Методика общеразвивающих упражнений в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 10:44, контрольная работа

Описание работы

Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для укрепления и развития организма. Общеразвивающие упражнения в детском саду используются на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, во время физкультминуток, в сочетании с закаливающими процедурами, на детских праздниках. Правильное выполнение упражнений влияет на физическое развитие детей.

Содержание работы

1. Общеразвивающие упражнения и их роль в физическом развитии детей……………………………………………………………………………….3
2. Характеристика и классификация общеразвивающих упражнений….5
2.1. Классификация по анатомическому признаку…………………………5
2.2. Исходные положения………………………………………………….....8
2.3. Имитационные упражнения……………………………………………..10
2.4. Оздоровительная направленность упражнений………….…………...11
2.5. Использование предметов в общеразвивающих упражнениях..........13
3. Основные задачи обучения детей основным движениям………….….14
4. Методика обучения упражнениям в разных возрастных группах…....16
5. Вывод………………………………………………………………………18
6. Практическая часть………………………………………………..….…..19
Список литературы………………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

Методика общеразвивающих упражнений в детском саду.docx

— 38.12 Кб (Скачать файл)

2.3. Имитационные упражнения

Особенно интересны упражнения, имитирующие движения животных, птиц. Каждый ребенок индивидуально, по-своему имитирует движение какого-либо животного  или птицы.

1. Имитация ходьбы великана - спина  прямая, руки на поясе, ходьба  большими шагами (впередистоящая  нога согнута в коленном суставе,  сзади стоящая нога - прямая).

2. Имитация ходьбы гнома - спина  прямая, ходьба частыми мелкими  шагами.

3. Имитация движений птиц (петуха, страуса, цапли). При выполнении  упражнения бедро выносимой вперед  ноги должно быть высоко поднято,  спина прямая, плечи развернуты, смотреть вперед-вверх.

4. Имитация движений гуся. Выполнять  упражнение из и.п. в приседе,  руки на поясе, спина прямая.

5. Имитация движения полета птиц. Учащиеся выполняют движения  руками вверх и вниз (взмах  крыльев птиц) в беге.

6. Имитация движения черепахи. Из  и.п. в приседе, руками сзади  опереться о пол, передвигаться  с помощью рук и ног: а)  выполнять упражнение лицом вперед; б) выполнять упражнение спиной  вперед.

7. Имитация движений животных (кошки,  собаки и т.д.). Опираясь о пол  на прямые руки и ноги, высоко  поднять таз, опустив голову.

8. Имитация прыжков зайца. Прыжки  выполняются в полуприседе. И.п.: ноги вместе, руки на поясе,  спина прямая, отталкиваться двумя  ногами одновременно.

9. Имитация прыжков лягушки.  Прыжки - из полного приседа. И.п.: ноги врозь, спина прямая, отталкивание  выполнять двумя ногами одновременно, выпрыгивать вверх из полного  приседа.

10. Прыжки на одной ноге: чередуя  по два прыжка на каждой  ноге определенное число раз.

2.4. Оздоровительная направленность упражнений

Руководствуясь принципом оздоровительной  направленности, который выдвигает  правило «не навреди здоровью»  использование физических упражнений требует соблюдения правил:

- ограничения резкого выполнения  движений с большой амплитудой, особенно в шейном и поясничном  отделах;

- исключения задержки дыхания  в упражнениях, направленно развивающих  такие качества как сила и  гибкость;

- исключения движений, связанных  с выполнением скручивания позвоночника  Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1978.

Нормальное функционирование важнейших  органов и систем организма во многом определяет правильная осанка. В детском возрасте она неустойчива, легко могут появляться изменения  положительного и отрицательного свойства. Многие общеразвивающие упражнения, в особенности те, в которых  укрепляются крупные мышцы плечевого  пояса и спины, способствуют формированию правильной осанки.

Сердце - тренируемый орган. Оно  быстро реагирует на малейшие изменения  в физической работе. Систематическое  применение общеразвивающих упражнений положительно сказывается на функции  сердца, т.к. нагрузка увеличивается  постепенно, четко дозируется. В  результате сердечная мышца становится сильной, осуществляется перестройка  работы в связи с меняющейся нагрузкой. Общеразвивающие упражнения укрепляют  сердечно-сосудистую систему. Наиболее специфическое влияние в этом плане оказывают ритмичные многократно  повторяющиеся движения с высокой  физиологической нагрузкой. Важно, чтобы эти упражнения входили  в каждый комплекс, регулярно повторялись.

Упражнения, направленные на укрепление дыхательной системы, формирование навыков рационального дыхания, называются дыхательными. Сила дыхательных  мышц влияет на подвижность грудной  клетки, активно развивает легочную ткань и способствует глубокому  полноценному дыханию. У ребенка  дыхательные мышцы силой не отличаются, их надо развивать. В настоящее время  в связи со значительным количеством  респираторных заболеваний, аллергией дыхательных путей эта работа приобретает особую значимость и как профилактическая мера, и как средство полноценного развития детей, перенесших легочные заболевания. Сила дыхательных мышц возрастает в упражнениях, где имеется фиксированный, длительный выдох с преодолением преграды (с полузакрытыми губами, сжатыми зубами и т.д.). Чтобы научиться правильно дышать, нужно уметь управлять дыхательными мышцами, развивать их, укреплять.

2.5. Использование предметов в общеразвивающих упражнениях

Многие упражнения проводятся с  предметами. Действия предметами дают возможность добиться большей отчетливости двигательных представлений, которые  основываются на различных ощущениях  и восприятиях. Все упражнения с  предметами в той или иной степени  требуют работы пальцев рук - это  активизирует деятельность анализаторных  систем.

Ш Флажки - действия с ними требуют  большой координации кистей, с  ними удобно выполнять вращательные движения, покачивания, взмахи. Физическую нагрузку флажки увеличивают незначительно, поэтому их применяют преимущественно  в младшей и средней группах;

Ш Кубики помогают развивать пространственную ориентацию, кубики также мало влияют на напряжение мышц, туловища, ног;

Ш Мячи резиновые - они способствуют развитию координации, ловкости, скорости движений, быстроте двигательной реакции, глазомера, ориентировки в пространстве, однако нагрузка на мышцы плечевого  пояса и туловища увеличивается  незначительно. Упражнения с набивными  мячами более полезны для развития силы мышц, формирования стопы.

Ш Гимнастические палки, шест - увеличивается  мышечное напряжение, происходит более  точная фиксация различных положений  рук, туловища, головы и ног;

Ш Обручи - упражнения дают интенсивную  физическую нагрузку на все крупные  группы мышц, эти упражнения развивают  согласованность действий, координацию, а кроме того, сюда можно включить простейшие элементы художественной гимнастики;

Ш Скакалки, веревки - упражнения развивают  ловкость, координацию, ритмичность  движений;

Ш Гимнастическая скамейка - в этих упражнениях значительно возрастает нагрузка на определенные группы мышц, т.к. здесь появляются необычные  исходные положения;

Ш Гимнастическая лестница создает  возможность для увеличения нагрузки на крупные группы мышц, постоянно  работают кисти, при этом хорошо формируется  осанка Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. - М.: Владос, 1999.

3. Основные задачи обучения детей основным движениям

В процессе общеразвивающих упражнений наряду с общими задачами физического  воспитания решаются конкретные задачи, которые обусловлены особенностями  возрастного развития и спецификой самих упражнений. Поэтому с детьми младшего дошкольного возраста необходимо Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры.- М., 1991.- С.49:

- Воспитывать у детей интерес  и желание заниматься,

- Приучать малышей начинать  и заканчивать упражнение всем  одновременно по сигналу воспитателя,

- Двигаться активно, естественно,  не напряженно,

- Правильно выполнять упражнение  в обобщенном виде,

- Соблюдать основное направление  движения отдельных частей тела  при помощи наглядных ориентировок  и подражая показу воспитателя,

- Повторять хорошо известное  движение сначала с воспитателем, затем самостоятельно.

В среднем дошкольном возрасте появляются новые задачи:

~ Приучать детей к восприятию  показа как способу самостоятельного  выполнения упражнений;

~ Правильно и с большим напряжением  выполнять основные элементы  упражнений, точно выдерживать положение  отдельных частей тела,

~ Принимать различные исходные  положения, добиваясь их четкости,

~ Соблюдать направление движения  отдельных частей тела при  помощи наглядных ориентиров, без  них по указанию воспитателя,

~ Начинать и заканчивать движения  по сигналу, указанию, сохранять  заданный темп,

~ Выполнять известные упражнения  самостоятельно по указанию воспитателя.

При выполнении общеобразовательных  упражнений в работе со старшими дошкольниками  ставятся новые задачи:

- Четко принимать различные  исходные положения,

- Делать упражнения с большой  амплитудой движения,

- Правильно выполнять упражнение  и некоторые элементы техники  движения,

- Точно выполнять разнообразные  направления движений отдельных  частей тела в соответствии  с образцом, объяснением воспитателя  или только по его указанию,

- Двигаться в соответствии с  заданным темпом, выдерживать ритм  движения в сопровождении музыки, подсчета, переходить от одного  темпа к другому,

- Уметь вспомнить знакомое упражнение, рассказать о порядке и способе  выполнения отдельных частей, учиться  оценивать свои и товарищей,

- Выполнять движения выразительно  в соответствии с характером  музыки,

- Простые известные упражнения  выполнять самостоятельно.

4. Методика обучения упражнениям в разных возрастных группах

Младший дошкольный возраст Буцинская  П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие  упражнения в детском саду.- М., 1991.- С.31. Организация детей для проведения общеразвивающих упражнений имеет  существенное воспитательное значение. Дети учатся быстро реагировать на указания, команды воспитателя, ориентироваться  в пространстве. Для выполнения упражнений малышам легче встать в круг. Разбор и раздача пособий должны проводиться  очень быстро. Воспитатель заранее  готовит пособия, иногда педагог  сам раздает предметы. Малышей  учат пользоваться пособиями: показывают, где лежат, как их брать, держать. В работе с малышами особенно ярко выражено комплексное применение наглядных, словесных и практических методов  и приемов обучения. Детям нужен  постоянный образец для подражания. Словесные методы направлены на то, чтобы усилить действие показа, добиться яркости, убедительности образа. Все  упражнения усваиваются только в  процессе многократного повторения, каждое упражнение повторяется целиком  в неизменном виде.

Вначале воспитатель называет упражнение, затем проверяет готовность детей, предлагает занять нужное исходное положение, при этом прибегает к образным сравнениям. Затем упражнение показывается, одновременно поясняется воспитателем и тут же выполняется детьми. Воспитателю  нужно стремиться к максимальной выразительности. Отличительной особенностью является то, что оно носит целостный  характер. При этом не дается пояснений, как держать руки, ноги спину. Малыш  не понимает общих указаний, поэтому  следует чаще обращаться к каждому  ребенку. Правильно выполнить упражнение помогают зрительные ориентиры.

По ходу выполнения упражнений воспитатель  часто дает указания. Они активизируют детей, важны для развития пространственных ориентировок, подготавливают к осознанному  самостоятельному выполнению движений. Указания в процессе упражнений служат также развитию у детей чувства  ритма и темпа, помогают одновременно начинать и заканчивать упражнения. При проведении каждого упражнения воспитатель пользуется оценкой. Большей  частью она индивидуальна и носит  положительный характер, независимо от того, как ребенок выполнил упражнения.

Средний дошкольный возраст Буцинская  П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие  упражнения в детском саду.- М., 1991.- С.68. В этом возрасте вводится построение в колонну по два, по три, по четыре. В средней группе дети помогают воспитателю  подготовить пособия, убрать их на место. Постепенно появляется установка на более осознанное и самостоятельное  выполнение движений. Перед разучиванием какого-либо упражнения воспитатель  называет его, затем показывает, как  правильно выполнять движения. При  обучении новому упражнению показ движения должен быть выполнен технически грамотно в полную силу, выразительно, без  остановки, ритмично, с четким исходным положением. Это помогает создать  целостный зрительный образ, формирует  правильные двигательные представления. Показ упражнения без объяснения воспитатель дает 1-2 раза, затем с  замедлением отдельных частей и  соответствующим объяснением. Детали техники воспитатель показывает, нов объяснении оценки движений не отмечает. Когда детям упражнения знакомы, то осуществляется их углубленное  разучивание. При этом сочетание  методов и приемов следующее: упражнение называется, затем следует  показ с одновременным пояснением, распоряжение к принятию исходного  положения и его проверка у  детей, команда к началу упражнения, распоряжения по ходу выполнения и  указания к качеству выполнения. В  зависимости от того, как упражнение усвоено детьми, возможны различные  варианты методики проведения: поясняются основные части или те, которые  не усвоены. Самостоятельное выполнение упражнений сопровождается вначале  словесными указаниями воспитателя.

Старший дошкольный возраст Буцинская  П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие  упражнения в детском саду.- М., 1991.- С.98. Усложнение построений заключается  в разнообразии, требовании к точности, быстроте выполнения каждого построения. Дети этого возраста большинство  пособий подготавливают сами и активно  помогают воспитателю в процессе занятий. Основное внимание в обучении старших дошкольников направлено на воспитание осознанного восприятия и выполнения упражнений. Пор мере освоения движений целесообразно варьировать  сочетание наглядных и словесных  методов обучения. Показ упражнений, повторение их детьми проводятся в  четком темпе и ритме. Оценка выполнения должна бывать краткой, конкретной, с  указанием некоторых ошибок.

5. Выводы

Общеразвивающие упражнения направлены на развитие координационных способностей, гибкости и подвижности в суставах, укрепление отдельных мышц или их групп, недостаточное развитие которых  мешает овладению совершенной техникой бега. В подготовительной части тренировочного занятия ОРУ применяются для  разогревания мышц и подготовки организма  к предстоящей работе. А в основной части при повторном или интервальном методах тренировки, когда нагрузка выполняется сериями,-- служат средством  активного отдыха. В заключительной части -- способствуют лучшему восстановлению после проделанной работы и локально применяются для укрепления и  развития отдельных мышц.

Информация о работе Методика общеразвивающих упражнений в детском саду