Методика обучения детей решению логических задачь с использованием ИКТ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 21:58, дипломная работа

Описание работы

За последнее время произошли коренные изменения роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Файлы: 1 файл

proekt_3.docx

— 57.61 Кб (Скачать файл)

 

3. Анаграммы - рассуждалки. Это более сложный прием, требующий большего проявления логического мышления. При таком способе составления анаграммы не требуется называть слова, из которых будет составлено другое, а намекнуть (подсказать, описать) на значение первого слова, из которого надо составить другое. Например:

- как из вкусной  булочки, умело переставив буквы,  получить маленькую лодку? (Плюшка  – шлюпка);

- как из электричества,  переставив буквы в одном слове,  получить мурлыкающе животное? (Ток-кот);

 

 

- переставив буквы  в слове, превратите вредного  грызуна в породистую лошадь. (Крыса – рысак);

- из того, на  чем сидят, сделай то, на чем  едят. (Стул-стол);

- из того, что  не хватает, сделай то, чем можно  мыть. (Мало-мыло).

 

4. Стихотворные  анаграммы - составление анаграмм  из описанных в стихотворении  слов. Это может быть и сложное,  но уж очень увлекательное  занятие. Например:

Я – юмор и  веселый смех,

Любимица порой  для всех.

Но если буквы  переставишь,

Меня на бой  пешком отправишь. (Потеха – пехота).

 

Летом всюду я  летаю,

И жужжу, и всех кусаю.

Превратите-ка меня,

Сделав частью корабля. (Комар – корма).

 

Я дикий родственник  свиньи.

Но букв порядок  измени –

И превращусь в  стеклянный склад,

В котором прячется салат. (Кабан – банка).

 

5. Анаграммы –  перевертыши. Этот способ представляет собой составление слов, которые образуются из других слов при чтении справа налево, например: бар – раб, вес – сев, воз – зов, кот – ток, рот – тор, арап – пара, грот – торг, сорт – трос.

Способы загадывания  – те же:

- как из музыкального  произведения создать отметину  от удара на теле, прочитав первое слово справа налево? (Марш – шрам);

- прочитав слово справа налево, превратите дерево в геометрическое тело; измерение времени в породистую собаку; взрывчатое вещество в прибор для

определения глубины  моря; дорожку в сорт яблок; недовольный  гул голосов в инструмент для  рубки. (Бук – куб, год – дог, тол – лот, тропа – апорт, ропот  – топор).

 

    Будет  интересней, если между группой  ребят устроить конкурс по  составлению анаграмм. Участникам  игры дается несколько слов  и предоставляется 5-7 минут. За  это время они должны получить  несколько новых слов. Выигрывает  тот, кто больше составит анаграмм  по заданным словам. Предлагаю несколько слов для составления анаграмм: актер (терка и

т.д.), ручка (чурка  и т.д.), крона, налим, карп, пират, ракета, сокол,          

сосна, топор, факир, шутка, автор, рост, карта, материк, коршун.

 

Составляем метаграммы и логогрифы .

Метаграмма – это прием развития логического мышления путем составления нового слова, отличающегося от исходного только одной буквой (звуком), например: бор – бар, кот – ток и т.д. Метаграммами часто называют также словесные головоломки, основанные на изменении в слове одной буквы. В метаграммах принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные). Рассмотрим некоторые варианты загадывания метаграмм.

Цепочки слов –  поэтапное составление из одного слова несколько слов, меняя при  каждом последующем действии только одну букву в предыдущем слове, например: кот – дот – рот – пот  или час – пас – пёс –  лес – вес.

Задания могут  быть самыми различными, например:

- заменяя только  одну букву в предыдущем слове,  превратите час в век или  в год (час – бас – бес  – вес – век;

час – бас –  бал – вал – вол – гол  – год; час – чан – сан  – сон – гон – год);

- превратите кору  в лису (кора – коза – лоза  – луза – лупа – липа  – лиса);

- как из дома  сделать сыр? (дом – том –  сом – сон – сын – сыр).

- стихотворные  цепочки слов:

Слово первое –  в мешке,

В булке хлеба  на столе.

А второе – к  нам летит,

И мешает, и жужжит.

Только третье нам поможет,

Вдохновит и обнадежит. (Мука – муха – муза).

 

С буквой Д я время суток,

Грею солнцем  стаю уток.

С буквой П я след пилы,

 

Подо мною и  грибы.

С буквой Т я на свету,

Не люблю я  темноту.

Ну а с Л  я спать хочу,

И уроки не учу. (День — пень — тень — лень)

Подобные задания  на логику наиболее простые, если первоначальное слово будет состоять из трех букв. Но задание можно и усложнить, предложив слова из четырех –  пяти букв. Составление метаграмм можно использовать в качестве конкурса на любых мероприятиях, праздниках или в качестве разминки на любых уроках.

 

Логогриф (логографы) (от греч. «логос» - слово и «грифос» - загадка, сеть) - одна из форм словесных головоломок, по условиям которой из одного слова получается другое путем добавления или отбрасывания буквы (или слога). В логогрифах принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные), например, из слова «рот», добавив одну букву, можно получить слова «крот».

    Вот стихотворные логогрифы:

Я глубока и  полноводна,

И вся страна гордится мной.

А впереди ты «И» прибавишь –

И стану птицей я лесной. (Волга – иволга).

 

Мы всех – и  взрослых, и детей – 

В часы досуга развлекаем,

Но если нам  приставить «Т»,

Мы их ужасно испугаем. (Игры - тигры).

 

Я с «Л» смягчённым – под землёй –

Бываю каменный и бурый,

А с твёрдым – в комнате моей

В геометрической фигуре. (Уголь – угол)

 

Несёт меня с трудом старик,

Но если «Ю» прибавить, вмиг

К нему придёт на помощь тот,

Кто без труда  меня несёт. (Ноша – юноша)

Но более популярными  среди младших школьников являются простые логографы – конкурсы по составлению новых слов из первоначально заданных:

коза – поза – полк - волк и т.д.;

ночь – дочь – даль – дань – день – пень и т.д.;

лето – лото – плот – жмот – хомут – омут и т.д.

читка – чистка – очистка – подчистка –  читка – прочистка – перочистка – перечистка и т.д.

 

Что такое палиндром?

Палиндром (от греч. «назад» и «бег») – одна из форм словесных головоломок, в которой текст (слово, фраза) читается от конца к началу так же, как от начала к концу (пробелы и знаки препинания не принимаются во внимание). В том же значении иногда используются термин «перевертыш». Один из известных примеров – «А роза упала на лапу Азора». Эту фразу придумал

русский поэт А.А. Фет, а известность она приобрела  благодаря Алексею Толстому, вложившему ее в уста Мальвины, которая пыталась с ее             22

помощью обучать  Буратино грамоте.

   Подобные  палиндромы может придумать каждый, но при этом проявив недюжинные  терпение логику и время. Приведем  несколько примеров известных  палиндромов, принадлежащих разным  авторам:

У лип Лёша нашёл  пилу.

И городу дорог  огород у дороги.

Уж я веники не вяжу.

Коту тащат  уток.

Ишаку казак сена нес, казаку каши.

Удавы рвали лавры  в аду.

Лиду будил?

А буду я у дуба.

Я не стар, брат Сеня.

А собака боса.

Мир как Рим.

Я ем змея.

Тела, бедро, кордебалет.

Монопалиндром – разновидность палиндрома, где текст целиком читается от начала к концу и от конца к началу (не обязательно одинаково):

Ведан, ох, и туч напев,

Едет Ева, звонко лев

Вел окно в завете дев,

Епанчу тихо надев…

 

 

Учимся  составлять словесные шарады

Шарада – один из популярных видов словесных головоломок. Шарада заключается в отгадывании слова, части которого могут быть самостоятельными словами (слогами). В отличие от других видов словесных головоломок (анаграмм, метаграмм, логогрифов), в шараде выделяемые части слова не обязательно должны быть существительными, это могут быть любые части речи. Например:

Если вы соедините  две ноты, то из получившегося нового слова сможете сварить суп. (Фа-соль).

Первое – предлог, второе – девочка, целое – обязательный атрибут рыбака. (Удочка).

Первое используется в игре, второе – материк, целое  найдешь в фантастической сказке. (Фантазия).

   Но самое интересное, особенно для смышленых ребят  – не загадывание и отгадывание  шарад, а их составление. Используя  познавательные интересы младших  школьников, учитель может организовать  игру.              

 

 

Список  используемой литературы:

 

  1. Академия развития. Большая книга логических игр и головоломок. Астрель, 2005 -315с.

 

2.Бешенков С.А. и др. Непрерывный курс информатики.М.:ЛБЗ,2008.

 

3.Бондаревская Е.В., Кульневич, С.В. Парадигмальный подход,   Педагогика,   2004. - № 10. – С. 30.

 

4. Брушлинский  А.В. Психология мышления и проблемное обучение.М.:Знание,1983-416с.

 

5.Гусев.Д.А. Зачем мы изучаем логику. МПСИ,2010 -128с.

 

6. Звягинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.:Академия, 2005.

 

7.  Каспржак А.Г.,Иванова Л.Ф. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения.  М.: Просвещение, 2004-203с.

 

8. Леднев В.С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству.Издание 2-е, исправленное-М.:МГАУ, 2002.-120с.

 

9.Лернер И.Я. Дидактические  основы методов обучения.М.:Педагогика,1981,-186с.

 

10. Павлова М.И. Компьютерное  проектирование в начальной школе «Информатика и образование» 2006г № 11

 

11. Рубинштейн А.В. М.  Основы общей психологии.Изд-во «Питер», 2000 -  448с.

 

12.Соколова Т.Е. Воспитание  познавательных интересов младших  школьников средствами новых  инновационных технологий. Журнал  «Начальная школа» №3, 2004 с.21-23

 

13.  Якиманская И.С.  Изучение личности ученика в образовательном процессе – М.: Сентябрь,2011-176с.

 


Информация о работе Методика обучения детей решению логических задачь с использованием ИКТ