Методика организации проблемного обучения как способа развития творческой активности учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 00:29, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить и выявить особенности проблемного метода обучения как способа развития творческой активности учащихся и теоретически обосновать возможность успешного обучения учащихся при помощи проблемного метода. Цель конкретизируется в следующих задачах:
Охарактеризовать особенности и концептуальные основы проблемного обучения
Обосновать целесообразность проблемного метода обучения
Определить методику организации проблемного обучения
Показать как возрастает творческая активность учащихся в ходе проблемного метода обучения
Отобрать возможные варианты создания проблемных ситуаций и, на основе предложенн

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Сущность и особенности проблемного обучения как способа
развития творческой активности учащихся……………………………………...5
1.1 Концептуальные основы проблемного обучения……………………..6
1.2 Функции проблемного обучения……………………………………….9
1.3 Развитие творческих способностей и практических навыков……….10
Глава II. Методика организации проблемного обучения как способа
развития творческой активности учащихся ……………………………………..15
2.1 Методы проблемного обучения………………………………………..15
2.2 Проблемные ситуации: понятие и типы, способы и правила
создания……………………………………………………………………..18
2.3 Этапы проблемного обучения………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………..27
Библиография……………………………………

Файлы: 1 файл

1. Курсовая.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………3

 

Глава I. Сущность и особенности проблемного обучения как способа

развития творческой активности учащихся……………………………………...5

1.1 Концептуальные основы проблемного обучения……………………..6

1.2 Функции проблемного обучения……………………………………….9

1.3 Развитие творческих способностей и практических навыков……….10

             

Глава II. Методика организации проблемного обучения как способа

развития творческой активности учащихся ……………………………………..15

2.1 Методы проблемного обучения………………………………………..15

2.2 Проблемные ситуации: понятие и типы, способы и правила

создания……………………………………………………………………..18

2.3 Этапы проблемного обучения………………………………………….22

 

Заключение………………………………………………………………………..27

 

Библиография…………………………………………………………………….29

 

Приложение А

Приложение Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе реформирования образовательной системы большое внимание уделяется развитию сильной творческой личности, способной самостоятельно решать проблемы и находить нестандартные пути их решения. Это определило возрождение интереса в конце 90-х годов XX века к проблемному обучению, применение которого позволяет подготовить будущих специалистов, способных самостоятельно формулировать и решать множество проблем разного уровня сложности. Современный специалист должен уметь обмениваться информацией, решать нестандартные задачи, поэтому необходимо уделить особое внимание этому обучению в ходе решения задач на занятиях по иностранному языку, умениям, организованным на основе проблемного обучения.

Цель работы – изучить и выявить особенности проблемного метода обучения как способа развития творческой активности учащихся и теоретически обосновать возможность успешного обучения учащихся при помощи проблемного метода. Цель конкретизируется в следующих задачах:

      Охарактеризовать особенности и концептуальные основы проблемного обучения

      Обосновать целесообразность  проблемного метода обучения

      Определить методику организации проблемного обучения

      Показать как возрастает творческая активность учащихся в ходе проблемного метода обучения

      Отобрать возможные варианты создания проблемных ситуаций и, на основе предложенных образцов, создать собственные упражнения, направленные на успешное овладение новым материалом

В качестве объекта работы выступает процесс проблемного обучения учащихся при обучении иностранному языку на начальной, средней и старшей ступени обучения в средней школе.

Предметом работы явилась организация проблемных задач в процессе обучения иностранному языку, а также условия успешного развития у учащихся творческой активности.

В ходе работы используются следующие методы исследования:                           

        сделан критический анализ научной и методической литературы;

        исследована научно-теоретическая литература по вопросу обучения лексическому аспекту устной речи на начальном и среднем этапах обучения;

        проанализирована Программа по иностранным языкам для средней школы;

        обобщены и систематизированы полученные сведения;

        сопоставлены различные подходы к обучению иностранным языкам.

Данная проблема освящается в работах:

Балла Г.А, Брушлинского А.В., Данилова М.А., Ильина Т.А., Ковалевской Е.В., Крутецкого В.А., Кудрявцева Т.В., Лернера И.Л., Матюшкина А.М., Махмутова М.И., Леонтьев А.А., Скаткина М.Н., Краевского И.Я и др.

В основу написания работы были положены анализ и изучение литературы по проблематике, касающейся особенностей проблемного обучения как способа развития творческой активности учащихся. Методические исследования Пассова Е. И., Щерба Л.В. и Лернера И.Л. составляют теоретическую основу работы.

Актуальность проблемного подхода к обучению иностранному языку определяется новыми целевыми установками современного образования, направленного как на овладение новыми знаниями аспектов языка, умениями в различных видах речевой деятельности, так и на формирование творческих способностей учащихся.

Практическая значимость заключается в материале, представленном типичными примерами упражнений для развития творческой активности учащихся, которые могут быть использованы в обучении иностранным языкам в средней школе.

Данная курсовая работа состоит из введения, 2 глав и заключения.

Во введении даётся обоснование целесообразности проблемного метода обучения.

В первой главе говорится о вопросах проблемного обучения в целом и проблемных задачах в частности, а именно, концептуальной основе и функциях проблемного обучения, а также развитию творческих способностей и практических навыков.

Во второй главе более подробно исследовалась методика организации проблемного обучения, а именно методы, проблемные ситуации и этапы проблемного обучения. Кроме того, в главу «Методика организации проблемного обучения как способа развития творческой активности учащихся» включены достоинства и недостатки проблемных упражнений, типы проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих в учебном процессе, правила создания проблемных ситуаций, а также способы создания проблемной ситуации в процессе устного монологического высказывания.

 

 

 

ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
 

 

Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая, которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания. Следовательно, оно обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности обучающихся.

С изменением цели обучения именно проблемное обучение может способствовать формированию человека 21-века. В связи с этим встает вопрос о развитии концепции проблемного подхода в обучении иностранным языкам в школе и вузе, в общей системе образования. Проблемный подход должен стать точкой приложения силы на плоскости личностно-деятельностного подхода, связующим звеном в процессе интеграции различных подходов в обучении иностранному языку, поскольку принцип проблемности заложен во всех развивающих подходах. В психологии и дидактике идея проблемного обучения получает широкое распространение с конца 60-х годов двадцатого века. Большинство авторов считают, что проблемное обучение - это тип обучения (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин) [4, с. 93], есть ученые, которые полагают, что проблемное обучение - это метод обучения (М.Г. Гаругюв) [2, с. 27], система обучения (Т.В. Кудрявцев) [7, с. 81], или подход к обучению (Т.А. Ильина) [7, с. 23].

При определении сущности проблемного обучения, его цели и принципов организации большинство ученых придерживаются единой точки зрения. С точки зрения Т.В. Кудрявцева проблемное обучение - это система обучения, при которой учащийся не только усваивает знания путем разрешения проблемных ситуаций, но и овладевает способами их решения [8, с. 31]. М.И. Махмутов делает акцент на том, что проблемное обучение это тип обучения, основанный на взаимодействии преподавателя и ученика, в ходе которого происходит не только освоение знаний и умений путем решения проблем, но, что особенно важно - формирование творческих способностей учащихся [8, с.  37].

Таким образом, сущность проблемного обучения состоит в формировании и развитии творческих способностей учащихся путем активизации их мышления на основе проблемных ситуаций, создаваемых педагогом в процессе овладения учащимися новыми знаниями , умениями и навыками. В настоящее время проблемное обучение, является не столько педагогической технологией, сколько методикой или даже подходом к обучению, и в зависимости от уровня той или иной своей составляющей может служить различным целям и органично применяться в различных действующих педагогических технологиях [10, с. 54].

 

 

1.1 Концептуальные основы проблемного обучения

 

Концепция проблемного обучения, как и любая другая педагогическая концепция, при ее формулировке неизбежно раскрывает субъективные особенности сознания, предпочтения педагога или исследователя. Именно поэтому в педагогической литературе даются различные определения этого понятия, в той или иной мере отражающие отношение автора к педагогическому процессу и соответствующую иерархию образовательных ценностей. Кроме того, как было уже показано, у проблемного обучения имеется своя история развития, наложившая свой отпечаток на это понятие. Если, например, И.Я.Лернер, стоявший у истоков популяризации проблемного обучения в России, под проблемным обучением понимал решение учащимся (под руководством учителя) новых для него познавательных и практических проблем в системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям школы, то в современной практике проблемное обучение могут определять и как «особый тип обучения, характерную черту которого составляет его развивающая по отношению к творческим способностям функция» [1, с. 45].

В теории М.И. Махмутова проблемное обучение представляет собой «тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций» [4, с. 27].

В данной работе под проблемным обучением понимается система научно обоснованных методов и средств, применяемая в процессе развивающего обучения, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению с целью, в первую очередь, интеллектуального и творческого развития учащихся, а также овладения ими знаниями, навыками, умениями и способами познания.

Проблемное обучение обеспечивает возможности творческого участия обучаемых в процессе освоения новых знаний, формирование познавательных интересов и творческого мышления, высокую степень органичного усвоения знаний и мотивации учащихся.

Фактически основой для этого является моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. При этом осознание, принятие и разрешение этих проблемных ситуаций происходит при оптимальной самостоятельности учащихся, но под общим направляющим руководством педагога в ходе совместного взаимодействия.

Последний аспект чрезвычайно важен, поскольку в нем, собственно, и состоит основное отличие проблемного обучения от эвристического, предполагающего, что обучение происходит при «незнании» не только ученика, но и учителя [3, с. 15]. Впрочем, это относится только к понятию проблемного обучения в узком смысле: за все время его существования неоднократно были попытки внести эвристический аспект в проблемное обучение и в полной мере.

В таких условиях проблемное обучение можно разделить на три вида в зависимости от характера и степени задействованности творческого начала учащихся:

1.      научное творчество (постановка и решение теоретических учебных проблем)

2.      практическое творчество (постановка и решение практических учебных проблем)

3.      художественное творчество (отображение действительности на основе исключительно творческого воображения).

Основным понятием проблемного обучения является проблемная ситуация, представляющая собой интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом, что побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация обуславливает начало мышления в процессе постановки и решения проблем [4, с.76].

Исходя из этого проблемным учением является такая учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности, при которой учащимися воспринимаются объяснения учителя в условиях проблемной ситуации, с той или иной степенью самостоятельности анализируются формулировки проблем и достигается их решение посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путем проверки правильности решения.

Проблемные ситуации и, соответственно, все проблемное обучение строятся на принципе проблемности, противоречия как закономерности познания, как основного механизма, активизирующего обучение уже на уровне учащихся.

Действие этого механизма и, соответственно, концептуальная основа всего проблемного обучения основаны на психологической теории мышления, выдвинутой в советской психологической школе еще С.Л.Рубинштейном. В его теории мышление представляет собой продуктивный процесс, связующий воедино объекты познаваемой действительности. Объекты действительности всегда содержат в себе определенные внутренние и (или) внешние противоречия, проблемы, задачи которые субъект (мыслящий, а в данном случае - учащийся) должен разрешить в процессе их практического преобразования и (или) мысленного осознания, то есть предметный мир открывается человеку, будучи исполненным проблемностью, что и вызывает необходимость в мышлении. Согласно его концепции именно проблемной ситуацией, противоречием, определяется вовлечение личности в мыслительный процесс.

Информация о работе Методика организации проблемного обучения как способа развития творческой активности учащихся