Методика обучения детей решению логических задачь с использованием ИКТ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 21:58, дипломная работа

Описание работы

За последнее время произошли коренные изменения роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Файлы: 1 файл

proekt_3.docx

— 57.61 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Краткая аннотация проекта.

 

     За последнее  время произошли коренные изменения   роли и места персональных  компьютеров и информационных  технологий в жизни общества.  Владение информационными технологиями  ставится в современном мире  в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий  технологиями и информацией, имеет  другой, новый стиль мышления, принципиально  иначе подходит к оценке возникшей  проблемы, к организации своей  деятельности.

    Формирование  универсальных учебных действий через решение логических задач:

• обеспечит учащемуся  возможность самостоятельно ставить  учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы  их достижения, контролировать и оценивать  процесс и результаты деятельности;

• создаст условия для  гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечения  успешного усвоения знаний,  формирования  умений, навыков и компетентностей  в любой предметной области.

Основной  целью реализации программы формирования   УУД является достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Обоснование необходимости проекта.

 

     Роль учащегося в  образовательном процессе – обучаемый,  “решатель задач”, исследователь  научной проблемы, докладчик.

Роль педагога в образовательном  процессе -“тренер” в решении логических задач,  научный руководитель.

  Таким образом, в ходе  проблемного анализа возникла  необходимость создания условий  для творческой самореализации  детей, приобщение их к исследовательской  деятельности в области математики  и информатики. Этим обусловлен  выбор темы  проекта: «Формирование у школьников УУД через  решение логических задач на уроках информатики с использованием  ИКТ»

 

     Проблема: каковы методические условия способствовали формированию у школьников УУД через решение логических задач на уроках информатики с использованием ИКТ?

 

Объект  исследования: процесс формирования у школьников УУД при решении логических задач на уроках информатики с использованием ИКТ.

 

Предмет исследования: методические условия, способствующие формированию у школьников решение логических задач на уроках информатики с использованием ИКТ.

 

Целевая аудитория: учащиеся 3-4 классов.

 

       Актуальность проекта в том, что:

      Во-первых,  ученику по своей природе нравится  играть, разгадывать различные   головоломки. Логические задачи  — это разнообразная и сильная  мотивация учения. В игре и  логических задачах мотивов гораздо  больше, чем в обычной учебной  деятельности. Некоторые подростки  участвуют в играх, чтобы реализовать  свои потенциальные возможности  и способности, не находящие  выхода в других видах учебной  деятельности. Другие — чтобы  получить высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед  коллективом, четвёртые решают  свои коммуникативные проблемы  и т.п.

   Во-вторых, уникальная  особенность решения логических  задач состоит в том, что  она позволяет расширить границы  собственной жизни ребенка, вообразить  то, чего он не видел. У ученика  активизируются психические процессы  деятельности: внимание, запоминание,  интерес, восприятие и мышление.

    В-третьих, в  ходе решения логических задач  и игр возможно вовлечение  каждого в активную работу, эта  форма урока противостоит пассивному  слушанию или чтению.  Порой, в процессе  такой деятельности  детей узнаешь с другой стороны, раскрываются скрытые таланты, застенчивые дети проявляют незаурядные способности,  пассивный ребёнок способен выполнить такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

          В-четвёртых, решение логических  задач  положительно влияет  на формирование познавательных  интересов, умственной деятельности,  содействует развитию таких качеств  как самостоятельность, инициативность. На уроках дети активны, увлеченно  работают, помогают друг другу,  внимательно слушают своих товарищей. 

 

Цель:

  • разработка методических условий, направленных на формирование у  школьников УУД через  решение  логических задач на уроках информатики.

 

  •  формирование у  школьников универсальных учебных действий через  решение логических задач на уроках информатики с использованием ИКТ.

 

Задачи:

 

1) Изучить и проанализировать  психолого-педагогическую и методическую  учебную и специальную литературу  по данной теме.

 

2) Рассмотреть особенности  формирования у  школьников  УУД через  решение  логических  задач на уроках информатики.

 

3) Охарактеризовать особенности  использования ИКТ на уроках  информатики.

 

4) Разработать методики  использования информационных технологий  на уроке информатики с целью  формирования у  школьников  УУД через решение логических  задач.

 

5) Проанализировать полученные  результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы использования информационных технологий при формировании  у школьников УУД через решение логических задач на уроках информатики.

 

1.1 Анализ литературы по теме :

   «Формирование у школьников УУД через решение  логических задач»

 

       Изучение  раздела " Логика в курсе  информатики для информационно-технологического  профиля" является одним из  основополагающих, так как он  неразрывно связан с такими  разделами как алгоритмизация  и программирование, моделирование  и формализация. Однако этот раздел - один из сложнейших в курсе  информатики, не все учащиеся  его усваивают и понимают, что  в дальнейшем приводит к проблемам  при изучении перечисленных ранее  разделов.

       В поисках  инварианта содержания образования  специалисты в области преподавания  информатики поддерживают идею  построения процесса обучения, ориентированного  на изучение общих понятий  и тенденций в информатике.  По мнению \ и других ведущих специалистов, значительное внимание в образовательном процессе должно уделяться интеллектуальному развитию учащихся, формированию у них способности к продуктивному и целесообразному применению ИКТ в процессе решения логических задач.

      Среди множества  учебных задач дидакты (И.Я.Лернер, В.И.Загвязинский и др.) выделяют логические задачи, направленные на развитие логического мышления, совершенствование знания учащегося и овладение им обобщенным способом решения некоторого класса задач. Решение логических задач рассматривается как выбор и описание объекта познания, выбор и реализация последовательности определенных действий над объектом, интерпретация полученных результатов с целью пополнения, уточнения и обобщения информации об объекте познания. При этом логическая задача выступает в качестве средства развития интеллектуальных умений учащихся.

1.2 Использование ИКТ на уроках информатики.

      Процесс  вхождения школы в мировое  образовательное пространство требует  совершенствования, а также серьёзную  переориентацию компьютерно-информационной составляющей. Лавинообразный рост объёмов информации,

принял характер информационного  взрыва во всех сферах человеческой деятельности. Информационный взрыв породил множество  проблем,

важнейшей   из которых является проблема обучения. Особый интерес представляют вопросы, связанные с автоматизацией обучения, поскольку «ручные методы» без использования технических средств давно исчерпали свои возможности.                                                                                                    

        Наиболее  доступной формой автоматизации  обучения является применение  компьютеров, то есть использование  машинного времени для обучения  и обработки результатов контрольного  опроса знаний учащихся. Всё большее использование компьютеров позволяет автоматизировать, а тем самым упростить ту сложную процедуру, которую используют и учителя при создании методических пособий. Тем самым, представление различного рода "электронных учебников", методических пособий на компьютере имеет ряд важных преимуществ. Во-первых, это автоматизация как самого процесса создания таковых, так и хранения данных в любой необходимой форме. Во-вторых, это работа с практически неограниченным объёмом данных. Создание компьютерных технологий в обучении соседствует с изданием учебных пособий новой генерации, отвечающих потребностям личности обучаемого. Учебные издания новой генерации призваны обеспечить единство учебного процесса и современных, инновационных научных исследований, т.е. целесообразность использования новых информационных технологий в учебном процессе и, в частности, различного рода так называемых «электронных учебников». Эффект от применения средств компьютерной техники в обучении может быть достигнут лишь тогда, когда специалист предметной области не ограничивается в средствах представлениях информации, коммуникаций и работы с базами данных и знаний .

       Сравнительная  новизна предмета "Информатика  и ИКТ", нестабильность содержания, разнотипность технических и  программных средств, недостаточная  разработанность методики преподавания  информатики вынуждают нас вновь  и вновь возвращаться к отбору  содержания, средств и методов  преподавания курса. Но при  любом выборе необходимо соблюдение  некоторых общих дидактических принципов:

 

- научности;

 

- последовательности и  цикличности;

 

- сознательности усвоения  деятельности;

 

- доступности содержания;

 

- эффективности  учебной  деятельности;

 

- связи теории и практики;

 

-  наглядности.

 

На принципе наглядности  хотелось бы остановиться поподробнее.

    Под наглядными  методами обучения понимаются  такие методы, при

которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в  процессе обучения наглядного пособия  и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. В современной школе широко используются с этой целью экранные технические средства в паре с компьютерами.

        Наглядные  методы обучения условно можно  подразделить на две большие  группы:

- метод иллюстраций и

-метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок  на доске, плоских моделей и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, видеофильмов и др.

         Вообще наглядность является  неотъемлемой чертой преподавания  информатики в силу гибкости  содержания понятия "информация": одну и ту же информацию  можно представить в виде множества  графических образов. Например, блок-схемы  (они наглядно представляют структуру  небольшого алгоритма и процесс  его исполнения), таблицы исполнения, демонстрация учителем образца  деятельности за компьютером  при работе с готовой программой. 

  Результат учебно-воспитательного  процесса во многом зависит  от того, насколько он обеспечен  разнообразными средствами обучения. Трудно представить себе современного  учителя, не использующего дополнительных  методических пособий, кроме учебника. Довольно сложно оспорить тот  факт, что наглядность в обучении  занимает далеко не последнее  место.

       Однако  дидактический принцип наглядности,  являющийся ведущим в

обучении, следует понимать несколько шире, нежели возможность зрительного восприятия. Воздействуя на органы чувств, средства наглядности обеспечивают более полное представление образа или понятия, что способствует более прочному усвоению материала. Наглядность способствует развитию у учащихся эмоционально-оценочного отношения к приобретаемым знаниям. Проводя самостоятельные задания, учащиеся могут убедиться в реальности тех процессов и явлений, о которых узнают от учителя. А это, в свою очередь, позволяет ребенку убедиться в истинности полученных сведений, что ведет к осознанности и прочности знаний.

        Средства  наглядности повышают интерес  к знаниям, позволяют облегчить  процесс их усвоения, поддерживают  внимание ребенка.                                    Печатные пособия широко используются  в обучении. Они дешевле, проще  в изготовлении, печатаются и  выполняются учителем совместно  с учащимися (плакаты, карточки, схемы).

             Мультимедийные презентации прочно вошли в школьную жизнь. Практически каждый учитель, имеющий практические навыки владения информационными технологиями, использует их в своей повседневной работе. Презентация может иметь различные формы, применение которых зависит от знаний, подготовленности авторов, а так же предполагаемой аудитории. Наиболее эффективно использовать презентации при проведении лекции, практического занятия, лабораторной работы, самостоятельной работы, тестирования.

Информация о работе Методика обучения детей решению логических задачь с использованием ИКТ