к этому, то его деятельность утрачивает целенаправленность и зависит от случайности.
Если мы вовремя не воспитываем у ребенка умение готовится к предстоящим делам, то отсутствие этого ценного навыка скажется и в дальнейшем, когда он станет школьником. Полезно разъяснить, что любая деятельность – требует определенной подготовки: надо предвидеть, какие игрушки или пособия потребуются. Лишний раз помнить, чтобы ребенок не начинал дело, пока не убедится, что все необходимое приготовлено. Старших детей надо приучить предвидеть, что и как они намериваются делать, мысленно представляя план своих действий. Будущий школьник должен знать правила, помогающие организовать предстоящую деятельность, ее ход и завершение. При целенаправленном воспитании у ребенка образуется привычка быть занятым; уметь самостоятельно организовывать свои дела по интересу, способность заниматься тем, чем необходимо, расходовать свою энергию на разумную деятельность. Эта привычка является основной для дошкольного развития организованности будущего школьника.
Но главное – воспитывающее значение детской деятельности, которая заключается в том, какого его содержание, устойчивость и длительность, чему она учит, какие нравственные качества развивает у ребенка.
Взрослые должны руководить детской деятельностью: уметь создать условия для разнообразных игр, труда, занятий, учить ребенка умению организовывать свою деятельность; содействовать вовлечению его в игры, занятия, труд; при необходимости оказывать ему помощь в выборе и формировании различной деятельности, в расширении ее содержания, достижения поставленной цели. Каждый вид детской деятельности (игры, занятие, труд) создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания, связанных с формированием культуры поведения дошкольников.