Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 21:58, дипломная работа
За последнее время произошли коренные изменения роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
3. Анаграммы - рассуждалки. Это более сложный прием, требующий большего проявления логического мышления. При таком способе составления анаграммы не требуется называть слова, из которых будет составлено другое, а намекнуть (подсказать, описать) на значение первого слова, из которого надо составить другое. Например:
- как из вкусной
булочки, умело переставив
- как из электричества,
переставив буквы в одном
- переставив буквы в слове, превратите вредного грызуна в породистую лошадь. (Крыса – рысак);
- из того, на чем сидят, сделай то, на чем едят. (Стул-стол);
- из того, что не хватает, сделай то, чем можно мыть. (Мало-мыло).
4. Стихотворные анаграммы - составление анаграмм из описанных в стихотворении слов. Это может быть и сложное, но уж очень увлекательное занятие. Например:
Я – юмор и веселый смех,
Любимица порой для всех.
Но если буквы переставишь,
Меня на бой пешком отправишь. (Потеха – пехота).
Летом всюду я летаю,
И жужжу, и всех кусаю.
Превратите-ка меня,
Сделав частью корабля. (Комар – корма).
Я дикий родственник свиньи.
Но букв порядок измени –
И превращусь в стеклянный склад,
В котором прячется салат. (Кабан – банка).
5. Анаграммы – перевертыши. Этот способ представляет собой составление слов, которые образуются из других слов при чтении справа налево, например: бар – раб, вес – сев, воз – зов, кот – ток, рот – тор, арап – пара, грот – торг, сорт – трос.
Способы загадывания – те же:
- как из музыкального произведения создать отметину от удара на теле, прочитав первое слово справа налево? (Марш – шрам);
- прочитав слово справа налево, превратите дерево в геометрическое тело; измерение времени в породистую собаку; взрывчатое вещество в прибор для
определения глубины моря; дорожку в сорт яблок; недовольный гул голосов в инструмент для рубки. (Бук – куб, год – дог, тол – лот, тропа – апорт, ропот – топор).
Будет
интересней, если между группой
ребят устроить конкурс по
составлению анаграмм. Участникам
игры дается несколько слов
и предоставляется 5-7 минут. За
это время они должны получить
несколько новых слов. Выигрывает
тот, кто больше составит
т.д.), ручка (чурка и т.д.), крона, налим, карп, пират, ракета, сокол,
сосна, топор, факир, шутка, автор, рост, карта, материк, коршун.
Составляем метаграммы и логогрифы .
Метаграмма – это прием развития логического мышления путем составления нового слова, отличающегося от исходного только одной буквой (звуком), например: бор – бар, кот – ток и т.д. Метаграммами часто называют также словесные головоломки, основанные на изменении в слове одной буквы. В метаграммах принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные). Рассмотрим некоторые варианты загадывания метаграмм.
Цепочки слов – поэтапное составление из одного слова несколько слов, меняя при каждом последующем действии только одну букву в предыдущем слове, например: кот – дот – рот – пот или час – пас – пёс – лес – вес.
Задания могут быть самыми различными, например:
- заменяя только
одну букву в предыдущем слове,
час – бас – бал – вал – вол – гол – год; час – чан – сан – сон – гон – год);
- превратите кору в лису (кора – коза – лоза – луза – лупа – липа – лиса);
- как из дома сделать сыр? (дом – том – сом – сон – сын – сыр).
- стихотворные цепочки слов:
Слово первое – в мешке,
В булке хлеба на столе.
А второе – к нам летит,
И мешает, и жужжит.
Только третье нам поможет,
Вдохновит и обнадежит. (Мука – муха – муза).
С буквой Д я время суток,
Грею солнцем стаю уток.
С буквой П я след пилы,
Подо мною и грибы.
С буквой Т я на свету,
Не люблю я темноту.
Ну а с Л я спать хочу,
И уроки не учу. (День — пень — тень — лень)
Подобные задания на логику наиболее простые, если первоначальное слово будет состоять из трех букв. Но задание можно и усложнить, предложив слова из четырех – пяти букв. Составление метаграмм можно использовать в качестве конкурса на любых мероприятиях, праздниках или в качестве разминки на любых уроках.
Логогриф (логографы) (от греч. «логос» - слово и «грифос» - загадка, сеть) - одна из форм словесных головоломок, по условиям которой из одного слова получается другое путем добавления или отбрасывания буквы (или слога). В логогрифах принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные), например, из слова «рот», добавив одну букву, можно получить слова «крот».
Вот стихотворные логогрифы:
Я глубока и полноводна,
И вся страна гордится мной.
А впереди ты «И» прибавишь –
И стану птицей я лесной. (Волга – иволга).
Мы всех – и взрослых, и детей –
В часы досуга развлекаем,
Но если нам приставить «Т»,
Мы их ужасно испугаем. (Игры - тигры).
Я с «Л» смягчённым – под землёй –
Бываю каменный и бурый,
А с твёрдым – в комнате моей
В геометрической фигуре. (Уголь – угол)
Несёт меня с трудом старик,
Но если «Ю» прибавить, вмиг
К нему придёт на помощь тот,
Кто без труда меня несёт. (Ноша – юноша)
Но более популярными среди младших школьников являются простые логографы – конкурсы по составлению новых слов из первоначально заданных:
коза – поза – полк - волк и т.д.;
ночь – дочь – даль – дань – день – пень и т.д.;
лето – лото – плот – жмот – хомут – омут и т.д.
читка – чистка – очистка – подчистка – читка – прочистка – перочистка – перечистка и т.д.
Что такое палиндром?
Палиндром (от греч. «назад» и «бег») – одна из форм словесных головоломок, в которой текст (слово, фраза) читается от конца к началу так же, как от начала к концу (пробелы и знаки препинания не принимаются во внимание). В том же значении иногда используются термин «перевертыш». Один из известных примеров – «А роза упала на лапу Азора». Эту фразу придумал
русский поэт А.А. Фет, а известность она приобрела благодаря Алексею Толстому, вложившему ее в уста Мальвины, которая пыталась с ее 22
помощью обучать Буратино грамоте.
Подобные
палиндромы может придумать
У лип Лёша нашёл пилу.
И городу дорог огород у дороги.
Уж я веники не вяжу.
Коту тащат уток.
Ишаку казак сена нес, казаку каши.
Удавы рвали лавры в аду.
Лиду будил?
А буду я у дуба.
Я не стар, брат Сеня.
А собака боса.
Мир как Рим.
Я ем змея.
Тела, бедро, кордебалет.
Монопалиндром – разновидность палиндрома, где текст целиком читается от начала к концу и от конца к началу (не обязательно одинаково):
Ведан, ох, и туч напев,
Едет Ева, звонко лев
Вел окно в завете дев,
Епанчу тихо надев…
Учимся составлять словесные шарады
Шарада – один из популярных видов словесных головоломок. Шарада заключается в отгадывании слова, части которого могут быть самостоятельными словами (слогами). В отличие от других видов словесных головоломок (анаграмм, метаграмм, логогрифов), в шараде выделяемые части слова не обязательно должны быть существительными, это могут быть любые части речи. Например:
Если вы соедините две ноты, то из получившегося нового слова сможете сварить суп. (Фа-соль).
Первое – предлог, второе – девочка, целое – обязательный атрибут рыбака. (Удочка).
Первое используется в игре, второе – материк, целое найдешь в фантастической сказке. (Фантазия).
Но самое интересное,
особенно для смышленых ребят
– не загадывание и
Список используемой литературы:
2.Бешенков С.А. и др.
Непрерывный курс информатики.
3.Бондаревская Е.В., Кульневич, С.В. Парадигмальный подход, Педагогика, 2004. - № 10. – С. 30.
4. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение.М.:Знание,1983-416с.
5.Гусев.Д.А. Зачем мы изучаем логику. МПСИ,2010 -128с.
6. Звягинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.:Академия, 2005.
7. Каспржак А.Г.,Иванова Л.Ф. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. М.: Просвещение, 2004-203с.
8. Леднев В.С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству.Издание 2-е, исправленное-М.:МГАУ, 2002.-120с.
9.Лернер И.Я. Дидактические
основы методов обучения.М.:
10. Павлова М.И. Компьютерное
проектирование в начальной
11. Рубинштейн А.В. М. Основы общей психологии.Изд-во «Питер», 2000 - 448с.
12.Соколова Т.Е. Воспитание
познавательных интересов
13. Якиманская И.С. Изучение личности ученика в образовательном процессе – М.: Сентябрь,2011-176с.
Информация о работе Методика обучения детей решению логических задачь с использованием ИКТ