Методика обогащения словарного запаса языка учащихся 5 классов на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – определить пути обогащения индивидуального словаря учащихся пятых классов.
Для достижения цели работы необходимо выполнить такие задачи:
1) изучить и проанализировать методическую литературу по теме;
2) выявить содержания понятия «словарный запас» и его связи с уроком русского языка;
3) рассмотреть психологические особенности учеников 5 классов;
4) определить основные принципы, методы и приемы словарной работы;
5) предложить систему упражнений, направленную на обогащение словарного запаса учащихся.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы обогащения словарного запаса учеников
1.1. Лексический состав современного русского языка.……………………….5
1.2. Возрастные психологические особенности учащихся 5 классов…………10
РАЗДЕЛ 2. Система работы по обогащению словарного запаса учеников
2.1. Предпосылки методики работы по обогащению словарного запаса учащихся………………………………………………………………….............15
2.2. Цели и источники обогащения словарного запаса учащихся…………….18
2.3. Словарная работа на уроках русского языка как путь обогащения речи учащихся………………………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …....………....……....…....…....……....……....……………...33
Список использованных источников……………………………………...........

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 54.95 Кб (Скачать файл)

(Верно. Слова окулист и око восходят  к латинскому «окулюс» в значении «глаз».)

... слово  автограф – называют автомобиль, в котором ездят графы?

(Неверно. В слове автограф часть граф  – не родственна слову граф  в значении «дворянский титул  или лицо, имеющее этот титул», она образована от греческого  элемента графе – в значении  «пишу». Часть авто в обоих  словах образована от греческого  авто в значении «сам». Слово  автограф имеет значение «собственноручная, обычно памятная надпись или  подпись».)

... слова  плотник и плот исторически  родственные?

(Верно. В древности словом плот называли  соединенные друг с другом  бревенчатые стены домов. Такие  плоты делали плотники.)

Описанные виды работы способствовали закреплению полученных школьниками знаний об этимологии слов, умения членить слова на морфемы как в современном, так и в историческом плане, навыка сопоставлять созвучные слова по значению (а значение слова выводить из его происхождения). [12]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблема использования словарной работы на уроках русского языка приобрела в наше время актуальное звучание. Главная же задача учителя - содействовать обогащению словарного запаса учащихся, сделать их речь грамотной, культурной - осталась прежней. Но все же необходимо искать новые методы, приемы и средства повышения культуры речи школьников.

При условии систематического использования словарной работы на уроках можно добиться значительного обогащения словарного запаса школьников, повысить уровень их речевого развития.

Задача учителя русской словесности каждым уроком доказывать школьникам важность правильного словоупотребления и искусства речи. Для очень многих в современном обществе овладение грамотной и красивой речью - необходимое условие их профессионального роста, успеха в жизни. Так было всегда. Всем нам так или иначе хотелось бы излагать свои мысли точно, ярко, убедительно. А умения-то как раз часто и не хватает!

Слово - важнейшая единица языка, носитель значений. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, словами же выражаются эмоции. Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможности выбора более точного и выразительного оформления мысли.

Эффективность обучения проявляется, прежде всего, в активизации учебной деятельности школьников. Активизация деятельности школьников в лексической работе выражается главным образом в том, что основными в их работе по усвоению новых знаний становятся творческая переработка в сознании учеников получаемой научной информации и решение поставленных перед ними познавательных задач. Это стимулируется такой подачей учебного материала со стороны учителя, которая исключала бы возможность получения школьниками готовых выводов и вооружала их материалом для самостоятельных умозаключений, указывала наиболее рациональные пути усвоения этого материала. Для этого широко используются личные наблюдения учащихся по специальным заданиям учителя, привлечение и анализ учащимися фактов из их личного жизненного опыта, проведение на уроках учебных опытов, обобщение однозначного, но вариативного материала по изучаемому вопросу.

Значительное место на уроках отводится упражнениям, которые помогают расширить и уточнить словарь детей. Значение неизвестных слов, которые попадаются в текстах, обязательно следует объяснять, формируя у учеников соответствующие представления и понятия. Также следует вырабатывать у учеников умения подбирать слова, которыми можно наиболее точно, ярко и образно выразить мысль. С первых дней обучения ребенка в школе необходимо ежедневно работать над словом, объяснять разные его значения, подбирать синонимы, вводить слова в предложения, выявлять синонимы в иллюстрированном материале.

Усвоение огромного лексического запаса, который содержится в учебниках, не может происходить стихийно, т.к. лексика в любом языке всегда является не простой суммой слов, а определенной системой относительных и взаимосвязанных факторов. Система, как известно, это единство частей во взаимной сфере, характеризующихся общим функционированием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Баранов М.Т. Научно-методические основы обогащения словарного запаса школьника в процессе изучения русского языка. - Док. дисс.       М., 1985.
  2. Баранов М.Т. О работе с толковыми словарями на уроках русского языка в IV-VIII классах - 1989. - № 6. - с. 38-42.
  3. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка // Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. - М., 1992 г.
  4. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского    2-е изд., доп. и перераб. - М., 1999. - 548 с.
  5. Возрастные особенности учеников и требования к психолого-педагогическому статусу учащихся 5 класса [Электронный ресурс] // Режим доступа :
  6. http://www.gymn2.ru/assets/files/wozrast_osoben_5kl.pdf
  7. Возрастные психологические особенности учащихся 5 класса [Электронный ресурс] // Режим доступа :
  8. http://5psy.ru/obrazovanie/vozrastnye-psihologicheskie-osobennosti-uchaschihsya-5-klassa.html
  9. Выготский Л. С. Мышление и речь // Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М., 1956. – 392 с.  (2.3. 78 с)
  10. Гоголь Н. В. Мертвые души // Н. В. Гоголь Полное собрание сочинений. – Изд. АН СССР, 195. – с. 108
  11. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. IV. -       М.: Русский язык, 1980
  12. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя / В. А. Иванова,     З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. – Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990. – 255 с.: ил.
  13. Канакина В. П. Oсобенности лексики младших школьников / Начальная школа. – №6 – 1997
  14. Кашкарова Т.Н. Словарная работа на уроках русского языка - 1991. - №2. - с. 41-44.
  15. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. - М., 1998.
  16. Ладыженская Т.А. Практическая методика русского языка. 5 класс.     М., 1992.
  17. Лексикология [Электронный ресурс] // Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/Лексикология
  18. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. – М., 1985
  19. Методика преподавания русского языка / М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, М.Р. Львов и др.; Под ред. М.Т. Баранова. -                  М., Просвещение, 1990. - 366 с.
  20. Обогащение речи школьников [Электронный ресурс] // Режим доступа :
  21. http://bibl.tikva.ru/base/B358/B358Chapter3-10-39.php
  22. Основы методики русского языка в 4-8 классах. Под ред. А. В. Текучева,          М. М. Разусловской, Т. А. Ладыженской.: М., «Просвещение», 1983 г.
  23. Психология развития. Словарь / Под. ред. А. Л. Венгера / / Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - Киев., 2006.
  24. Рубинштейн. С.Л. Основы общей психологии. - СПБ, «Питер», 2000
  25. Словари и энциклопедии [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://dic.academic.ru/
  26. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе.                               М., Просвещение, 1980. С. 297.
  27. Федоренко Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку. М., 1964
  28. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. – Л.: Наука, 1974. – 279с.

 


Информация о работе Методика обогащения словарного запаса языка учащихся 5 классов на уроках русского языка