Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 10:44, контрольная работа
Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для укрепления и развития организма. Общеразвивающие упражнения в детском саду используются на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, во время физкультминуток, в сочетании с закаливающими процедурами, на детских праздниках. Правильное выполнение упражнений влияет на физическое развитие детей.
1. Общеразвивающие упражнения и их роль в физическом развитии детей……………………………………………………………………………….3
2. Характеристика и классификация общеразвивающих упражнений….5
2.1. Классификация по анатомическому признаку…………………………5
2.2. Исходные положения………………………………………………….....8
2.3. Имитационные упражнения……………………………………………..10
2.4. Оздоровительная направленность упражнений………….…………...11
2.5. Использование предметов в общеразвивающих упражнениях..........13
3. Основные задачи обучения детей основным движениям………….….14
4. Методика обучения упражнениям в разных возрастных группах…....16
5. Вывод………………………………………………………………………18
6. Практическая часть………………………………………………..….…..19
Список литературы………………………………………………………………23
2.3. Имитационные упражнения
Особенно интересны упражнения, имитирующие движения животных, птиц. Каждый ребенок индивидуально, по-своему имитирует движение какого-либо животного или птицы.
1. Имитация ходьбы великана - спина
прямая, руки на поясе, ходьба
большими шагами (впередистоящая
нога согнута в коленном
2. Имитация ходьбы гнома - спина прямая, ходьба частыми мелкими шагами.
3. Имитация движений птиц (петуха,
страуса, цапли). При выполнении
упражнения бедро выносимой
4. Имитация движений гуся. Выполнять упражнение из и.п. в приседе, руки на поясе, спина прямая.
5. Имитация движения полета птиц. Учащиеся выполняют движения руками вверх и вниз (взмах крыльев птиц) в беге.
6. Имитация движения черепахи. Из
и.п. в приседе, руками сзади
опереться о пол,
7. Имитация движений животных (кошки, собаки и т.д.). Опираясь о пол на прямые руки и ноги, высоко поднять таз, опустив голову.
8. Имитация прыжков зайца.
9. Имитация прыжков лягушки.
Прыжки - из полного приседа. И.п.:
ноги врозь, спина прямая, отталкивание
выполнять двумя ногами
10. Прыжки на одной ноге: чередуя по два прыжка на каждой ноге определенное число раз.
2.4. Оздоровительная направленность упражнений
Руководствуясь принципом
- ограничения резкого
- исключения задержки дыхания
в упражнениях, направленно
- исключения движений, связанных
с выполнением скручивания
Нормальное функционирование важнейших
органов и систем организма во
многом определяет правильная осанка.
В детском возрасте она неустойчива,
легко могут появляться изменения
положительного и отрицательного свойства.
Многие общеразвивающие упражнения,
в особенности те, в которых
укрепляются крупные мышцы
Сердце - тренируемый орган. Оно
быстро реагирует на малейшие изменения
в физической работе. Систематическое
применение общеразвивающих упражнений
положительно сказывается на функции
сердца, т.к. нагрузка увеличивается
постепенно, четко дозируется. В
результате сердечная мышца становится
сильной, осуществляется перестройка
работы в связи с меняющейся нагрузкой.
Общеразвивающие упражнения укрепляют
сердечно-сосудистую систему. Наиболее
специфическое влияние в этом
плане оказывают ритмичные
Упражнения, направленные на укрепление дыхательной системы, формирование навыков рационального дыхания, называются дыхательными. Сила дыхательных мышц влияет на подвижность грудной клетки, активно развивает легочную ткань и способствует глубокому полноценному дыханию. У ребенка дыхательные мышцы силой не отличаются, их надо развивать. В настоящее время в связи со значительным количеством респираторных заболеваний, аллергией дыхательных путей эта работа приобретает особую значимость и как профилактическая мера, и как средство полноценного развития детей, перенесших легочные заболевания. Сила дыхательных мышц возрастает в упражнениях, где имеется фиксированный, длительный выдох с преодолением преграды (с полузакрытыми губами, сжатыми зубами и т.д.). Чтобы научиться правильно дышать, нужно уметь управлять дыхательными мышцами, развивать их, укреплять.
2.5. Использование предметов в общеразвивающих упражнениях
Многие упражнения проводятся с предметами. Действия предметами дают возможность добиться большей отчетливости двигательных представлений, которые основываются на различных ощущениях и восприятиях. Все упражнения с предметами в той или иной степени требуют работы пальцев рук - это активизирует деятельность анализаторных систем.
Ш Флажки - действия с ними требуют большой координации кистей, с ними удобно выполнять вращательные движения, покачивания, взмахи. Физическую нагрузку флажки увеличивают незначительно, поэтому их применяют преимущественно в младшей и средней группах;
Ш Кубики помогают развивать пространственную ориентацию, кубики также мало влияют на напряжение мышц, туловища, ног;
Ш Мячи резиновые - они способствуют развитию координации, ловкости, скорости движений, быстроте двигательной реакции, глазомера, ориентировки в пространстве, однако нагрузка на мышцы плечевого пояса и туловища увеличивается незначительно. Упражнения с набивными мячами более полезны для развития силы мышц, формирования стопы.
Ш Гимнастические палки, шест - увеличивается мышечное напряжение, происходит более точная фиксация различных положений рук, туловища, головы и ног;
Ш Обручи - упражнения дают интенсивную физическую нагрузку на все крупные группы мышц, эти упражнения развивают согласованность действий, координацию, а кроме того, сюда можно включить простейшие элементы художественной гимнастики;
Ш Скакалки, веревки - упражнения развивают ловкость, координацию, ритмичность движений;
Ш Гимнастическая скамейка - в этих
упражнениях значительно
Ш Гимнастическая лестница создает возможность для увеличения нагрузки на крупные группы мышц, постоянно работают кисти, при этом хорошо формируется осанка Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. - М.: Владос, 1999.
3. Основные задачи обучения детей основным движениям
В процессе общеразвивающих упражнений
наряду с общими задачами физического
воспитания решаются конкретные задачи,
которые обусловлены
- Воспитывать у детей интерес и желание заниматься,
- Приучать малышей начинать
и заканчивать упражнение всем
одновременно по сигналу
- Двигаться активно,
- Правильно выполнять
- Соблюдать основное
- Повторять хорошо известное
движение сначала с
В среднем дошкольном возрасте появляются новые задачи:
~ Приучать детей к восприятию
показа как способу
~ Правильно и с большим
~ Принимать различные исходные
положения, добиваясь их
~ Соблюдать направление
~ Начинать и заканчивать
~ Выполнять известные
При выполнении общеобразовательных упражнений в работе со старшими дошкольниками ставятся новые задачи:
- Четко принимать различные исходные положения,
- Делать упражнения с большой амплитудой движения,
- Правильно выполнять
- Точно выполнять разнообразные
направления движений
- Двигаться в соответствии с
заданным темпом, выдерживать ритм
движения в сопровождении
- Уметь вспомнить знакомое
- Выполнять движения
- Простые известные упражнения выполнять самостоятельно.
4. Методика обучения упражнениям в разных возрастных группах
Младший дошкольный возраст Буцинская
П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие
упражнения в детском саду.- М., 1991.-
С.31. Организация детей для
Вначале воспитатель называет упражнение, затем проверяет готовность детей, предлагает занять нужное исходное положение, при этом прибегает к образным сравнениям. Затем упражнение показывается, одновременно поясняется воспитателем и тут же выполняется детьми. Воспитателю нужно стремиться к максимальной выразительности. Отличительной особенностью является то, что оно носит целостный характер. При этом не дается пояснений, как держать руки, ноги спину. Малыш не понимает общих указаний, поэтому следует чаще обращаться к каждому ребенку. Правильно выполнить упражнение помогают зрительные ориентиры.
По ходу выполнения упражнений воспитатель часто дает указания. Они активизируют детей, важны для развития пространственных ориентировок, подготавливают к осознанному самостоятельному выполнению движений. Указания в процессе упражнений служат также развитию у детей чувства ритма и темпа, помогают одновременно начинать и заканчивать упражнения. При проведении каждого упражнения воспитатель пользуется оценкой. Большей частью она индивидуальна и носит положительный характер, независимо от того, как ребенок выполнил упражнения.
Средний дошкольный возраст Буцинская
П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие
упражнения в детском саду.- М., 1991.-
С.68. В этом возрасте вводится построение
в колонну по два, по три, по четыре.
В средней группе дети помогают воспитателю
подготовить пособия, убрать их на место.
Постепенно появляется установка на
более осознанное и самостоятельное
выполнение движений. Перед разучиванием
какого-либо упражнения воспитатель
называет его, затем показывает, как
правильно выполнять движения. При
обучении новому упражнению показ движения
должен быть выполнен технически грамотно
в полную силу, выразительно, без
остановки, ритмично, с четким исходным
положением. Это помогает создать
целостный зрительный образ, формирует
правильные двигательные представления.
Показ упражнения без объяснения
воспитатель дает 1-2 раза, затем с
замедлением отдельных частей и
соответствующим объяснением. Детали
техники воспитатель
Старший дошкольный возраст Буцинская
П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие
упражнения в детском саду.- М., 1991.-
С.98. Усложнение построений заключается
в разнообразии, требовании к точности,
быстроте выполнения каждого построения.
Дети этого возраста большинство
пособий подготавливают сами и активно
помогают воспитателю в процессе
занятий. Основное внимание в обучении
старших дошкольников направлено на
воспитание осознанного восприятия
и выполнения упражнений. Пор мере
освоения движений целесообразно варьировать
сочетание наглядных и
5. Выводы
Общеразвивающие упражнения направлены
на развитие координационных способностей,
гибкости и подвижности в суставах,
укрепление отдельных мышц или их
групп, недостаточное развитие которых
мешает овладению совершенной техникой
бега. В подготовительной части тренировочного
занятия ОРУ применяются для
разогревания мышц и подготовки организма
к предстоящей работе. А в основной
части при повторном или
Информация о работе Методика общеразвивающих упражнений в детском саду