Методика обогащения словарного запаса языка учащихся 5 классов на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить пути обогащения индивидуального словаря учащихся пятых классов.
Для достижения цели работы необходимо выполнить такие задачи:
1) изучить и проанализировать методическую литературу по теме;
2) выявить содержания понятия «словарный запас» и его связи с уроком русского языка;
3) рассмотреть психологические особенности учеников 5 классов;
4) определить основные принципы, методы и приемы словарной работы;
5) предложить систему упражнений, направленную на обогащение словарного запаса учащихся.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы обогащения словарного запаса учеников
1.1. Лексический состав современного русского языка.……………………….5
1.2. Возрастные психологические особенности учащихся 5 классов…………10
РАЗДЕЛ 2. Система работы по обогащению словарного запаса учеников
2.1. Предпосылки методики работы по обогащению словарного запаса учащихся………………………………………………………………….............15
2.2. Цели и источники обогащения словарного запаса учащихся…………….18
2.3. Словарная работа на уроках русского языка как путь обогащения речи учащихся………………………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …....………....……....…....…....……....……....……………...33
Список использованных источников……………………………………...........

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 54.95 Кб (Скачать файл)

Материал упражнений должен в каком-то отношении быть различным, а повторяться должны те мыслительные операции, которые необходимы для успешного решения однородных, но не тождественных задач.

Поэтому представляется весьма важным при подборе материала для упражнений, сообразуясь с этапом обучения и общим уровнем успеваемости класса, постепенно вводить такие факты, примеры, которые отличаются по своим несущественным признакам от первоначальных «образцов» материала [11]. Следовательно, требуется вариативность заданий для упражнений как одно из важных условий осознанного усвоения знаний в процессе их применения. Целесообразно осуществлять закрепление знаний не только в виде упражнений, но и проводя демонстрации, фронтальные опыты, организуя наблюдения, подтверждающие изучаемые закономерности на ранее не известном ученикам материале, проведение упражнений, требующих использования наиболее рациональных способов применения новых знаний, в том числе в комплексе с ранее усвоенными.

Значительное место в учебном процессе следует отвести таким видам упражнений, которые учили бы школьников основным логическим операциям, о которых подробно говорилось.

Активизация деятельности школьников при лексической работе связана с применением большого многообразия форм проверки знаний, проведением разного рода упражнений и видов работ, контрольных письменных и графических работ. Важно, чтобы проверочные работы по своему характеру и содержанию не повторяли тренировочных упражнений, а ставили ученика в новую ситуацию, требовали от него проявления известной самостоятельности в практическом применении и реализации навыков в самых разнообразных случаях.

Большое место в работе каждого словесника занимает словарная работа.

Программа предусматривает усвоение определенного количества слов в каждом классе. Эти слова выносятся во всех учебниках на поля или заключаются в рамки.

Работа с этими словами дает возможность расширить активный словарный запас учащихся, уточнить их знания о значении слова, научить употреблять слово в новом контексте, повысить грамотность. Но слова в рамках в учебниках даются без всякой системы, только в связи с употреблением на данной странице, да и то не всегда. Потом эти слова встречаются только в словарном диктанте, завершающем изучение темы. А одноразовая встреча со словом, даже если учитель провел серьезную работу, дает небольшой эффект.

Особое значение для обогащения словарного запаса учащихся приобретает словарная работа на уроках русского языка и литературного чтения. «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка», – писал известный ученый-методист А. В. Текучев.[23]

Этапы словарной работы можно представить так: 1) семантизация слова; 2) актуализация слова; 3) использование слова в речи.

Активизация словаря – одно из важнейших направлений словарной работы на уроках, поэтому задача учителя – помочь учащимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный запас учащегося. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в пересказах, рассказах, диалогах, письмах, сочинениях и т.д. Владение словом подразумевает знание его семантики, сочетаемости и сферы употребления. [24]

С целью активизации словаря работу можно представить в виде следующих основных этапов.

Толкование слова с помощью одного или нескольких приемов:

а) контекста;

б) подбора синонима или антонима;

в) оборота, включающего в себя уже известное однокоренное слово;

г) описательного оборота.

Чтение и запись слова (работа над орфоэпией и орфографией);

Работа над образцами употребления слова (готовыми словосочетаниями и предложениями);

Учитель знакомит детей с готовыми словосочетаниями и предложениями, включающими в себя изучаемые слова. Некоторые из них могут быть записаны под диктовку. [19]

Работа над семантическими связями слова.

Упражнения, которые учат детей выделять и усваивать парадигматические связи слов, способствуют обогащению их словаря. Такие упражнения вырабатывают умения выбирать нужное слово, точно передавать смысл высказывания, понимать оттенки значения, а также развивают речь на основе объективно существующих в лексике связей между словами.

В работе над избранной тематической группой возможны два пути, ведущие к обогащению словаря школьников необходимой лексикой: во-первых, введение слов указанной тематической группы в упражнения учебника, во-вторых, введение дополнительных заданий с отобранной лексикой в процессе урока. [14]

Приведем примеры некоторых заданий.

1) В каждой  строчке найди однокоренные слова.

добрый, чуткий, доброта;

нежный, ласковый, нежность;

отзывчивый, душевный, сердечный;

равнодушие, равнодушный, безразличный.

Выпиши однокоренные слова, выдели корень. С любым из этих слов устно составь предложение.

2) Подбери  однокоренные слова к словам  уважение, вера, отзывчивый. В толковом  словарике найди значения этих  слов и запомни.

3) Определи, какой частью речи является  каждое слово.

Верный, верить, внимание, гостеприимный, доброжелательный, насмехаться, обидеть, добродушный, бессердечность, ненавидеть, любить, дружить, равнодушный, уважение, тревожиться, добрый, честный, правда, сердечный, жестокий, гуманный.

4) Напиши  слова в три столбика: имена  существительные, имена прилагательные, глаголы. Назови положительные качества  человека. Как понимать значение  слов равнодушный и добродушный.

5) К слову  добро подбери антоним. Назови  и выпиши слева - добро, справа - зло.

6) Подбери  прилагательные, противоположные по  смыслу. Напиши. Подчеркни орфограммы.

Добрый человек – злой…; честный поступок – ...; гуманное отношение – ...; тактичный ученик – ...; свирепый взгляд – ...

Слова для справок: равнодушный, лживый, невежливый, добрый.

7) Что  общего между данными прилагательными? Чем они различаются по смыслу? Вежливый, благовоспитанный, деликатный, корректный, общительный, обязательный, тактичный.

8) Словарный  диктант.

Запиши в первый столбик слова, указывающие на то, какими должны быть люди, во второй столбик слова - какими не должны быть люди.

Добрыми, злыми, лживыми, справедливыми, честными, прилежными, учтивыми, сострадательными, мстительными, терпеливыми, правдивыми, милосердными, гуманными, чуткими, равнодушными, жестокими.

С любым словом устно составь предложение.

9) Сравни  значения слова верный в предложениях.

Верный товарищ никогда не оставит в беде. У Маши верный ответ.

Какие слова подходят к первому предложению, какие ко второму: надежный преданный, точный, правильный.

10) С какими  из приведенных ниже существительных  можно сочетать слова жестокий  и жесткий'?

Человек, слова, расправа, ветер, мороз, почва, матрац, волосы, рука, поступок, сроки.

11) Спиши, вставляя пропущенные имена прилагательные.

Моя мама.

Я сплю, вижу во сне залитый солнцем луг, бабочек много-много.... И слышу, как ко мне прикасается .... ... рука матери. Я узнаю ее руку . ... ... мама берет меня, прижимает к себе, несет куда-то, а я плыву, плыву. И мне так радостно, так приятно. Хочется, чтобы эта минута длилась бесконечно.

Слова для справок: тёплая, материнская, нежная, заботливая, ласковая.

12) К слову  дружественный подбери антонимы. Объясни, как от слова друг  можно образоваться слово дружественный, а от слова враг - враждебный; доброжелательный?

13) Напиши  слова с противоположным значением  и объясни их.

жестокий – ... ;

ласковый – ... ;

равнодушный – ... ;

внимательный – ... ;

вежливый – ... ; [10]

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что с целью активизации словаря работу можно представить в виде следующих основных этапов:

1. Толкование  слова с помощью одного или  нескольких приемов: контекста; подбора  синонима или антонима; оборота, включающего в себя уже известное  однокоренное слово; описательного  оборота.

2. Чтение  и запись слова (работа над  орфоэпией и орфографией);

3. Работа над образцами употребления слова (готовыми словосочетаниями и предложениями);

4. Работа  над семантическими связями слова.

Обращение к происхождению слова позволяет осознать значение исторического корня, к которому оно восходит, и таким образом более глубоко понять семантику данной лексической единицы и причины ее современного правописания. Вследствие этого в лингводидактике наряду с общепринятыми способами толкования значения слова выделяют этимологический способ.

Систематическое обращение к этимологии на межпредметном уровне необходимо, прежде всего, в тех случаях, когда слово трудно для детей не только в орфографическом, но и в семантическом плане.

Помогают в таких видах работы, прежде всего, творческое списывание, письменные ответы на вопросы, игра «Верно ли?».

Творческое списывание хорошо известно в методике русского языка. В нашем случае оно использовано с целью закрепить в памяти учащихся значение изучаемых слов.

Творческое списывание применяется в процессе закрепления знаний, умений и навыков на разных уроках по таким школьным дисциплинам, как русский язык, математика, природоведение, изобразительное искусство, музыка, история. Для работы используются слова и некоторые научные термины, значение и правописание которых изучалось с опорой на этимологию. Приведем примеры.

 

Задание: напишите на месте точек подходящие по смыслу слова.

1) Букву  или часть слова, где возникает  опасность ошибки, называют ...

2) Раздел  науки о языке, изучающий происхождение  слов, называют...

3) ... это  слова, совпадающие по звучанию, но полностью расходящиеся по  значению.

4) ... –  это слова, противоположные по  значению.

5) ... –  это слова, совпадающие или близкие  по значению.

Учащиеся списывают предложения, последовательно вставляя слова: орфограмма, этимология, омонимы, антонимы, синонимы.

Письменные ответы на вопросы.

Этот вид работы также хорошо известен в методике русского языка. Он используется в данном случае для закрепления в памяти учащихся значения слов, изученных с опорой на этимологию. Приведем примеры таких вопросов. Они однотипны и начинаются одной фразой: как называется...

... тетрадь  из плотных листов в переплете  для рисунков, коллекций, фотографий? (Альбом.)

... форма  деятельности, при которой участвующие  стремятся превзойти друг друга? (Соревнование.)

... комплексное  спортивное сооружение с трибунами  для зрителей и со специально  оборудованными площадками для  тренировок, состязаний? (Стадион.)

… соревнование спортивных команд – бег, движение на дистанции, при котором на определенном этапе один спортсмен, сменяясь, передает другому условленный предмет? (Эстафета.)

... стационарное  учреждение для лечения, профилактики  заболеваний и отдыха? (Санаторий.)

... краткий  перерыв между действиями спектакля  или отделениями концерта, циркового  представления? (Антракт.)

Игра «Верно ли?».

Игра «Верно ли?» помогает учащимся закрепить навык соотносить созвучные слова по значению, актуализировать в памяти научные сведения об этимологии уже известных им слов. Приведем несколько вопросов для этой игры.

Верно ли, что...

... слова  портной и портфель восходят  к одному и тому же историческому  корню?

(Неверно. Слово портной исконно русское  и восходит к слову порт  в значении «полотно». Слово портфель  восходит к французскому портер, что значит «носить».)

... слова  ветеран и ветчина восходят  к одному историческому корню?

(Верно. Слова ветеран и ветчина восходят  к латинскому «ветус», что значит «старый».)

... слово  газета образовано от слова  газ?

(Неверно. Слово газета образовано от  итальянского газа, что значит  «сорока» –изображение птицы  на мелкой монете, которую отдавали  за лист бумаги с напечатанной  информацией. Слово газ восходит  к греческому хаос в значении  «первичное, бесформенное состояние  мира».)

... слово  мелодия можно проверить словом  милый?

(Неверно. Слово мелодия возникло на  базе сложения двух греческих  слов: мело – «песня» и оде  – «песня». Слово милый восходит  к латинскому «милис» – «нежный, спокойный».)

... слово  окулист восходит к тому же  слову, что и слово око?

Информация о работе Методика обогащения словарного запаса языка учащихся 5 классов на уроках русского языка