Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 22:04, курсовая работа
Цель исследования – определить пути обогащения индивидуального словаря учащихся пятых классов.
Для достижения цели работы необходимо выполнить такие задачи:
1) изучить и проанализировать методическую литературу по теме;
2) выявить содержания понятия «словарный запас» и его связи с уроком русского языка;
3) рассмотреть психологические особенности учеников 5 классов;
4) определить основные принципы, методы и приемы словарной работы;
5) предложить систему упражнений, направленную на обогащение словарного запаса учащихся.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы обогащения словарного запаса учеников
1.1. Лексический состав современного русского языка.……………………….5
1.2. Возрастные психологические особенности учащихся 5 классов…………10
РАЗДЕЛ 2. Система работы по обогащению словарного запаса учеников
2.1. Предпосылки методики работы по обогащению словарного запаса учащихся………………………………………………………………….............15
2.2. Цели и источники обогащения словарного запаса учащихся…………….18
2.3. Словарная работа на уроках русского языка как путь обогащения речи учащихся………………………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …....………....……....…....…....……....……....……………...33
Список использованных источников……………………………………...........
Материал упражнений должен в каком-то отношении быть различным, а повторяться должны те мыслительные операции, которые необходимы для успешного решения однородных, но не тождественных задач.
Поэтому представляется весьма важным при подборе материала для упражнений, сообразуясь с этапом обучения и общим уровнем успеваемости класса, постепенно вводить такие факты, примеры, которые отличаются по своим несущественным признакам от первоначальных «образцов» материала [11]. Следовательно, требуется вариативность заданий для упражнений как одно из важных условий осознанного усвоения знаний в процессе их применения. Целесообразно осуществлять закрепление знаний не только в виде упражнений, но и проводя демонстрации, фронтальные опыты, организуя наблюдения, подтверждающие изучаемые закономерности на ранее не известном ученикам материале, проведение упражнений, требующих использования наиболее рациональных способов применения новых знаний, в том числе в комплексе с ранее усвоенными.
Значительное место в учебном процессе следует отвести таким видам упражнений, которые учили бы школьников основным логическим операциям, о которых подробно говорилось.
Активизация деятельности школьников при лексической работе связана с применением большого многообразия форм проверки знаний, проведением разного рода упражнений и видов работ, контрольных письменных и графических работ. Важно, чтобы проверочные работы по своему характеру и содержанию не повторяли тренировочных упражнений, а ставили ученика в новую ситуацию, требовали от него проявления известной самостоятельности в практическом применении и реализации навыков в самых разнообразных случаях.
Большое место в работе каждого словесника занимает словарная работа.
Программа предусматривает усвоение определенного количества слов в каждом классе. Эти слова выносятся во всех учебниках на поля или заключаются в рамки.
Работа с этими словами дает возможность расширить активный словарный запас учащихся, уточнить их знания о значении слова, научить употреблять слово в новом контексте, повысить грамотность. Но слова в рамках в учебниках даются без всякой системы, только в связи с употреблением на данной странице, да и то не всегда. Потом эти слова встречаются только в словарном диктанте, завершающем изучение темы. А одноразовая встреча со словом, даже если учитель провел серьезную работу, дает небольшой эффект.
Особое значение для обогащения словарного запаса учащихся приобретает словарная работа на уроках русского языка и литературного чтения. «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка», – писал известный ученый-методист А. В. Текучев.[23]
Этапы словарной работы можно представить так: 1) семантизация слова; 2) актуализация слова; 3) использование слова в речи.
Активизация словаря – одно из важнейших направлений словарной работы на уроках, поэтому задача учителя – помочь учащимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный запас учащегося. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в пересказах, рассказах, диалогах, письмах, сочинениях и т.д. Владение словом подразумевает знание его семантики, сочетаемости и сферы употребления. [24]
С целью активизации словаря работу можно представить в виде следующих основных этапов.
Толкование слова с помощью одного или нескольких приемов:
а) контекста;
б) подбора синонима или антонима;
в) оборота, включающего в себя уже известное однокоренное слово;
г) описательного оборота.
Чтение и запись слова (работа над орфоэпией и орфографией);
Работа над образцами употребления слова (готовыми словосочетаниями и предложениями);
Учитель знакомит детей с готовыми словосочетаниями и предложениями, включающими в себя изучаемые слова. Некоторые из них могут быть записаны под диктовку. [19]
Работа над семантическими связями слова.
Упражнения, которые учат детей выделять и усваивать парадигматические связи слов, способствуют обогащению их словаря. Такие упражнения вырабатывают умения выбирать нужное слово, точно передавать смысл высказывания, понимать оттенки значения, а также развивают речь на основе объективно существующих в лексике связей между словами.
В работе над избранной тематической группой возможны два пути, ведущие к обогащению словаря школьников необходимой лексикой: во-первых, введение слов указанной тематической группы в упражнения учебника, во-вторых, введение дополнительных заданий с отобранной лексикой в процессе урока. [14]
Приведем примеры некоторых заданий.
1) В каждой
строчке найди однокоренные
добрый, чуткий, доброта;
нежный, ласковый, нежность;
отзывчивый, душевный, сердечный;
равнодушие, равнодушный, безразличный.
Выпиши однокоренные слова, выдели корень. С любым из этих слов устно составь предложение.
2) Подбери однокоренные слова к словам уважение, вера, отзывчивый. В толковом словарике найди значения этих слов и запомни.
3) Определи, какой частью речи является каждое слово.
Верный, верить, внимание, гостеприимный, доброжелательный, насмехаться, обидеть, добродушный, бессердечность, ненавидеть, любить, дружить, равнодушный, уважение, тревожиться, добрый, честный, правда, сердечный, жестокий, гуманный.
4) Напиши
слова в три столбика: имена
существительные, имена прилагательные,
глаголы. Назови положительные качества
человека. Как понимать значение
слов равнодушный и
5) К слову добро подбери антоним. Назови и выпиши слева - добро, справа - зло.
6) Подбери прилагательные, противоположные по смыслу. Напиши. Подчеркни орфограммы.
Добрый человек – злой…; честный поступок – ...; гуманное отношение – ...; тактичный ученик – ...; свирепый взгляд – ...
Слова для справок: равнодушный, лживый, невежливый, добрый.
7) Что
общего между данными
8) Словарный диктант.
Запиши в первый столбик слова, указывающие на то, какими должны быть люди, во второй столбик слова - какими не должны быть люди.
Добрыми, злыми, лживыми, справедливыми, честными, прилежными, учтивыми, сострадательными, мстительными, терпеливыми, правдивыми, милосердными, гуманными, чуткими, равнодушными, жестокими.
С любым словом устно составь предложение.
9) Сравни
значения слова верный в
Верный товарищ никогда не оставит в беде. У Маши верный ответ.
Какие слова подходят к первому предложению, какие ко второму: надежный преданный, точный, правильный.
10) С какими
из приведенных ниже
Человек, слова, расправа, ветер, мороз, почва, матрац, волосы, рука, поступок, сроки.
11) Спиши,
вставляя пропущенные имена
Моя мама.
Я сплю, вижу во сне залитый солнцем луг, бабочек много-много.... И слышу, как ко мне прикасается .... ... рука матери. Я узнаю ее руку . ... ... мама берет меня, прижимает к себе, несет куда-то, а я плыву, плыву. И мне так радостно, так приятно. Хочется, чтобы эта минута длилась бесконечно.
Слова для справок: тёплая, материнская, нежная, заботливая, ласковая.
12) К слову
дружественный подбери
13) Напиши
слова с противоположным
жестокий – ... ;
ласковый – ... ;
равнодушный – ... ;
внимательный – ... ;
вежливый – ... ; [10]
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что с целью активизации словаря работу можно представить в виде следующих основных этапов:
1. Толкование
слова с помощью одного или
нескольких приемов: контекста; подбора
синонима или антонима; оборота,
включающего в себя уже
2. Чтение и запись слова (работа над орфоэпией и орфографией);
3. Работа над образцами употребления слова (готовыми словосочетаниями и предложениями);
4. Работа
над семантическими связями
Обращение к происхождению слова позволяет осознать значение исторического корня, к которому оно восходит, и таким образом более глубоко понять семантику данной лексической единицы и причины ее современного правописания. Вследствие этого в лингводидактике наряду с общепринятыми способами толкования значения слова выделяют этимологический способ.
Систематическое обращение к этимологии на межпредметном уровне необходимо, прежде всего, в тех случаях, когда слово трудно для детей не только в орфографическом, но и в семантическом плане.
Помогают в таких видах работы, прежде всего, творческое списывание, письменные ответы на вопросы, игра «Верно ли?».
Творческое списывание хорошо известно в методике русского языка. В нашем случае оно использовано с целью закрепить в памяти учащихся значение изучаемых слов.
Творческое списывание применяется в процессе закрепления знаний, умений и навыков на разных уроках по таким школьным дисциплинам, как русский язык, математика, природоведение, изобразительное искусство, музыка, история. Для работы используются слова и некоторые научные термины, значение и правописание которых изучалось с опорой на этимологию. Приведем примеры.
Задание: напишите на месте точек подходящие по смыслу слова.
1) Букву или часть слова, где возникает опасность ошибки, называют ...
2) Раздел науки о языке, изучающий происхождение слов, называют...
3) ... это слова, совпадающие по звучанию, но полностью расходящиеся по значению.
4) ... – это слова, противоположные по значению.
5) ... – это слова, совпадающие или близкие по значению.
Учащиеся списывают предложения, последовательно вставляя слова: орфограмма, этимология, омонимы, антонимы, синонимы.
Письменные ответы на вопросы.
Этот вид работы также хорошо известен в методике русского языка. Он используется в данном случае для закрепления в памяти учащихся значения слов, изученных с опорой на этимологию. Приведем примеры таких вопросов. Они однотипны и начинаются одной фразой: как называется...
... тетрадь из плотных листов в переплете для рисунков, коллекций, фотографий? (Альбом.)
... форма
деятельности, при которой участвующие
стремятся превзойти друг
... комплексное
спортивное сооружение с
… соревнование спортивных команд – бег, движение на дистанции, при котором на определенном этапе один спортсмен, сменяясь, передает другому условленный предмет? (Эстафета.)
... стационарное учреждение для лечения, профилактики заболеваний и отдыха? (Санаторий.)
... краткий
перерыв между действиями
Игра «Верно ли?».
Игра «Верно ли?» помогает учащимся закрепить навык соотносить созвучные слова по значению, актуализировать в памяти научные сведения об этимологии уже известных им слов. Приведем несколько вопросов для этой игры.
Верно ли, что...
... слова
портной и портфель восходят
к одному и тому же
(Неверно.
Слово портной исконно русское
и восходит к слову порт
в значении «полотно». Слово портфель
восходит к французскому
... слова ветеран и ветчина восходят к одному историческому корню?
(Верно.
Слова ветеран и ветчина
... слово газета образовано от слова газ?
(Неверно. Слово газета образовано от итальянского газа, что значит «сорока» –изображение птицы на мелкой монете, которую отдавали за лист бумаги с напечатанной информацией. Слово газ восходит к греческому хаос в значении «первичное, бесформенное состояние мира».)
... слово
мелодия можно проверить
(Неверно. Слово мелодия возникло на базе сложения двух греческих слов: мело – «песня» и оде – «песня». Слово милый восходит к латинскому «милис» – «нежный, спокойный».)
... слово окулист восходит к тому же слову, что и слово око?