Методика нравственного воспитания и формирования культуры поведения старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 23:59, реферат

Описание работы

Цель –рассмотреть более подробно теоретические основы и методические основы нравственного воспитания дошкольников.
Задачи:
изучить специализированную литературу;
рассмотреть методические рекомендации;

Файлы: 1 файл

работа.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

Многие учителя  начальных нередко сетуют на то, что у первоклассника можно отметить «леность ума». Не приученность к настойчивости в овладении знаний, и стремлении понять смысл полученных сведений, неумение сосредоточится – это серьезна проблема. Выпустить детей в школу с такими качествами, как упорство и настойчивость в достижении результата – одна из важнейших воспитательных задач в подготовительной к школе группе детского сада. Хорошим средством для привития этого качества служит коллективное чтение с последующим пересказом содержания прочитанной сказки, басни и т.д.  Это очень помогает воспитанию ребенка готовящегося к обучению в школе, формированию навыков учебной деятельности.

Задачи воспитания культуры поведения в данной возрастной группе, как и в предыдущих, решаются на основе целесообразного отбора методов и приемов, наиболее удачного их сочетания, обеспечивающих их взаимосвязь учебно – познавательной и самостоятельной деятельности дошкольников.

Важно отметить, что в работе с детьми этой группы надо предусмотреть, чтобы приобретенный опыт ребенка не шел в разрез с новыми знаниями, которые он будет получать в процессе воспитания. Необходимо так же внимательно учитывать, как на поведении детей отражаются их впечатления, получаемые в результате наблюдения жизненных ситуаций, какого отношение детей к подмеченным поступкам товарищей и взрослых. Поэтому особое значение приобретает задушевные индивидуальные беседы и групповые этические беседы; очень эффективны также игры – инсценировки, игры – упражнения. Дополняя друг друга, они позволяют  формировать нравственный мир старшего дошкольника, социальную нравственность его поведении.

Используя нравственные направления методы воспитания, педагог  формирует этические понятия  культуру поведения в общественных местах, культуру взаимоотношений, культуру речи, культуру внешнего вида. Но следует помнить, что в подготовительной группе не теряют свою значимость игровые приемы, включенные в воспитательный процесс, сочетая их с этическими беседами, педагог ненавязчиво раскрывает перед детьми наглядные образы повседневного общения. Важно так же, чтобы нравственно направленные занятия, беседы содержали не только правила этикета, но и интересные практические упражнения в культурном общении. Тогда можно эффективнее взаимодействовать на внутренний мир ребенка. Эффективность формирования доброжелательных общественных мотивов поведения повышается, если педагог устанавливает органическую связь между разнообразными вкусами детской деятельности. Эта работа должна обязательно найти отражение в плане воспитательно – образовательной работе. Воспитателю важно постоянно вести записи наблюдения за поступками детей. Именно здесь воспитатель отмечает, как воздействовали на ребенка предусмотренные планом методы, удалось ли дубится цели. Продуманное использование многовариантной связи позволяет «красной нитью» провести воспитание культуры поведения через все процессы обучения на занятиях, игре, музыке, рисовании и других видах деятельности детей.

Конкретная  реализация взаимосвязи воспитательного  процесса – самостоятельная деятельность. Очень важно чтобы весь режим детского сада, все то, что мы называем повседневной жизнью, было наполнено содержательной деятельностью и общением. Это способствует развитию духовного мира ребенка. Решая данную задачу, педагог создает благоприятную почву для формирования положительных черт характира и нравственных качеств личности. На  укрепление культурно гигиенических навыков и привычек направлены на  некоторые игры – занятия, игры -  упражнения. В зависимости от их конкретного содержания усваиваются различные правила или их сочетания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы:

В первом вопросе  была рассмотрена теоретическая  основа, из чего следует,  что  проблема нравственного составления личности существует уже очень давно и в этой области уже немало открытий. Процесс нравственного восприятия имеет свою специфику и трудности в организации, однако, освоив, необходимое, психологические и педагогические знания, взрослый способен влиять на ребенка и целенаправленно формировать нравственные представления  и культуру поведения.

Во – втором: эффективное формирование культуры у старших дошкольников осуществляется в единстве и целостности использования  различных видов деятельности –  игр, труда, занятий.

В третьем: проведен анализ программ, выявлен ряд недостатков в их проведении. Очень важно чтобы весь режим детского сада, все то, что мы называем повседневной жизнью, было наполнено содержательной деятельностью и общением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. «Ваш ребенок воспитан?». // Д/в № 10 – 1986.
  2. «Воспитывать тактического собеседника».// Д/в №8 – 1985.
  3. «Возрастная и педагогическая психология».// М.В. Матюхина, Т.С. Михальчук, Н.Ф. Прокина и др.; Под., ред. М.В. Гамезо и др.- М., 1984.
  4. «Воспитание любви и уважения к книге».// Зернова. Д/в №6-1989.
  5. «Воспитание культуры речи».// Д/в № 12- 1988.
  6. «Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно – ролевые игры». Н.А. Купина, Н.Е. Богуславская. – М.: 1992. – 176с.
  7. «Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. 2-е изд.» //Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. – М.: Издательский центр «Академия», 1997.
  8. «Дошкольная педагогика». С.А Козлова, Т.А. Куликова. -  М.: 1998.

Информация о работе Методика нравственного воспитания и формирования культуры поведения старших дошкольников