Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 22:04, курсовая работа
Цель исследования – определить пути обогащения индивидуального словаря учащихся пятых классов.
Для достижения цели работы необходимо выполнить такие задачи:
1) изучить и проанализировать методическую литературу по теме;
2) выявить содержания понятия «словарный запас» и его связи с уроком русского языка;
3) рассмотреть психологические особенности учеников 5 классов;
4) определить основные принципы, методы и приемы словарной работы;
5) предложить систему упражнений, направленную на обогащение словарного запаса учащихся.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы обогащения словарного запаса учеников
1.1. Лексический состав современного русского языка.……………………….5
1.2. Возрастные психологические особенности учащихся 5 классов…………10
РАЗДЕЛ 2. Система работы по обогащению словарного запаса учеников
2.1. Предпосылки методики работы по обогащению словарного запаса учащихся………………………………………………………………….............15
2.2. Цели и источники обогащения словарного запаса учащихся…………….18
2.3. Словарная работа на уроках русского языка как путь обогащения речи учащихся………………………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …....………....……....…....…....……....……....……………...33
Список использованных источников……………………………………...........
(Верно. Слова окулист и око восходят к латинскому «окулюс» в значении «глаз».)
... слово
автограф – называют
(Неверно.
В слове автограф часть граф
– не родственна слову граф
в значении «дворянский титул
или лицо, имеющее этот титул»,
она образована от греческого
элемента графе – в значении
«пишу». Часть авто в обоих
словах образована от
... слова плотник и плот исторически родственные?
(Верно.
В древности словом плот
Описанные виды работы способствовали закреплению полученных школьниками знаний об этимологии слов, умения членить слова на морфемы как в современном, так и в историческом плане, навыка сопоставлять созвучные слова по значению (а значение слова выводить из его происхождения). [12]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема использования словарной работы на уроках русского языка приобрела в наше время актуальное звучание. Главная же задача учителя - содействовать обогащению словарного запаса учащихся, сделать их речь грамотной, культурной - осталась прежней. Но все же необходимо искать новые методы, приемы и средства повышения культуры речи школьников.
При условии систематического использования словарной работы на уроках можно добиться значительного обогащения словарного запаса школьников, повысить уровень их речевого развития.
Задача учителя русской словесности каждым уроком доказывать школьникам важность правильного словоупотребления и искусства речи. Для очень многих в современном обществе овладение грамотной и красивой речью - необходимое условие их профессионального роста, успеха в жизни. Так было всегда. Всем нам так или иначе хотелось бы излагать свои мысли точно, ярко, убедительно. А умения-то как раз часто и не хватает!
Слово - важнейшая единица языка, носитель значений. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, словами же выражаются эмоции. Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможности выбора более точного и выразительного оформления мысли.
Эффективность обучения проявляется, прежде всего, в активизации учебной деятельности школьников. Активизация деятельности школьников в лексической работе выражается главным образом в том, что основными в их работе по усвоению новых знаний становятся творческая переработка в сознании учеников получаемой научной информации и решение поставленных перед ними познавательных задач. Это стимулируется такой подачей учебного материала со стороны учителя, которая исключала бы возможность получения школьниками готовых выводов и вооружала их материалом для самостоятельных умозаключений, указывала наиболее рациональные пути усвоения этого материала. Для этого широко используются личные наблюдения учащихся по специальным заданиям учителя, привлечение и анализ учащимися фактов из их личного жизненного опыта, проведение на уроках учебных опытов, обобщение однозначного, но вариативного материала по изучаемому вопросу.
Значительное место на уроках отводится упражнениям, которые помогают расширить и уточнить словарь детей. Значение неизвестных слов, которые попадаются в текстах, обязательно следует объяснять, формируя у учеников соответствующие представления и понятия. Также следует вырабатывать у учеников умения подбирать слова, которыми можно наиболее точно, ярко и образно выразить мысль. С первых дней обучения ребенка в школе необходимо ежедневно работать над словом, объяснять разные его значения, подбирать синонимы, вводить слова в предложения, выявлять синонимы в иллюстрированном материале.
Усвоение огромного лексического запаса, который содержится в учебниках, не может происходить стихийно, т.к. лексика в любом языке всегда является не простой суммой слов, а определенной системой относительных и взаимосвязанных факторов. Система, как известно, это единство частей во взаимной сфере, характеризующихся общим функционированием.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ