Методика обучения восприятию и пониманию иноязычной речи на слух

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 19:39, контрольная работа

Описание работы

I. Задачи обучения восприятию и пониманию иноязычной речи на слух в средней школе.
Научить учащихся понимать звучащую речь – одна из важнейших целей обучения, так как в реальном общении нам приходится много слушать и то, насколько точно и полно мы воспринимаем полученную информацию, может определить наши последующие действия. С аудирования начинается овладение устной коммуникацией.
Аудирование складывается из умения
дифференцировать воспринимаемые звуки;
интегрировать их в смысловые комплексы;

Файлы: 1 файл

Методика обучения восприятию OK.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Далее возможно этот текст использовать для организации устной работы (говорения)

 

Система работы с аудиотекстом в обучении аудированию

 

Как отечественные, так и зарубежные методисты традиционно предлагают разбить работу над текстом на три этапа:

I. Предтекстовый этап (до прослушивания) на данном этапе происходит:

а) снятие трудностей понимания содержания аудиотекста

  • выяснение фоновых знаний учащихся связанных с содержанием аудиотекста
  • разъяснение неизвестных реалий, наиболее трудных предложений;

б) формирование мотивационной готовности к слушанию с помощью первичной установки на прослушивание или вступительной беседы учителя;

Наиболее типичные установки и  задания на предтестовом этапе:

  1. Обсуждение вопросов/ утверждений (т.е. предвосхищение событий (определить правильность ответов можно будет только после прослушивания)

С их помощью можно выделить и  снять те языковые сложности, которые  встретятся в тексте; обратить внимание на «трудные» слова; подчеркнуть те нюансы содержательного и смыслового порядка, которые в дальнейшем будут достойны обсуждения

  1. Догадка по заголовку/ новым словам/ возможным иллюстрациям.

Учитель может предложить учащимся догадаться о примерном содержании текста по заголовку, по незнакомой лексике, которую предварительно объяснил, или по иллюстрациям.

  1. Краткое изложение основной темы учителем, введение в проблематику текста. (т.е. небольшая беседа, в которой учитель предлагает учащимся определить, что они уже знают о данной проблеме, а также формирует те вопросы, ответы на которые они хотели бы получить. Это задание является и установкой на прослушивание, поскольку учащиеся будут искать эти ответы, а знающей учитель всегда может направить обсуждение в нужное русло и спровоцировать вопросы, которые, как он знает, в тексте освещены. Здесь можно ознакомить учащихся с лексикой, необходимой для понимания текста.

II. Текстовый этап (во время прослушивания)

В ходе первого прослушивания учащиеся выполнят те задания, о которых мы говорили выше. Однако при формировании навыков аудирования прослушиваний может быть несколько. В таком случае очень важно не потерять мотивацию. Новизна заданий поможет в этом. На данном этапе идет прослушивание аудиотекста с разными целевыми установками (на понимание основного содержания, на детальное понимание)

Например:

  1. Прослушать текст и вставить прослушанные слова в предложения (пропускается ключевые слова, несущие основную информацию)
  2. Прослушать текст и сказать, какие из предложенных ниже словосочетаний употреблялись в нем без каких-либо изменений.
  3. Послушать текст и сказать, какие определения к следующим словам в нем встречались.
  4. Закончить следующие предложения
    • Есть начало предложения, а окончание пропущено
    • Пропущено начало предложения, но есть окончание
  5. Прослушать текст и сказать, что в нем говорилось о чем-либо.
  6. Прослушать текст и найти русский, английский и т.д. эквивалент слов в параллельном столбце.

III. Послетекстовый этап (после прослушивания)

Задания на:

  • Проверку понимания основного содержания аудиотекста (общие и специальные вопросы проблемного характера, выбор правильного ответа из нескольких данных, составление плана, заполнение таблиц и т.д.)
  • Пересказ текста: выборочный, сжатый, по плану, по цепочке
  • Оценку слушающим событий или поступков героев;
  • Выяснение замысла автора, мотивов поступков действующих лиц.

 

Комплекс упражнений для формирования навыков

 и развития умений аудирования

 

В отечественной методике чаще всего  различают две подсистемы упражнений:

I) подготовительную (тренировочную)

II) речевую (коммуникативную)

I. Подсистема подготовительных (тренировочных) упражнений является крайне важным звеном общей системы упражнений, хотя это еще не речевая деятельность, а создание основы и средств для ее осуществления. Она призвана обеспечить технические стороны аудирования, снять лингвистические и психологические сложности смыслового восприятия, развить умения логико-смысловой обработки более низкого уровня – от слов до микротекстов, что позволит слушающему сосредоточить свое внимание на восприятии содержания.

В подготовительных упражнениях  можно выделить две группы:

1) упражнения, направленные  на снятие трудностей лингвистического характера.

Данные упражнения формируют  следующие умения:

  • вычленение из речевых сообщений незнакомых явлений, их дифференциация и понимание
  • соотношение звуковых образцов с семантикой
  • определение значения слов (с помощью словообразовательной догадки)
  • определение контекстного значения различных лексических единиц и грамматических конструкций
  • распознавание и осмысление синонимических и антонимических явлений и др.

 

Виды подготовительных упражнений

 

1. Упражнения для обучения речевому слуху:

• прослушайте и повторите несколько  пар слов:

law — low   saw — so         

• определите на слух рифмующиеся  слова, отметьте их цифрами, например:

sport — pot — part; — port (1,4)

• прослушайте пары предложений, поставьте в графическом ключе (на карточке) «+», если предложения одинаковые, и «-», если они разные;

прочитайте вслух текст с  фонетическими пометами и др.

2. Упражнения для обучения вероятностному прогнозированию:

• прослушайте ряд прилагательных (глаголов), назовите существительные, которые с ними чаще всего употребляются;

• назовите значения слов, образованных из известных вам элементов, например:

thankful, thankless (thank)   to reread (read)

•  прослушайте ряд речевых  формул, назовите (на родном или иностранном  языке) ситуации, в которых они могут употребляться;

• прослушайте с фонограммы (в  предъявлении учителя) текст, заполните  пропуски в графическом варианте того же текста и др.

3. Упражнения для развития кратковременной и словесно-логической памяти:

• прослушайте ряд изолированных  слов, запомните и воспроизведите из них те, которые относятся к одной теме;

•  прослушайте две-три короткие фразы, соедините их в одно предложение;

• прослушайте и повторите за диктором (учителем) фразы, длина которых превышает объем кратковременной памяти (7 ± 2), т. е. состоит из десяти и более слов;

•  прослушайте фразу, добавьте к ней еще одну, связанную по смыслу и др.

4. Упражнения в распознавании на слух реалий и аббревиатур:

• прослушайте фразы, содержащие реалии; переведите их (запишите реалии в процессе восприятия);

• прослушайте текст, содержащий реалии; сгруппируйте понятые вами реалии (имена собственные, географические названия, названия учреждений и т.д.). Проверьте себя по графическому ключу;

•  прослушайте фразы, содержащие географические названия, сходные по звучанию (например: Brazil — Brasilia). Объясните разницу на иностранном (или родном) языке.

5. Упражнения в развитии словообразовательной и контекстуальной догадки:

• прослушайте ряд глаголов, образуйте  от них существительные с суффиксом –er, например:

to listen — listener и т.д.

• прослушайте сложные и производные  слова, образованные из известных вам  словообразовательных аффиксов (или  слов), переведите их (или поясните их употребление в предложении);

• определите значение интернациональных  слов по контексту и их звуковой форме;

• определите значение незнакомых слов с помощью дефиниций (описания) на иностранном языке;

• просмотрите ключевые слова и назовите тему, которой посвящен аудиотекст. Затем прослушайте аудиотекст и проверьте правильность своего ответа.

II. Подсистема речевых (коммуникативных) упражнений способствует выработке умений воспринимать речевые сообщения в условиях приближающихся к естественному речевому общению без опор, подсказок и предварительного ознакомления с ситуацией или темой.

Эти упражнения учат:

• определять наиболее информативные  части сообщения;

• устранять проблемы в понимании  за счет прогнозирования на уровне текста;

• соотносить содержание с ситуацией  общения;

• членить аудиотекст на смысловые  части и определять основную мысль в каждой из них;

• объединять разрозненные смысловые  куски в целый текст;

• использовать ориентиры восприятия (паузы, ударение, интонацию, риторические вопросы, повторы, клише и др.) для создания установки на выполнение определенной деятельности с речевым сообщением;

• приспосабливаться к индивидуальным особенностям говорящего и к различной скорости предъявления (в темпе от ниже среднего до выше среднего темпа);

• соотносить паралингвистические  явления с ситуацией общения;

• понимать элементы субъективной информации, выраженной эмоционально-оценочными словами  и предложениями;

• удерживать в памяти фактический  материал аудиотекста (цифровые данные, хронологические даты, имена собственные, географические названия и т.д.);

• совмещать в процессе восприятия мнемическую и логико-смысловую деятельность (фиксацию опорных слов, составление плана, тезисов и др.);

• различать воздействующую/прагматическую функцию речевых сообщений.

Учитывая необходимость управления формированием речевых умений, а  также важность взаимодействия аудирования и говорения в подсистеме речевых упражнений (РУ), целесообразно выделить следующие группы:

 

 

 

1. Упражнения для частично управляемого обучения аудированию:

• ознакомьтесь с картиной/серией рисунков, прослушайте текст, описывающий  данную ситуацию. Выберите в процессе слушания одно из предложений для  названия картины/серии рисунков;

• ознакомьтесь с планом центра города Лондона (Берлина, Парижа), прослушайте описание этого центра. Перескажите содержание текста на иностранном языке, опираясь на план, а также на реалии и имена собственные, написанные на доске;

• прослушайте текст, опираясь на ключевые слова/план. Распределите слова/пункты плана в последовательности, отражающей содержание текста;

• прослушайте текст, познакомьтесь затем с 2 – 3 заголовками. Выберите наиболее подходящий, прокомментируйте его, дополните подзаголовками;

• прослушайте сообщение, определите тип текста (например, диалог, описание, интервью и т.д.) и основную тему;

• ответьте на вопросы, знакомящие с  большим контекстом;

• прослушайте текст и заполните  таблицу, касающуюся сходства и различия в культуре двух стран;

• прослушайте текст, опираясь на серию рисунков, продолжите диалог/описание, согласуя его с заключительным рисунком;

• прослушайте начало диалога, расширьте  и дополните заключительную реплику одного из партнеров;

• прослушайте часть  диалога, продолжите его в парной работе с одним из учащихся;

• прослушайте монологический текст-описание, дайте развернутые ответы на вопросы, имеющиеся в ключе/написанные на доске и т. п.

2. Упражнения для неуправляемого обучения аудированию:

• прослушайте текст в фонозаписи, разделите его на смысловые части и озаглавьте их/ составьте план;

• прослушайте фрагмент кинофильма/ радиоигры, проиграйте эту сценку;

• прослушайте фрагмент диалогической  речи, перескажите содержание разговора в форме монолога;

• прослушайте текст, охарактеризуйте  ситуацию общения;

• прослушайте сообщение учащихся по заранее заданной теме, прокомментируйте высказывания, дополните их новыми сведениями;

•  прослушайте описание ситуации/совершаемого поступка. Изобразите воспринятое в схеме/на рисунке и др.

3. Упражнения для развития умений смысловой переработки и фиксации воспринятой на слух информации:

• прослушайте текст, составьте  аннотацию/тезисы;

• прослушайте текст, постарайтесь заполнить весь фактический, в том  числе цифровой, материал. Сгруппируйте его по степени важности, дайте обоснование своего решения;

• сопоставьте прослушанный аудиотекст с графическим текстом, посвященным  аналогичной теме. Сравните содержание по сходству/ различию, дайте аргументированную оценку;

•  оцените прослушанный текст  с точки зрения того, что было интересно/ неинтересно, ново/ не ново;

• укажите, где можно  использовать данные, содержащиеся в  прослушанном тексте;

• прослушайте текст, обсудите ряд  проблемных вопросов по затронутой теме;

Информация о работе Методика обучения восприятию и пониманию иноязычной речи на слух