Методика обучения детей решению логических задачь с использованием ИКТ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 21:58, дипломная работа

Описание работы

За последнее время произошли коренные изменения роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Файлы: 1 файл

proekt_3.docx

— 57.61 Кб (Скачать файл)

 

Логическое  мышление - это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных

логически достоверных действий или операций мышления,                              12

связанных     причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности.

 

 

Глава 2. Методика формирования у школьников УУД через  решение  логических задач на уроках информатики с использование  ИКТ.

 

2.1 Возможности использования ИКТ на уроках информатики.

         В настоящее время происходит  увеличение умственной нагрузки  школьников на уроках информатики.  Это в свою очередь заставило  задуматься над тем, как поддержать  у учащихся интерес к изучаемому  предмету и их активность на  протяжении всего урока. Огромную  помощь в решении этого вопроса  может оказать использование  компьютерных технологий, которые  позволяют не только создать  информационную обстановку, стимулирующую  интерес к работе (усиливается  стремление добиться успеха), но  и в определённой мере решить  проблему «слабых учащихся», а также способствуют формированию способностей применять на практике полученные УУД. Например, можно использовать электронный учебник. 

 

2.2 Методические рекомендации по использованию ИКТ на уроках информатики.

     Использование  информационных и коммуникационных  технологий (ИКТ) в учебном процессе  является актуальной проблемой  современного школьного образования.  Сегодня необходимо, чтобы каждый  учитель по любой школьной  дисциплине  мог подготовить и  провести урок с использованием  ИКТ. Такой урок нагляден, красочен, информативен, интерактивен, экономит  время учителя и ученика. Он  позволяет ученику работать в  своем темпе, а учителю дает  возможность оперативно проконтролировать  и оценить результаты обучения.

     Чтобы идти  в ногу со временем, учитель  должен владеть основами информационных  технологий, иметь представление  о наиболее распространенной  в настоящее время операционной  системе Windows, уметь работать в распространенных компьютерных программах, в частности, Word, Ехсеl, Роwer Point и рядом других специализированных программ, связанных с предметной деятельностью учителя, пользоваться Интернетом, а также уметь использовать знание компьютеров учащимися, полученные на уроках информационных технологий .

       Проблемы  учителей в области ИКТ известны: неподготовленность педагогов по этому направлению, слабая учебно-материальная база, необходимость разработки учебников и методических пособий для учителей.

      Современные  информационные технологии позволяют  полно и интересно проиллюстрировать  содержание учебного материала  с помощью                

компьютерных презентаций (слайд-фильмов). Мультимедийные программы помогут учителю сделать свои уроки насыщенными, яркими, запоминающимися. Один раз сделанный учебный материал пригодится в последующие годы, а овладение навыками создания таких материалов поднимет  профессиональные навыки на качественно новый уровень.

       На современном  этапе сложно найти преподавателя,  который бы не имел цифровую  видеокамеру или фотоаппарат.  Яркие школьные события не  оставляют учителей равнодушными  и практически все они стремятся  сохранить о них память в  видеозаписях и фотографиях. Естественным  является и то, что очень часто  собственные видеоматериалы и  фотографии служат наглядным  материалом на уроках. Ученики  такие материалы воспринимают  значительно активнее; у многих  вызывает удивление, что явления,  о которых говорится на уроках, происходят непосредственно вокруг  них .     

    Использование  информационных и коммуникационных  технологий  в учебном процессе  подразумевает постоянный обмен  информацией с учениками, с  преподавателями из своей школы,  с коллегами из других школ. Этот обмен невозможен без  использования цифровых носителей  информации.

        Информационное  общество предъявляет новые требования  к системе образования. Теперь одной из её целей является формирование высокого уровня информационной культуры. Особая роль при этом отводится использованию ресурсов и возможностей Интернета в педагогической практике учителя. Сегодня уже не вызывает сомнения, что обучение школьников становится эффективнее, если учитель владеет Интернет-технологиями и использует ресурсы и возможности Интернета в своей практике.

      Разработанные  с учетом этих требований электронные  учебные пособия положительно  воспринимаются учителями и успешно  используются в образовательном  процессе начальной школы.

         Выбор учащихся, выполняющих соответствующие  дидактическим целям урока индивидуальные  или групповые задания за компьютером,  производится учителем после  проведения предварительной психолого- педагогической диагностики с учетом особенностей восприятия информации, статуса ребенка в коллективе. Также учителям можно использовать результаты педагогического наблюдения.

         Самое важное, чтобы ученик, выполняющий  индивидуальное задание на компьютере  или работающий над учебной  проблемой в группе, чувствовал  себя комфортно и все усилия  направлял на решение поставленной  задачи.

     Так, например, ребенку с приоритетной визуальной  системой восприятия иногда полезнее  выполнять задания по информатике  на компьютере в то время,  когда учитель проводит распределительный  диктант. Обязательно развивая  их возможности, учитель может  создать с помощью современных  технологий обучения ситуация  успеха для таких школьников  и тем самым повысить мотивацию  учения.                                                                                         14

         Во время такого этапа, как «устный счет» орфографическая разминка или краткое повторение изученного, рекомендуется приглашать для индивидуальной работы за компьютером учащихся, пропустивших занятия по болезни, либо тех, для которых, первая половина урока является периодом продуктивной деятельности.

         Эту же категорию учащихся, а  так же категорию продвинутых  и нуждающихся в более сложных  относительно среднего уровня  заданиях детей рекомендуется  привлекать для работы за компьютером  во время фронтального опроса, словарной работы, закрепления ранее  пройденного материала.

        Учитывая  информацию о периоде продуктивной  активности школьников,

учитель может максимально  эффективно использовать возможности  каждого 

ребенка для обучения и  вовремя переключить его на другой вид деятельности, используя компьютер  в качестве мощного мотивационного средства.

         При проведении динамичных учебных  игр, эстафет целесообразно предлагать  учащимся с заниженной скоростью  мыслительных процессов выполнять аналогичное задание за компьютером. Работа в собственном скоростном режиме положительно сказывается на результате, что ведет к росту самооценки, повышает комфортность обучения таких детей.

         Опираясь на знания о статусе  ребенка в классе, можно оптимизировать  работу за компьютером в группах,  организованных по совокупности  психолого-педагогических характеристик.  Особый эффект дает такая форма  работы при решении проблемных  задач на уроках математики, заданий  исследовательского характера на  уроках природоведения.

      Школьникам, выполняющим общие для всех  задания быстро и качественно,  можно предложить компьютерный  тренажер повышенной сложности  или задание пропедевтического  характера, выполнение которого  позволит им участвовать в  объяснении нового материала  своим одноклассникам .

             Особое значение имеет работа  за компьютером для детей, часто  пропускающих занятия по болезни.  Помочь таким учащимся можно,  привлекая их для знакомства  с основными моментами изучаемого  материала, кратко и структурировано  изложенного в компьютерных обучающих  программах, во время проведения  устного счета, орфографической  разминки, фронтального опроса или  повторения изученного. Для этой  категории учащихся, а также для

отстающих учеников можно  рекомендовать проведение компьютерного  тестирования вместо традиционной контрольной  работы по изученной теме.

          На уроках закрепления и обобщения  полученных знаний можно использовать  компьютер для организации промежуточного  контроля, трудновыполнимого при  традиционном преподавании в  начальной школе.

        Достаточно  широкое распространение мультимедиа  проекторов позволяет значительно  увеличить наглядность за счет  использование учителем в ходе  урока мультимедиа презентации.  Однако для этого необходимо  снабдить учителя заранее подготовленными  поурочными комплектами      наглядных материалов, методически  связанными с вариантами тематического  планирования .

 

 

 

Выводы по второй главе:

Анализ педагогической, методической и специальной литературы позволил сделать следующие выводы:

 

-Чтобы идти в ногу  со временем, учитель должен владеть  основами информационных технологий, иметь представление о наиболее

распространенной в настоящее  время операционной системе Windows, уметь работать в распространенных компьютерных программах, в частности, Word, Ехсеl, Роwer Point и рядом других специализированных программ, связанных с предметной деятельностью учителя, пользоваться Интернетом, а также уметь использовать знание компьютеров учащимися, полученные на уроках информационных технологий.

-Современные информационные технологии позволяют полно и интересно проиллюстрировать содержание учебного материала с помощью компьютерных презентаций (слайд-фильмов). Мультимедийные программы помогут учителю сделать свои уроки насыщенными, яркими, запоминающимися.

-Использование  информационных и коммуникационных  технологий (ИКТ) в учебном процессе  подразумевает постоянный обмен  информацией с учениками, с  преподавателями из своей школы,  с коллегами из других школ. Этот обмен невозможен без  использования цифровых носителей  информации.

 

Ресурсная база проекта:

- кадровые ресурсы;

- информационные ресурсы;

- материально-технические ресурсы;

- программно-методические ресурсы.

ПАРТНЁРАМИ  проекта являются  учителя информатики и математики данной школы.

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: учащиеся 3-4 классов.

 

 

 

 

 

 

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

Этапы

проекта

Задачи этапа

Срок 

выпол-

нения

Ожидаемый

результат

Ответст-

венные

1.

Подго-

тови-

тель-

ный

Разработать план по реализации проекта.

2011-2012уч.год,

1 четверть

Распределение обязанностей

между участ-

никами проекта, определение базы эксперимента.

Учителя

началь-

ных классов.

 

2011-2012уч.год,

2 четверть 

Отработка методов исследовательской  деятельности.

Разработка проекта.

Учителя началь-

ных классов

2. Практический

Осуществить

апробацию

проекта.

 

2011-2012уч.год,

3 четверть

Реализация целей и  задач проекта.

 

Учителя началь-

ных классов

 

Внести необходимые коррективы по содержанию.

2011-2012уч.год,

4 четверть

Промежуточные результаты

Учителя началь-

ных классов

 

Построить образовательный  процесс в школе на основе предполагаемого проекта

2012-2013

учебный год,

1 полу-

годие

Внедрение организационной  модели образовательного

процесса, основанной на содержании проекта

Директор школы, завуч  по УВР, учителя началь-

ных классов.

3.

Контрольно-

оценочный

Осуществить анализ эффек-

тивности

проекта.

Разработать методические рекомендации

по развитию исследовательской  деятельности в школе.

2012-2013

учебный год,

3 четверть.

Отчёт о результатах проекта.

Определение теоретической  и практической значимости проекта.

Учителя началь-

ных классов

 

 

 

 

17

 

Участие в мероприятиях, связанных с решением задач проекта, олимпиадах, конференциях.

2012-2013

учебный год,

4 четверть

Внедрение результатов проекта

Учителя началь-

ных классов


 

 

Заключение.

 

В результате проделанной  нами работы:

 

1) Изучили и проанализировали  психолого-педагогическую и методическую  учебную и специальную литературу  по формированию у учащихся  УУД через решение логических  задач.

 

2) Рассмотрели особенности  формирование у школьников УУД  через  решение логических  задач на уроках информатики.

 

3) Охарактеризовали особенности  использования ИКТ на уроках  информатики.

 

4) Разработали методики  использования информационных технологий  на уроке информатики с целью  обучения школьников решению  логических задач.

 

5) Проанализировали полученные  результаты.

 

Так же нами были получены следующие теоретические результаты:

 

 В настоящее время  одна из основных задач образования  – это вхождение в современное  информационное общество. Одновременно  происходит информатизация образования  - внедрение новых информационных  технологий: на уроках используются  компьютерные обучающие программы,  создаются 

компьютерные презентации  силами учителей и учеников, проводится компьютерное тестирование и моделирование, поиск необходимого материала в  Интернете.

 

 

 

Глава 3.  ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА.

 

Как секрет игры познать, чтобы весело играть?

Как составить анаграмму?

К словесным задачам  или головоломкам относятся шарады, метаграммы, анаграммы, логогрифы и другие задачи, основанные на каких-либо изменениях и переменах в составе загаданных слов.

Анаграмма – это прием развития логического мышления путем перестановки букв в слове, приводящий к составлению нового слова, например: мука – кума, луг – гул, стук – куст, карп – парк, мир – Рим, адрес – среда. Часто анаграммами называют сами слова, составленные из одинаковых букв. Анаграммы – разновидность словесных головоломок, в которых принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (в анаграммах допустимо использовать имена собственные, уменьшительные формы существительных, множественное число).

 

Рассмотрим некоторые  возможные варианты.

1. Анаграмма к  любому заданному слову. Это  самый простой способ составления  анаграммы. Возможные варианты (примеры):

- подберите несколько  анаграмм к следующим словам: рост, клоун. (Ответы: рост – сорт  – торс – трос; клоун – колун  – кулон – уклон);

- подберите анаграммы  к следующим словам: верность, водопад,  выбор, вход, материк, слово, стирка, уборка. (Ответы: ревность, подвода, обрыв, вдох, метрика, волос, старик, кобура).

 

2. Анаграммы с  подсказкой. Для облегчения поиска  слов можно дать значение искомого  слова - намекнуть на область,  к которой оно относится, или  отобрать слова одной лексической  группы. Например: переставьте буквы  в данных словах так, чтобы  получились названия продуктов  питания или блюд: кума, смола,  угар, шпала. (Ответы: мука, масло, рагу, лапша).

Информация о работе Методика обучения детей решению логических задачь с использованием ИКТ